Стахеева О. С. Staheeva O. S. Игровые технологии как метод обучения студентов с ОВЗ. Gaming technologies as a method of teaching students with HIA
Стахеева О. С. Staheeva O. S. Игровые технологии как метод обучения студентов с ОВЗ Gaming technologies as a method of teaching students with HIA
Аннотация: В статье рассмотрены игровые технологии как метод обучения студентов с ОВЗ. Показано развитие возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся. Выделены особенности организации доступной каждому обучающемуся разноплановой игровой деятельности с учетом психофизических способностей, посредством реализации игровых программ, имеющих общеразвивающий и специализированный характер. Abstract: The article considers game technologies as a method of teaching students with disabilities. The development of the possibilities of game technologies for the formation of the personality of students is shown. The features of the organization of diverse game activities available to each student, taking into account psychophysical abilities, through the implementation of game programs that have a general developmental and specialized character, are highlighted. Ключевые слова: лица с ОВЗ, обучение, инвалидность, игровые технологии, профессиональное обучение, методы, группы, факторы, механизмы. Keywords: persons with disabilities, training, disability, game technologies, vocational training, methods, groups, factors, mechanisms. На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание обучения усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, на коррекции эмоциональной воли и двигательных сфер; традиционные методы заменяются активными методами обучения и воспитания, направленными на улучшение познавательного развития. В этих меняющихся условиях педагог должен уметь ориентироваться в разнообразных комплексных подходах к развитию подростков с использованием широкого спектра современных технологий. Технология - от греческих слов technl (искусство, ремесла, наука) и logos (концепция, обучение).
В словаре иностранных слов: «технология - это совокупность знаний о методах и средствах выполнения производственных процессов (металлы, химикаты... )». [1]. При работе с детьми-инвалидами используются специальные корректирующие и развивающие педагогические технологии для достижения положительной динамики в обучении и воспитании. Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ: Технология многоуровневого образования. Корректирующие и развивающие технологии. Технология проблемного обучения. Проектная деятельность. Игровые технологии. Информационные и коммуникационные технологии. Здоровьесберегающие технологии. [3]. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие познавательной активности и творческих способностей студентов. Игровые технологии - единство возможностей развития игровых технологий для формирования личности обучающихся реализуется через разумную организацию доступной каждому ребенку комплексной игровой деятельности с учетом психофизических возможностей, через реализацию специальных игровых программ общего развития и специального обучения. [2] В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разработали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. В практической деятельности игровая деятельность выполняют следующие функции: развлекательные (это основная функция игры - развлечь, вдохновить, заинтересовать); коммуникативные (владение диалектикой общения); самореализации в игре как полигон для человеческой практики; игровой терапии (преодоление различных трудностей, встречающихся в других сферах жизни); диагностики (определение отклонений от нормативного поведения, самопознания во время игры); корректирующие (вносить положительные изменения в структуру показателей личности); межэтнического общения (усвоение общечеловеческих социальных и культурных ценностей); социализации (включение в систему общественных отношений, приближение норм человеческого сообщества). [4].
Структура игры как процесса включает: а) роли, которые играют игроки; б) действия как средство выполнения этих ролей; в) забавное использование предметов, т. е. замена реальных вещей обычными; г) реальные отношения между игроками; д) сюжет (содержание) - условно обозначенная в игре область реальности. [5] В понятие «игровые педагогические технологии» входит очень обширная группа приемов организации педагогического процесса в виде нескольких педагогических игр. В отличие от игр в целом, педагогическая игра имеет существенную характеристику - четко определенную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, четко выделен и характеризуется образовательной и познавательной направленностью. Игровые технологии - лучший способ создать благоприятную и дружелюбную атмосферу в группе обучающихся с ограниченными возможностями. Во время игры подросток чувствует себя более свободным и имеет возможность предлагать варианты решений, не боясь ошибиться и думать самостоятельно, чувствуя себя более уверенно в профессии. Составление и решение кроссвордов, словосочетаний, логических задач и других интеллектуальных игр - эффективный инструмент для приобретения теоретических знаний, профессиональных терминов. Кроме того, такие формы способствуют развитию у студентов навыков сотрудничества и социального диалога. Включение в образовательный процесс интеллектуальных игр, таких как «Светофоры», «Что не нужно? », «Что, где, когда? » чтобы удовлетворить познавательные, коммуникативные, эстетические и творческие потребности студентов, сделает сам процесс обучения радостным, полным эмоций. Организовывая игру, педагог может видеть реальный уровень усвоенного материала, приобретенные навыки и способности каждого обучаемого, что помогает выстраивать и корректировать индивидуальный маршрут всех в группе. Поэтому методики обучающих игр наиболее широко используются на практике для профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями на разных этапах занятия, включая практически все формы работы (диалог, групповая работа, парная и индивидуальная), а не только в теоретические занятия, а также в различные формы практических занятий.
Со второго года обучения в техникуме наиболее актуальным становится использование более сложных видов игровой техники, таких как ролевые игры с элементами деловых игр. Цель такой игры - тренировать навыки и способности обучающегося к активному творческому поиску. В процессе игровой деятельности активируются не только знания, но и коммуникативные навыки, определяющие социальную значимость игровых технологий. Студенты второго года обучения, как правило, выходят на практику во второй половине года и испытывают трудности на производстве из-за возникновения различных незнакомых производственных ситуаций. А включение в учебный процесс элементов деловых игр: ролевой игры и имитации меняет мотивацию к обучению: знания приобретаются не на будущее, а для обеспечения непосредственного успеха студентов в реальном для них процессе. Это дополнительно помогает выпускникам трудоустроиться и быстрее наладить производство. На производственной практике в различных игровых ситуациях целесообразно использовать деловую игру, имитирующую реальные производственные ситуации: например, для профессии «маляр» - ремонт квартиры: ремонт помещений различного назначения, отделка, приём качества выполнения операций о пр. (где каждый выполняет конкретную задачу) Во время игры обучающиеся могут выполнять индивидуальные роли или работать в группе. При работе в группе над задачей в обязательном порядке предусматривается межгрупповая дискуссия: представление результатов, заключения экспертов, анализ хода и результатов игры, соотношения игровой (имитационной) модели и реальности, а также курс учебно-игрового взаимодействия. Во время игры мастер производственного обучения контролирует выполнение каждой роли в соответствии с предложенным сценарием. При разработке игр можно примерить разные роли для каждого и почувствовать себя увереннее и спокойнее в каждой предложенной роли. Во время игры закрепляются навыки самоконтроля, взаимного контроля и взаимопомощи в процессе работы с целью достижения общего конечного результата.
Образовательная деятельность по профессиональному обучению людей с ограниченными возможностями направлена на индивидуальный и межличностный подход к каждому. Игровая форма занятий создается с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают средством мотивации, побуждая к учебной деятельности. При планировании игры цель обучения задается в виде игровой задачи, задача обучения переносится в игровую задачу из-за элемента конкуренции, а успешность выполнения задач связывается с результатом игры по определенным критериям. На основании анализа литературы, посвященной использованию игровых технологий в профессиональном обучении людей с ограниченными возможностями и инвалидами, можно сделать вывод, что преимущества использования игровых технологий на занятиях очевидны. Во-первых, это прекрасные возможности для развития внимания, наблюдения, мыслительной и познавательной активности обучающихся. Игровые технологии развивают независимость, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартное мышление и целеустремленность. Игровые технологии удобны по сравнению с другими методами обучения, поскольку позволяют обучающемуся лично участвовать в решении «настоящих» профессиональных проблем. Это способствует более глубокому пониманию внутренних закономерностей изучаемой профессии, позволяет увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать ошибки, в том числе допущенные другими участниками игрового взаимодействия. Но невозможно создать определенный комплекс или модель игры, рекомендованную для разных категорий обучающихся. Дизайн игрового элемента или игры - это индивидуальная работа отдельного преподавателя, на которую влияет достаточно большое количество факторов: эмоционально-психологическая ситуация в группе, знания и уровень знаний обучающихся, их интерес к данной проблеме и др. Список литературы: 1. Бельгисова, К. В. Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае: монография / К. В. Бельгисова, Е. Л. Симатова, О. В. Шаповал. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2017. - 168 с. 2. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 204 с.
3. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. Красноярск: СФУ, 2014. - 248 с. 4. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт. -сост. А. А. Наумов., В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с. 5. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. - М.: Академия, 2014. - 240 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|