Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРЕДИСЛОВИЕ. Шумаева Д. Г.




ПРЕДИСЛОВИЕ


Рецензенты:

Т. И. Бабаева, кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой дошкольной педагогики

РГПУ им. А. И. Герцена

О. Н. Сомкова, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольной педагогики

РГПУ им. А. И. Герцена

Шумаева Д. Г.

Ш 95 Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чте­нию: Программа-конспект. — СПб: «Детство-Пресс», 1999. — 188 с. / (Из опыта педагога).

18ВМ 5-89814-044-1

Предлагается программа обучения чтению детей с 5 лет. Про­грамма содержит 64 конспекта комплексных занятий, насыщенных разнообразным дидактическим материалом по развитию речи, вни­мания, сообразительности, включающих физкультминутки для сня­тия напряжения и переключения внимания детей, а также методи­ческие рекомендации.

Издание адресовано воспитателям и методистам детских до­школьных учреждений, студентам педагогических вузов и коллед­жей, гувернерам, родителям.

ББК 74. 100. 5


Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится пер­вокласснику. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы,
и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно
учитывать следующее: во-первых, система обучения должна
быть согласована со школьными программами и обязательно
иметь познавательную основу; во-вторых, /необходимо исполь­
зование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих
ребенка]                                                                    _

По*утверждению Л. А. Венгера и С. В. Мухиной: «ц.. дети пя­тилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамо­те»*, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. |

Данная программа рассчитана на 64 занятия, и в ее основу заложен принцип развивающего обучения. Разработаны кон­спекты, вернее — подобран материал для каждого занятия так, чтобы у педагога или у родителей была возможность выбора исходя из потенциальных возможностей ребенка, даны методи­ческие рекомендации. Очень важно серьезно и творчески под­ходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, ди­дактический и пр. необходимый материал, без которого невоз­можно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия, длящегося в среднем 25—30 минут.


* Венгер Л. А., Мухина С. В. Психология. М., 1988. С. 26.


Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В. А. Сухомлин-ский сказал: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности! ** Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетичес­кие, лексические, грамматические, графические и даже подвиж­ные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персо­нажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

[Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. *

У многих детей этого возраста есть дефекты произношения.
Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия
с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных
скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. Этот
материал представлен в каждом конспекте.                     

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать В программу занятий включено множе­ство загадок. Замечательно, если они будут сопровождаться иллю­стративным или игровым материалом — муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова* И здесь важны упраж­нения, формирующие способность быстро схватывать смысл чи­таемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться по­полнять словарный запас детей синонимами, антонимами в про­цессе лексико-грамматических игр и пр. I


Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответ­ствуют теме занятия.

I Уважаемые коллеги, родители! Помните: обучение грамоте — ответственный период в жизнд ребенка. И то, насколько благо­получно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный ин­терес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку пове­рить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувст­вует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью!


* Метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности.

** Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Минск, 1981. С. 95.


Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности, В. А. Сухомлин-ский сказал: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности! 4'* Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетичес­кие, лексические, грамматические, графические и даже подвиж­ные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персо­нажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Г Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. *

У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр^ Этот материал представлен в каждом конспекте.

~Шь1 знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их_^азгадать| В программу занятий включено множе­ство загадок. Замечательно, если они будут сопровождаться иллю­стративным или игровым материалом — муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упраж­нения, формирующие способность быстро схватывать смысл чи­таемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться по­полнять словарный запас детей синонимами, антонимами в про­цессе лексико-грамматических игр и пр. |


Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответ­ствуют теме занятия.

I Уважаемые коллеги, родители! Помните: обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благо­получно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный ин­терес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку пове­рить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувст­вует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью!


* Метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности.

** Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Минск, 1981. С. 95.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...