Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации. Как совершенствовать технику чтения? . Какие книги выбирать? . Гигиена чтения. Особенности метода. И образовательно-воспитательные Задачи программы




РЕКОМЕНДАЦИИ

Как совершенствовать технику чтения?

Еще Л. Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.

Далее, важна не длительность, а частота тренировочных уп­ражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5—10 минут.

Хорошие результаты дает чтение перед сном (5—10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоцио­нальной памятью и те 8—9 часов, когда человек спит, он нахо­дится под их впечатлением.

Какие книги выбирать?

Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих читать шрифт высотой 6—8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице боль­шой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строч­ками текста. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей — не менее 3, 5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг.

Гигиена чтения

— Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.

— При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.

— Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответство­
вать его росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье
подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы не


свисали. При большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют дополнительную планку, которая будет слу­жить опорой для спины ребенка, снижая утомление мышц.

— Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так
как это создает тень и мешает чтению;

— Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до
переутомления. Вредно читать сразу после еды ~ это мешает
пищеварению.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синте-тическим методом, в последовательности от простого к сложному (концентрически).

Особенности метода

1. Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) рус­
ского языка.                                •

2. Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны.

3. Обучение по слоговому принципу.

Задачи

1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному сло­
говому чтению с постепенным переходом к чтению целыми сло­
вами; далее развивать навыки чтения целыми словами и неболь-
шими предложениями.

2. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать
любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

3. Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.

4. Формировать устную речь детей, обогащать словарный за­
пас, развивать коммуникативные способности на основе общения.

Фонетика

1. Развивать у детей фонематический и речевой слух, форми­ровать ориентировку в звуковой системе языка.


2. Обучать звуковому анализу слов. Учить определять место
звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова).

3. Широко использовать фонетические игры.

Слово

1. При изучении букв соблюдать последовательность и посте­
пенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таб­
лицы разных видов к каждому занятию.

2. Ознакомить с гласными, твердыми и мягкими согласными,
Ъ и Ь знаками, их значением.

3. Показать слогообразующую роль гласного и значение уда­
рения.

4. Учить читать прямые и обратные слоги, затем трехбуквен­
ные, односложные, двухсложные и трехсложные слова, слова с
двумя рядом стоящими согласными.

5. Обогащать лексику детей, практически знакомя их с омо­
нимами, синонимами, антонимами, многозначностью слова, ис­
пользуя лексические и грамматические игры.

6. Учить составлять «кустики» слов, подбирая родственные
слова.

7. Обратить внимание на написание большой буквы в начале
предложения, после интонационных знаков (.!? ), в именах людей
и кличках животных.

8. Много внимания уделять работе с индивидуальными раз­
резными азбуками, так как процесс обучения идет более эффек­
тивно, если ребенок «пропускает» буквы, слоги через пальцы.
(При этом воспитатель сам разрезает и раздает детям буквы и
слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни
в коем случае не все сразу. ) Работая с индивидуальными разрез­
ными азбуками, в конце года обращать внимание детей на рас­
хождение в написании и произношении отдельных слов.

Предложение

1. Отметить, что речь наша делится на предложения и слова.

2. Обращать внимание детей на смысловую и интонационную
законченность предложений (точка, восклицательный и вопро­
сительный знаки в конце предложения).

3. Учить красиво и правильно строить предложения: работать
над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.


Развитие речи

1. Стремиться расширять поле активной творческой мысли­
тельной деятельности детей. Включать ситуации спора, дискус­
сии, просить обосновывать свое мнение или ответ.

2. Широко использовать словесные игры, сюрпризные момен­
ты, игровые ситуации.

3. Совершенствовать речевой аппарат детей, систематически
включая в занятия артикуляционную гимнастику или разминку
(чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, долгоговорок, сти­
хов и четверостиший).

4. Учитывая огромный интерес детей к загадкам, использовать
их на занятиях, давая информацию познавательного характера.

Оснащать занятия разнообразным дидактическим материа­лом, наглядными пособиями, таблицами, моделями, игрушками, репродукциями и пр.

Обязательно учитывать индивидуальные особенности и потен­циальные возможности каждого ребенка.

Осуществлять работу с небольшими группами детей.

К конце года дети должны:

— хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «пред­
ложение»; знать порядок букв и их названия (алфавит);

— различать гласные и согласные звуки;

— правильно ставить ударение в знакомых словах;

— свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; пра­
вильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к
чтению целыми словами;

— правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех
видов и слова простой структуры;

— уметь составлять простые предложения и интонационно пра­
вильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!? ).

— проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...