Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложения. Глава 5. Финансирование социальных предприятий. 5.1. Фандрайзинг в социальном предпринимательстве




Приложения

Приложения формируются для разгрузки основного текста бизнес-плана от подробностей. Они включают информацию и копии документов, которые по каким-либо причинам нецелесообразно вводить в основную часть, но которые могут быть востребованы в случае подробного изучения бизнес-плана инвестором. Чаще всего это дополнительные наглядные материалы:

· характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);

· подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетинговых исследований, информация о конкурентах, договоры);

· обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, сметы, и т. д. );

· подтверждающие значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, предварительные протоколы согласования на производство работ и поставку оборудования и др. ).

При разработке бизнес-плана необходимо учитывать специфику каждого из трех видов деятельности предприятия: текущей, инвестиционной и финансовой. Особенности текущей деятельности обусловлены отраслевой принадлежностью, особенности инвестиционной и финансовой деятельности помимо этого зависят от условий привлечения инвестиций и источников средств.

 

По объему и полноте изложения материала, бизнес-план может быть трех видов:

1. Полный, содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы, всю «кухню» получения тех или иных результатов. Такой бизнес-план (с вариантами и поисковыми рассуждениями) должен храниться у руководителя предприятия и предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц – самым серьезным участникам бизнеса, например инвестору, банкиру.

2. Достаточный, т. е. содержащий все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту и не обязательно включающий подробные расчеты по альтернативным вариантам. Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия.

3. В виде резюме, т. е. представляющий краткие выводы по каждому разделу бизнес-плана, без обоснования и расчетов (может быть приложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий от одной до четырех страниц текста «с ответами без решений», имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекламы самого предприятия либо разрабатываемой продукции (услуги).

 

Контрольные вопросы:

1. Какие основные признаки присущи планированию?

2. Каковы основные причины, побуждающие современных предпринимателей заниматься бизнес-планированием?

3. Какие существуют основные типы бизнес-планов? В чем их отличие?

4. В чем заключается процесс разработки бизнес-плана?

5. Почему социальному предпринимателю стоит разрабатывать бизнес-план самостоятельно?

6. Из каких частей состоит упрощенная версия бизнес-плана?

7. Что понимают под бизнес-операцией в бизнес-планировании?

8. В какой последовательности осуществляется расчет показателей бизнес-операции?

9. В чем заключается отличие переменных затрат от постоянных?

10. Какие показатели отражают эффективность бизнес-операции?

11. Какие стандарты разработки бизнес-планов широко известны в настоящее время?

12. Какова типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта?

 

Список литературы:

1. Анненков П. Ошибки на миллион. – М.: Эксмо, 2015.

2. Зимина Л. Ю. Бизнес-план: профессиональная разработка / Учебное пособие. – Ульяновск, УлГУ, 2012. – 152 с.

3. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2015. - 155 с.

4. Купцова Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Купцова Е. В. под ред. А. А. Степанова - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 435 с.

5. Сергеев А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /А. А. Сергеев. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 475 с.

6. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. – 349 с.


Глава 5. Финансирование социальных предприятий

 

5. 1. Фандрайзинг в социальном предпринимательстве

Для реализации собственных проектов социальные предприятия нуждаются в финансовых ресурсах; объем необходимых средств определяется масштабом социального проекта. Кроме того, финансирование требуется для обеспечения стабильной и устойчивой текущей операционной деятельности предприятия. Для решения задач, связанных с финансированием, используется процесс сбора средств, называемый фандрайзингом.

Термин «фандрайзинг» происходит от английского слова «fundraising» (fund – средства, финансирование; to raise – добывать, собирать). Соответствующего русскоязычного синонима этого термина не существует; можно утверждать также, что в настоящее время отсутствует однозначное определение данного понятия. В настоящей работе фандрайзинг будет трактоваться как процесс привлечения и аккумулирования денежных средств и других ресурсов (материальных, информационных, интеллектуальных и пр. ) для реализации социальных проектов и программ, а также для обеспечения текущей операционной деятельности социального предприятия[52], [53].

Таким образом, в узком смысле категория «фандрайзинг» применительно к социальному предпринимательству может интерпретироваться как социальная услуга, которая создает определенный социально значимый эффект. В широком смысле данное понятие можно трактовать как финансовый механизм взаимодействия институтов государства, гражданского общества, крупного и среднего бизнеса, субъектов социального предпринимательства и частных лиц, направленный на совместное решение социальных задач в интересах всего общества[54].

Фандрайзинг может рассматриваться также как вид деловых коммуникаций между социально ориентированными предприятиями и потенциальными донорами – государственными структурами, бизнесом, негосударственными фондами, частными лицами.

Донор – это юридическое или физическое лицо, представляющее разного рода ресурсы (денежные средства, товары, услуги и др. ) на некоммерческой основе для решения задач, направленных на благо общества в целом.

Исторически фандрайзинг впервые появился в США, где он использовался для привлечения финансовых ресурсов в так называемый третий сектор экономики, объединяющий весь широкий спектр некоммерческих организаций и функционирующий наряду с государственным и частным секторами. Если государственные организации функционируют за счет бюджетных средств, а основным источником развития бизнес-структур является собственная прибыль, то организации третьего сектора организуют собственную деятельность за счет привлеченных средств – грантов, пожертвований и др.

Исследователи отмечают бурное развитие фандрайзинга во второй половине ХХ века, что объясняется растущей ролью третьего сектора в экономике США. По данным Е. Л. Шековой[55], в 1997 году в американской экономике функционировало около 2100 тысяч некоммерческих организаций, в которых было занято 9, 3 млн. человек. В 1999г. вклад третьего сектора в национальный ВВП Соединенных Штатов Америки составлял 7, 5%, что в 3, 5 раза превышает соответствующий показатель 1965г.

Дополнительный импульс для своего развития фандрайзинг получил в США в 80-е годы прошлого века, когда президентом страны был Р. Рейган. В этот период резко сократилось выделение бюджетных средств на социальные цели, и хотя организации третьего сектора во все периоды были ориентированы на привлеченные негосударственные источники финансирования и собственные средства, сокращение государственного финансирования стало, с одной стороны, причиной серьезного финансового кризиса в некоммерческой сфере, а с другой – фактором, стимулирующим развитие фандрайзинга. Для этого периода характерна активная диверсификация источников финансирования социальных проектов – были привлечены новые источники финансирования, разработаны новые формы и инструменты фандрайзинга.

В 90-е годы ХХ века развитие фандрайзинга началось в России, что естественно совпало с ростом числа некоммерческих организаций в нашей стране. В 2013 г. была учреждена Ассоциация фандрайзеров – некоммерческая организация, объединяющая профессионалов в сфере привлечения средств для реализации социальных проектов и программ.

Рассмотрим две основные классификации видов фандрайзинга.

В зависимости от цели привлечения средств выделяют проектный и оперативный фандрайзинг. Если целью фандрайзинга является привлечение средств для реализации какого- либо социального проекта, то такой фандрайзинг называют проектным. Если же средства в рамках фанрайзинговой кампании привлекаются для обеспечения текущей операционной деятельности социального предприятия, то фандрайзинг называется операционным. С точки обеих сторон – и донора, и социального предприятия – проектный фандрайзинг является предпочтительным, так как в этом случае совершенно очевидна и прозрачна цель сбора средств, поэтому ресурсы привлекать значительно проще.

По способу организации сбора средств принято выделять внутренний и внешний фандрайзинг. Если задача поиска источников финансирования решается силами сотрудников социального предприятия, которые самостоятельно разрабатывают и реализуют стратегию сбора средств, то такой фадрайзинг называется внутренним. Если же к этому процессу привлечены профессиональные специалисты по фандрайзингу либо специализированные консалтинговые фирмы, то такой фандрайзинг называют внешним.

Задачи, решаемые в ходе фандрайзинга, можно сформулировать следующим образом:

· поиск потенциальных доноров для финансирования конкретного социального проекта либо операционной деятельности социального предприятия;

· работа с потенциальными донорами, обоснование важности задач, решаемых социальным предприятием;

· сбор средств для осуществления проектной или операционной деятельности;

· информирование о целях и задач предприятия, формирование общественного мнения, позитивного имиджа предприятия.

Неслучайно, фандрайзинг часто рассматривают как науку об успешном убеждении заинтересованных сторон в необходимости и полезности деятельности данной организации[56].

Широкий спектр задач, решаемых в ходе фандрайзинга, многообразие привлекаемых источников финансирования, комплексность используемых методов и инструментов фандрайзинга привели к необходимости введения в профессиональный оборот понятия «фандрайзинговая кампания»[57].

Фандрайзинговая кампания – это комплекс организационно-управленческих мероприятий, направленных на реализацию целей фандрайзинга и обеспечивающих планирование, реализацию, контроль и анализ привлечения средств.

Таким образом, можно выделить четыре основные этапа процесса фандрайзинга:

· планирование фандрайзинговой кампании;

· реализация процесса фандрайзинга;

· осуществление контроля за ходом процесса фандрайзинга;

· анализ и оценка конечных результатов проведенной фандрайзинговой кампании.

Каждый этап предполагает решение комплекса определенных задач, которые в основном являются общими для различных социальных предприятий.

На этапе планированияпроводится анализ потребностей социального предприятия в ресурсах, формулируются цели и задачи фандрайзинговой кампании, разрабатывается её стратегия, определяется круг потенциальных доноров, анализируются их интересы, принимается решение о виде используемого фандрайзинга (внутренний или внешний), формируется инструментарий, который будет использован в ходе данной фандрайзинговой кампании, назначаются ответственные лица, определяется размер бюджета кампании.

На втором этапе осуществляется собственно процесс фандрайзинга, т. е. выделяются запланированные финансовые средства на проведение фандрайзинговой кампании, реализуются выбранные при планировании методы фандрайзинга, ведется активная работа с потенциальными донорами.

Третий этап предполагает непрерывный мониторинг процесса фандрайзинга, который проводится руководством социального предприятия и его финансовой службой. Если в ходе мониторинга выявляются отклонения от принятого плана фандрайзинга, в процесс должны быть внесены необходимые коррективы.

На этапе анализа должны быть решены две основные задачи: а) оценка степени достижения сформулированных ранее целей фандрайзинговой кампании; б) оценка эффективности использования бюджета фандрайзинговой кампании, т. е. средств, выделенных на её проведение.

Для оценки эффективности могут быть использованы коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг ( Кок ) и коэффициент рентабельности фандрайзинговой кампании ( Rф, ).

Коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг определяется по формуле:

 

(5. 1. )

 

Коэффициент рентабельности фандрайзинговой кампании – это есть отношение прибыли (разницы между объемом привлеченных средств и расходами на фандрайзинг) к величине привлеченных средств, т. е.

(5. 2. )

 

В табл. 5. 1. систематизированы задачи фандрайзинговой кампании, решаемые в рамках каждого этапа.

Таблица 5. 1.

Основные задачи фандрайзинговой кампании

Этапы фандрайзинговой кампании Задачи, решаемые в ходе этапа
1. Планирование · анализ потребностей в ресурсах; · формирование целей и задач кампании; · разработка стратегии кампании; · определение потенциальных доноров; · принятие решения о виде фандрайзинга; · выбор методов фандрайзинга; · назначение ответственных лиц; · формирование бюджета кампании.
2. Реализация   · выделение финансовых средств на организацию процесса фандрайзинга; · работа с потенциальными донорами.
3. Контроль · мониторинг процесса фандрайзинга; · выявление отклонений от установленного плана; · внесение необходимых корректив в процесс фандрайзинга.
4. Анализ · оценка степени достижения целей фандрайзинговой кампании; · оценка эффективности использования бюджета кампании.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...