5.2.6. Краудфандинг
Краудфандинг представляет собой добровольное сотрудничество людей (назовем их донорами), которые объединяют свои финансовые либо какие-то другие ресурсы, как правило, с помощью Интернета, чтобы поддержать проекты других людей или организаций (назовем их реципиентами). Термин берет свое начало от английских слов crowd – толпа и funding – финансирование, поэтому краудфандинг называют часто «народное финансирование». Поэтому краудфандинг можно рассматривать как социальную технологию коллективного финансирования полезных для общества проектов, базирующуюся на добровольных пожертвованиях отдельных людей. Данный термин ввел в широкий оборот в 2006 году американский предприниматель Майкл Салливан, который занимался разработкой коммерческого сайта для блоггеров Fundavlog; сайт предусматривал возможность осуществления частных пожертвований для финансовой поддержки блогеров. Начало регулярного использования технологий краудфандинга обычно связывают с 2009 годом, когда в США был запущен сайт Kickstarter. com, предназначенный для сбора средств с целью финансовой поддержки творческих проектов В России краудфандинг как финансовый инструмент стал развиваться с 2008 года, когда был создан сайт Kroogi для поддержки представителей творческого сообщества; сайт совмещал реализацию инвестиционных и социальных функций. В 2010 году была открыта еще одна платформа для финансирования музыкальных проектов – Thank You. Краудфандинговая платформа – это сайт-посредник который предоставляет проектам – потенциальным реципиентам интернет-пространство для представления своих идей с целью привлечения людей, желающих финансово поддержать понравившиеся им проекты. На этом же сайте осуществляются платежи, часть которых (обычно от 5 до 15 процентов от собранной суммы) остаются в распоряжении платформы в качестве комиссионного сбора.
Дополнительная информация Крупнейшими в мире платформами для краудфандинга являются Kickstarter и IndieGoGo. Первая площадка была основана в 2009 году. За период её работы, по данным на 2017г., 12 млн. человек выступили в качестве доноров; ими было инвестировано в различные проекты 2, 8 млрд. долларов. Площадка размещает в основном творческие проекты в сфере литературы, музыки, изобразительного искусства, дизайна. Платформа функционирует по модели «все или ничего», т. е. автор проекта получает финансовые средства только в том случае, если сумма собранных в результате краудфандинга средств не меньше первоначально заявленной. В рузультате за все годы работы в рамках данной модели были обеспечены финансированием 120 тысяч проектов. Платформа IndieGoGo реализует краудфандинг по принципиально другой модели – авторы имеют возможность забрать собранные средства даже в том случае, когда полученная сумма меньше той, которая указана в первоначальной заявке. За 2008 – 2017 годы с помощью этой площадки было поддержано 113 тысяч проектов на общую сумму 2, 29 млрд. долларов [71] . В России на сегодняшний день крупнейшими являются две краудфандинговые платформы – Planeta и Boomstarter. Обе площадки были образованы в 2012 году. Площадка Planeta поддерживает творческие, технологические и социальные проекты. Модель работы платформы следующая: если за период аккумуляции средств на проект собрано менее 50% первоначально заявленной суммы, то все средства возвращаются донорам. По данным платформы [72] , за годы работы, поддержано порядка 4300 проектов с общим объемом финансирования около 950 млн. рублей. Краудфандинговая платформа Boomstarter является отечественным аналогом американской платформы Kickstarter и создана для привлечения финансирования в технические, творческие, социальные и другие проекты. Автор, желающий получить финансирование, должен разместить на сайте платформы подробное описание проекта и заявить минимально возможную сумму, которая должная быть привлечена за установленный срок. Если за этот срок деньги в указанном количестве не будут собраны, то все средства будут возвращены донорам. Работая по этой модели, площадка за весь период своей деятельности реализовала более 1800 успешных проектов на общую сумму более 370 млн. рублей; в финансировании этих проектов приняло участие почти 200 тысяч доноров [73] .
При рассмотрении наиболее крупных зарубежных и отечественных краудфандинговых платформ мы уже отмечали, что она используют разные модели финансирования проектов. В связи с этим выделяют различные виды краудфандинга[74]: · краудфандинг с жесткими условиями получения финансирования – в этом случае инициатор проекта получает деньги только в том случае, если собрана вся предварительно заявленная сумма. Если же эта сумма не собрана, то деньги, направленные донорами, возвращаются в их электронные кошельки, и они могут использовать эти средства для финансирования любых других проектов; · краудфандинг с мягкими условиями получения финансирования – собранные средства передаются инициатору проекта, при этом отсутствует условие о необходимости сбора всей заявленной суммой. Иногда возможен промежуточный вариант, когда достаточно, чтобы была собрана какая-то часть суммы, указанной в заявке (например, 50%); · краудфандинг со свободной ценой – в этом случае доноры сами определяют цену уже созданного продукта, Существует еще одна классификация видов краудфандинга, где в качестве классификационного признака выступает форма вознаграждения донора[75]. В соответствии с этим признаком выделяют неденежную и денежную формы. Неденежная форма допускает любую форму вознаграждения, кроме финансовой. Здесь обычно выделяют две разновидности: - пожертвования – в этом случае донор не рассчитывает на какое-либо вознаграждение и отдает собственные средства только потому, что данный проект для нее важен. Обычно в подобных случаях речь идет о социальных проектах;
- нефинансовое вознаграждение – эта разновидность вознаграждения в наибольшей степени характерна для творческих проектов, в которых донор может получить вознаграждение в виде результата проекта (книги, копии фильма, билета на концерт и др. ). Денежная форма, как это уже следует из её названия, предполагает какое- либо финансовое вознаграждение для донора проекта. Здесь также можно выделить разновидности: - кредитный краудфандинг – этот финансовый инструмент фандрайзинга во многом совпадает с традиционным банковским кредитом. Инициатор проекта в этом случае выступает в роли заемщика, а кредиторами являются многочисленные доноры. Для кредиторов привлекательным фактором для участие в краудфандинге являются более высокие процентные ставки и диверсификация отраслей кредитования; - акционерный краудфандинг – строится на традиционном механизме участия в акционерном капитале компании, т. е в обмен на вложенные в проект деньги инвестор (донор) получает долю в уставном капитале компании – инициатора проекта. Краудфандинг имеет ряд очевидных преимуществ по сравнению с другими видами финансирования. Во-первых, если речь идет о пожертвованиях, то собранные средства не нужно возвращать. Во-вторых, если используется денежная форма вознаграждения доноров, то преимущества состоят в более низких издержках на организацию привлечения средств и в широкой географии инвесторов. Наконец, нужно указать, что краудфандинг является эффективным маркетинговым инструментом, позволяющим без специальных исследований в фокус – группах определить отношение потенциальных потребителей к представленному продукту. Безусловно, технологии краудфандинга связаны с определенными угрозами: - не исключено использование краудфандинговых платформ нечистоплотными людьми, которые с помощью криминальных схем могут завладеть личными средствами доноров; - далеко не все проекты могут получить финансовую поддержку этим методом, так как, потенциальные доноры не являются экспертами в определенных областях и могут не разобраться в особенностях и достоинствах отдельного проекта;
- учитывая, что каждый донор вкладывает в проект чаще всего небольшую сумму денег, для финансирования ресурсоемких проектов требуется привлечение огромного числа доноров. Необходимо отметить, что некоторые краудфандинговые площадки открываются специально для сбора средств на социальные проекты. Примерами таких площадок являются «Электронный благотворительный ящик», «Добро @mail. ru». Кроме того, тематические разделы, связанные с социальным предпринимательством, имеются на большинстве крупных отечественных краудфандинговых платформ.
Контрольные вопросы: 1. В чем состоит принципиальное отличие операционного фандрайзинга от проектного? 2. Охарактеризуйте основные этапы фанрайзинговой кампании. 3. В чем состоят достоинства и недостатки гранта как источника финансирования социальных проектов? 4. Какие организации могут предоставлять гранты социальным предпринимателям? 5. Чем отличается благотворительность от спонсорства? 6. Каковы основные особенности долевого государственного субсидирования? 7. Охарактеризуйте основные особенности социальных облигаций как источника финансирования социальных проектов. 8. В чем заключается концепция венчурной филантропии? 9. Бизнес-ангелы – кто они? 10. Как можно охарактеризовать понятие «краудфандинговая платформа»? 11. Какие цели могут преследовать доноры, выделяя личные средства на финансирование проектов в рамках краудфандинга? 12. Почему краудфандинг часто называют «народным финансированием»?
Список литературы: 1. Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб.: Изд-во « Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2010, с. 3. 2. Бармина Е. Ю., Гаврилова О. А. Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов //Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2009. № 1. С. 22 – 28. 3. Грищенко Ю. И. Фандрайзинг как способ привлечения средств некоммерческой организации // Некоммерческие организации в России. 2012. № 4. - С. 42-48. 4. Денисов С. А., Джазовская И. Н. Социальные облигации как финансовый инструмент преобразующего инвестирования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 4А. С. 62-71. 5. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2015. - 155с. 6. Кумаритова А. А. Государственные и муниципальные гранты: возникновение, становление и перспективы развития в российском гражданском праве //Журнал российского права. 2008. № 7, с. 88-99.
7. Латышева А. Это не просто бизнес: социальная составляющая российского краудфандинга //Журнал исследований социальной политики. – 2017. № 15. - С. 660 – 668. 8. Локтев А. В. Венчурное финансирование: понятие, проблемы и перспективы// Социально- экономические явления и процессы. 2011. № 7. С. 106-109. 9. Морозов А. С., Мавлюдов Д. В. Благотворительные фонды: возможный источник финансирования // Вестник Университета. 2014. № 12. - С. 142 – 146. 10. Нгуен Тхи Ча Ми, Толстяков Р. Р. Фандрайзинг в благотворительных организациях // Вестник научных конференций. 2015. № 1. - С. 117 – 121. 11. Рукавишников С. В. Краудфандинг в системе предпринимательства, его виды и используемые технологии // Вестник университета. 2017. № 2. - С. 189 – 193. 12. Спиридонова Е. В., Шумовская А. С., Сошников Д. С. Инновационные способы финансирования проектов: теория и практика краудфандинга //Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 17. - С. 2179 – 2192. 13. Черникина Е. В., Бобров С. Л. Особенности развития краудфандинга и фандрайзинга // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2017. № 08. - С. 36 – 41. 14. Шарифьянова З. Ф., Хажиева Р. Р. Бизнес-ангелы как особый вид венчурных инвесторов: тенденции и проблемы развития в России //Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 2. С. 143 – 149. 15. Шекова Е. Л. Развитие фандрайзинга в России: вопросы методологии // Вестник СПбГУ, Сер. 8. 2005. Вып. 1. - С. 101 – 121.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|