5.2.2. Благотворительность и спонсорство
5. 2. 2. Благотворительность и спонсорство Интерес к этим источникам финансирования социального предпринимательства возник в последние годы в связи с развитием в мире концепции социальной ответственности бизнеса, которая предполагает, что бизнес – структуры должны учитывать интересы общества, осуществлять определенные меры в интересах всего общества, а следовательно, оказывать помощь в реализации социально значимых проектов и программ. Участие коммерческой компании в социально ответственной деятельности позитивно влияет на её корпоративный имидж, улучшает репутацию компании в бизнес – среде и в обществе в целом, повышает лояльность персонала. Согласно Федеральному закону от 11. 08. 1995г. № 135 ФЗ ( ред. 05. 02. 2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», «под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Можно выделить три основных субъекта благотворительной деятельности: граждане, корпорации и некоммерческие организации. Понятие «спонсор» закреплено в Федеральном законе от 13. 03. 2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», в котором спонсор определяется как «лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности».
Таким образом, спонсорство строится на взаимовыгодных началах: бизнес оказывает партнеру финансовую поддержку, взамен получая от спонсируемой стороны услуги в сфере рекламы и PR- деятельности. Это означает, что благотворительность и спонсорство коренным образом отличаются и необходимо определить четкие границы между двумя этими категориями. Если применительно к сфере социального предпринимательства благотворительность – это добровольная бескорыстная поддержка некоммерческой деятельности субъектов социального предпринимательства, то спонсорство – это особый вид экономической сделки, в результате которой происходит взаимовыгодный обмен ресурсов, предоставляемых спонсором, на возможность размещения рекламы, проведения PR- акций и других мероприятий в интересах спонсора. В процессе поиска доноров для получения благотворительных средств социальными предпринимателями может использоваться разнообразный инструментарий, в частности, организация специальных благотворительных мероприятий для сбора средств (концертов, спортивных мероприятий и др. ), организация личных встреч с потенциальными донорами, привлечение волонтерских организаций.
5. 2. 3. Государственные субсидии Государственные субсидии – это бюджетные средства, которые представляются социальному предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе для обеспечения текущей деятельности предприятия и реализации им социально значимых функций. За рубежом уже накоплен значительный опыт в области субсидирования социального предпринимательства со стороны государства. Так, в США практикуется совместное финансирование проектов в социальной сфере, причем можно выделить две основные модели совместного финансирования: долевое субсидирование и возвратное субсидирование. Долевой субсидирование предполагает, что государственная субсидия будет выделена только в том случае, если некоммерческая организация (социальное предприятие в том числе) также участвует в финансировании данного проекта. В частности, большую популярность в США получила схема «1: 3» («один у трем»), предполагающая, что на один доллар государственной субсидии будет вложено 3 доллара самим предпринимателем.
Возвратное субсидирование. В этой модели государство выделяет субсидию только в том случае, если организация принимает на себя обязательство вернуть частично или полностью полученные средства, т. е. возвратные субсидии не являются таковыми в классическом смысле, а скорее могут рассматриваться как государственный беспроцентный кредит. В Германии государство представляет субсидии некоммерческим организациям через национальные зонтичные организации, которые, в свою очередь, перераспределяют выделенные средства на нужды входящих в их состав хозяйствующих субъектов. Во Франции государственные субсидии являются основным источником финансирования некоммерческих организаций. Однако, учитывая ограниченный объем бюджетных средств, выделенных по этой статье расходов, государственное финансирование представляется либо через федеральную администрацию, либо через муниципальные органы власти, которым делегирована соответствующая функция[64].
Дополнительная информация В Российской Федерации государственные субсидии на реализацию социальных проектов и программ выделяются в рамках действующей Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Субсидии выделяются на основании конкурсного отбора, безвозмездно и безвозвратно. Механизм предоставления субсидий следующий: средства выделяются из федерального бюджета субъектам РФ, которые с целью распределения полученных средств организуют конкурсы на своей территории. Максимальный размер субсидии для одного получателя 1500 тыс. рублей, причем получатель субсидии обязан обеспечить софинансирование проекта за счет собственных средств в размере не менее 15% от суммы субсидии (приказ Приказ Министерства экономического развития РФ от 25. 03. 2015г., № 167). С помощью этого финансового механизма государственного субсидирования за период 2012 - 2017г. г. была оказана финансовая поддержка 1800 социальным предприятиям в 32 субъектах Российской Федерации. В 2017 году по данной федеральной программе было выделено 7, 5 млрд. рублей субсидий [65] .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|