Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания движений в лучезапястных суставах




Лучезапястный сустав является одним из наиболее слож­ных, обслуживаемых наибольшим количеством мышц. От состояния этого сустава зависит нередко не только позный тонус, но и все многообразие манипулятивной деятельности рук.

Именно многосторонность функции определяет и крайне многообразие патологических, в основном пронационно-сгибательных установок как кисти, так и пальцев.

Ранее упоминалось о врожденной недостаточности мышц разгибателей кисти и о последующей их нараста­ющей функциональной недостаточности. В связи с этим создаются различные варианты пронационносгибатель­ных установок в лучезапястном суставе

Тренировка разгибательных движений в лучезапяст­ном суставе начинается с создания рефлексзапрещаю­щих позиций, препятствующих повышению тонуса мышц-сгибателей, обслуживающих лучезапястный сус­тав.

При соответствующих этой задаче положениях голо­вы методист проводит системный массаж по точкам 50 (расслабляет), 67, 68, 10, 6, 9, 11 после того, как будет проделан расслабляющий массаж двуглавой и плечелучевой мышц (катание, валяние и т. д.).

Предлагаются следующие варианты упражнения для восстановления функциональных возможностей лучезапястного сустава.

1. Ребенок сидит перед столом, руки в положении пронации, пальцы сжаты в кулак, большой палец по­верх П. С помощью массажа в точках 9, 68, 67, 10, 17, проводимого 2—4 мин, стимулируется разгибание в лу­чезапястном суставе.

2. Если сгибательная установка в лучезапястном су­ставе столь устойчива, что не преодолевается с по­мощью точечного массажа, методист, при том же исход­ном положении ребенка, укладывает свою левую ладонь так, чтобы большой палец его лежал на большом паль­це ребенка, остальные четыре — обхватывали кулак ре­бенка. Правой рукой он проделывает точечный массаж в точках, указанных выше, затем производит пассивно разгибание кисти.

3. Нередко слабость разгибания кисти сочетается с ее отведением в сторону локтевой кости. В этих слу­чаях массаж проводят в точках 67, 9, 5, 68.

4. Ребенок сидит в том же исходном положении, пе­ред ним на столе расположена пищащая игрушка. Ребе­нок должен с силой надавить ладонью, а затем тылом кисти на игрушку, т. е. выполнить пронацию, затем су­пинацию и сгибание в лучезапястном суставе.

Сразу после того, как будет произведено сгибание, следует стимулировать разгибание в лучезапястном су­ставе, давая ребенку соответствующую инструкцию и помогая ему с помощью точечного массажа.

5. Ребенок стоит у стола так, что его опущенные руки касаются поверхности стола ладонной частью сжа­того кулака. Задачей упражнения является переменное сгибание кулака таким образом, чтобы: а) ребенок опирался на его внутреннюю часть при максимальном раз­гибании лучезапястного сустава и б) имела место его установка на основные фаланги пальцев. Эти движения чередуются, методист корригирует их с помощью точеч­ного массажа.

6. Ребенок сидит за столом. Пальцы сжаты в кулак, рука ребенка лежит на столе, опираясь на лучевую сто­рону предплечья. Задачей упражнения является чередо­вание разгибания со сгибанием в лучезапястном суставе.

7. То же исходное положение, что и в п. 6, но перед кулаком ребенка устанавливают препятствие с доста­точно большой поверхностью. Ребенок должен произ­вести сгибание с сопротивлением, после которого дви­жение разгибания совершается более свободно.

8. Ребенок сидит на столе, пальцы сжаты в кулак. Упор на разогнутые кисти. Под действием легкого толч­ка методиста тело ребенка наклоняется вправо, с одно­временным упором только на одну руку. При этом под тяжестью тела происходит максимальное тыльное раз­гибание в лучезапястном суставе, что на несколько се­кунд фиксируется методистом. Затем методист делает такой, же толчок в противоположную сторону с тем, чтобы масса тела удерживалась полностью разогнутой кистью другой руки.

9. К столу прикрепляют кусок резинового бинта. Ре­бенок сидит за столом, кисть с пальцами, сжатыми в ку­лак, подведена под резиновый бинт. Ребенок по коман­де методиста, преодолевая сопротивление, оказываемое бинтом, разгибает кисть, возвращает ее на место, снова разгибает кисть. Методист с помощью точечного масса­жа корригирует правильность движения.

При выполнении данных упражнений не следует до­водить ребенка до утомления.

Сгибание кисти осуществляется не только собствен­но сгибателями кисти, но и всех сгибателей пальцев за исключением сгибателя I пальца.

Следует помнить, что при разгибании кисти проис­ходит растягивание поверхностного сгибателя пальцев. Растяжение этой мышцы ведет соответственно к повыше­нию ее тонуса. Этим обусловливается то, что при разогнутой кисти оказывается легко согнуть пальцы, сжать их в кулак и значительно трудно разогнуть их.

Наоборот, при сгибании кисти происходит напряже­ние мышц разгибателей пальцев вследствие его растя­жения и поэтому при согнутой кисти оказывается легко разогнуть пальцы.

Соответственно этому каждое движение пальцев сле­дует тренировать при наиболее выгодном положении кисти для развития каждого данного движения.

Для тренировки разгибания пальцев, помимо указан­ных выше приемов точечного массажа, отработки опти­ческого и механического рефлексов опоры на мяче, на валике, приемов Фелпса и т. д., можно предложить ра­боту руки ребенка в одной перчатке с методистом. Этот прием широко используют в тех случаях, когда рука ребенка, хотя бы в незначительной степени, совпадает по размеру с рукой методиста. Методист надевает ши­рокую перчатку, куда укладывает и руку ребенка. Пас­сивно разгибает пальцы ребенка, отводит и разгибает большой палец. Методист производит медленно, с оста­новками разгибание пальцев ребенка, сгибание их, раз­ведение и приведение; разгибание, отведение и приведе­ние кисти, ее супинацию и пронацию. Внимание ребенка фиксируется на производимом движении, на положени­ях кисти и пальцев относительно предплечья.

Можно предложить следующие варианты упражне­ний для супинации кисти.

1. Ребенок лежит на спине, голова слегка закинута назад — рефлексзапрещающая позиция для повышения тонуса флексоров. Руки лежат вдоль тела или несколько отведены от туловища, предплечье и кисть в положении пронации.

Подведя свою ладонь под ладонь ребенка, методист производит очень медленно пассивную супинацию кисти, помогая при необходимости массажем в точках 7, 5, И, 67 и др. Затем постепенно переходят к тренировке ак­тивного движения супинации по тому же плану.

2. Исходное положение лежа на спине, руки опуще­ны вдоль туловища, предплечье и кисть в состоянии пронации. Ребенок поднимает руку, разгибая ее в пле­чевом суставе и сгибая в локтевом. Методист корриги­рует положение лопатки ребенка и фиксирует угол ло­патки одной рукой, второй рукой он поддерживает ло­коть ребенка. Задачей ребенка является поднести руку к голове, супинировать предплечье и кисть и коснуться лба раскрытой ладонью.

3. Ребенок лежит на спине, руки опущены вдоль ту­ловища, предплечье и кисть в положении пронации. Ме­тодист сильным движением, сразу после массажа в точ­ках 5, 6, 9, 10, 12, производит отведение, ротацию кна­ружи и разгибание I пальца.

В некоторых случаях этого оказывается достаточ­ным для того, чтобы ребенок разогнул кисть и пальцы и, продолжая отведение I пальца, теперь — кнаружи, пе­ревел кисть в положение супинации.

4. Если сгибательная установка кисти, особенно пальцев, велика,то первоначально производится пассив­ное усиление этой установки рукой методиста, обхваты­вающего кисть ребенка, и дальнейшее, короткими рыв­ками, дополнительное сгибание ее к предплечью. Затем методист очень медленно, с помощью массажа, стара­ется разогнуть кисть и пальцы и начинает пассивно су­пинировать кисть.

5. Те же упражнения производят с использованием асимметричного тонического шейного рефлекса. Голова ребенка поворачивается в сторону. Разгибание в лучезапястном суставе и суставах пальцев одноименной ру­ки производится под влиянием этого рефлекса значи­тельно свободнее, а отсюда свободнее будет и супинация кисти и пальцев.

6. Те же упражнения производят из исходного поло­жения сидя, руки положены на стол в пронационной ус­тановке Методист фиксирует в правильном положении угол лопатки и плечо ребенка.

7. Те же упражнения производят лежа и сидя, но в руку ребенка вкладывают мяч такого размера, чтобы I палец при захвате мяча был достаточно далеко отве­ден от II пальца и от ладони. Если захват недостаточен, мячик прибинтовывают к ладони. В такой комбинации движение супинации кисти и пальцев производится сво­боднее.

8. Ребенок лежит на боку. Плечо свободной руки в положении максимального разгибания, рука разогнута в локтевом и лучезапястном суставах. Задачей ребёнка является обхват спинки кровати или специальной рейки (или спинки приставленного к кушетке стула) так, что­бы первоначально захват совершался в положении про­нации, а затем — в положении супинации.

9. Исходное положение лежа на спине, руки вытя­нуты вдоль туловища, предплечье и кисть в положении пронации. Методист сначала проделывает несколько раз пассивное движение супинации, захватив руку ре­бенка своей рукой так, чтобы I палец был на ладони, а остальные четыре его пальца находились на тыле кис­ти ребенка. При этом также пассивно корригируется положение всех пальцев, особенно I.

После установки кисти и пальцев в положении супи­нации они фиксируются в этом положении мешочками с песком на 3—5 мин для создания более отчетливой схемы положения супинированной кисти и пальцев на базе поступающей от них афферентной проприоцептивной импульсации.

10. То же положение сидя, что и в п. 9. Ребенок дол­жен поднять руку, согнуть ее в локтевом суставе и при­коснуться ладонью ко рту.

11. Из того же исходного положения, что и в п. 9, прикоснуться ладонью к уху противоположной руке сто­роны головы. Например, ладонью правой руки дотро­нуться до левого уха.

12. Исходное положение стоя. Те же задачи, что и при упражнениях 9 и 10. Методист следит за положени­ем таза и предупреждает возможные компенсаторные движения тазового и плечевого пояса.

13. Все указанные движения производят после рас­качивания тела ребенка в положении лежа, затем сидя и, наконец, стоя на батуте.

14. Все движения производят после раскачивания на качелях, сначала в направлении вперед—назад, за­тем — вправо—влево.

15. Перед каждым упражнением рекомендуется тренировка разгибания кисти, отведения I пальца на роль­ганге в общей разгибательной синергии верхних конеч­ностей. Наклон рольганга должен быть 30—35°. Ребенок ползет на рольганге, подтягиваясь на руках и отталки­ваясь передним отделом стоп, что является чрезвычайно нужным для отработки движений «заднего толчка» при ходьбе.

16. Упражнение с гимнастической палкой.

Ребенок стоит, одна рука опущена вдоль тела, дру­гая согнута под углом 90°. Четыре первых пальца об­хватывают палку, I палец обхватывает ее с противопо­ложной стороны. Ребенок делает вращательные движения палкой — производит попеременно супинацию и пронацию кисти,

Упражнение производят одной рукой, затем — дру­гой.

17. Исходное положение сидя. Рука ребенка лежит на столе, предплечье и кисть пронированы, все осталь­ные пальцы также в положении разгибания, I палец от­веден, разогнут.

Ребенок должен разогнуть кисть и выпрямить паль­цы под счет «раз—два» и привести ее в исходное поло­жение.

Для облегчения этого упражнения можно подкладывать под ладонь и пальцы ребенка пищащую игрушку. Можно также усложнить упражнение, уложив на тыль­ную поверхность кисти и пальцев плоский мешочек с песком. Массу мешочков следует постепенно увеличи­вать.

18. Исходное положение стоя, плечи опущены вдоль туловища, предплечья согнуты под углом 90°. Ребенок обхватывает пальцами спортивную палку, стоящую вер­тикально так, чтобы I палец отведен, противостоял ос­тальным. Вторая рука перехватывает палку над первой, затем первая перехватывает палку над второй и т. д. Таким образом чередуются движения разгибания и сги­бания пальцев, отведения и приведения I пальца.

19. Исходное положение стоя, спортивную палку ребенок держит на вытянутых руках над головой и пе­рехватывает ее, передвигая руки в концу палки при мак­симальном разгибании кисти.

20. В тех случаях, когда разгибание пальцев при разогнутой кисти производится с трудом и держатся порочные установки пальцев, следует пользоваться по­степенно возрастающими по величине кубиками.

Первоначально ребенку предлагают захватить и удержать при разогнутой кисти кубик наименьшего раз­мера, затем все большего и большего.

Вес кубиков может быть увеличен свинцовым вкла­дышем.

21. Исходное положение стоя перед стеной, к кото­рой привинчена доска с вращающейся ручкой Ребенок обхватывает ручку четырьмя пальцами, I палец, проти­востоит остальным. Вращая ручку, ребенок переводит кисть и предплечье в положение пронации, в положение супинации и обратно.

22. Исходное положение сидя перед столом, пред­плечье и кисти лежат на столе в положении пронации, пальцы сжаты в кулак, I палец лежит поверх осталь­ных.

Ребенок должен выполнять поочередное изолирован­ное разгибание каждого пальца. Первоначально это дви­жение пассивно производит методист, фиксируя внима­ние ребенка на взаиморасположении пальцев и обяза­тельно контролируя положение головы.

23. Исходное положение сидя перед столом, на ко­тором располагаются палки, исходящие из одной точки основания. Ребенок должен, подводя к той или другой палке кисть и держа в пальцах кольцо, надеть это коль­цо на палку (рис. 29).

Методист, как и в предыдущем упражнении, контро­лирует правильное положение кисти, предупреждает возможность появления компенсаторных движений пле­чевого пояса и туловища.

Мы привели ряд упражнений для компенсации по­рочного положения верхних конечностей и развития фи­зиологических синергии в них. Список этих упражнений может быть увеличен во много раз, здесь даются лишь упражнения, направленные на развитие основных дви­жений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...