Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания движений в локтевых суставах




Следует еще раз подчеркнуть, что до тех пор, пока ре­бенок не овладеет в достаточной степени свободными движениями в плечевом суставе, а лопатка не станет достаточной опорой для движения руки в самых раз­ных планах,— полноценная постуральная и маникулятивная произвольная моторика рук развиваться не сможет.

Сгибательная установка в локтевом суставе обычно наблюдается при двойной гемиплегии, спастической диплегии, гемипарезах, редко — при гиперкинетической форме заболевания. Она постоянно поддерживается влиянием сохранившегося симметричного шейного тони­ческого рефлекса, вовлечением в патологическую синер­гию под влиянием сгибательноприводящей установки в плечевом суставе или в лучезапястном под влиянием пронационной установки предплечья.

О методах устранения последней упоминалось выше. Для решения вопроса о влиянии пронации предплечья и кисти на сгибательную установку в локтевом суставе предлагаются следующие приемы (С. А. Бортфельд, 1972; Tardien, 1960; Linderman, 1962, и др.).

1. Ребенку предлагают произвести активную супи­нацию из исходного положения сидя с опущенным пле­чом и предплечьем, согнутым в локтевом суставе и уложенным на колени. Методист фиксирует локоть ребенка и выявляет возможность самостоятельной супи­нации.

2. Методист, захватив лучевую и локтевые кости, старается сместить их относительно друг друга. Это ока­зывается невозможным при сильной спастичности квад­ратного пронатора или затруднительным при меньшей спастичности этой мышцы.

3. Методист, при том же исходном положении ребен­ка, подводит четыре пальца своей руки под тыльную поверхность предплечья, а I палец накладывает на го­ловку лучевой кости и, нажимая на лучевую кость, по­могает ребенку произвести супинацию. Это движение может быть затруднено в связи с резким напряжением тонуса мышц, приводящих большой палец. Приведение большого пальца нередко имеет место у детей со всеми формами заболевания, причем обычно наряду с укоро­чением и утолщением кожно-мышечной складки между I—II пальцами.

При подозрении на значимость в патогенезе пронационной установки приведения большого пальца следует в течение нескольких дней проводить расслабляющий массаж мышц, обслуживающих движение, а также системный массаж в точках 6, 9, 5, 68, 67, 22, 22а.

Лишь после длительной отработки следует повторить предлагаемую выше попытку к супинации, но уже при пассивном выведении большого пальца в положение отведения.

Выведение большого пальца из состояния приведе­ния сразу, до предварительного точечного массажа, мо­жет дать ложные результаты, так как установка эта фиксируется длительно и одномоментное ее пресечение не сможет прервать в достаточной мере сложной цепи афферентной патологической импульсации, поддержива­ющей патологическую сгибательно-пронационную уста­новку предплечья.

После того как супинация предплечья станет воз­можной, методист, надавливая на локоть, произведя массаж в точках 22, 67 и 17, стимулирует разгибание в локтевом суставе.

4. Одной из основных причин стойкой сгибательной установки в локтевом суставе может быть выраженная спастичность двуглавой мышцы плеча. Двуглавая мыш­ца плеча является двусуставной и в ее функцию входит, помимо сгибания плеча, его отведения, сгибание пред­плечья и его супинация.

Методист сажает ребенка к себе на колени, спиной к своей груди. Плечо ребенка опущено, предплечье согнуто под углом в 90° в локтевом суставе. Методист подводит руку под предплечье ребенка, ладонь ребенка укладывает на свою ладонь. Затем осуществляет по­пытку произвести разгибание и супинацию, начиная это пассивное движение, как и всякое другое, с противодвижения — со сгибания и пронации. Этим выявляется, имеет ли место сгибательная контрактура в локтевом суставе (тогда движение произвести невозможно) или же это нарушение координации деятельности двуглавой мышцы, которая, функционируя постоянно как мощный сгибатель, прекращает свою работу как супинатор.

Однако и в этом случае нельзя основываться только на обследовании, проводимом без подготовки путем при­менения приемов потряхивания, общего расслабляющего массажа, общих расслабляющих движений на мяче, с последующим вызыванием механической и оптической реакции опоры, требующей рефлекторного разгибания в локтевом суставе. Следует обязательно создавать рефлексзапрещающую позицию для напряжения тонуса сгибателей путем соответствующего изменения положе­ния головы ребенка (легкого запрокидывания ее назад) и в этом положении проводить исследование.

И, наконец, перед началом исследования следует проводить такую же подготовку путем массажа в точ­ках 50, 58, 21, 22,9 и др.

Исходя из всего сказанного, строится тактика мето­диста по преодолению патологических установок в лок­тевом суставе.

Всю работу по коррекции и восстановлению движе­ний в локтевом суставе, так же как и в плечевом, сле­дует производить под контролем рефлексзапрещающих позиций, создаваемых различными положениями головы по отношению к телу.

Общий расслабляющий массаж является вторым зве­ном в цепи предлагаемых мероприятий: поглаживание большой грудной мышцы по направлению к подмышеч­ной впадине, верхней части трапециевидной мышцы по направлению к ключице для ослабления тонуса двугла­вой мышцы плеча, встряхивание плеча по методу Фелпса, разминание, катание мышц плеча и предплечья.

Особое значение приобретает массаж, используемый в тех же целях и в тех же точках, о которых говорилось выше, но уже не для целей диагностики, а для система­тического длительного лечения.

Пассивные движения методист производит, захватив руку ребенка так же, как и при исследовании возмож­ности супинации. Пассивные движения производятся по основным осям сустава и по диагоналям — вперед— внутрь, вперед—наружу, в сторону—вверх, в сторону— вниз, круговые и т. д.

6. После отработки возможности изолированных ма­ховых движений в локтевом суставе переходят к обуче­нию плавным движениям в нем, что является значитель­но более сложным. Для этого на стол, перед которым сидит ребенок, кладут лист бумаги с расчерченными радиусами, исходящими из одной точки. Вместо точки можно нарисовать кошку, на концах радиусов — мышек или вместо точек пчелу, бабочку, различные цветы. Ре­бенок укладывает руку в таком же исходном положе­нии, как и при упражнении 3, так, чтобы предплечье попало на один из радиусов.

Целью игры является активное перемещение пред­плечья с одного радиуса на другой. Так как кошка долж­на подкрадываться к мышке незаметно, ребенок должен стараться совершать эти движения плавно, без рыв­ков.

7. Из того же исходного положения, но с предплечь­ем, уложенным в положение полной пронации, выполня­ется следующее упражнение: сначала к тылу кисти, а затем к середине предплечья подвязывается плоская пищащая игрушка. Ребенок должен по счету «раз» по­пытаться произвести возможно более полную супинацию предплечья и надавить на игрушку, которая издаст при этом пищащий звук. Такие движения производят мно­гократно, причем методист постоянно осуществляет их коррекцию, указывая ребенку на облегчающие возмож­ности предварительной гиперпронации, производя пе­риодически между движениями предплечья массаж по точкам, указанным выше.

8. Ребенок сидит за столом, опираясь на него лок­тем. Голова слегка запрокинута, на упоре, лицо повер­нуто в сторону руки, производящей движение. Перед ним на столе, на подставках различной высоты, распо­ложены 3—4 пищащие игрушки. Ребенку предлагается произвести разгибание в локтевом суставе и супинацию предплечья, сначала легкое, что позволяет дотронуться до наиболее высоко расположенной игрушки и надавить на нее (о выполнении упражнения свидетельствует звук, издаваемый игрушкой). Дальнейшие движения разгиба­ния идут по нарастающей степени их амплитуды. Мето­дист постоянно следит за тем, чтобы ребенок не доби­вался выполнения задачи за счет компенсаторных движений надплечья или всей одноименной половины туловища.

9. Исходное положение стоя. Надплечье и плечи опу­щены и отведены по возможности назад. Методист под­держивает ребенка одной рукой за грудь, другой — за плечо.

Задачей ребенка является выполнение смены супинирующих и пронирующих движений предплечья, что можно и следует также облечь в форму игры. Напри­мер, надев ребенку часы на руку, играть в «отгадки»: «часы смотрят вверх? вниз?» и т. д. Следует обратить особое внимание на одновременные движения супина­ции кисти, положение пальцев.

10. Исходное положение стоя, с поднятыми вверх руками. Методист фиксирует лопатки ребенка в пра­вильном положении относительно позвоночника. Погла­живанием, массажем и т. д. он уменьшает напряжение круглой мышцы лопатки и большой грудной мышцы, так как их напряжение препятствует свободному выпол­нению этого движения и стимулирует сокращение дель­товидной и трехглавой мышц плеча. Задачей ребенка является произвести возможно большее разгибание в локтевых суставах при различных установках пред­плечья: а) в положении супинации и б) в положении пронации.

Как и предыдущие упражнения, это следует облечь в форму игры, например: «тянемся-потянемся», «кто больше вытянется», «достань бабочку». «Бабочка», «птичка» и т. д. могут быть подвешены на различную высоту, доступную для ребенка.

Эти движения следует производить при возможно более полном разгибании головы ребенка, тем более что по ходу игры он должен смотреть вверх, на подве­шенные игрушки

Методист следит за тем, чтобы ребенок производил движения разгибания в плечевом и локтевом суставах, а не использовал для компенсации их недостаточности движение надплечья и туловища. Лучше всего проделы­вать эти движения перед зеркалом.

11. Исходное положение стоя, одна рука ребенка со­гнута в локтевом суставе, вторая опущена вдоль туло­вища. Ребенок, упираясь одной рукой в бок, наклоняет­ся в сторону согнутой руки. Задачей ребенка является разогнуть руку в плечевом и локтевом суставах одно­временно с наклоном туловища в сторону противопо­ложной руки.

Эти упражнения могут быть очень сложны для ре­бенка, не овладевшего движениями торсии туловища, и он будет выполнять различного характера компенсатор­ные движения туловищем, тазом, над устранением ко­торых должен работать методист. В ряде случаев это удается с помощью создания рефлексзапрещающих по­зиций для нарастания тонуса мышц — сгибателей тела и конечностей.

12. Нередко возможность выполнения разгибательных движений в верхних конечностях, без сопровожде­ния их компенсаторными движениями туловища и таза, удаются после раскачивания на батуте.

При работе на батуте в положении стоя устранение неправильных установок таза и надплечья является на­иболее эффективным.

После этого ребенка можно перевести на пол и пред­ложить ему проделать то или иное упражнение из ука­занных выше или других, служащих той же цели.

Если компенсаторные движения продолжают пре­пятствовать правильному выполнению заданных движе­ний, то эти последние надо вновь и вновь производить на батуте.

Ребенок стоит на раскачивающемся батуте и проде­лывает по указанному выше образцу то или иное уп­ражнение.

Создавать рефлексзапрещающие позиции на батуте является очень сложным. Однако, если ребенок понял, что производить то или иное движение при рефлексза­прещающих позициях легче, то он сам будет стремиться к установке головы в наиболее выгодное положение, регулируя напряжение тонуса мышц сгибателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...