Групповые занятия для развития движений
Индивидуальные занятия лечебной физкультурой являются обязательной и основной формой ее проведения в ранней и начальной резидуальной стадии детского церебрального паралича. Однако, начиная с 2—3летнего возраста, следует вводить групповые занятия по развитию движений, исходя из того, что: 1) у детей чрезвычайно развита наклонность к подражательным реакциям, их двигательное, речевое, психическое развитие тесно связано с имитацией характера, особенностей этих процессов у окружающих их взрослых и детей; 2) в процессе освоения групповых движений включается более активно сознательное освоение необходимого движения, стимулируемое и элементами соревнования, всегда существующими при групповых занятиях. Тем самым стимулируются процессы мотивации, как. правило, ослабленные у детей с церебральным параличом. Слабость, недостаточность мотивации является одной из важнейших причин, в силу которых дети, даже при возможности произвести то или иное движение, не делают этого. Отсюда недостаточность, неполноценность автоматизированных и полуавтоматизированных движений, столь необходимых в обыденной жизни и при выполнении любой работы; 3) волевое усилие, включаемое, как правило, в силу этих двух указанных обстоятельств оказывается значительно более активным, действенным, чем волевое усилие, направленное на выполнение задания по инструкции методиста лечебной физкультуры. Поэтому оно сильнее стимулирует дальнейшее развитие тех клеток мозга, от функциональной активности которых зависит деятельность нейронных цепей и пирамидной и экстрапирамидной систем, обеспечивающих возможность данного движения. При разработке плана каждого группового занятия методист прежде всего должен помнить, что его следует проводить не в плане выполнения группой детей инструкций, получаемых от методиста, а в плане простой игры — форме деятельности, наиболее адекватной для ребенка первых 10 лет жизни, или в форме спортивной игры, адекватной для детей старше этого возраста. В основе выбора той или иной игры лежит главная цель, которой подчинены все ее элементы. Например, отработка отведения рук, супинации предплечий и кисти, экстензия кистей рук, разведение пальцев.
Игру, направленную на эти цели, можно проводить с детьми, владеющими и не владеющими возможностью передвижений. Например, дети садятся или встают в круг, в центре становится методист или кто-либо из детей. Ведущий проделывает различные формы движения руками, подражая птице: отводит «руки-крылья» назад, поднимает и опускает их (хлопает «крыльями»), разгибает и сгибает — складывает и раскрывает «крылышки», супинирует предплечье и кисть, чтобы «посмотреть, нет ли пятнышек» и т. д. Тот ребенок, который не вовремя или неправильно выполняет данное движение, «платит штраф», который придумывают потом все сообща — также выполняет то или иное движение, говорит стихотворение, поет и т. д. или просто выходит из круга. Выигрывают те, кто наиболее успешно проделывает подражательно движение ведущего. Если игра подобного типа может быть рекомендована преимущественно для детей со спастической диплегией или гемипаретической формой заболевания, то для детей с атонически-астатической формой или же с гиперкинетической его формой можно рекомендовать другой тип игры, при котором предусматриваются прежде всего точность, быстрота и соразмерность движений. Примером такой игры будет игра «налей бочку». Дети разделяются на две группы и становятся в затылок. На расстоянии 5—10 м перед каждой группой устанавливают большую кастрюлю или таз. Один из участников игры наливает в большие кружки или мисочки воду, стараясь сделать это, не разливая ее по сторонам, и подает кружку стоящему впереди. Тот должен пронести до кастрюли кружку, не разлив воду, и вылить ее в кастрюлю, также стремясь сделать это максимально четко. Качество выполнения движений, установление оценки (можно в баллах) проводят при активном участии детей, методист обсуждает с ними причины ошибок, возможности избежать их и т. д.
Можно сделать игру более сложной, положив на пол между детьми и кастрюлей невысокие ящики, по которым должен пройти ребенок, или обручи, через которые он должен переступать, и т. д. Такая игра ведет к тому, что ребенок в силу большого эмоционального напряжения делает максимальное волевое движение, а отсюда— значительно большая возможность упрочения производимого движения и перехода его в полуавтоматизированное. Таковы же игры в ладушки, передачу по эстафете различных предметов — мяча, игрушек, палочек и т. д. Сложная взаимосвязь между стремлением к выполнению условий той или иной игры, с которым связано чувство собственного успеха, самоутверждения ребенка в коллективе детей, напряженность положительных эмоциональных реакций приводят к тому, что во время индивидуальных занятий ребенок работает с максимальной активностью над становлением движений. Для этого методист должен с особым вниманием относиться к особенностям каждого движения, развитие, воспитание которого предусмотрено условиями данной игры. Такое же внимание следует обращать на возможность коррекции неудающегося движения по указанию методиста. Нередко под влиянием эмоционального фактора — стремления к успешному участию в игре — ребенок значительно более правильно производит то движение, выполнить которое или скорректировать движение, производившееся недостаточно правильно или не в полном объеме, не удается ребенку во время индивидуальных занятий с методистом или в процессе деятельности. В то же время, желая произвести то или иное движение с большей силой, в большем объеме или же с большей скоростью, ребенок может проделывать эти движения значительно хуже, чем в процессе обычной деятельности.
Задачей методиста в этом случае является современная и умелая коррекция этого движения. Спортивным играм следует придавать особое значение при работе с учащимися специальных интернатов. К ним относятся самые различные игры с мячом, например волейбол, баскетбол, в которые дети, владеющие возможностью передвижения, могут играть по обычным правилам этой игры (но при более низком расположении сетки и с несколько утяжеленным мячом), а дети непередвигающиеся — сидя на стульях или скамьях по обе стороны сетки. В этих случаях следует свободно фиксировать детей к стульям, так как при резких, не всегда достаточно координированных движениях ребенок может упасть. Эти игры, так же как и игра в настольный теннис, биллиард, настольные кегли, самые разнообразные формы игры в мяч, являются важнейшим методом воспитания и коррекции деятельности рук. Элемент соревнования, высокого эмоционального напряжения, значительно большая возможность самоанализа, характера недостаточности и полноты проделываемых движений, возможность волевой коррекции этой недостаточности повышают эффективность работы над освоением ряда движений. Эта положительная специфика спортивной игры особенно четка при тех играх, которые включают необходимость передвижения. Такого типа играми особенно значительно корригируются непроизвольные движения при гиперкинезах как в проксимальных, так и в дистальных отделах конечностей, при гипертонии, атаксии. Их особая значимость проявляется также и в преодолении патологических синергии, воспитании и упрочении физиологических синергии, специфических для данного типа движений. Коррекция движений ребенка методистом особенно сложна, поэтому следует предварительно с каждым ребенком оговорить и проработать все необходимые по условиям игры движения, при необходимости — прорепетировать их с группами из 2—3 детей. Важен темп, в котором, ведется спортивная игра,— его следует с особой тщательностью регулировать методисту. Многие движения, которые ребенок не может совершить самостоятельно или совершает их неправильно при быстром темпе исполнения, он выполняет почти правильно при медленном темпе, Поэтому подбор скоростй движений (темп игры) является существенно важным условием ее эффективности.
Столь же существенным, а иногда и определяющим эффективность, является музыкальное сопровождение. Музыка, хорошо соответствующая задачам и темпу движения, является сильнейшим условием его стимуляции. Это хорошо известно артистам балета, где сложность, точность, слаженность движений особенно необходимы. В коллективах здоровых детей музыка широко применяется при занятиях гимнастикой, балетом, спортом. Для детей с церебральным параличом она необходима, так как одним из эффектов ее влияния является релаксация — устранение напряженности мышечного тонуса. Соответствуя характеру и темпу движения, музыка может не только способствовать расслаблению тонуса мышц, но также стимулировать быстроту и силу выполняемого движения. В ряде случаев следует применять не только такое музыкальное оформление, как игра на пианино или специально подобранные пластинки, но и пение. Для каждого типа движений методист подбирает соответствующую мелодию и напевает ее во время индивидуальных занятий с ребенком. В процессе работы мотивы, используемые при работе над релаксацией, сменяются более быстрыми, бодрящими мелодиями, под звуки которых ребенок с помощью методиста выполняет то или иное движение. Оптимальным является подключение самого ребенка— его стремление напевать во время движения следует всячески стимулировать. Постепенно создается условно-рефлекторная зависимость между звуковыми раздражителями и определенными видами мышечных тонических и двигательных реакций. Эта условно-рефлекторная зависимость, постепенно упрочиваемая, должна постоянно использоваться ребенком и в системе своеобразного аутотренинга, в процессе овладения движениями в индивидуальном порядке. В то же время те же мотивы, применяемые во время спортивных игр, способствуют в силу тех же закономерностей выполнению необходимых движений. В определенных случаях можно и во время игры прибегать к тому, чтобы дети сами напевали те или другие, знакомые мотивы и выполняли нужные движения или их элементы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|