Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповые занятия для развития движений




Индивидуальные занятия лечебной физкультурой явля­ются обязательной и основной формой ее проведения в ранней и начальной резидуальной стадии детского це­ребрального паралича. Однако, начиная с 2—3летнего возраста, следует вводить групповые занятия по разви­тию движений, исходя из того, что:

1) у детей чрезвычайно развита наклонность к под­ражательным реакциям, их двигательное, речевое, пси­хическое развитие тесно связано с имитацией характе­ра, особенностей этих процессов у окружающих их взрослых и детей;

2) в процессе освоения групповых движений вклю­чается более активно сознательное освоение необходи­мого движения, стимулируемое и элементами соревно­вания, всегда существующими при групповых занятиях. Тем самым стимулируются процессы мотивации, как. правило, ослабленные у детей с церебральным парали­чом. Слабость, недостаточность мотивации является одной из важнейших причин, в силу которых дети, даже при возможности произвести то или иное движение, не делают этого. Отсюда недостаточность, неполноцен­ность автоматизированных и полуавтоматизированных движений, столь необходимых в обыденной жизни и при выполнении любой работы;

3) волевое усилие, включаемое, как правило, в силу этих двух указанных обстоятельств оказывается значи­тельно более активным, действенным, чем волевое уси­лие, направленное на выполнение задания по инструк­ции методиста лечебной физкультуры. Поэтому оно сильнее стимулирует дальнейшее развитие тех клеток мозга, от функциональной активности которых зависит деятельность нейронных цепей и пирамидной и экстрапирамидной систем, обеспечивающих возможность дан­ного движения.

При разработке плана каждого группового занятия методист прежде всего должен помнить, что его следу­ет проводить не в плане выполнения группой детей ин­струкций, получаемых от методиста, а в плане простой игры — форме деятельности, наиболее адекватной для ребенка первых 10 лет жизни, или в форме спортивной игры, адекватной для детей старше этого возраста. В основе выбора той или иной игры лежит главная цель, которой подчинены все ее элементы. Например, отра­ботка отведения рук, супинации предплечий и кисти, эк­стензия кистей рук, разведение пальцев.

Игру, направленную на эти цели, можно проводить с детьми, владеющими и не владеющими возможностью передвижений. Например, дети садятся или встают в круг, в центре становится методист или кто-либо из де­тей. Ведущий проделывает различные формы движения руками, подражая птице: отводит «руки-крылья» назад, поднимает и опускает их (хлопает «крыльями»), разгибает и сгибает — складывает и раскрывает «крылышки», супинирует предплечье и кисть, чтобы «посмотреть, нет ли пятнышек» и т. д. Тот ребенок, который не вовремя или неправильно выполняет данное движение, «платит штраф», который придумывают потом все сообща — так­же выполняет то или иное движение, говорит стихотво­рение, поет и т. д. или просто выходит из круга. Выигры­вают те, кто наиболее успешно проделывает подража­тельно движение ведущего.

Если игра подобного типа может быть рекомендова­на преимущественно для детей со спастической диплегией или гемипаретической формой заболевания, то для детей с атонически-астатической формой или же с ги­перкинетической его формой можно рекомендовать дру­гой тип игры, при котором предусматриваются прежде всего точность, быстрота и соразмерность движений. Примером такой игры будет игра «налей бочку». Дети разделяются на две группы и становятся в затылок. На расстоянии 5—10 м перед каждой группой устанавли­вают большую кастрюлю или таз. Один из участников игры наливает в большие кружки или мисочки воду, стараясь сделать это, не разливая ее по сторонам, и подает кружку стоящему впереди. Тот должен пронести до кастрюли кружку, не разлив воду, и вылить ее в кастрюлю, также стремясь сделать это максимально чет­ко. Качество выполнения движений, установление оцен­ки (можно в баллах) проводят при активном участии детей, методист обсуждает с ними причины ошибок, возможности избежать их и т. д.

Можно сделать игру более сложной, положив на пол между детьми и кастрюлей невысокие ящики, по кото­рым должен пройти ребенок, или обручи, через которые он должен переступать, и т. д. Такая игра ведет к тому, что ребенок в силу большого эмоционального напряже­ния делает максимальное волевое движение, а отсю­да— значительно большая возможность упрочения про­изводимого движения и перехода его в полуавтоматизи­рованное.

Таковы же игры в ладушки, передачу по эстафе­те различных предметов — мяча, игрушек, палочек и т. д.

Сложная взаимосвязь между стремлением к выпол­нению условий той или иной игры, с которым связано чувство собственного успеха, самоутверждения ребенка в коллективе детей, напряженность положительных эмоциональных реакций приводят к тому, что во время индивидуальных занятий ребенок работает с макси­мальной активностью над становлением движений.

Для этого методист должен с особым вниманием от­носиться к особенностям каждого движения, развитие, воспитание которого предусмотрено условиями данной игры. Такое же внимание следует обращать на воз­можность коррекции неудающегося движения по ука­занию методиста. Нередко под влиянием эмоционально­го фактора — стремления к успешному участию в игре — ребенок значительно более правильно производит то движение, выполнить которое или скорректировать движение, производившееся недостаточно правильно или не в полном объеме, не удается ребенку во время индивидуальных занятий с методистом или в процес­се деятельности.

В то же время, желая произвести то или иное дви­жение с большей силой, в большем объеме или же с большей скоростью, ребенок может проделывать эти дви­жения значительно хуже, чем в процессе обычной дея­тельности.

Задачей методиста в этом случае является совре­менная и умелая коррекция этого движения.

Спортивным играм следует придавать особое значе­ние при работе с учащимися специальных интернатов. К ним относятся самые различные игры с мячом, на­пример волейбол, баскетбол, в которые дети, владею­щие возможностью передвижения, могут играть по обычным правилам этой игры (но при более низком расположении сетки и с несколько утяжеленным мя­чом), а дети непередвигающиеся — сидя на стульях или скамьях по обе стороны сетки. В этих случаях следует свободно фиксировать детей к стульям, так как при рез­ких, не всегда достаточно координированных движени­ях ребенок может упасть.

Эти игры, так же как и игра в настольный теннис, биллиард, настольные кегли, самые разнообразные фор­мы игры в мяч, являются важнейшим методом воспита­ния и коррекции деятельности рук. Элемент соревнова­ния, высокого эмоционального напряжения, значительно большая возможность самоанализа, характера недоста­точности и полноты проделываемых движений, возможность волевой коррекции этой недостаточности повышают эффективность работы над освоением ряда движений.

Эта положительная специфика спортивной игры осо­бенно четка при тех играх, которые включают необхо­димость передвижения. Такого типа играми особенно значительно корригируются непроизвольные движения при гиперкинезах как в проксимальных, так и в дистальных отделах конечностей, при гипертонии, атаксии.

Их особая значимость проявляется также и в прео­долении патологических синергии, воспитании и упро­чении физиологических синергии, специфических для данного типа движений.

Коррекция движений ребенка методистом особенно сложна, поэтому следует предварительно с каждым ре­бенком оговорить и проработать все необходимые по условиям игры движения, при необходимости — прорепетировать их с группами из 2—3 детей.

Важен темп, в котором, ведется спортивная игра,— его следует с особой тщательностью регулировать мето­дисту. Многие движения, которые ребенок не может со­вершить самостоятельно или совершает их неправильно при быстром темпе исполнения, он выполняет почти правильно при медленном темпе, Поэтому подбор скоростй движений (темп игры) является существенно важным условием ее эффективности.

Столь же существенным, а иногда и определяющим эффективность, является музыкальное сопровождение. Музыка, хорошо соответствующая задачам и темпу дви­жения, является сильнейшим условием его стимуляции. Это хорошо известно артистам балета, где сложность, точность, слаженность движений особенно необходимы. В коллективах здоровых детей музыка широко применя­ется при занятиях гимнастикой, балетом, спортом.

Для детей с церебральным параличом она необходи­ма, так как одним из эффектов ее влияния является релаксация — устранение напряженности мышечного то­нуса. Соответствуя характеру и темпу движения, му­зыка может не только способствовать расслаблению тонуса мышц, но также стимулировать быстроту и силу выполняемого движения.

В ряде случаев следует применять не только такое музыкальное оформление, как игра на пианино или специально подобранные пластинки, но и пение. Для каждого типа движений методист подбирает соответст­вующую мелодию и напевает ее во время индивидуаль­ных занятий с ребенком. В процессе работы мотивы, используемые при работе над релаксацией, сменяются более быстрыми, бодрящими мелодиями, под звуки ко­торых ребенок с помощью методиста выполняет то или иное движение.

Оптимальным является подключение самого ребен­ка— его стремление напевать во время движения сле­дует всячески стимулировать. Постепенно создается условно-рефлекторная зависимость между звуковыми раз­дражителями и определенными видами мышечных то­нических и двигательных реакций.

Эта условно-рефлекторная зависимость, постепенно упрочиваемая, должна постоянно использоваться ребен­ком и в системе своеобразного аутотренинга, в процессе овладения движениями в индивидуальном порядке.

В то же время те же мотивы, применяемые во время спортивных игр, способствуют в силу тех же законо­мерностей выполнению необходимых движений.

В определенных случаях можно и во время игры прибегать к тому, чтобы дети сами напевали те или другие, знакомые мотивы и выполняли нужные движения или их элементы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...