Методика становления движений нижних конечностей
Методика обучения ходьбе на четвереньках. Создание опороспособности рук (оптическая и механическая реакции опоры) — воспитание установочных шейных цепных выпрямительных рефлексов, позволяющих осуществлять разгибательные движения тела и сохранять его равновесие,— дает возможность начать обучение ходьбе на четвереньках. Первоначально начинают обучение ребенка ползанию лежа на животе (если он не овладел этим движением раньше), так, как это было описано выше. Если же это движение доступно ребенку, то методист обучает его передвижению на четвереньках. Для этого первоначально, при исходном положении лежа на животе, отрабатываются реципрокные движения ног и рук. 1. Методист пассивно сгибает и выдвигает вперед сначала правую руку и левую ногу ребенка, затем — левую руку и правую ногу, создавая схему движения ползания. 2. Затем методист переходит к пассивно-активным движениям — выносит вперед правую руку и стимулирует активное сгибание ноги раздражением кожи подошвы, надавливая на подошву пальцами рук. Эти упражнения повторяются многократно в течение 10—12 мин. 3. Для стимулирования активных движений ползания перед лицом ребенка выставляется игрушка, к которой привлекают его внимание с тем, чтобы он пытался сам произвести вынос вперед руки. В дальнейшем игрушка располагается в поле зрения в пределах средней линии на уровне 50—35 см от глаз, методист, приподнимая одной рукой верхнюю часть туловища ребенка, другой рукой стимулирует поочередные, реципрокные движения сгибания рук и ног с тем, чтобы ребенок мог доползти на четвереньках до игрушки и осуществить в той или иной степени ее захват (при необходимости с помощью методиста). Это упражнение не только развивает движения, нужные для ползания на четвереньках, но и способствует развитию бинокулярного фиксационного рефлекса, зрительно-моторной координации.
4. В наиболее сложных случаях следует использовать методику Войта (см. с. 45). 5. Используя выработанную возможность удержания тела на четвереньках, методист обучает ребенка захвату игрушки из этого положения, сначала при расположении игрушки на уровне глаз, затем — при расположении ее выше уровня головы с тем, чтобы ребенок поднимал руку, оставаясь стоять на трех конечностях. Таким образом, стимулируется развитие цепного асимметричного шейного установочного рефлекса, о котором упоминалось выше. Одной из частых ошибок методиста является невнимание к неугашенным полностью тоническим рефлексам. Это может привести к тому, что установки тела, в положении сидя, на четвереньках и затем при ходьбе будут патологическими. Так, при не полностью угашенном шейном тоническом симметричном рефлексе методист, обучая ребенка ходьбе на четвереньках, не корригирует влияние этого рефлекса. Последнее заключается в том, что при опущенной вниз голове (а это наблюдается нередко у детей со слабым лабиринтным установочным рефлексом с головы на шею) возникает напряжение тонуса в сгибателях рук, вследствие чего голова и грудь падают на поверхность, на которой лежит ребенок (рис. 30). Влияние этого рефлекса в такой форме можно легко устранить, приподняв голову ребенка вверх — при этом ее положении произойдет напряжение тонуса разгибателей (рис. 31). Если же этого не сделать, постепенно закрепляется двигательный стереотип—опорная реакция рук не с разогнутой кистью и пальцами, а с пальцами, сжатыми в кулак. Такое положение кисти, при опоре на нее во время формирования позы сидя, значительно ограничит возможность опоры на руку и, следовательно, удержание равновесия. Это положение кисти и пальцев затруднит и передвижение на четвереньках, так как кисть не будет опорной.
О возможном влиянии неустраненных тонических рефлексов на статику и динамику ребенка следует помнить постоянно. Становление движений в тазовом поясе. С момента установки тела ребенка на четвереньки становится особенно важной оценка состояния мышц тазового пояса, возможность различных пассивных и активных движений в суставах нижних конечностей. С учетом всего, что было сказано выше о тех тяжелых изменениях, которые имеют место в мышцах тазобедренного сустава, следует прежде всего оценить возможность пассивных движений. Устранение примитивных тонических рефлексов или максимальное ослабление их интенсивности может в значительной степени ослабить сгибательную установку в тазобедренном суставе, если притормаживается патологическая синергия: большая грудная мышца — подвздошно-поясничная — прямая мышца бедра — икроножная мышца. Приемы работы будут различны в зависимости от того, каковы патологические синергии, формирующие установку нижних конечностей. Как уже было сказано выше, наиболее часто встречающиеся типичные установки: сгибательная и приводящая в тазобедренных суставах, сгибательная в коленных и установка тыльного сгибания в голеностопных — формируется под влиянием лабиринтного тонического рефлекса. Сгибательная установка в тазобедренных и коленных суставах и подошвенное разгибание в голеностопном возникают при одновременном влиянии шейного симметричного тонического и лабиринтного рефлексов. При такой патологической установке следует начинать работу с устранения тонического напряжения в указанных мышцах. Для этого после всех тех приемов, которые были описаны ранее, уже при вертикальной установке тела ребенка методист делает системный массаж в точках 45, 70, 38, 27, 26 и др., затем производит поочередно пассивные движения чрезмерного сгибания и приведения ног в тазобедренных суставах, а уже после этого — разгибание и отведение их. Стояние и ходьба с упором на дистальные отделы стоп, помимо того, что значительно уменьшается площадь опоры, сковывают также возможные движения в тазобедренном суставе в силу того, что, при переносе центра тяжести тела вперед для удержания равновесия необходимо одномоментное резкое напряжение и сгибателей и разгибателей бедер и голеней.
Поэтому является целесообразным одновременно с массажем в области больших вертелов производить расслабляющий массаж икроножной мышцы, камбаловидной (точки 35, 44, 38) и массаж, вызывающий рефлекторно тыльное сгибание стопы (точки 9, 26, 27) при горизонтальной, а затем при вертикальной установке тела (рис. 32). Следует добавить, что с учетом имеющихся трофических изменений, прежде всего в тазобедренных суставах, голеностопных, а также в суставах стопы, рекомендуется производить массаж в области этих суставов, пассивные движения в них перед каждым новым упражнением. Важным моментом, определяющим рефлекторное возникновение физиологических синергии нижних конечностей, является развитие достаточной афферентации с подошвенных рецепторов. Для этого во время упражнений ребенок после глубокого массажа подошвы и точечного массажа должен опираться стопами на шершавую твердую поверхность (шерстяная тряпка, щетка и т. д.). В связи с тем, что в развитии патологических синергии, обусловливающих формирование сгибательных установок в тазобедренных суставах, имеет особое значение высокий тонус большой грудной мышцы, производится одновременно массаж в точке 50. Методика обучения вставанию и стоянию. После такой предварительной работы можно перейти к упражнениям, направленным на обучение вставанию. Легче сделать это из положения сидя. Методист обеими руками обхватывает коленные суставы ребенка, прижимая его стопы к полуг Ребенок, опираясь своими руками на плечи методиста или другую опору, пытается встать. То же упражнение проделывается у шведской стенки. Методисту необходимо корригировать положение головы ребенка и плечевого пояса. Для этого даются словесные инструкции или же методист делает это свободной рукой. Следует также следить за положением спины.
Для удержания ног в положении разгибания и удержания вертикальной установки тела необходимо достаточное развитие больших ягодичных мышц. Помимо глубокого массажа ягодичных мышц, приемов, рекомендуемых для развития рефлекса Ландау (II), можно предложить для этого следующее упражнение. Ребенка пассивно или активно переводят в положение стоя. Туловище наклонено вперед; он плотно прижимает подошвы к опоре. Методист, стоя сзади, обхватывает его бедра выше колен и давит руками назад и вниз. Ребенок производит одну за другой попытки выпрямить туловище, которым содействует методист (рис. 33). Обычно ребенок не может выпрямить туловище плавно, делает это рывками. В конечном итоге тело ребенка принимает вертикальное положение, но осанка остается неправильной — голова наклонена вперед, плечи приведены также вперед и опущены. В момент разгибания туловища может возникнуть рефлекторное напряжение приводящих мышц бедер и сгибателей бедер (вслед за напряжением больших грудных мышц). В этом случае методист быстро перехватывает своими руками плечи ребенка, с упором больших пальцев на нижние углы лопатки и отводит остальными четырьмя пальцами плечи назад и вниз. Это пассивное движение приводит к рефлекторному расслаблению приводящих мышц бедер и сгибателей бедер и формированию вильной установки ногу. В случае сильно выраженной спастичности указанных мышц порочная установка с тенденцией к перекресту может сохраниться. Тогда методист сгибает одну из нижних конечностей в тазобедренном и коленном суставах, делает резкое приводящее или сгибательно-приводящее движение этой ногой, после чего обычно наступает снижение тонуса сгибательных и приводящих мышц бедер. Следующим упражнением тренируется возможность поворотов туловища вокруг своей оси, необходимых для удержания тела в положении стоя. Ребенок стоит, плотно прижав стопы к полу. Если имеется эквиноварусная или вальгусная установка стоп, они устраняются системным массажем по точкам на стопе, указанным выше. Методист, стоя сзади, так же как и при предыдущем упражнении, обхватывает бедра выше коленных суставов, прижимает ноги ребенка к полу. Ребенок делает повороты головы вправо, влево. Если имеется тонический рефлекс с головы на туловище, методист, придерживая тело ребенка своими плечами и грудью, препятствует одновременным поворотам головы и туловища ребенка. Если это плохо удается, ребенку предлагают придерживаться руками за спинку стоящего перед ним стула. Когда будет отработана возможность свободных поворотов головы, независимо от поворотов туловища, методист начинает из того же исходного положения, занимаемого ребенком, совершать пассивную ротацию его туловища вокруг оси вправо, влево.
Для развития мышц разгибателей спины и мышц брюшного пресса, участие которых необходимо в физиологической синергии, обеспечивающей вертикальную установку тела, применяют следующие упражнения. 1. Методист сажает ребенка к себе на колени так, что лицо его обращено к лицу методиста, ноги выпрямлены и располагаются по обеим сторонам туловища методиста, руки ребенка сложены на груди. Методист, удерживая тело ребенка руками, подведенными под его спину, предлагает ему откинуться назад так, чтобы тело приняло горизонтальное положение. Руки разогнуты во всех суставах. Затем ребенок должен пытаться (с помощью методиста) возвратиться в исходное положение (рис. 34, 35).
2. После того как ребенок сумел удержать вертикальную установку тела, надо в этом его положении начать стимуляцию развития асимметричного шейного установочного рефлекса, определяющего возможность удержания равновесия тела. Первоначально это проводят из исходного положения ребенка стоя на коленях, с руками, опущенными вдоль тела. Нередко, даже после длительных тренировок, ребенок в положении стоя может иметь порочные установки тела. Голова опущена на грудь, позвоночник кифозирован, плечи приведены вперед и вверх, руки полусогнуты в локтевых суставах, ротированы внутрь, приведены. В этом положении имеет место нарастание спастичности мышц тазового пояса, прежде всего приводящих мышц бедер, что снижает устойчивость. Для устранения таких установок головы и тела методист становится за спиной ребенка, его руки обхватывают плечевые суставы ребенка, большие пальцы упираются в лопатки. Он пассивно разводит плечи назад и несколько вниз, разгибая таким образом спину. Это пассивное движение облегчает поднимание и удержание головы, рефлекторно снижает тонус приводящих мышц бедер, увеличивая возможность опоры и, следовательно, сохранения равновесия (рис. 36). 3. Если имеет место выраженная спастичность в мышцах плечевого пояса, особенно в сгибателях рук, не устраняемая предложенным приемом, методист захватывает из того же исходного положения стоя на коленях уже не плечевые суставы, а плечи ребенка несколько выше локтевых суставов, и пассивно разводит его руки в плечевых суставах, ротируя их кнаружи. Контроль за положением лопаток, нижний угол которых должен быть смещен к позвоночнику, остается необходимым, чтобы обеспечить рефлекторное влияние на приводящие мышцы бедер. Методист начинает подталкивать ребенка вперед — назад, придерживая его слегка за локти разведенных в стороны рук. Первоначально следует устанавливать ребенка на широко расставленные ноги, согнутые в коленных суставах, и лишь затем, по мере овладения равновесием тела, уменьшить площадь опоры. 4. Затем переходят к овладению равновесием тела при толчках вправо — влево. Методист следит за тем, чтобы ребенок не «садился на пятки», не опускал голову, чтобы не появилась кифотическая установка позвоночника. Если ребенок, стоя на коленях, не может сохранить равновесие при толчках вправо — влево, методист в момент наклона туловища вправо под влиянием толчка поворачивает плечо ребенка вправо, поднимает левую руку, а правую разгибает с тем, чтобы создать вариант положения тела для сохранения его равновесия. Одновременно ребенок должен обучаться переносу массы тела на правое колено. Затем методист повторяет всю комбинацию движений при толчке влево. При том же исходном положении происходит тренировка изолированных поворотов головы, независимо от туловища и тренировки ротации туловища вокруг своей оси, теми же приемами, которые применялись при вертикальной установке тела ребенка. После освоения всех указанных движений в положении стоя на коленях можно перейти к тренировке удержания равновесия, стоя на одном колене, в то время как вторая нога полусогнута в коленном и тазобедренном суставах и стопа плотно прижата к полу. Руки ребенка опущены вдоль туловища, голова находится в положении максимального соответствия среднефизиологическому, спина выпрямлена. Методист следит за правильным положением таза, корригируя поясничный лордоз стимулирующим массажем по точкам, расположенным паравертебрально. Придерживая ребенка за колено ноги, которая выдвинута вперед, методист дает толчок телу ребенка противоположной рукой вправо или влево. При необходимости методист пассивно создает схему движений балансирования рук, что может удержать тело ребенка от падения в сторону. Только после отработки удержания равновесия в исходном положении стоя на четвереньках и на коленях следует переходить к его отработке в положении стоя. Из этого положения методист легкими толчками вправо — влево выводит тело ребенка из равновесия. С помощью этого приема методист обучает ребенка переносить вес тела уже не на правое или левое колена, а на всю правую или левую ногу. Затем производятся толчки вперед—назад. Методист обучает ребенка плавно переносить вес тела на передний отдел стопы или на пятку, оставаясь в той же позе, не меняя площади опоры. Особое внимание следует уделять положению пальцев стоп. Если порочная установка в положении подошвенного сгибания II—V пальцев и тыльного разгибания I пальца или подошвенного сгибания всех пяти пальцев зафиксировалась, перекат стопы при удержании равновесия и при ходьбе может оказаться почти невозможным. Поэтому методист, оценив возможности ребенка при наиболее простых упражнениях и убедившись в наличии порочных установок пальцев, корригирует их следующими приемами: 1) штриховой массаж у основания первых фаланг пальцев при исходном положении стоя; 2) массаж в точках у основания первых фаланг и в точках 29, 36, 32 и 26. 3. Пассивное выведение большого пальца в среднефизиологическое положение. Если и после проведения этих добавочных мероприятий ребенок удерживается стоя с трудом, можно надеть ему ортопедическую или обычную, но утяжеленную обувь, облегчающую сохранение, опорности ног, или поместить его на специальной тяжелой доске, к которой обувь ребенка плотно прикреплена так, что стопы как бы фиксируются на этой доске. Обувь может быть с отрезанными носками с тем, чтобы методист мог наблюдать за состоянием пальцев стоп ребенка и корригировать правильность их установки. Препятствием для удержания позы стоя без поддержки, служит смещение центра тяжести, в каждом случае имеющее свои особенности. Методист пассивно, с помощью точечного массажа, изменения положения головы, плечевого, тазового пояса и т. д. стремится не столько к нормализации оси центра тяжести тела, сколько к тому, чтобы она заняла такое положение, при котором установка тела была бы максимально устойчивой. В этом плане большое значение могут иметь факторы, на первый взгляд кажущиеся второстепенными. К таким факторам в первую очередь относится правильное положение пальцев стоп, подвижность и правильная координация движений в суставах передних отделов стопы (а не только в голеностопном), на которую обычно методисты обращают мало внимания. Подвижность в этих суставах, с одной стороны, и возможность фиксации позы — с другой, обрабатываются с помощью расслабляющего общего и точечного массажа и пассивных движений, по мере обучения ребенка удерживать положение стоя, переносить вес тела с одной ноги на другую, с передних отделов стопы на пятку и обратно. Последнему движению большое препятствие может оказывать глубокая спастичность трехглавой мышцы голени, поддерживаемая стабильной для вертикальной установки тела патологической синергией, в которую включаются пояснично-подвздошная мышца — прямая мышца бедра, как его сгибатель, сгибатели голени, одним из которых является икроножная мышца, имеющая точки прикрепления на нижних мыщелках бедра. Ахиллово сухожилие в этих случаях резко напряжено. Если нет контрактур в коленных суставах, напряжение этих мышц может быть устранено системным массажем в точках 70, 40, 41, 43, 44, 38, 35а. Однако преодоление этой порочной установки ног будет сложным, если одновременно не будет произведена коррекция установки плечевого и тазового пояса, коррекция поясничного лордоза с помощью массажа и пассивных движений. В некоторых случаях не следует стремиться к тому, чтобы осанка тела ребенка была предельно правильной — иногда стойкие патологические установки тазового пояса и позвоночника создают столь же стойкие формы их компенсации при удержании тела в вертикальном положении (сидя, стоя на коленях). Нарушение этих компенсаций может отрицательно сказаться и при освоении позы стоя (Ной, 1960). Упражнения для освоения вертикального положения тела могут идти в следующем порядке и в начальной и в конечной резидуальных стадиях Комплексы описываемых упражнений составлены с учетом рекомендаций, разработанных С. А. Бортфельд (1971), К А. Семеновой (1968—1974), Zinderman (1960), Tardieu (1960, 1969), В И К. Bobath (1960—1967) 1. Ребенок стоит со слегка расставленными ногами, бедра ротированы кнаружи, стопы стоят параллельно. Методист стоит сбоку и поддерживает ребенка за грудь и спину. Ребенок медленно раскачивается на стопах вперед—назад, обучаясь перекату, переносу тела с пятки на носок и обратно. Затем производят столь же медленные толчки тела вправо — влево и обучение переноса тела с внутреннего края стоп на наружный и обратно. 2. Ребенок стоит, одна его нога выдвинута вперед, руки опущены вдоль тела. Методист, стоя сзади, производит легкие толчки тела ребенка вперед — назад, вправо — влево. Ребенок удерживает вертикальное положение тела, перенося массу тела назад, вперед на правую или на левую ногу. Формируется перекат стоп. Для этого необходима достаточная опорность стоп, подвижность в голеностопных суставах и суставах пальцев стоп, которая при необходимости контролируется вторым методистом с помощью точечного массажа. В некоторых случаях ребенка следует предварительно, иногда задолго до начала этого упражнения, обучать перекату стоп при заданном положении нижних конечностей. 3. Ребенок стоит со слегка разведенными ногами, руки опущены. Методист, стоя сзади, придерживает ребенка за плечи и раскачивает его в стороны. При каждом толчке ребенок должен отвести ногу, не сгибая ее в коленном суставе, в сторону, противоположную толчку, и вернуть затем тело в прежнее положение. Масса тела переносится при этом на ту ногу, которая остается опорной. Такое же упражнение производят при установке ребенка на подвесной дороге. 4. К полу или к специальной доске прикрепляют резиновый бинт. Стопу ребенка подводят под бинт. Производят активное посильное тыльное сгибание стопы, которое постоянно, с помощью точечного массажа корригирует методист. 5. Из того же исходного положения производят наружное отведение стопы, которому оказывает сопротивление резиновый бинт. Оба упражнения следует производить с предварительным выполнением противоположного движения: тыльное сгибание после подошвенного, наружное отведение стопы после ее внутреннего приведения. 6. Ребенок стоит, стопы расположены параллельно. Методист поддерживает ребенка сзади за подмышечные впадины или туловище и быстро отклоняет верхнюю часть тела ребенка назад, не позволяя ему сделать шаг назад для компенсации равновесия. В результате вся масса тела переносится на пятки, ребенок ощущает эту массу, ощущает напряжение мышц, фиксирующих стопу, положение пятки. 7. Из того же исходного положения верхняя часть тела ребенка толчкообразно переводится вперед. Масса тела переносится на дистальный отдел стоп. 8. Из того же исходного положения методист вместе с ребенком делает шаги вперед — назад, в стороны, фиксируя внимание ребенка зрительно и с помощью возникающих у него ощущений на характере опроных реакций при каждой перемене положения тела. 9. Ребенок стоит, придерживаясь одной рукой за спинку стула, ноги слегка расставлены. Второй рукой он должен достать предметы, расположенные в определенной последовательности — сначала они должны лежать перед ребенком на уровне его груди. Затем, по мере нарастания двигательных возможностей, на уровне лица, головы, выше его головы. Более сложным заданием, требующим поворота головы и тела ребенка в сторону, является задание взять предмет, расположенный* сбоку и.несколько сзади и, наконец, настолько низко, что ребенок должен наклониться или присесть, чтобы взять его. После освоения этих движений можно переходить и к освоению самостоятельного стояния. Для этого ребенка устанавливают на слегка раздвинутых ногах спиной к стенке, чтобы он чувствовал ее опору. Затем, постепенно, со страховкой методиста, ребенок делает шаг от стены. Знание о том, что он всегда может опереться о стену, придает ребенку уверенность и предложенные ему задачи выполняются легче. Освоение позы стояния в дальнейшем можно закреплять следующими упражнениями. 1. Ребенок стоит, несколько расставив ноги. На уровне пояса перед ним устанавливается стол, на котором расположены игрушки. Ребенок, опираясь грудью о стол, поднимает руки, переводит их в различные положения, проделывает легкие торсионные движения туловища с тем, чтобы при утере равновесия опереться о край стола и сохранить равновесие тела (рис. 37).
Методист производит легкие толчки тела свободно стоящего ребенка, ноги которого несколько расставлены для создания лучшей площади опоры. Положение головы и рук ребенка постоянно меняется методистом или самим ребенком. Имеется и ряд других упражнений. Обучение ходьбе, при которой требуется динамическое переключение напряжения и расслабления определенных мышечных групп тазового пояса, в зависимости от перемещения центра тяжести тела, процесс наиболее сложный и длительный. Совершенно справедливо указывает С. А. Бортфельд (1971), что он труден потому, что основным механизмом переноса центра тяжести тела является не только перемещение туловища на опорную ногу, но и сокращение мышц данной конечности, обеспечивающее ее устойчивость. Одновременно происходит расслабление сокращенных мышц второй ноги, ранее обеспечивающих ее устойчивость с тем, чтобы произошло быстрое переключение на формирование физиологических синергии, обеспечивающих вновь опорность этой ноги, после выноса вперед во время шага. В значительной, степени возможность овладения ходьбой будет зависеть от возможности переката стоп, свободы выноса и скорости выноса маховой ноги вперед, состояния коконтракции, определяющей опорность второй ноги. Подготовку к движению маха ногой производят в положении лежа, сидя, стоя. Подготовка к переносу центра тяжести тела с одной ноги на другую производится во время обучения стоянию и продолжает производиться и при обучении ходьбе, так как является ее основным звеном, но уже с регуляцией скорости и ритма движений, В ходьбе различают четыре основных компонента: 1) координированные движения нижних конечностей, в основе которых лежит рефлекс шагания; 2) опорный статический тонус мышц нижних конечностей, противодействующий силе тяжести; 3) статические реакции равновесия, необходимые для устойчивости в условиях перемещения центра тяжести во время ходьбы; 4) тонические рефлексы положения, оказывающие влияние на положение тела в целом при любых его перемещениях в пространстве (М. Ф. Иваницкий, 1956). При ходьбе различают период одиночной опоры, когда только одна нога находится на площади опоры, и период двойной опоры, когда обе ноги соприкасаются с почвой. М. Ф. Иваницкий следующим образом анализирует процесс ходьбы: он считает началом шага приземление маховой ноги на пятку, происходящее при максимальном выпрямлении ее в коленном суставе. Вместе с приземлением вынесенной вперед ноги все тело испытывает толчок, затормаживающий его дальнейшее поступательное движение вперед (передний толчок), и получает двойную опору — на пятку передней и носок задней ноги. Затем нога, вынесенная вперед, производит перекат стопы с пятки на носок. В этот момент происходит в основном статическая работа мышц нижней конечности, фиксирующая суставы для сохранения опорности. При соприкосновении всей подошвы с площадью опоры (положение вертикали) нога полностью выпрямляется, туловище в течение этой фазы занимает самое высокое положение. Статическое сокращение мышц (позный тонический рефлекс) предупреждает возможность сгибания нижней конечности под влиянием веса тела, падающего на эту опорную ногу. Особенно важно при этом состоянии напряжение мышц, отводящих бедро, которое препятствует опусканию таза на противоположной стороне тела. Правильное положение таза обеспечивается сокращением средней, и малой ягодичных мышц, натягивающих широкую фасцию бедра и др. При опоре на всю стопу в момент установки тела по вертикали тяжесть тела постепенно переносится на носок и стопа поднимается от опоры, начиная с пятки. При этом происходит одновременно подошвенное сгибание стопы и разгибание в коленном суставе, Затем опорная нога производит отталкивание носка от пола (задний толчок). Существенную роль в данном движении играет не только работа трехглавой мышцы голени, но и сгибателей пальцев, которые в этот момент участвуют в сгибании стопы. В осуществлении заднего толчка принимают также участие задняя большеберцовая и малоберцовая мышцы— длинная и короткая. Сокращение отводящих мыши бедра ранее опорной ноги ослабевает, но возрастает сокращение мышц, расположенных на задней поверхности бедра, которые после отрыва стопы от опоры осуществляют сгибание в коленном суставе. При перемещении свободной ноги вперед происходит сгибание в коленном и тазобедренном суставах, а также разгибание в голеностопном; ягодичные мышцы расслабляются, а сгибатели бедра — сокращаются. В этот период, предшествующий двойной опоре ног и началу следующего шага, тело опирается только на носок ноги, находящейся сзади, причем вертикаль общего центра тяжести проходит впереди опоры. Создаются трудные условия для сохранения равновесия, и, если не будет вовремя разогнута голень и вынесена вперед свободная нога для приземления на пятку, равновесие будет нарушено и тело упадет. Таким образом, передний толчок осуществляется в момент опоры на носок ноги, находящейся сзади, и вновь наступает фаза двойной опоры. Задний толчок и перенос свободной ноги совпадают с моментом вертикали и переката стопы другой, опорной ноги. Движения туловища при поступательном движении вперед сводятся к колебаниям в вертикальном, поперечном направлениях, а также к поворотам и скручиванию туловища вокруг вертикальной оси и к легким наклонам туловища вперед и назад (М. Ф. Иваницкий, 1956). Работа мышц туловища тесно связана с его поворотом и с одновременным движением в противоположные стороны плечевого пояса и таза. Кроме того, напряжением мышц туловища поддерживается равновесие при передаче тяжести тела с одной ноги на другую. Верхние конечности производят движения, противоположные одноименной ноге. Этим уменьшается поворот туловища и улучшается равновесие. Сложность акта ходьбы предопределяет и сложность, кропотливость работы по ее становлению у детей с различными формами церебрального паралича. Как справедливо подчеркивает С. А. Бортфельд (1971), основной задачей в обучении ходьбе должна стать не отработка всех фаз ходьбы, а в первую очередь правильное переступание с сохранением определенного ритма передвижения, с ритмичным чередованием напряжения мышц опорной ноги и свободного перемещения другой. В противном случае ребенок пытается выполнять перекат стоп с различными компенсациями, делающими ходьбу дефектной. Обучение элементам шага должно начинаться еще до того, как ребенок начал обучаться удержанию равновесия стоя. Для этого применяют ряд упражнений. 1. Ребенок лежит на боку (большая площадь опоры). Нога, лежащая сверху, производит сгибательные движения в тазобедренном и коленном суставах, причем положение ее при различной степени выноса фиксируется на 10—12 мин с тем, чтобы затем произвести движение большей амплитуды. Затем производят разгибание согнутой ноги, опять-таки не сразу. 2. В исходном положении лежа на спине производится сгибание в тазобедренных и коленных суставах с тем, чтобы обе стопы полностью опирались о площадь опоры на столе. Затем ребенок производит быстрое поочередное разгибание ног в этих суставах и последующее и поочередное сгибание. Затем чередуется сгибание одной ноги, разгибание другой. 3. В исходном положении лежа на спине ребенку предлагают сделать мах ногой с упором подошвой стопы о стену. 4. Сидя на стуле ребенок производит по возможности максимальное разгибание одной ноги во всех суставах с тем, чтобы зафиксировать ее в этом положении на 30—40 с. 5. В исходном положении стоя с опорой одной рукой о шведскую стенку (или на спинку стула) ребенок производит качательное движение противоположной ногой. Масса тела целиком переносится на свободную ногу, которая в следующий момент станет опорной. 6. В том же исходном положении ребенок выносит одну ногу вперед и опирается пяткой на специально подложенную звучащую игрушку. Появление звука обусловливается только при достаточном упоре пяткой на игрушку. 7. Из того же исходного положения делается вынос ноги вперед, упор на пятку. Игрушка положена так, что звук пройдет только при перекате, стопы с пятки на дистальный ее отдел и нажимание этой частью стопы на игрушку. 8. Ребенок стоит в том же исходном положении, но ноги его расположены так, как при ходьбе — одна нога вынесена вперед. Тренируется перекат стопы ноги вынесенной вперед с пятки на носок, ноги, находящейся сзади — упор на носок. Помимо этих упражнений, следует применять все те, которые были описаны выше для обучения стоянию. Коррекция положения тела в этих условиях производится также приемами, описанными в этом разделе. Заслуживает особого внимания обучение стоянию и ходьбе на рольганге. Стоя на рольганге, в силу того что стопа размещается на двух — трех вращающихся роликах, раздражающих кожно-подошвенные рецепторы, ребенок производит такие движения в суставах стопы, которые на плоской поверхности опоры он сделать бы не смог. Происходит последовательное сокращение мелких мышц стопы, увеличивающее подвижность ее суставов, а следовательно, способствующее возможности развития переката стопы. Формированию переката способствует и размещение центральной части стопы на ролике, вращающемся под тяжестью тела ребенка. Это раздражение кожно-подошвенных рецепторов стимулирует и подошвенное сгибание пальцев стоп, необходимое для овладения задним толчком. На рольганге проводят следующие упражнения. 1. Стоя с поддержкой так, чтобы вращающийся ролик был в центре стопы, ребенок, придерживаясь одной рукой за руку методиста, стремится сохранить равновесие. По мере овладения равновесием ребенок отпускает руку методиста. 2. Из исходного положения стоя на рольганге, уложенном горизонтально, ребенок начинает проделывать шаговые движения по вращающимся под его тяжестью роликам. 3. Рольганг установлен к шведской стенке под углом 30°. Ребенка укладывают на рольганг спиной вверх и. он начинает отталкиваться стопами от реек рольганга, передвигаясь кверху (рис. 38). Отталкивание производится дистальными отделами стоп, что укрепляет и развивает возможность подошвенного сгибания стопы, необходимого при шаге. Помимо этого, в процессе движения отталкивания стимулируется и укрепляется возможность тех же движений, которые необходимы при шаге (М. Я. Смуглин, 1972). Обучение ходьбе и прежде всего обучение формированию шага хорошо удается на батуте (рис. 39). Ребенка по необходимости прикрепляют к подвесному ремню специальным поясом и он на батуте начинает производить движения, необходимые для ходьбы. Балансирующая, раскачивающаяся поверхность батута подбрасывает тело ребенка слегка вверх, затем опускает, снова подбрасывает и т. д. Это действует так же, как и покачивание в «позе эмбриона»,— значительно снижается спастичность мышц или их ригидность (А. В. Коренева, 1972). Помимо снижения тонуса в целом, устраняются и патологические синергии, влияние тонических рефлексов, явление паратонии, а отсюда устраняются и патологические установки конечностей и туловища. Ребенок способен значительна легче развить те физиологические синергии, которые необходимы для формирования процесса ходьбы. Применяют следующие упражнения на батуте. 1. Освоение позы стоя на раскачивающемся батуте. Ребенок, поддерживаемый методистом, или самостоятельно стоит с несколько расставленными ногами, руки опущены. Методист сам слегка раскачивает батут, предлагая ребенку движениями туловища и рук удерживать равновесие. Падение ребенка в сторону, вперед, назад страхуется поддерживающим его ремнем, закрепленным на рейке. 2. Из то
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|