Воспитание двигательной активности и движений самообслуживания
Для развития всех форм двигательных возможностей прежде всего необходима двигательная активность. Она снижена у детей с церебральными параличами в силу общей сниженности процессов мотивации при этом заболевании. Слабость мотивации, с одной стороны, связана с отсутствием или недостаточностью опыта, с другой — со слабостью проприоцептивной импульсации, т. е. имеются и социальные, и физиологические предпосылки. Стимуляция процессов мотивации достигается прежде всего по мере освоения двигательных возможностей и соответственно—расширения опыта. Таким образом, в этом плане существует определенная взаимозависимость между явлениями социальной адаптации, если этот термин применим к детям, и развитием двигательных возможностей. Осуществление этого положения нашло свое максимальное развитие в системе кондукции, разработанной профессором Пэто в Венгрии. В настоящее время эта система продолжает активно разрабатываться, усовершенствоваться доктором Хари и ее сотрудниками. Кондуктор является единственным специалистом, работающим с ребенком. Его основная цель — преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путем воспитания, коррекции задержанных в своем развитии и нарушенных функций. Для этого ребенок, начиная с того момента, когда он открывает утром глаза, должен постоянно осознавать и отсюда целенаправленно производить каждое движение, необходимое для того, чтобы встать с постели, для умывания, туалета, завтрака, передвижения с этой целью по комнате и т. д. Кондуктор предлагает ребенку с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходное положение. Ребенок в этот момент напевает мотивы, помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению и по мере овладения этим движением, он проговаривает его, например: «я стою», «я иду», «я пошел», «я беру ложку» и т. д. Это активное осознание производимого движения, закрепляемое постоянно сильнейшим раздражителем — словом, оказалось чрезвычайно действенным для стимуляции двигательной активности и двигательных возможностей.
Не менее действенным является и то, что вся жизнь ребенка и все воспитание двигательных возможностей происходят в коллективе детей, что стимулирует каждого отдельного ребенка, помогает ему искать и утверждать свое место в этом коллективе. Уже само выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций. Так, в процессе вставания с постели осваивается поднимание головы, повороты туловища, присаживание, вертикализация тела. Задачей кондуктора является помочь ребенку в выполнении этих двигательных комплексов через словесные указания, с учетом подражательных реакций, ориентировочных коррекций пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей и их движений. Кондуктор фиксирует внимание детей на наиболее удачных приемах коррекции, помогающих им овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития движений происходит при максимально осознанной ребенком необходимости каждого двигательного комплекса. Например, занимаясь с методистом ЛФК в индивидуальном порядке, ребенок отрабатывает возможность супинации, подчиняясь лишь указаниям методиста. Сидя за столом, рядом с другими детьми, он осознает необходимость освоения супинации, предплечья и кисти, без чего невозможно удержание чашки в руках. В силу этого стремление произвести супинацию будет максимально усилено, ребенок начнет самостоятельно изыскивать пути осуществления этого движения.
То же самое относится и к очень сложным для детей со всеми формами заболевания комплексам сложных разноплановых движений кисти и пальцев, необходимых для застегивания пуговиц рубашки, завязывания шнурков, надевания чулок и ботинок и т. д. При жизни детей в коллективе освоению этих процессов помогает способность к имитации, наблюдению ребенка за тем, что освоение этих движений другими детьми является вполне возможным, взаимная коррекция и стимуляция двигательной активности кондуктором. Чрезвычайно большое значение имеет постоянный положительный эмоциональный фон. Кондуктор, помогая ребенку освоить Движение, указывает ему на его достижения в этом плане и на дальнейшие возможности развития осваиваемого двигательного комплекса, поощряет его за сделанное. Так, если ребенок начал стоять, кондуктор хвалит его за это, говорит ему, как хорошо, красиво он стоит, теперь он может гораздо больше увидеть, посмотреть и на то, что делается в комнате и за окном. Вот теперь ему нужно научиться передвигать ножки, и он будет ходить, бегать, играть. Императивные указания: «сделай так, сделай вот так» — в системе кондукции отсутствуют. Кондуктор стремится пробудить в ребенке активность процессов мотивации, опираясь на ориентировочные познавательные реакции с учетом задержки, но не окончательного нарушения системы врожденных двигательных рефлексов. Примером этого положения может быть предложение кондуктора детям, никак не осваивавшим первые шаги с помощью костылей, посмотреть, как красиво падает снег, в окно, и достаточно ли его для того, чтобы кататься на санках? Включение положительной эмоциональной реакции сделало то, что не могла сделать слабо развитая мотивация — желание начать передвигаться, как другие дети. Положительная эмоциональная реакция как бы включила древние механизмы врожденных рефлексов ходьбы, уже подготовленных предыдущей работой к этому включению. Сложнейшей и наиболее важной задачей кондуктора является не только умелая стимуляция двигательной активности в пределах данного комплекса, но и понимание реальной возможности, предуготованности его выполнения.
Важный момент стимуляции двигательной активности — участие независимо от их состояния всех детей в актах самообслуживания: чистка обуви, мытье посуды, убирание со стола после еды, убирание комнаты и т. д., причем особенно значимым оказывается осознание социальной полезности деятельности каждого ребенка для всего коллектива. Так, например, в процессе подготовки к купанию дети, у которых движения в руках достаточно свободны, чистят обувь для всех детей группы — это наиболее сложная работа, и ребята понимают всю ее важность и то, что она оказывается возможной только в том случае, если они будут активно развивать движение в руках. Но те ребята, у которых движения в руках очень ограничены, несмотря на эту ограниченность, также участвуют в общей работе разбирают и складывают полотенца, белье и т. д. В этой работе кондуктор играет опять-таки роль постоянного корректора двигательной патологии, однако, как и во всех случаях, старается производить эту коррекцию возможно менее заметно. Постепенно дети приобретают веру в возможность участия в жизни коллектива, своей полезности этому коллективу, что в значительной степени стимулирует их двигательную активность, а последняя в свою очередь — двигательные возможности, упрочение освоенных актов произвольной моторики, развитие и упрочение в силу тренировки основных типов полуавтоматизированных движений. Таким образом, с учетом того, что слово является важнейшим регулятором поведения, в котором моторные реакции, по крайней мере, в раннем детском возрасте относятся к ведущим, удается даже при тяжелых формах заболевания достигнуть удовлетворительных результатов в отношении развития и организации основных двигательных функций. Сложная, продуманная система коррекции нарушенных двигательных функций с опорой на активное влияние сознательного волевого контроля самого ребенка над возможностью произвести то или иное движение, умелая и своевременная помощь кондуктора приводят к тому, что становятся возможными такие сложные функции, как письмо, для детей с тяжелой спастической или гиперкинетической формой заболевания.
Коррекцию неправильного письма, например, то, что буква «о» (детьми с гиперкинетической формой церебрального паралича) пишется не одной законченной линией, а составляется из трех—четырех отдельных полукружий, производят прежде всего путем первоначального анализа этих движений самим ребенком, его ответа на вопрос: как он считает, хорошо ли он написал; если он недоволен, то надо выяснить, чем, и, наконец, разъяснить ему, что надо сделать, чтобы написать лучше. После разбора с ребенком того, что именно плохо в написании буквы, как надо писать лучше, — он должен написать букву на доске. Все остальные ребята делают то же в тетрадях, предварительно активно участвуя в обсуждении процесса написания. Так же обсуждается, проговаривается любое разучиваемое действие, необходимое для бытового или учебного процесса. Кондуктор постоянно поощряет каждую попытку ребенка достичь еще одного самого маленького успеха в овладении моторикой. Знание психологии, психопатологии помогает кондуктору находить постоянно верные формы общения с детьми и правильного руководства, формирования личности ребенка, а через это — воспитание моторики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|