Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание двигательной активности и движений самообслуживания




Для развития всех форм двигательных возможностей прежде всего необходима двигательная активность. Она снижена у детей с церебральными параличами в силу общей сниженности процессов мотивации при этом заболевании. Слабость мотивации, с одной стороны, свя­зана с отсутствием или недостаточностью опыта, с дру­гой — со слабостью проприоцептивной импульсации, т. е. имеются и социальные, и физиологические пред­посылки. Стимуляция процессов мотивации достигается прежде всего по мере освоения двигательных возмож­ностей и соответственно—расширения опыта. Таким образом, в этом плане существует определенная взаи­мозависимость между явлениями социальной адапта­ции, если этот термин применим к детям, и развитием двигательных возможностей.

Осуществление этого положения нашло свое макси­мальное развитие в системе кондукции, разработанной профессором Пэто в Венгрии. В настоящее время эта система продолжает активно разрабатываться, усовершенствоваться доктором Хари и ее сотрудниками. Кон­дуктор является единственным специалистом, работаю­щим с ребенком. Его основная цель — преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путем воспитания, коррекции задержанных в своем раз­витии и нарушенных функций.

Для этого ребенок, начиная с того момента, когда он открывает утром глаза, должен постоянно осозна­вать и отсюда целенаправленно производить каждое движение, необходимое для того, чтобы встать с постели, для умывания, туалета, завтрака, передвижения с этой целью по комнате и т. д.

Кондуктор предлагает ребенку с помощью своеоб­разного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходное поло­жение. Ребенок в этот момент напевает мотивы, помо­гающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению и по мере овладения этим движением, он проговаривает его, например: «я стою», «я иду», «я по­шел», «я беру ложку» и т. д. Это активное осознание производимого движения, закрепляемое постоянно силь­нейшим раздражителем — словом, оказалось чрезвычайно действенным для стимуляции двигательной ак­тивности и двигательных возможностей.

Не менее действенным является и то, что вся жизнь ребенка и все воспитание двигательных возможностей происходят в коллективе детей, что стимулирует каждо­го отдельного ребенка, помогает ему искать и утверж­дать свое место в этом коллективе.

Уже само выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций. Так, в процессе вставания с по­стели осваивается поднимание головы, повороты туло­вища, присаживание, вертикализация тела. Задачей кондуктора является помочь ребенку в выполнении этих двигательных комплексов через словесные указания, с учетом подражательных реакций, ориентировоч­ных коррекций пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей и их движений. Кондук­тор фиксирует внимание детей на наиболее удачных приемах коррекции, помогающих им овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития дви­жений происходит при максимально осознанной ребен­ком необходимости каждого двигательного комплекса. Например, занимаясь с методистом ЛФК в индивиду­альном порядке, ребенок отрабатывает возможность су­пинации, подчиняясь лишь указаниям методиста. Сидя за столом, рядом с другими детьми, он осознает необ­ходимость освоения супинации, предплечья и кисти, без чего невозможно удержание чашки в руках.

В силу этого стремление произвести супинацию будет максимально усилено, ребенок начнет самостоятельно изыскивать пути осуществления этого движения.

То же самое относится и к очень сложным для де­тей со всеми формами заболевания комплексам слож­ных разноплановых движений кисти и пальцев, необхо­димых для застегивания пуговиц рубашки, завязывания шнурков, надевания чулок и ботинок и т. д. При жизни детей в коллективе освоению этих процессов помогает способность к имитации, наблюдению ребенка за тем, что освоение этих движений другими детьми является вполне возможным, взаимная коррекция и стимуляция двигательной активности кондуктором. Чрезвычайно большое значение имеет постоянный положительный эмоциональный фон. Кондуктор, помогая ребенку освоить Движение, указывает ему на его достижения в этом плане и на дальнейшие возможности развития осваи­ваемого двигательного комплекса, поощряет его за сде­ланное. Так, если ребенок начал стоять, кондуктор хва­лит его за это, говорит ему, как хорошо, красиво он стоит, теперь он может гораздо больше увидеть, посмотреть и на то, что делается в комнате и за окном. Вот теперь ему нужно научиться передвигать ножки, и он будет ходить, бегать, играть.

Императивные указания: «сделай так, сделай вот так» — в системе кондукции отсутствуют. Кондуктор стремится пробудить в ребенке активность процессов мотивации, опираясь на ориентировочные познаватель­ные реакции с учетом задержки, но не окончательного нарушения системы врожденных двигательных рефлек­сов. Примером этого положения может быть предложе­ние кондуктора детям, никак не осваивавшим первые шаги с помощью костылей, посмотреть, как красиво падает снег, в окно, и достаточно ли его для того, чтобы кататься на санках? Включение положительной эмоциональной реакции сделало то, что не могла сделать сла­бо развитая мотивация — желание начать передвигать­ся, как другие дети.

Положительная эмоциональная реакция как бы включила древние механизмы врожденных рефлексов ходьбы, уже подготовленных предыдущей работой к этому включению. Сложнейшей и наиболее важной за­дачей кондуктора является не только умелая стимуля­ция двигательной активности в пределах данного ком­плекса, но и понимание реальной возможности, предуготованности его выполнения.

Важный момент стимуляции двигательной активно­сти — участие независимо от их состояния всех детей в актах самообслуживания: чистка обуви, мытье посуды, убирание со стола после еды, убирание комнаты и т. д., причем особенно значимым оказывается осознание со­циальной полезности деятельности каждого ребенка для всего коллектива. Так, например, в процессе подго­товки к купанию дети, у которых движения в руках достаточно свободны, чистят обувь для всех детей группы — это наиболее сложная работа, и ребята пони­мают всю ее важность и то, что она оказывается возможной только в том случае, если они будут активно развивать движение в руках. Но те ребята, у которых движения в руках очень ограничены, несмотря на эту ограниченность, также участвуют в общей работе раз­бирают и складывают полотенца, белье и т. д.

В этой работе кондуктор играет опять-таки роль по­стоянного корректора двигательной патологии, однако, как и во всех случаях, старается производить эту кор­рекцию возможно менее заметно. Постепенно дети приобретают веру в возможность участия в жизни коллектива, своей полезности этому коллективу, что в значительной степени стимулирует их двигательную активность, а последняя в свою очередь — двигательные возможности, упрочение освоенных актов произвольной моторики, развитие и упрочение в силу тренировки ос­новных типов полуавтоматизированных движений.

Таким образом, с учетом того, что слово является важнейшим регулятором поведения, в котором мотор­ные реакции, по крайней мере, в раннем детском возра­сте относятся к ведущим, удается даже при тяжелых формах заболевания достигнуть удовлетворительных результатов в отношении развития и организации ос­новных двигательных функций.

Сложная, продуманная система коррекции нарушен­ных двигательных функций с опорой на активное влия­ние сознательного волевого контроля самого ребенка над возможностью произвести то или иное движение, умелая и своевременная помощь кондуктора приводят к тому, что становятся возможными такие сложные функции, как письмо, для детей с тяжелой спасти­ческой или гиперкинетической формой заболевания.

Коррекцию неправильного письма, например, то, что буква «о» (детьми с гиперкинетической формой це­ребрального паралича) пишется не одной законченной линией, а составляется из трех—четырех отдельных полукружий, производят прежде всего путем первоначаль­ного анализа этих движений самим ребенком, его отве­та на вопрос: как он считает, хорошо ли он написал; ес­ли он недоволен, то надо выяснить, чем, и, наконец, разъяснить ему, что надо сделать, чтобы написать лучше. После разбора с ребенком того, что именно пло­хо в написании буквы, как надо писать лучше, — он должен написать букву на доске. Все остальные ребята делают то же в тетрадях, предварительно активно уча­ствуя в обсуждении процесса написания. Так же об­суждается, проговаривается любое разучиваемое действие, необходимое для бытового или учебного процесса. Кондуктор постоянно поощряет каждую попытку ребен­ка достичь еще одного самого маленького успеха в ов­ладении моторикой.

Знание психологии, психопатологии помогает кон­дуктору находить постоянно верные формы общения с детьми и правильного руководства, формирования лич­ности ребенка, а через это — воспитание моторики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...