Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии эффективности восстановительной терапии расстройств моторики




Критерием эффективности восстановительной терапии расстройств моторики служит переход от одного уровня двигательного развития к другому (хороший резуль­тат) или улучшение возможности движения в пределах того же уровня, какой был у ребенка до начала лече­ния (удовлетворительный результат).

Выделяют следующие уровни развития моторики, не­зависимо от возраста ребенка.

1. Отсутствие врожденных двигательных рефлексов или их глубокая задержка, наличие (или патологиче­ская активность) тонических рефлексов, отсутствие раз­вития установочных рефлексов, произвольной моторики.

2. Наличие некоторых основных врожденных двигательных рефлексов, а также тонических (шейных и ла­биринтного), которые ребенок начинает преодолевать. Начало развития основных установочных рефлексов; ребенок начинает сидеть (с поддержкой или без нее), сохраняет приданную позу сидя, но не стоит и не удер­живает позу стоя с поддержкой.

3. Наблюдаются только остаточные тонические реф­лексы: установочные рефлексы распространяются на верхние конечности и туловище. Появляется ручная умелость. Удерживает приданную позу сидя и стоя, но торсии туловища еще нет или она недостаточна. Про­должается развитие ручной умелости, начинает рисо­вать, овладевать первыми элементами письма. Шаго­вые движения неправильны. Тугоподвижность в суста­вах нижних конечностей. Остается остаточное влияние тонических рефлексов на мышцы нижних конечностей, формируются контрактуры в них.

4. Развиты установочные рефлексы, ходит с поддержкой или сам, при патологической установке нижних конечностей, наличии контрактур и деформаций (на полусогнутых в коленных и тазобедренных суставах но­гах или при явлении переразгибания в коленных суста­вах при эквиноварусной и вальгусной установке стоп), ручная умелость неполноценная в связи с пронационно-сгибательной установкой предплечья, кистей и пальцев, но ребенок преодолевает ее, хотя и с трудом — пишет, лепит, рисует.

5. Сидит и ходит самостоятельно или с палочкой, при умеренно выраженных контрактурах или при от­сутствии таковых, пишет, рисует без патологических ус­тановок в руках, но движения неловки, замедленны.

6. Ходит самостоятельно, без поддержки, походка нормальная. Произвольные движения рук соответству­ют возрасту.

При оценке постепенного развития функции мышц, участвующих в работах, указанных в табл. 4, не рассмат­риваются мышцы, осуществляющие фиксацию положе­ния тела, необходимые для выполнения данных работ, постуральные рефлексы.

Между тем освоение ребенком этих положений яв­ляется столь же трудной, сколько и необходимой зада­чей, освоение которой в процессе работы происходит значительно быстрее и успешнее, чем на занятиях ле­чебной физкультурой.

Заключение

Работа по восстановлению двигательных функций ре­бенка, страдающего детским церебральным параличом, чрезвычайно сложна, должна проводиться систематиче­ски в течение ряда лет.

Она требует большого терпения и выносливости и от маленького больного и от того, кто с ним работает. Не­сомненно, что наибольшая эффективность достигается, если с ребенком работает опытный методист лечебной физкультуры. Однако, с одной стороны, далеко не всег­да методисты лечебной физкультуры, работающие в обычных стационарах неврологического, ортопедическо­го, педиатрического профиля, знакомы с рассматривае­мым разделом работы, с другой — методисты не могут уделять ребенку столько времени, сколько нужно для полноценной восстановительной работы — 30—40 мин в день.

И, наконец, 75—80% детей не могут ежегодно полу­чать санаторное лечение или лечение в одном из ста­ционаров. Поэтому в семье, где растет ребенок, больной детским церебральным параличом, должен быть чело­век, в той или иной степени знакомый с лечебной физ­культурой и массажем.

Предлагаемая книга поможет овладеть необходимы­ми в этом плане знаниями и помочь ребенку.

Основным условием эффективности лечебной физ­культуры является работа в плане последовательного онтогенетического развития моторики, своевременность, полноценность и рациональность коррекции дефектов моторики при всех формах заболевания.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОГЛАВЛЕНИЕ

Барашнев Ю. И. Болезни нервной системы новорожденных детей.

М., 1971, 199 с.

Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. «Медицина», 1971, 247 с. Гончарова М. Н., Гранина А. В., Мирзоева И. И. Реабилитация де­тей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л., «Медицина», 1974, 207 с. Зацепин Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста.

М, Медгиз, 1949, 280 с.

Жуховицкий М. С, Айзиков Г. С. Трудотерапия в лечении дет­ских церебральных параличей.— В кн.: Проблемы восстановле­ния при паралитических заболеваниях у детей. М., 1964, с. 292—294.

Манович 3. X. Природа двигательных нарушений при детских цере­бральных параличах и некоторые особенности восстановительной терапии.— Материалы 10й сессии Инта полиомиелита и вирус­ного энцефалита. М., 1964, с. 278—280.

Макович 3. X., Дементьева Р. К. Основные принципы лечебной физ­культуры при детском церебральном параличе. — В кн.: Детские церебральные параличи (Тр. конф., посвящ. дальнейшему улуч­шению помощи детям, страдающим церебр. параличами). М., 1971, с. 140—145.

Манович 3. X., Жуховицкий М. С, Дементьева Р. К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. М., «Советская Россия», 1969, 42 с. Меженина Е. П. Церебральные спастические параличи и их лечение.

Киев, «Здоровья», 1966, 224 с Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., «Медицина»,

1968, 259 с.

Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Н. Клиника и реа­билитационная терапия детских церебральных параличей. М., «Медицина», 1972.

Стерник О. А. Использование элементов хореографии в лечении дет­ских церебральных параличей.—«Мед. ж. Узбекистана», 1972, № 4, с. 77—79.

Дукер М. Б. Невропатология детского возраста. М., 1972, с. дйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути, их преодоления. ДО., Изд. АПН РСФСР, 1959,

 

Введение 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...