Критерии эффективности восстановительной терапии расстройств моторики
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Критерием эффективности восстановительной терапии расстройств моторики служит переход от одного уровня двигательного развития к другому (хороший результат) или улучшение возможности движения в пределах того же уровня, какой был у ребенка до начала лечения (удовлетворительный результат). Выделяют следующие уровни развития моторики, независимо от возраста ребенка. 1. Отсутствие врожденных двигательных рефлексов или их глубокая задержка, наличие (или патологическая активность) тонических рефлексов, отсутствие развития установочных рефлексов, произвольной моторики. 2. Наличие некоторых основных врожденных двигательных рефлексов, а также тонических (шейных и лабиринтного), которые ребенок начинает преодолевать. Начало развития основных установочных рефлексов; ребенок начинает сидеть (с поддержкой или без нее), сохраняет приданную позу сидя, но не стоит и не удерживает позу стоя с поддержкой. 3. Наблюдаются только остаточные тонические рефлексы: установочные рефлексы распространяются на верхние конечности и туловище. Появляется ручная умелость. Удерживает приданную позу сидя и стоя, но торсии туловища еще нет или она недостаточна. Продолжается развитие ручной умелости, начинает рисовать, овладевать первыми элементами письма. Шаговые движения неправильны. Тугоподвижность в суставах нижних конечностей. Остается остаточное влияние тонических рефлексов на мышцы нижних конечностей, формируются контрактуры в них. 4. Развиты установочные рефлексы, ходит с поддержкой или сам, при патологической установке нижних конечностей, наличии контрактур и деформаций (на полусогнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах или при явлении переразгибания в коленных суставах при эквиноварусной и вальгусной установке стоп), ручная умелость неполноценная в связи с пронационно-сгибательной установкой предплечья, кистей и пальцев, но ребенок преодолевает ее, хотя и с трудом — пишет, лепит, рисует.
5. Сидит и ходит самостоятельно или с палочкой, при умеренно выраженных контрактурах или при отсутствии таковых, пишет, рисует без патологических установок в руках, но движения неловки, замедленны. 6. Ходит самостоятельно, без поддержки, походка нормальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту. При оценке постепенного развития функции мышц, участвующих в работах, указанных в табл. 4, не рассматриваются мышцы, осуществляющие фиксацию положения тела, необходимые для выполнения данных работ, постуральные рефлексы. Между тем освоение ребенком этих положений является столь же трудной, сколько и необходимой задачей, освоение которой в процессе работы происходит значительно быстрее и успешнее, чем на занятиях лечебной физкультурой. Заключение Работа по восстановлению двигательных функций ребенка, страдающего детским церебральным параличом, чрезвычайно сложна, должна проводиться систематически в течение ряда лет. Она требует большого терпения и выносливости и от маленького больного и от того, кто с ним работает. Несомненно, что наибольшая эффективность достигается, если с ребенком работает опытный методист лечебной физкультуры. Однако, с одной стороны, далеко не всегда методисты лечебной физкультуры, работающие в обычных стационарах неврологического, ортопедического, педиатрического профиля, знакомы с рассматриваемым разделом работы, с другой — методисты не могут уделять ребенку столько времени, сколько нужно для полноценной восстановительной работы — 30—40 мин в день. И, наконец, 75—80% детей не могут ежегодно получать санаторное лечение или лечение в одном из стационаров. Поэтому в семье, где растет ребенок, больной детским церебральным параличом, должен быть человек, в той или иной степени знакомый с лечебной физкультурой и массажем.
Предлагаемая книга поможет овладеть необходимыми в этом плане знаниями и помочь ребенку. Основным условием эффективности лечебной физкультуры является работа в плане последовательного онтогенетического развития моторики, своевременность, полноценность и рациональность коррекции дефектов моторики при всех формах заболевания. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОГЛАВЛЕНИЕ Барашнев Ю. И. Болезни нервной системы новорожденных детей. М., 1971, 199 с. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. «Медицина», 1971, 247 с. Гончарова М. Н., Гранина А. В., Мирзоева И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л., «Медицина», 1974, 207 с. Зацепин Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста. М, Медгиз, 1949, 280 с. Жуховицкий М. С, Айзиков Г. С. Трудотерапия в лечении детских церебральных параличей.— В кн.: Проблемы восстановления при паралитических заболеваниях у детей. М., 1964, с. 292—294. Манович 3. X. Природа двигательных нарушений при детских церебральных параличах и некоторые особенности восстановительной терапии.— Материалы 10й сессии Инта полиомиелита и вирусного энцефалита. М., 1964, с. 278—280. Макович 3. X., Дементьева Р. К. Основные принципы лечебной физкультуры при детском церебральном параличе. — В кн.: Детские церебральные параличи (Тр. конф., посвящ. дальнейшему улучшению помощи детям, страдающим церебр. параличами). М., 1971, с. 140—145. Манович 3. X., Жуховицкий М. С, Дементьева Р. К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. М., «Советская Россия», 1969, 42 с. Меженина Е. П. Церебральные спастические параличи и их лечение. Киев, «Здоровья», 1966, 224 с Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., «Медицина», 1968, 259 с. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Н. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., «Медицина», 1972. Стерник О. А. Использование элементов хореографии в лечении детских церебральных параличей.—«Мед. ж. Узбекистана», 1972, № 4, с. 77—79. Дукер М. Б. Невропатология детского возраста. М., 1972, с. дйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути, их преодоления. ДО., Изд. АПН РСФСР, 1959,
Введение 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|