Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хореографическая лечебная гимнастика




Одной из форм групповых занятий лечебной гимнасти­кой является хореографическая гимнастика, предложен­ная О. А. Стерник в 1970 г. Ее несомненным достоин­ством является высокое положительное эмоциональное напряжение, появляющееся у детей, желание научить­ся танцевать так или почти так, как и здоровые дети, удовольствие, получаемое в процессе обучения. Примерные типы хореографической гимнастики.

1. Упражнения для освоения осанки, исходной для каждого танца. Исходное положение у стойки, перед зеркалом, рука обхватывает рейку стойки, четыре паль­ца сверху, большой охватывает ее снизу, ноги слегка расставлены, стопы опираются полностью, голова в среднем положении. Ребенок должен, удерживаясь ру­ками за стойку, откинуть туловище назад, удерживая при этом голову в среднем положении, не запрокидывая ее назад. Методист корригирует положение головы.

Интенсивно прогибается позвоночник, ноги не дол­жны сгибаться в коленных суставах.

Коррекция правильного положения туловища и та­за происходит с помощью точечного массажа.

2. Разучивание элементов танца «вприсядку».

Удерживаясь руками за стойку в том же положе­нии, ребенок должен присесть, затем выпрямиться. Это упражнение может быть очень сложным для освоения в тех случаях, когда имеет место недостаточность мышц разгибателей бедер и больших отводящих мышц бедер. Их неравномерная слабость обусловливает перекос таза.

Методист корригирует движения, указывая ребенку на то, какие мышцы надо напрягать.

3. Элементы испанского танца: а) из того же ис­ходного положения ребенок, стоя на одной ноге, медленно поднимает вторую, прогибая спину и удерживаясь в этом положении 30—60 с; б) из того же исходного положения — подскоки на двух ногах сразу. Целью этого упражнения являются подскоки на носках. Дети с церебральными параличами с трудом, даже при поддержке рук, выполняют подскоки. Часто они заме­няют это движение толчкообразными движениями таза без отрыва ног от пола. Методист должен обучить ре­бенка с помощью пассивно-активного метода соответст­вующих схем движения; в) исходное положение то же, что и в пункте б)— обучение подскокам на одной ноге. Элементы испанского и русского танца.

4. Ребенок стоит боком у стойки, удерживаясь за нее одной рукой, ноги слегка расставлены. Противопо­ложная рука упирается в бок. Задачей упражнения яв­ляется максимальное разгибание позвоночника; из того же исходного положения, что и в пункте 3, а, при раз­гибании позвоночника ребенок должен под музыку де­лать шаг на месте. Методист следит за положением та­за и позвоночника, корригируя его точечным массажем.

5. Ребенок стоит у стойки, держась за нее двумя ру­ками, ноги широко расставлены. Методист следит за тем, чтобы разведение ног было равным с обеих сторон.

Задача упражнения — прыжки на месте, с разведе­нием и сведением ног.

6. Элементы русского и испанского танца: а) исход­ное положение стоя боком у стойки, ноги слегка рас­ставлены, одна рука опирается на стойку, другая разо­гнута в плечевом суставе и в локтевом суставе. Ребенок держит в пальцах платок. Задача упражнения — от­клоняясь в сторону, проделывать помахивающие дви­жения платком. Разворот плеч должен быть равномерным, без компенсаторных движений туловища и таза; б) исходное положение то же, что и в пункте а. Вторая рука разогнута и вытянута вперед, кисть и предпле­чье — в положении пронации. Под определенный ритм производится супинация — пронация предплечья, кисти и разогнутых пальцев при различных положениях головы.

Туловище все время удерживается прямо.

7. Ребенок стоит спиной, к стойке, держась за нее отведенными назад руками. Голова в среднем положе­нии, ноги слегка расставлены.

Задачей является вис тела на вытянутых руках с удержанием головы в правильном положении.

8. Элементы испанского и узбекского танца:

а) исходное положение боком к стойке, аналогичное занимаемому при упражнении 10. Методист отрабаты­вает щелчок I—II пальцами вытянутой руки, рука разо­гнута во всех суставах, при разных положениях головы;

б) исходное положение то же, что и в пункте а, сво­бодная рука упирается в бок. Задача — приседание под определенный ритм, со сменой темпа приседания;

в) исходное положение то же, что и в пункте а. За­дача — приседание с максимальным отведением таза назад, гиперлордозированием;

г) исходное положение то же, что и в пункте а. Ребе­нок полностью стоит на одной стопе, нагружая пятку. Вторая нога сгибается в тазобедренном и коленном су­ставах, носок стопы по возможности оттянут вниз.

Упражнение совершается на счет: «раз», «два», «три»; на счет «три» — нога опускается и приставляется к опорной. Затем повторяется то же упражнение с опо­рой на вторую ногу;

д) исходное положение то же, что и в пункте а. Под счет: «раз», «два», «три»; «раз», «два», «три» ребенок топает одной ногой, затем второй.

9. Несколько детей (3—4) стоят боком к стойке, слегка расставив ноги, удерживаясь одной рукой за стойку, положив свободную руку на плечо впереди стоя­щего. Под счет «раз», «два» производится шаг на месте, затем подскоки на одной, затем на второй ноге.

10. Исходное положение то же, что и в пункте 3; опорная нога стоит на полной стопе, вторая нога со­гнута в тазобедренном, коленном суставах под углом 90°. Под счет: «раз», «два» дети разгибают на 15—20° ногу в коленном суставе, удерживая ее на 30—60 с в этом положении. Затем угол изменяется и нога снова фиксируется в принятом положении.

Таким образом отрабатываются в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррек­ции осанки, порочных установок в суставах конечно­стей и, что особенно важно, тренируется подвижность, активная моторика, возможность переключения с одного движения на другое (рис. 42).

Музыкальный аккомпане­мент является в этом плане важным терапевтическим средством, способствующим двигательной активности.

После отработки отдельных элементов танца следу­ет переходить к обучению танцам с учетом возможностей ребенка: дети, которые могут стоять, но для кото­рых еще трудно передвигаться, обучаются танцам стоя, с преимущественными движениями рук (индийские тан­цы), затем танцам, при которых может иметь место медленная, плавная ходьба., опять-таки с максимальным использованием движений рук и т. д.

Обучению танцам не должны препятствовать имею­щиеся деформации, выраженные нарушения осанки. В процессе работы они постепенно корригируются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...