Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 33 страница




Законодатель не устанавливает обязанность судьи проводить предварительное судебное заседание по всем административным делам. Решение этого вопроса относится к сфере его усмотрения. Это явствует из п. 11 ч. 3 ст. 135 КАС РФ, который устанавливает, что судья разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения. Кроме того, как следует из смысла норм гл. 33 КАС РФ, предварительное судебное заседание не проводится по делам упрощенного производства.

В предварительном судебном заседании стороны и другие лица, участвующие в деле, их представители вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам. В этом заседании суд вправе:

а) приостановить производство по административному делу (при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 190, 191 КАС РФ);

б) прекратить полностью или в части производство по административному делу (при наличии оснований, предусмотренных ст. 194 КАС РФ);

в) оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии на то оснований (ст. 197 КАС РФ). Такого рода действия судьи не касаются лишь тех административных дел, которые подлежат рассмотрению судом коллегиально.

В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска такого срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда по вопросу пропуска административным истцом установленного срока обращения в суд может быть обжаловано.

После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

Признав административное дело подготовленным, суд выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает:

- на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству;

- на разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц;

- о соединении или разъединении нескольких требований;

- на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения; а также

- определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

Вынесение определения о назначении дела к судебному разбирательству означает переход к следующей стадии судебного административного процесса. Этот переход из предварительного судебного заседания в основное может носить непосредственный характер.

Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому (ч. 2 ст. 139 КАС РФ).

Открыть судебное заседание в первой инстанции по завершении предварительного заседания суд может только при наличии определенной совокупности фактов:

1) в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле;

2) эти лица не возражают против продолжения рассмотрения дела и открытия судебного заседания для его разбирательства по существу;

3) дело не требует коллегиального рассмотрения.

В отсутствие этих фактов суд постановляет определение о назначении дела к судебному разбирательству, в котором указывается об извещении сторон и других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании, о вызове других участников процесса.

 

20. 4. Судебные извещения и вызовы

 

1. Формы судебных извещений и вызовов. Неотъемлемым условием проведения состязательного судебного процесса является извещение сторон и других лиц, участвующих в деле, о времени и месте его рассмотрения. Оно является гарантией права этих лиц на судебную защиту и обеспечивает беспрепятственную реализацию их права на справедливое судебное разбирательство. В целях обеспечения равных процессуальных возможностей лиц, участвующих в деле, суд обязан заблаговременно, надлежащим образом оповестить их о дне и месте рассмотрения дела. Право лица на своевременное уведомление о начавшемся в отношении него судебном процессе - одна из фундаментальных гарантий, характеризующих современные стандарты правосудия.

Для обозначения способов извещения (уведомления) законодатель использует понятие " форма судебных извещений и вызовов". Виды форм судебных извещений и вызовов в суд лиц, участвующих в административном деле, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков, а также требования к ним и порядку их направления установлены гл. 9 КАС РФ. К таким формам относятся:

- заказное письмо с уведомлением о вручении;

- судебная повестка с уведомлением о вручении;

- телефонограмма, телеграмма;

- факсимильная связь;

- СМС-сообщения (с согласия оповещаемого лица);

- направление по электронной почте (с согласия оповещаемого лица).

Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской. В расписке наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

Законодатель допускает возможность использования иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (ч. 1 ст. 96 КАС РФ). Следовательно, перечень возможных форм извещений и вызовов не является исчерпывающим и определяется с учетом развития современных средств связи.

В процессуальной теории и законодательстве проводится разграничение между понятиями " извещение" и " вызов". По общему правилу явка в суд лиц, участвующих в деле, является их правом, а не обязанностью, поэтому для уведомления этих лиц суд использует извещение. Они уведомляются о возможности реализовать свое право на участие в процессе. Стороны и другие лица, участвующие в деле, получив судебное извещение, вправе сами решать, участвовать или не участвовать им в судебном заседании.

Вместе с тем специфика административного судопроизводства состоит в том, что в публичном интересе по воле законодателя и суда принцип диспозитивности может быть ограничен и явка лиц, участвующих в деле, может быть признана обязательной (ч. 1 ст. 150, ч. 6 ст. 213, ч. 4 ст. 269, ч. 4 ст. 272, ч. 3 ст. 289 КАС РФ и др. ). Так, в соответствии с ч. 7 ст. 226 КАС РФ суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа, организации, лица, наделенных публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие (бездействие), и в случае их неявки наложить судебный штраф. Соответственно эти лица, участвующие в деле, не просто уведомляются, а вызываются в суд повесткой.

Явка лиц, содействующих правосудию, является их обязанностью, неисполнение которой может стать основанием для привлечения к установленной законом ответственности. Исходя из этого данным лицам направляются вызовы (для исполнения имеющихся обязанностей). Неисполнение этих обязанностей может повлечь применение к их носителям мер процессуального принуждения (штраф, принудительный привод).

Основной и наиболее распространенной формой направления адресатам судебных извещений и вызовов является судебная повестка с уведомлением о вручении (ч. 2 ст. 96 КАС РФ). Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий. Вместе с извещением в форме судебной повестки или заказного письма лицу, участвующему в деле, направляются копии процессуальных документов. Судебными повестками осуществляется также вызов в суд свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков.

Судебные повестки и иные судебные извещения должны содержать:

1) наименование и адрес суда;

2) указание времени и места проведения судебного заседания;

3) наименование адресата - лица, извещаемого или вызываемого в суд;

4) указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

5) наименование административного дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата;

6) указание на обязанность лиц, участие которых в судебном разбирательстве является обязательным в соответствии с законом либо признано судом обязательным, явиться в суд, а в случае невозможности явиться в суд - указание на их обязанность до начала судебного разбирательства сообщить об этом и о причинах неявки и представить документы, подтверждающие уважительность причин неявки, а также указание о наступлении для них в случае невыполнения таких обязанностей последствий, предусмотренных КАС РФ;

7) указание на обязанность лиц, участие которых в судебном разбирательстве не является обязательным, сообщить до начала судебного разбирательства о неявке в суд, а также указание о наступлении для них в случае невыполнения такой обязанности последствий, предусмотренных КАС РФ.

В судебных повестках или иных судебных извещениях, адресованных лицам, участвующим в деле, предлагается представить в суд все имеющиеся у них доказательства по административному делу, а также указывается на последствия непредставления доказательств и неявки в суд извещаемых или вызываемых лиц, разъясняется обязанность сообщить суду причины неявки.

Одновременно с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными административному ответчику, судья направляет копию административного искового заявления, а с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными административному истцу, - копию объяснений в письменной форме административного ответчика, если объяснения поступили в суд.

Наряду с таким персональным уведомлением законодатель предусматривает порядок публичного информирования. Согласно ч. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещаются судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено законом.

2. Порядок направления, доставки и вручения повесток и иных судебных извещений. Избранный судом способ оповещения участников процесса должен обеспечивать заблаговременность и реальность вручения извещения адресату.

В качестве основных правил, определяющих порядок направления, доставки и вручения повесток и иных извещений, КАС РФ устанавливает следующие положения:

1) судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному самим лицом или его представителем. Если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы. Судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения. Оно может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах;

2) доставка осуществляется по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд. Под лицом, которому судья поручает доставку, понимается лицо, участвующее в деле, которому судья, с его согласия, может выдать на руки судебную повестку или иное судебное извещение для вручения их другому извещаемому или вызываемому в суд лицу. Лицо, которому судья поручил доставить документы, обязано возвратить в суд корешок судебной повестки или копию иного судебного извещения с распиской адресата в их получении;

3) судебная повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки;

4) судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату;

5) по определенным категориям административных дел установлено правило о вручении судебной повестки только лично адресату. Законодатель определяет исчерпывающий перечень этих дел и относит к ним:

- о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение;

- об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора;

- о госпитализации гражданина в недобровольном порядке в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

- иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Правило об обязательном вручении повестки по этим делам лично адресату распространяется только на граждан, иностранных граждан либо лиц без гражданства, обладающих административно-процессуальной дееспособностью. Если эти лица не обладают административно-процессуальной дееспособностью, судебная повестка подлежит вручению их законным представителям. Вручение судебной повестки иным лицам не допускается;

6) в случае временного отсутствия адресата лицо, доставляющее судебную повестку, отмечает на корешке повестки, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение;

7) в случае, если место пребывания адресата неизвестно, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации;

8) иностранные лица извещаются по общим правилам, предусмотренным КАС РФ, если иной порядок не установлен международным договором Российской Федерации.

Соблюдение правил о доставке и вручении судебных повесток и иных извещений имеет для суда принципиальное значение, оно необходимо в установленных законом случаях для подтверждения надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, и иных вызванных судом участников процесса о судебном заседании или о проведении процессуального действия.

3. Правило надлежащего извещения о судебном заседании. Само по себе направление повестки или иного судебного извещения адресату не является свидетельством того, что лицо надлежащим образом проинформировано судом о месте и времени рассмотрения дела.

Юридическая конструкция " надлежащее извещение" означает соблюдение совокупности условий извещения, которое позволяет:

- лицам, участвующим в деле, беспрепятственно осуществить свое право на судебную защиту в справедливом судебном разбирательстве;

- лицам, содействующим правосудию, беспрепятственно исполнить в судебном процессе возложенные на них обязанности.

В число требований, обеспечивающих надлежащее извещение, входят следующие:

1) лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (ч. 3 ст. 96 КАС РФ). Это означает, что извещение или вызов должны быть отправлены и доставлены заблаговременно, в срок, разумно достаточный для подготовки сторон и иных лиц, участвующих в деле, к защите своего интереса, собирания необходимых материалов и своевременной явки в суд. Для решения этой задачи суд должен направить судебное извещение и вызов с учетом времени, объективно необходимых для их доставки указанным лицам выбранным судом способом (по почте, телеграфной или телефонной связью и др. ). Срок доставки извещения должен определяться в каждом конкретном случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности административного дела;

2) результат уведомления должен быть определенным образом зафиксирован. Лицо, участвующее в процессе, может считаться надлежащим образом извещенным, если имеются сведения о вручении ему как адресату повестки или иного судебного извещения. Это должно быть зафиксировано в материалах административного дела путем приобщения соответствующего подтверждающего документа - квитанции об отправлении телеграммы, выписки из журнала телефонограмм, факсограмм и т. д.

Правовая позиция ЕСПЧ по этому вопросу изложена в Постановлении от 7 июня 2007 г. по делу " Ларин и Ларина против России": какая бы форма уведомления сторон ни была выбрана, судебная повестка должна быть вручена адресатам под расписку и суд должен иметь доказательства получения ими соответствующего уведомления. В любом случае, если сторона не была вызвана в суд в надлежащей форме, судебное заседание должно быть перенесено.

В число обстоятельств, позволяющих считать (презюмировать) судебное извещение как надлежащее, законодатель включает:

1) отказ адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение (ст. 100 КАС РФ). В этом случае лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства;

2) неисполнение лицом, участвующим в деле, обязанности по сообщению сведений о перемене адреса во время производства по административному делу (ст. 101 КАС РФ). При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится;

3) презумпцию надлежащего извещения при неизвестности места пребывания административного ответчика (ст. 102 КАС РФ). Если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.

Этот перечень обстоятельств, доказанность которых дает возможность признать участника административного процесса надлежаще извещенным, является закрытым.

Рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены вынесенного по делу судебного решения (п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС РФ).

 

Глава 21. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ

В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

 

21. 1. Судебное разбирательство как стадия

административного судопроизводства

 

Судебное разбирательство - это основная стадия судебного административного процесса, на которой происходит рассмотрение и разрешение административного дела по существу. Оно является важнейшим способом осуществления административного правосудия по конкретному административному делу. Главная задача судебного разбирательства - разрешение спора о праве, возникающего из материального административного правоотношения, устранение неопределенности в правовом положении его субъектов с целью защиты их субъективных публичных прав и законных интересов. Оно представляет собой регламентированную законом деятельность суда по исследованию доказательств, содержащихся в материалах административного дела, дополнительно представленных сторонами, в результате которой принимается судебное решение по существу рассматриваемого спора о праве административном.

Судебное разбирательство по административным делам происходит в судебном заседании в рамках особой процессуальной формы осуществления судебной власти - административного судопроизводства. Процесс судебного разбирательства включает две взаимосвязанные составляющие: рассмотрение административного дела и его разрешение.

Понятие " рассмотрение административного дела" означает действия субъектов судебных административно-правовых отношений, направленные на выявление и обсуждение существа заявленного спора, и процедуру судебного доказывания. Оно состоит в исследовании материалов рассматриваемого дела, позиций сторон, действительных обстоятельств дела и представленных доказательств. Судебное доказывание - это процессуальная деятельность сторон и других участников процесса, состоящая в представлении и опровержении доказательств, заявлении ходатайств, участии в исследовании доказательств, направленная на установление фактов, имеющих значение по делу.

Разрешение административного дела - это решение спорных вопросов материального административного права по существу и вынесение законного и обоснованного судебного постановления. Оно состоит в юрисдикционном применении соответствующих правовых норм к рассматриваемому административному спору, принятии и объявлении судебного решения.

Судебное разбирательство происходит в судебном заседании, во время которого суд непосредственно исследует доказательства и устанавливает фактические обстоятельства, на основании которых выносит законное и обоснованное решение. Обстоятельства дела рассматриваются в пределах заявленных истцом требований, и только в случаях, предусмотренных законом, суд вправе выйти за эти пределы.

Судебное разбирательство конкретного административного дела может происходить не в одном, а в нескольких судебных заседаниях, например, при отложении разбирательства дела. В то же время судебное заседание может проводиться не только для разбирательства административного дела, но и для разрешения различных процессуальных вопросов, связанных, например, с судебными расходами, с решением вопроса о применении мер предварительной защиты и др.

Значение судебного разбирательства в суде первой инстанции выражается в следующих основных моментах:

- в судебном заседании в процессе рассмотрения и разрешения административного спора осуществляется административное правосудие по конкретному административному делу;

- от правильности проведения судебного разбирательства зависит исход всего дела в целом;

- в процессе разбирательства административного дела в максимальной степени проявляют себя все принципы судебного административно-процессуального права;

- в ходе судебного разбирательства реализуются все права сторон;

- на этом этапе административного судопроизводства решается вся совокупность задач, имеющих значение для разрешения административного дела по существу;

- на этой стадии происходит разрешение спора о праве административном (публичном).

Порядок проведения судебного разбирательства характеризуется следующими признаками.

1. Детально прописана в КАС РФ последовательность совершения процессуальных действий как со стороны суда, так и со стороны других участников административного судопроизводства (гл. 14 КАС РФ).

2. Обязательность распоряжений председательствующего для всех участников судопроизводства и лиц, присутствующих в зале. Субъекты административно-процессуальных отношений вправе высказывать свои возражения относительно действий председательствующего, которые заносятся в протокол судебного заседания (ст. 143 КАС РФ).

3. За нарушение порядка в процессе судебного заседания предусмотрена юридическая ответственность (ст. 144 КАС РФ). При его нарушении присутствующими в зале судебного заседания возможно применение мер принуждения или ответственности - предупреждение, удаление, штраф (ст. 119 КАС РФ).

4. Обязательность ведения протокола судебного заседания, который составляется в письменной форме и должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела или совершении всех действий участников процесса или каждого отдельного процессуального действия, совершенного вне заседания (ст. ст. 204, 205 КАС РФ). Протокол имеет важное доказательственное значение, поэтому его содержание и порядок составления, форма должны точно соответствовать требованиям закона. Лица, участвующие в деле, в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.

Согласно ст. 140 КАС РФ судебное разбирательство административного дела происходит устно в судебном заседании, однако оно может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ. Судебное разбирательство административного дела, которое происходит в судебном заседании, состоит из четырех основных частей:

1) подготовительная;

2) рассмотрение дела по существу;

3) судебные прения;

4) постановление и оглашение решения.

Каждая часть, последовательно сменяя одна другую, имеет свою специфическую задачу, свое содержание, место в судебном разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга вопросов.

 

21. 2. Подготовительная часть судебного разбирательства

 

В подготовительной части судебного разбирательства перед судом стоит задача выяснить, имеются ли необходимые условия для того, чтобы приступить к рассмотрению административного дела по существу в данном судебном заседании. Для этого суд должен решить три основных вопроса:

- можно ли проводить разбирательство административного дела при данном составе суда;

- возможно ли слушание административного дела, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц, участвующих в деле;

- возможно ли рассмотрение дела при имеющихся доказательствах.

Для решения этих вопросов осуществляется ряд процессуальных

действий, которые проводятся в определенном порядке.

1. Открытие судебного заседания и проверка явки лиц, вызванных в судебное заседание (ст. ст. 145, 146 КАС РФ).

В назначенное для судебного разбирательства административного дела время председательствующий в судебном заседании открывает судебное заседание и объявляет, какое административное дело подлежит рассмотрению. Затем секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по административному делу лиц явился, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки.

Председательствующий в судебном заседании устанавливает личность каждого явившегося участника судебного разбирательства, проверяет полномочия должностных лиц, представителей. Установление личности явившихся в судебное заседание участников процесса предполагает выяснение их фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения и работы. Суд устанавливает личность на основании исследования паспорта, служебного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность. В отношении должностного лица или его представителя суд проверяет объем их полномочий и выясняет наличие обстоятельств, исключающих возможность их участия. При участии в заседании свидетелей (для определения допустимости их показаний) устанавливается, в каких отношениях они состоят со сторонами (родственные или иные отношения).

2. Удаление явившихся свидетелей из зала судебного заседания (ст. 148 КАС РФ).

Председательствующий в судебном заседании принимает меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными. Он удаляет из зала судебного заседания явившихся свидетелей до начала их допроса, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования системы видеоконференц-связи, принимает меры, исключающие их участие в судебном заседании указанным способом до начала допроса.

3. Объявление состава суда (ст. 149 КАС РФ).

После удаления явившихся свидетелей из зала судебного заседания председательствующий в судебном заседании объявляет состав суда, а также сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика. При этом он разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод.

Основания для самоотвода и отвода, порядок их разрешения и последствия удовлетворения заявлений о самоотводе и об отводе определяются ст. ст. 31 - 36 КАС РФ. Согласно ст. 31 КАС РФ судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности, в частности если он:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...