Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 32 страница




Субъект соглашения о примирении должен отвечать определенным требованиям: а) лицо должно быть участником материального публично-правового отношения, из которого возник административный спор: его права нарушены или оспорены либо оно нарушило права административного истца; б) лицо должно быть уполномочено на совершение уступки: право, которым оно распоряжается, принадлежит ему или оно уполномочено законом на распоряжение им. Таким требованиям в административном судопроизводстве могут отвечать только административный истец и административный ответчик. Соглашение о примирении не может быть заключено прокурором, органом публичного управления, общественной организацией или гражданином, предъявившими административный иск в защиту интересов других лиц. Не принадлежит такое право и таким участникам судебного административного процесса, как заинтересованные лица.

Предмет соглашения о примирении - это то, по поводу чего стороны вступают в договорные отношения, а именно права и обязанности сторон как субъектов спорных публичных правоотношений (ч. 1 ст. 137 КАС РФ). Это права и обязанности сторон, возникающие в связи с осуществлением административной функции в сфере публичного управления. На основе соглашения о примирении возможно не только изменение или прекращение прав и обязанностей его сторон, но и их возникновение. При этом закон устанавливает запрет на то, чтобы предметом соглашения был вопрос о законности нормативных правовых актов.

Форма соглашения о примирении сторон в силу его значимости для исхода административного дела должна отвечать определенным требованиям (ч. 3 ст. 137 КАС РФ):

- оно должно быть заключено в письменной форме;

- оно должно иметь подписи сторон или их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

Содержание соглашения о примирении - это совокупность его условий, на которых оно заключено, определяющих состав подлежащих совершению сторонами действий, требования к порядку и срокам их выполнения. КАС РФ (ч. 3 ст. 137) устанавливает, что содержание соглашения о примирении сторон должно включать:

- условия, на которых стороны пришли к примирению;

- порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

К числу таких условий соглашения о примирении относятся как общие условия, применимые для любых видов мировых соглашений, так и специальные для соглашений о примирении, связанные со спецификой содержания административных споров. Среди них можно выделить:

1) отсутствие в законе запрета на совершение действий, предусмотренных соглашением о примирении;

2) соответствие содержания соглашения о примирении законам, охраняющим общественную безопасность, порядок управления, общественную нравственность, права и свободы граждан;

3) отсутствие порока воли сторон;

4) наличие у стороны права распоряжаться предметом соглашения о примирении;

5) соответствие соглашения публичным интересам и соблюдение прав, свобод и законных интересов других лиц;

6) примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон;

7) недопустимость соглашений о примирении по спорам о законности нормативных актов, ибо только суд вправе признавать такие акты не соответствующими закону;

8) полномочие должностного лица на заключение соглашения о примирении должно входить в его компетенцию, определяться в нормативно-правовых актах и реализовываться в соответствии с предписаниями компетенционных норм.

В соответствии с ч. 6 ст. 46 КАС РФ суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц. При этом в КАС РФ (ч. 5 ст. 137) законодатель особо выделяет положения о том, что суд не вправе утвердить соглашение о примирении, если его условия противоречат закону, в том числе положениям ч. 1 ст. 137 данного Кодекса, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц. Суд не может также утвердить соглашение о примирении, которое содержит условия об отказе в праве на защиту своих прав и законных интересов и условия о регламентации отношений сторон за пределами исковых требований.

Утверждая (или не утверждая) соглашение о примирении сторон, суд осуществляет его санкционирование в рамках своей контрольной функции. При этом суд, по общему правилу контролирующий законность этого соглашения по ряду направлений, должен проверить:

- действительно ли заключено это соглашение и есть ли обращение сторон к суду о его утверждении;

- наделены ли лица, заключившие соглашение о примирении, правом на его заключение;

- заключено ли соглашение в добровольном порядке и сознают ли стороны правовые последствия его утверждения судом;

- возможно ли заключение соглашения о примирении по данной категории дел;

- могут ли стороны распоряжаться соответствующими правами, и если да, то на основании каких документов и нормативных актов;

- четко ли сформулированы условия соглашения о примирении и нет ли в них двусмысленности;

- урегулирует ли это соглашение административный спор и соответствуют ли его условия предмету спора, не затрагивают ли они другие права и обязанности сторон.

Правовые последствия утверждения соглашения о примирении необходимо отличать от правовых последствий соглашения о примирении. Правовым последствием утверждения судом соглашения о примирении является прекращение производства по административному делу полностью или в соответствующей части и неприменение ранее вынесенных судебных актов. Среди правовых последствий соглашения о примирении можно выделить:

- подтверждение лицами, заключившими такое соглашение, наличия правоотношения, ранее существовавшего между ними в спорном состоянии, и придание этому правоотношению бесспорного, определенного характера без изменения его содержания;

- конкретизация спорного субъективного права, содержание которого не получило своего развернутого определения и уточнения в нормативно-правовом акте: в результате соглашения о примирении субъективное публичное право может не просто изменять свое спорное состояние на бесспорное, но и обретать конкретное содержание;

- соглашение о примирении может устанавливать, изменять или прекращать права и обязанности для заключивших его лиц (например, устанавливать право избирательного объединения на определенную эмблему).

Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные в самом соглашении (ч. 9 ст. 137 КАС РФ). Если соглашение о примирении сторон не исполнено в добровольном порядке в установленные сроки, то оно подлежит принудительному исполнению по правилам разрешения процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов и регулируемых гл. 38 КАС РФ.

Определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть обжаловано. Право на обжалование решения суда в апелляционном порядке принадлежит:

- лицам, участвующим в деле;

- лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле, вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом;

- прокурору (ст. 295 КАС РФ).

 

Глава 20. ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ИСКУ

И ПОДГОТОВКА ДЕЛА К РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ

 

20. 1. Порядок предъявления административного иска

 

Право на обращение в суд за судебной защитой нарушенного или оспоренного права реализуется посредством предъявления административного иска. Формой выражения исковых требований является административное исковое заявление. Оно подается в суд в письменной форме написанным разборчивым почерком и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у представителя полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд (ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Заинтересованное лицо может как обратиться в суд с исковым заявлением лично, так и переслать его по почте. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

Эти способы подачи административного иска могут быть использованы всеми заинтересованными лицами, которым ст. 4 КАС РФ гарантируется право на обращение в суд с административным исковым заявлением. В их число входят:

1) лица, обратившиеся с административным исковым заявлением за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этих лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность;

2) лица, наделенные правом на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Согласно ст. ст. 39, 40 КАС РФ административное судопроизводство может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, публичных интересов. К этим лицам, например, относятся прокурор, государственные органы, должностные лица, граждане и их организации.

Обращение в суд с административным исковым заявлением представляет собой процессуально-правовое действие, обозначаемое как предъявление административного иска. С юридической точки зрения предъявление административного иска - это адресованное суду одностороннее волеизъявление заинтересованного лица, выраженное в административном исковом заявлении о защите нарушенного права и (или) проверке законности решения, действия (бездействия) должностного лица или органа публичной власти. Юридическим последствием предъявления административного иска в случае принятия судом искового заявления является возникновение административно-процессуальных отношений и появление у их субъектов определенных административно-процессуальных прав и обязанностей. При этом лицо, предъявившее административное исковое заявление, становится административным истцом и приобретает все его процессуальные права и обязанности, предоставленные законом. Лицо, которое в административном исковом заявлении указывается как нарушитель права, становится административным ответчиком и приобретает статус стороны со всеми принадлежащими ей правами.

Таким образом, предъявление административного иска - это не что иное, как обращение в суд заинтересованного лица с административным исковым заявлением, в котором содержится адресованное суду требование о рассмотрении и разрешении возникшего спора о праве и (или) проверке законности административных актов органов публичного управления. Однако для возбуждения административного дела недостаточно только подать в суд административное исковое заявление. Судья должен решить вопрос и вынести определение о принятии им заявления к производству суда.

Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

Для принятия административного искового заявления суд должен проверить наличие двух существенных условий: а) установить, обладает ли лицо правом спорить, т. е. определить существование у него предпосылок права на предъявление иска, и б) проверить, правильно ли заинтересованное лицо осуществило свое право на предъявление административного иска, т. е. соблюден ли им порядок обращения в суд за защитой, отвечают ли форма и содержание административного искового заявления закону.

В случае отсутствия у лица предпосылок права на предъявление административного иска суд отказывает в принятии искового заявления. К числу таких предпосылок относятся прежде всего юридическая заинтересованность лица и подведомственность дела суду. Эти предпосылки конкретизируются в ряде обстоятельств, которые по закону являются основанием для отказа в административном иске.

Суд отказывает в принятии административного искового заявления (ст. 128 КАС РФ) в случае, если:

- административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке (например, в порядке гражданского или уголовного судопроизводства);

- административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом, организацией или должностным лицом либо гражданином, которым не предоставлено такое право;

- из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;

- имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления;

- имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа, и решает вопрос о возврате госпошлины. Копия этого определения направляется заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Это определение препятствует повторному обращению в суд с таким же административным исковым заявлением. На определение суда об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана частная жалоба. В случае отмены определения об отказе в принятии административного искового заявления такое заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд.

В случае несоблюдения административным истцом порядка предъявления иска у суда возникают основания для возвращения искового заявления. Согласно ст. 129 КАС РФ суд может возвратить административное исковое заявление административному истцу в случае, если:

1) административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров;

2) дело неподсудно данному суду;

3) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

4) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;

5) в производстве этого или другого суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

6) до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;

7) не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.

Кроме того, законом могут быть предусмотрены иные основания для возвращения административного искового заявления. О возвращении судом искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для его возвращения, и способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела. Определение суда должно быть вынесено в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд или со дня истечения срока, установленного для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения вручается или направляется административному истцу вместе с этим административным исковым заявлением не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения данного определения. Возвращение административному истцу искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.

На определение суда о возвращении административного искового заявления заинтересованными лицами может быть подана частная жалоба. В случае отмены определения это административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения административного истца в суд.

При рассмотрении вопроса о принятии искового заявления суд может вынести определение об оставлении административного искового заявления без движения, если установит, что оно подано с нарушением требований, предъявляемых к его форме и содержанию (ст. 130 КАС РФ). В определении суд указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу.

Процессуальное значение действий суда по проверке предпосылок права на предъявление иска и соблюдения порядка обращения за защитой заключается в том, что только их совокупность дает заинтересованному лицу право инициировать судебный процесс. Если отсутствует хотя бы одна из общих предпосылок, то суд отказывает в принятии заявления и возбуждении административного судопроизводства.

О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (ч. 2 ст. 127 КАС РФ). В определении указываются номера телефонов и факсов суда, его почтовый адрес, адрес официального сайта суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес электронной почты суда, по которым лица, участвующие в деле, могут направлять и получать информацию об административном деле, и иные сведения, предусмотренные КАС РФ. Копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

 

20. 2. Процессуальные действия суда при подготовке дела

к судебному разбирательству

 

Подготовка дела к судебному разбирательству - это обязательная стадия судебного административного процесса, проводимая в сроки, устанавливаемые судом по каждому конкретному административному делу, имеющая целью создание условий для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения спора. Она проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц (ст. 132 КАС РФ). На этой стадии решаются задачи, связанные с определением:

1) правовой природы спорного материального правоотношения;

2) норм права, подлежащих применению в данном административном деле. Определяя нормативно-правовой акт, подлежащий применению при разрешении административного дела, для установления характера правоотношений сторон суд исходит из совокупности имеющихся в его распоряжении данных: предмета и основания административного иска, возражений административного ответчика относительно предъявленного иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения административного дела;

3) обстоятельств, значимых для дела, посредством действий судьи и лиц, участвующих в деле, направленных на установление юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению в административном деле;

4) состава участников процесса и возможности разбирательства дела при данном составе суда;

5) возможностей по оказанию содействия участвующим в деле лицам в представлении доказательств, содействия в примирении сторон.

О проведении подготовки административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий. На подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда (ст. 133 КАС РФ).

Подготовка дела к судебному разбирательству включает в свое содержание определенную совокупность процессуальных действий сторон и суда (ст. 135 КАС РФ). В числе основных процессуальных действий сторон при подготовке дела законодатель называет:

а) заблаговременное ознакомление другой стороны с доказательствами, которыми обосновываются требования административного истца и возражения ответчика;

б) заявление перед судом ходатайств об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда. Административный ответчик, кроме того, вправе уточнить требования административного истца, фактические основания этих требований и представить административному истцу и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований. Он также передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства.

Действия суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству можно условно подразделить на пять видов в зависимости от решаемых на этом этапе задач.

1. Действия суда, связанные с обеспечением полноты информации об обстоятельствах дела:

- направляет административному ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу заявленного требования;

- опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений;

- выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли ответчик административный иск полностью или в части.

2. Действия суда по формированию доказательственной базы для разрешения дела:

- оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их;

- рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

- истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика;

- в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

- направляет судебные поручения.

3. Действия суда по определению состава участников судопроизводства по конкретному делу:

- разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц;

- разрешает вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

- разрешает вопрос о вызове в судебное заседание свидетелей, переводчиков, специалистов.

4. Действия суда разъяснительно-инструкционного характера:

- разъясняет сторонам процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения ими процессуальных действий в установленный процессуальный срок;

- разъясняет ответчику необходимость предоставления в суд в разумный срок возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.

5. Действия суда организационного характера:

- рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

- по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

- по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования системы видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия;

- содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;

- разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

- разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, и др.

Перечень подготовительных действий суда и сторон законодатель оставляет открытым. В процессуальном законе предусматривается возможность совершения иных направленных на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела действий.

Подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить (ст. 134 КАС РФ). Стадия подготовки административного дела к судебному разбирательству входит в общий срок судебного разбирательства. Исходя из этого срок подготовки дела должен быть разумным, чтобы суд мог успеть рассмотреть административное дело по существу и принять итоговое судебное решение в установленные законом сроки.

Признав административное дело подготовленным, суд выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству. До проведения этого разбирательства суд может провести предварительное судебное заседание (ст. 138 КАС РФ).

 

20. 3. Предварительное судебное заседание

 

Предварительное судебное заседание - это специальная процедура, реализуемая на завершающем этапе подготовки дела к судебному разбирательству и направленная по своей сути на уточнение позиций сторон и определение перспектив административного дела. Оно позволяет гарантировать надлежащий уровень реализации сторонами своих прав, обеспечить оптимизацию процесса и экономию процессуальных средств. Предварительное судебное заседание не связано с рассмотрением административного дела по существу: при его проведении не должны исследоваться доказательства, устанавливаться факты материально-правового значения, взаимное положение сторон и другие вопросы, относящиеся к сути спора о праве административном.

Это заседание проводится в целях:

1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (для реализации этой цели суд выносит на обсуждение сторон юридически значимые обстоятельства и разъясняет, кем они должны быть доказаны);

2) определения достаточности имеющихся доказательств по административному делу, подтверждающих обстоятельства, входящие в предмет доказывания (при решении этой задачи суд вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства);

3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству, проверки их законности и разъяснения последствий их совершения;

5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства (ч. 1 ст. 138 КАС РФ). Примирение сторон законодатель не случайно выделяет в качестве самостоятельной цели стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Оно возможно и на других стадиях судебного процесса. Однако именно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству оно является наиболее целесообразным и эффективным.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству (ч. 2 ст. 138 КАС РФ). Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для его проведения. Эти лица могут участвовать в предварительном судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи в соответствии со ст. 142 КАС РФ. О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со ст. ст. 205, 206 КАС РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...