Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 34 страница




- участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве судьи и в соответствии с требованиями КАС РФ его повторное участие в рассмотрении административного дела является недопустимым (ст. 32 КАС РФ);

- участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, специалиста, переводчика или свидетеля;

- является членом семьи, родственником или родственником супруга кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

- лично прямо или косвенно заинтересован в исходе административного дела.

По этим же основаниям не могут участвовать в рассмотрении административного дела и подлежат отводу прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик (ст. 33 КАС РФ). Однако в отличие от судьи они могут повторно участвовать в своем процессуально-правовом качестве в рассмотрении одного и того административного дела: прокурор - в качестве прокурора; переводчик - качестве переводчика и т. д.

При наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 31 - 33 КАС РФ, судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик обязаны заявить самоотвод либо по тем же основаниям отвод им может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения административного дела по существу. В ходе рассмотрения административного дела заявление о самоотводе или отводе допускается только в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно после начала рассмотрения административного дела по существу.

4. Решение вопроса о возможности рассмотрения административного дела по существу или об отложении судебного разбирательства в отсутствие не явившихся в заседание лиц (ст. ст. 150 - 152 КАС РФ).

Разбирательство административного дела предполагает обязательное заблаговременное извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. По общему правилу явка этих лиц для участия в судебное заседание - это их процессуальное право, а не обязанность. Исходя из этого неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если законодатель или суд не признал их явку обязательной (ч. 5 ст. 213, ч. 6 ст. 226 КАС РФ и др. ).

Однако возможно возникновение ряда обстоятельств, которые вызывают необходимость регламентации законодателем юридических последствий неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле. В число этих обстоятельств входят, например, такие:

- из-за несвоевременного отправления извещения лицо, получившее его, не имело реальной возможности прибыть в суд к назначенному времени само или направить своего представителя;

- лицо, участвующее в деле, в судебное заседание не явилось, а сведения о его надлежащем извещении у суда отсутствуют;

- при наличии сведений об извещении требуется решить вопрос об уважительности причин неявки.

Законодатель устанавливает ряд правил, которыми должен руководствоваться суд при наличии этих обстоятельств:

а) суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился:

- кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания;

- надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным;

- представитель лица, участвующего в деле, если КАС РФ предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя (ч. 1 ст. 150 КАС РФ);

б) если участники административного судопроизводства были надлежащим образом извещены, но тем не менее не явились в судебное заседание, решающее значение имеет уважительность или неуважительность причин их неявки (ч. 2 ст. 150 КАС РФ):

- в случае уважительности причины неявки суд откладывает разбирательство дела. При этом он исходит из того, что лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц;

- суд может рассмотреть административное дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если нет сведений о причинах его неявки, либо сочтет известные причины его неявки неуважительными.

При этом если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ.

В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, налагается судебный штраф.

Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, вступающего в судебный процесс в целях дачи заключения по административному делу, не препятствует проведению судебного разбирательства. В случае неявки в судебное заседание надлежащим образом извещенных свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков суд выслушивает мнение лиц, участвующих в деле, их представителей и выносит определение о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие неявившихся лиц или об отложении судебного разбирательства (ст. 151 КАС РФ).

5. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей, пояснения относительно полномочий представителя (ст. 153 КАС РФ). Председательствующий в судебном заседании обязан разъяснить лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, в их числе такие, как право:

- знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;

- заявлять отводы;

- представлять доказательства;

- задавать вопросы другим участникам судебного процесса;

- давать объяснения суду в устной и письменной форме;

- приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;

- возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; а также

- обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и др. (ст. 45 КАС РФ).

Кроме того, сторонам разъясняются их права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение соглашения о примирении (ст. 46 КАС РФ).

После разъяснения процессуальных прав и обязанностей председательствующий выясняет, имеются ли у лиц, участвующих в деле, какие-либо ходатайства, заявления.

6. Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле (ст. 154 КАС РФ).

При наличии ходатайств об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, суд обязан заслушать мнения других лиц, участвующих в деле. Ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей.

Ходатайства разрешаются путем вынесения определений, которыми ходатайства удовлетворяются или оставляются без удовлетворения. Эти определения должны быть обоснованы и мотивированы. Судья обязан немедленно огласить вынесенное определение.

При необходимости председательствующий в судебном заседании дает разъяснения относительно своих действий. В случае возражения кого-либо из участников судебного разбирательства относительно действий председательствующего в судебном заседании эти возражения заносятся в протокол судебного заседания (ч. 3 ст. 143 КАС РФ).

 

21. 3. Рассмотрение административного дела по существу

 

Рассмотрение дела по существу как часть судебного разбирательства начинается докладом административного дела председательствующим или кем-либо из судей (ст. 156 КАС РФ). В докладе кратко излагается:

- кто, к кому и какие требования заявил, их основания;

- если в деле имеются письменные возражения административного ответчика, то докладывается их суть;

- какие имеются в административном деле доказательства.

Закончив доклад административного дела, председательствующий выясняет:

- поддерживается ли административный иск административным истцом;

- признается ли административный иск административным ответчиком;

- не желают ли стороны завершить дело заключением соглашения о примирении (при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон).

При намерении сторон совершить распорядительные действия (отказаться от иска, признать иск или заключить соглашение о примирении) председательствующий разъясняет им последствия соответствующих процессуальных действий. Все эти распорядительные действия, совершенные сторонами в зале судебного заседания, должны быть четко зафиксированы. Изложенные в письменной форме заявление административного истца об отказе от иска или признании иска административным ответчиком и условия соглашения о примирении сторон должны быть подписаны и приобщены к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон (ч. 3 ст. 157 КАС РФ).

В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

Если стороны отказываются от совершения распорядительных действий, суд переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле.

После доклада административного дела суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, их представителей. До административного истца, его представителя свои объяснения дают прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений (ч. 1 ст. 159 КАС РФ).

Поданные в письменной форме объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей в случае их неявки в судебное заседание оглашаются председательствующим в судебном заседании.

Вместо сторон объяснения в суде могут давать их представители. Это не лишает стороны права дать дополнительные объяснения, от которых они могут и отказаться, если считают, что представители полно и правильно изложили их позицию по делу. В целях полного выяснения фактических обстоятельств участвующим в деле лицам предоставляется право задавать друг другу вопросы. Вопросы задаются с разрешения председательствующего, который должен следить, чтобы по содержанию они относились к существу рассматриваемого дела. Вопросы, не имеющие отношения к процессу, суд имеет право отклонить. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд должен установить порядок дальнейшего исследования доказательств: порядок допроса свидетелей, экспертов и исследования других доказательств. Этот вопрос суд решает, предварительно выслушав мнение присутствующих в зале судебного заседания лиц, участвующих в деле (ст. 158 КАС РФ). Чаще всего суд начинается с допроса свидетелей. Каждый свидетель допрашивается отдельно в отсутствие других, еще не допрошенных свидетелей. Допрошенный свидетель остается в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешит ему удалиться раньше. В исключительных случаях суд может назначить допрос одновременно двух и более свидетелей в целях выяснения причин расхождения в их показаниях (ст. 161 КАС РФ).

Председательствующий, установив личность свидетеля, разъясняет ему обязанность говорить суду только правду и предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний. После этого у свидетеля отбирается подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность.

Председательствующий, выявив отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, предлагает ему сообщить все, что лично ему известно по делу. Свои показания свидетель излагает в форме свободного рассказа об известных ему обстоятельствах. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Первыми задают вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, и его представитель, затем другие лица, участвующие в деле, и их представители. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первым задает вопросы административный истец. Суд вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.

КАС РФ (ст. 162) устанавливает специальные правила, регулирующие допрос несовершеннолетнего свидетеля. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе административного дела. Указанные лица с разрешения председательствующего в судебном заседании могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств административного дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, либо может быть удален кто-либо из присутствующих в зале судебного заседания граждан. Лицу, участвующему в деле, его представителю после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

Показания свидетелей, собранные в порядке судебного поручения, в порядке обеспечения доказательств или в ином порядке, предусмотренном ст. ст. 51, 66, 67, 152 КАС РФ, оглашаются в судебном заседании. Путем оглашения исследуются и письменные доказательства.

Письменные доказательства или протоколы их осмотра (ст. 164 КАС РФ) оглашаются в судебном заседании. Огласив письменные доказательства, председательствующий должен предъявить их лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях - свидетелям, экспертам, специалистам. В отношении оглашенных письменных доказательств лица, участвующие в деле, их представители могут давать объяснения и пояснения, касающиеся их содержания и формы, а также задавать вопросы свидетелям, экспертам, специалистам.

В судебном заседании может быть сделано заявление о подложности имеющегося в деле или только что представленного документа. В этом случае лицу, предъявившему документ, предоставляется право просить суд исключить его из числа доказательств и разрешить дело на основании иных доказательств. Для проверки заявления о подложности документа суд может назначить экспертизу или потребовать иные доказательства. Если суд придет к выводу о подложности документа, то устраняет его из числа доказательств.

В целях охраны тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан их содержание может быть оглашено и исследовано судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми осуществлялись переписка, обмен почтовыми, телеграфными или иными сообщениями. Без согласия этих лиц их переписка, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные или иные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.

Далее суд при необходимости приступает к исследованию вещественных доказательств, порядок исследования которых регламентируется ст. 166 КАС РФ. Вещественные и письменные доказательства, которые не могут быть доставлены в суд, осматриваются и исследуются по месту их нахождения.

Установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования административного истца или возражения административного ответчика либо не содержат иных необходимых данных, восполнить которые стороны не могут, суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление таких доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству или по собственной инициативе истребует необходимые доказательства.

Согласно ст. 63 КАС РФ об истребовании доказательства судом выносится определение, в котором указываются срок и порядок представления истребуемого доказательства. Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, и лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство. В случае неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный судом срок либо в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и размере, установленных ст. ст. 122, 123 КАС РФ. Наложение судебного штрафа не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности представить его в суд.

Если по делу проводилась экспертиза, то после осмотра вещественных доказательств суд должен исследовать и заключение эксперта. Председательствующий до допроса эксперта предупреждает его об ответственности за необоснованный отказ или уклонение от заключения или дачу заведомо ложного заключения. Эксперт дает заключение в письменной форме. Такая форма заключения предопределяет и способ его исследования. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании.

В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы. Первыми задают вопросы лицо, по заявлению которого назначен эксперт, и его представитель, а затем другие лица, участвующие в деле, и их представители. Эксперту, назначенному по инициативе суда, первым предлагает вопросы истец. Судья вправе задавать вопросы эксперту в любой момент его допроса. В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд решает вопрос о назначении дополнительной экспертизы. Если суд не согласен с заключением эксперта из-за его недостаточной обоснованности, то назначается повторная экспертиза. Повторную экспертизу суд может назначить и в случае противоречий между заключениями нескольких экспертов. Проведение повторной экспертизы поручается другому эксперту или другим экспертам, дополнительную экспертизу могут провести те же эксперты.

По инициативе лица, участвующего в деле, или самого суда к делу может быть привлечен специалист (ст. 169 КАС РФ). Он дает суду консультацию в устной или письменной форме исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.

После исследования всех доказательств председательствующий выясняет у лиц, участвующих в деле, и их представителей, не желают ли они чем-либо дополнить материалы дела и выступить с дополнительными объяснениями. Согласно ст. 170 КАС РФ если в процессе участвуют представитель ЦИК РФ (по спорам о защите избирательных прав) или прокурор (в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ), то суд сначала предоставляет им слово для заключения, а затем иным лицам, участвующим в деле. При отсутствии заявлений о желании выступить с заключением или дополнительными объяснениями председательствующий объявляет рассмотрение административного дела по существу законченным и суд переходит к заслушиванию судебных прений.

 

21. 4. Судебные прения

 

Судебные прения - это судебная процедура, определяющая порядок устных выступлений (речей) и реплик лиц, участвующих в деле, их представителей, которые обосновывают свою позицию по рассматриваемому административному делу. Эта процедура начинается выступлениями участников сразу после объявления рассмотрения административного дела по существу законченным и завершается репликой административного ответчика или его представителя. Она представляет собой одно из проявлений принципа состязательности в судебном разбирательстве, позволяющего его участникам в активной форме отстаивать свои права и законные интересы.

Судебные прения основываются на материалах административного дела, исследованных в судебном заседании. Их основная задача - подвести итог проведенного в суде исследования фактических обстоятельств и доказательств для обеспечения наиболее полного и всестороннего рассмотрения и разрешения административного дела. Лица, выступающие в прениях, анализируют доказательства и излагают соображения о разрешении дела по существу, обосновывая правильность фактической и правовой сторон своей позиции. Содержание выступлений с речью в прениях законом не определено.

Внутренняя структура судебной речи обычно включает три содержательных элемента:

1) анализ обстоятельств административного дела и доказательств, исследованных в суде;

2) анализ и толкование правовых норм, применимых для правильной квалификации спорного административного правоотношения;

3) требование (просьба) лица, участвующего в деле, которое формулируется по итогам рассмотрения дела.

В произносимых речах лица - участники прений излагают и аргументируют свои выводы относительно того:

- какие из представленных в суде доказательств являются в должной мере проверенными и достоверными;

- какие из обстоятельств административного дела можно считать установленными, а какие неустановленными;

- каково реальное содержание спорного административного (публичного) правоотношения;

- какой публично-правовой закон должен быть применен и как должно быть разрешено по существу дело, которое является предметом разбирательства;

- обоснованно ли заявленное требование как с фактической, так и с правовой точки зрения;

- должно ли рассматриваемое притязание административного истца быть удовлетворено.

В качестве самостоятельной части судебного разбирательства судебные прения включают два блока процессуальных действий:

а) речи (выступления) лиц, участвующих в деле, и их представителей (ч. 1 ст. 171 КАС РФ);

б) реплики участников прений (ч. 6 ст. 171 КАС РФ).

Последовательность выступлений участников судебных прений строго определена (ч. 1 ст. 171 КАС РФ).

Сначала выступают административный истец и (или) его представитель, который, как правило, просит суд иск удовлетворить, а затем административный ответчик и (или) его представитель, который просит в иске отказать. В прениях могут выступать только представляемые - административный истец или административный ответчик, либо только их представители, либо и представляемые, и представители. В законе не установлено, кто выступает первым в прениях - административный истец или его представитель, административный ответчик или его представитель. Очередность выступлений представляемого и представителя может определяться судом либо решаться ими самостоятельно.

Выступление (речь) в судебных прениях - это право, а не обязанность сторон и других лиц, участвующих в этой процедуре. Исходя из этого отказ от произнесения речи в прениях не означает, что отказавшийся от выступления разделяет позицию другой стороны или согласен с мнениями, высказанными в выступлениях других лиц, участвующих в процессе.

Заинтересованное лицо, его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей.

Прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми, поскольку предстают в роли стороны - процессуального административного истца. Их процессуальная роль дает им возможность быть более объективными в своих суждениях. Тем не менее эта роль сама по себе не может служить гарантией правильности их правовой позиции. Однако для суда их мнение, как и мнение других выступающих в прениях, необязательно.

Лица, участвующие в судебных прениях, не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании. Председательствующий в судебном заседании вправе применить меры процессуального принуждения и остановить выступающего в случае, если он выходит за пределы рассматриваемого административного дела.

Закон не ограничивает продолжительность произнесения речи лицами, участвующими в прениях. Председательствующий не наделен правом устанавливать время для выступления этих лиц. Однако он обязан остановить выступающего и предложить ему высказаться о вопросах, относящихся к существу рассматриваемого административного дела, в том случае, если участник прений:

- выходит за рамки исследованных доказательств; либо

- излагает обстоятельства, не имеющие отношения к делу, являющемуся предметом разбирательства.

После произнесения речей все лица, участвующие в деле, их представители с разрешения суда могут выступить с репликами в связи со сказанным. Реплика - это краткое замечание по поводу того, что было сказано в судебных прениях. Очередность выступления с репликой соответствует последовательности выступления участников в прениях. Смысл использования права реплики состоит в том, чтобы лица, участвующие в деле, и их представители могли дать краткий ответ на услышанные в выступлениях доводы. В процессуальной теории принято считать, что в реплике возможно изложение дополнительных соображений по существу рассматриваемого дела. Реплика, как и выступление с речью, не ограничивается по времени. Однако председательствующий вправе и обязан останавливать лицо, произносящее реплику, если он использует право реплики не по назначению. Право на реплику в прениях может быть использовано только один раз.

Право последней реплики всегда принадлежит административному ответчику, его представителю (ч. 6 ст. 171 КАС РФ).

В случае если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу. После окончания рассмотрения административного дела по существу судебные прения происходят в общем порядке.

Содержание судебных прений указывается в протоколе судебного заседания.

Значение процедуры судебных прений состоит в том, что она помогает суду:

- с различных позиций проанализировать исследованные обстоятельства рассматриваемого административного дела;

- сопоставить имеющиеся точки зрения относительно оценки доказательств, состояния прав и обязанностей участников спорных административных правоотношений, а также подлежащего применению закона;

- сформировать свою правовую позицию по этим вопросам на основе всестороннего анализа всех обстоятельств дела.

 

21. 5. Принятие и оглашение решения суда

 

Административное дело разрешается по существу принятием и оглашением решения судом первой инстанции. Принятие и оглашение решения - это заключительная часть судебного разбирательства, в которой суд подводит его окончательные итоги, разрешает административное дело по существу и объявляет вынесенное решение в зале судебного заседания. Для правильного, своевременного и справедливого разрешения спора суд должен исполнить свою обязанность по вынесению законных и обоснованных судебных постановлений (ч. 1 ст. 176 КАС РФ) и решить ряд процессуальных задач. Эти задачи состоят:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...