Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 36 страница




Административное дело, начатое в суде, может завершиться без вынесения решения по существу спора и в том случае, если в ходе его разбирательства будет выявлено нарушение правил предъявления административного иска и условий реализации права на обращение за судебной защитой. В результате административный иск остается без рассмотрения.

Оставление административного искового заявления без рассмотрения - это форма окончания административного дела без вынесения решения по существу спора, которая используется вследствие несоблюдения заявителем установленных законом условий реализации права на обращение в суд и не исключает повторного обращения с тождественным административным иском.

Суд постановляет оставить административное исковое заявление без рассмотрения (ст. 196 КАС РФ) в случае, если:

1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;

2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;

4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 125, 126 КАС РФ, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Суд обязан оставить административное исковое заявление без рассмотрения и в иных случаях, предусмотренных КАС РФ для использования этой формы окончания административного дела без вынесения решения по существу спора.

В случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда, которое может быть обжаловано. В этом определении суд:

- указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения;

- указывает способ устранения этих обстоятельств;

- разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.

В силу ч. 3 ст. 197 КАС РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.

 

Глава 22. СУДЕБНЫЕ АКТЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

 

22. 1. Понятие и виды судебных актов

 

Судебные акты - это правовые акты органов судебной власти, в форме которых осуществляются две ее основные функции: функция правосудия и функция судебного управления. Понятие судебного акта охватывает все формально-юридические способы властного волеизъявления судебных органов в сфере правосудия и судебного управления. Исходя из этого оно является первичным, родовым по отношению к таким своим видам, как постановление, решение, приговор, судебный приказ, определение и т. д.

Разновидностью судебных актов являются постановления. Понятие " постановление" в судебном праве употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. Постановление в узком смысле слова - это акт волеизъявления конкретного судебного органа, который издается в форме постановления и обозначается термином " постановление". В форме постановлений принимаются:

- судебные акты мировых и районных судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях (ст. 29. 10 КоАП РФ);

- судебные акты проверочных инстанций - кассационной и надзорной;

- судебные акты Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по определенным вопросам, требующим конкретизации и разъяснений действующих правовых норм.

Судебное постановление в широком смысле - это волеизъявление судебного органа, которое выражается в форме решений суда, определений, судебных приказов, постановлений (в узком смысле) и направлено на реализацию функции судебной власти по отправлению правосудия. Такое широкое понимание судебного постановления проистекает из ч. 1 ст. 13 ГПК РФ. Эта статья прямо предписывает, что суды при осуществлении гражданского судопроизводства принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

В КАС РФ законодатель уходит от широкой трактовки понятия " постановление" и использует его только для обозначения судебных актов проверочных инстанций - кассационной (ст. 330) и надзорной (ст. ст. 342, 343). В качестве предельно общего, родового понятия применительно к административному судопроизводству он использует термин " судебные акты" (ст. 16 КАС РФ) и объединяет им по сути дела в две группы актов судебных органов:

а) судебные акты по административным делам (решения, определения, постановления);

б) иные акты распорядительного, организационного и вспомогательного характера (законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов).

Такой подход законодателя теоретически оправдан. Судебные акты в их предельно широком понимании в современной процессуальной теории рассматриваются в качестве разновидности правовых актов, которые:

- исходят от суда;

- фиксируют его итоговые, организационно-функциональные, вспомогательные или распорядительные решения и действия;

- обладают властным характером;

- направлены на достижение определенного юридического результата, связанного с реализацией функций судебной власти.

В этом широком понимании судебный акт представляет собой юридически значимый документ, выражающий в определенной законом форме волеизъявление органов судебной власти по вопросам предоставленной им компетенции.

Судебные акты, исходящие от органов судебной власти, можно подразделить на процессуальные и непроцессуальные. Процессуальные судебные акты представляют собой волеизъявление суда, которое:

- выражено в документальной форме;

- содержит властные предписания;

- направлено на разрешение спора о праве;

- обеспечено процессуальными гарантиями к исполнению (например, в ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 КАС РФ).

Эти акты содержат предписания, влекущие правовые последствия для сторон спорного правоотношения и других лиц, участвующих в деле. Они служат средством устранения спорности права и создания условий для реализации заинтересованными лицами их прав и законных интересов.

К числу непроцессуальных судебных актов относятся постановления Пленума Верховного Суда РФ, послания Конституционного Суда РФ, обобщения судебной практики и др.

Любой судебный акт как юридически значимое волеизъявление судебного органа принимается в соответствии с полномочиями этого органа и спецификой формы судопроизводства. В административном судопроизводстве стержневое, основополагающее значение для всей системы судебных актов, используемых в процессе, имеют акты, обозначаемые законодателем как " судебные акты по административным делам". Они представляют собой правовые акты, принятые судом в установленных законом процессуальном порядке и форме, содержащие государственно-властные суждения по поводу рассмотрения и разрешения административных дел и устранения правовой неопределенности.

В число судебных актов по административным делам законодатель включает решения суда, определения и постановления. Суд первой инстанции в зависимости от содержания разрешаемых вопросов принимает судебные административные акты двух видов: решение и определение.

Судебное решение по административному делу является заключительным актом суда первой инстанции, завершающим рассмотрение административного дела по существу. Из этого общего правила есть два исключения, которые предусматривают возможность завершения производства по административному делу не принятием решения, а вынесением определения. Эти исключения связаны с вынесением определения:

- о прекращении производства по административному делу (ст. 195 КАС РФ);

- об оставлении административного искового заявления без рассмотрения (ст. 197 КАС РФ).

По общему правилу при разрешении конкретного административного дела суд выносит одно судебное решение. Однако из этого правила имеется исключение. Два решения возможны при вынесении судом дополнительного решения в случае, установленном законом (ст. 183 КАС РФ).

Принимая решение, суд первой инстанции на основании установленных при судебном разбирательстве фактов и в соответствии с нормами процессуального и материального права разрешает дело по существу, т. е. удовлетворяет административный иск либо отказывает в его удовлетворении.

Таким образом, судебное решение - это процессуальный акт, разрешающий административное дело по существу, вынесение которого от имени государства завершает производство в суде первой инстанции и не позволяет вновь обратиться с тождественным административным иском.

Наряду с судебными решениями суд первой инстанции может принимать судебные акты в форме определений. Этими актами он приостанавливает или прекращает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств и т. д.

КАС РФ устанавливает, что судебный акт суда первой инстанции, которым административное дело не разрешается по существу, выносится в форме определения суда (ст. 198). Судебное разбирательство может завершаться вынесением определения, например, о прекращении административного дела в связи принятием отказа от административного иска или утверждением соглашения о примирении сторон (п. 7 ст. 137 КАС РФ). Однако в этом случае административное дело судом по существу не разрешается, а лишь проверяется законность действий сторон, связанных с самостоятельным устранением конфликтной ситуации. Соответственно, принимаемый в этом случае судебный акт имеет форму определения и выносится не от имени Российской Федерации.

Таким образом, решение как судебный акт отличается от определения по крайней мере по трем основным параметрам:

- судебное решение - форма (способ) осуществления правосудия: посредством принятия решения защищается субъективное материальное право или законный интерес. Определение как судебный акт существа дела не затрагивает;

- судебное решение - заключительный судебный акт суда первой инстанции, который всегда завершает судебное разбирательство дела. Определения суда по общему правилу предназначены для разрешения отдельных вопросов, возникающих в процессе разбирательства административного дела, и обеспечивают его движение с момента возбуждения до прекращения;

- судебное решение, в отличие от определения, всегда выносится только в виде отдельного документа.

 

22. 2. Сущность и значение судебного решения

по административному делу

 

Решение суда по административному делу - это основной акт правосудия, которым от имени государства спор о праве административном разрешается по существу. Оно представляет собой властный акт суда первой инстанции, который разрешает материально-правовое требование административного истца к административному ответчику, устраняет спор сторон по существу и выступает как акт защиты нарушенных или оспоренных прав и законных интересов сторон административного судопроизводства.

Механизм разрешения административного дела по существу имеет в своей основе применение судом к установленным обстоятельствам норм материального административного права. Судебное решение конкретизирует и актуализирует выраженную в норме права в общей (абстрактной) форме волю законодателя применительно к конкретным обстоятельствам и позволяет властно-принудительным образом устранить правовую неопределенность в спорном материальном правоотношении посредством " суждения" о правах и обязанностях сторон.

Решение по административным делам как судебный акт характеризуется рядом отличительных признаков:

1) является актом органа судебной власти, который выносится именем Российской Федерации, имеет обязательный характер и направлен на защиту субъективных прав и обеспечение публичного правопорядка;

2) представляет собой правоприменительный акт, который содержит веление, выраженное в формулах волевых предписаний совершить определенные действия или воздержаться от них, свидетельствующее о его властном характере. В качестве правоприменительного акта судебное решение выступает как юридический факт материального и процессуального права;

3) являет собой процессуальный акт - документ, который принимается в определенной форме и в определенном порядке, предписанном законом, и имеет указанные в законе содержание и реквизиты;

4) является актом административного правосудия, которым обеспечивается защита прав и законных интересов граждан и организаций;

5) в значении акта правосудия представляет собой официальный ответ суда как органа государства на требование административного истца, с которым он обратился в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Судебное решение как итоговый правоприменительный акт всегда включает в себя два основных компонента:

а) подтверждение, в котором находит отражение итог устранения судом спора о праве, устанавливается наличие или отсутствие правоотношений, констатируются субъективные материальные права и обязанности либо факты, имеющие юридическое значение; и

б) предписание, выражающееся в велении суда, которое адресуется участвующим в деле лицам и предписывает совершить определенные действия или воздержаться от них.

Предписание обращено в первую очередь к сторонам спора и характеризует способ воздействия решения, которое может быть правоизменяющим, правопрекращающим, правоустанавливающим или правоподтверждающим. Только при реализации предписания решаются задачи административного судопроизводства.

Независимо от того, удовлетворено заявленное требование или в нем отказано, судебное решение воздействует на материальные правоотношения, определяя поведение их субъектов: все обязаны действовать согласно правовым предписаниям, содержащимся в судебном решении.

Соответственно сущность судебного решения по административному делу выражается в его способности воздействовать на материальные правоотношения, подтверждать их наличие или отсутствие в спорной ситуации, устранять их спорное состояние и создавать правовую возможность беспрепятственной реализации прав и законных интересов, обеспечивая их восстановление и защиту, и стабильность публичного правопорядка.

Значение решения суда по административным делам как акта судебной власти:

- является единственным процессуальным актом, вынесение которого прекращает спор о праве ввиду его рассмотрения по существу;

- завершает судопроизводство по административному делу в суде первой инстанции;

- восстанавливает законность, нарушенную одной из сторон, упорядочивает публично-правовые отношения и вносит стабильность в публичный правопорядок;

- обеспечивает восстановление и реализацию нарушенного или оспоренного права или законного интереса в качестве одного из самых эффективных средств их защиты;

- не позволяет вновь обратиться в суд с тождественным административным иском.

 

22. 3. Содержание судебного решения

 

Понятие " содержание судебного решения" раскрывает его составные части, характеризует его элементы как структурированного процессуально-правового акта. Судебное решение должно содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требования административного истца и возражения административного ответчика. Этому призвана способствовать его четко определенная законом структура. В соответствии с ч. 1 ст. 180 КАС РФ решение суда по административному делу состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части решения суда должны быть указаны:

- номер административного дела;

- дата и место принятия решения суда;

- наименование суда, принявшего решение;

- состав суда (фамилии и инициалы судей);

- сведения о сторонах, других лицах, участвующих в деле, об их представителях, о секретаре судебного заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете административного иска (т. е. краткое наименование требований).

Описательная часть решения суда служит для характеристики административно-правового спора и краткого изложения существа административного дела, являющегося предметом судебного разбирательства. Обстоятельства дела излагаются в таком виде, в каком их представили суду лица, участвующие в деле. Описательная часть должна содержать изложение:

- требований административного истца (в краткой форме указывается суть исковых требований);

- возражений административного ответчика;

- мнений других лиц, участвующих в деле.

Мотивировочная часть решения предназначена для описания мотивов принятия решения, т. е. тех побудительных причин и аргументов, которые объясняют, почему, по каким основаниям суд принял именно такое решение < 1>. В мотивировочной части должны описываться обстоятельства так, как их установил суд в ходе судебного разбирательства. В этой части решения суда должны быть указаны:

--------------------------------

< 1> Слово " мотив" в этом случае обозначает те разумные соображения, смысловые стимулы, которые отражают потребности судебной деятельности и побуждают судебный орган принять правоприменительный акт определенного содержания.

 

1) обстоятельства административного дела, установленные судом, т. е. факты материально-правового характера, составляющие основу правовых отношений сторон и касающиеся существа возникшего из этих отношений спора. В необходимых случаях в этой части могут указываться не только фактические обстоятельства материального права, но и факты, имеющие процессуальное значение;

2) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;

3) доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства;

4) нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, т. е. приводится правовое обоснование: а) указывается материальный закон, регулирующий спорное правоотношение; б) делается ссылка на нормы процессуального права, из которых исходил суд, принимая решение. Если суд не применил какие-либо законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, он должен указать, какие мотивы лежат в основе его позиции.

В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на:

- постановления ЕСПЧ, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном административном деле;

- постановления Конституционного Суда РФ о толковании положений Конституции РФ, подлежащих применению в данном административном деле;

- постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления Президиума Верховного Суда РФ, принятые Верховным Судом РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности, содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, которые подлежат применению в данном административном деле.

Кроме того, в мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования по вопросам, указанным в ч. 6 ст. 180 КАС РФ, прежде всего обоснование выводов суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска.

Мотивировочная часть судебного решения должна быть изложена с исчерпывающей полнотой.

В резолютивной части решения как акта правосудия, окончательно разрешающего дело, должны быть сформулированы исчерпывающие выводы по существу административного спора, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств и примененных норм материального и процессуального права. Соответственно резолютивная часть должна дать ответы на ряд вопросов, касающихся существа спора: а) что именно постановил суд по заявленному административному иску (а также по встречному административному требованию, если оно было заявлено); б) кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести; в) за какой из сторон признано оспариваемое право.

Согласно ч. 6 ст. 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать:

1) вывод суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска;

2) выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание:

- на порядок и срок исполнения решения суда;

- на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению;

- на дальнейшую судьбу вещественных доказательств, если этот вопрос не был разрешен до принятия решения суда;

- на сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по административному иску;

- на удовлетворение гражданского иска полностью или в части либо на отказ в его удовлетворении;

3) указание на распределение судебных расходов;

4) порядок и срок обжалования решения суда;

5) иные сведения, подлежащие указанию в соответствии с КАС РФ при разрешении административных дел определенной категории.

Суд должен соблюдать последовательность в изложении решения, установленную ст. 180 КАС РФ. Требования, установленные этой статьей к порядку изложения решений, обязательны для всех видов производств и категорий дел.

Содержание исковых требований должно быть отражено в его описательной части в соответствии с административным исковым заявлением. Об изменении административным истцом основания или предмета иска, о признании административным ответчиком иска полностью или частично также должно быть указано в описательной части решения. При отказе в заявленных требованиях полностью или частично в резолютивной части должно быть точно указано, кому, в отношении кого и в чем отказано.

Таким образом, судебное решение по своему содержанию - это постановляемый в особом процессуальном порядке акт применения права, выражающий волю суда в форме четко структурированного официального документа.

 

22. 4. Требования, предъявляемые к судебному решению

по административным делам

 

Судебное решение как акт правосудия должно отвечать определенным требованиям, несоблюдение которых влечет его отмену или изменение вышестоящим судом или вызывает необходимость устранения выявленных недостатков вынесшим его судом.

Требования, которым должно удовлетворять судебное решение, классифицируются на два вида:

- требования, предъявляемые к содержанию судебного решения;

- требования, предъявляемые к форме судебного решения.

В процессуальной теории к требованиям первого вида относятся законность, обоснованность, полнота, категоричность, безусловность. В числе основных в КАС РФ (ст. 176) выделяются требования законности и обоснованности судебного решения. Такой подход оправдан, поскольку все остальные требования, предъявляемые к судебному решению, выступают одновременно как критерии его законности. Они представляют собой определенные в законе стандартные условия, при соответствии которым акт правосудия будет являться законным и отвечать задачам административного судопроизводства.

Законность судебного решения - это его соответствие закону (законно то решение, которое соответствует его параметрам - требованиям к содержанию и форме, определенным законом, и принимается на основе неукоснительного и точного соблюдения законов и иных нормативно-правовых актов).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 " О судебном решении" (п. 2) даются разъяснения по вопросу конкретного содержания этих требований. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

При наличии противоречий между нормами процессуального или нормами материального права в отношении вопроса, подлежащего разрешению при рассмотрении конкретного дела, суд должен исходить из установленной Конституцией РФ или законом иерархии нормативных правовых актов. При установлении противоречий между нормами права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении дела, судам также необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 " О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" и от 10 октября 2003 г. N 5 " О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

Таким образом, решение суда является законным при условии, если:

1) оно принято в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и не противоречит им;

2) при разрешении административного дела суд устанавливает, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту большей юридической силы, и применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу (ч. 2 ст. 15 КАС РФ);

3) при отсутствии норм права, регламентирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм суд принимает решение исходя из общего смысла законодательства и в первую очередь Конституции РФ (аналогия права) (ст. 2, ч. 6 ст. 15 КАС РФ). При этом необходимость применения закона, регулирующего сходное отношение, либо общих начал и смысла законодательства должным образом мотивирована в самом решении;

4) суд при разрешении административного дела применяет нормы международного договора Российской Федерации, которым установлены иные правила, чем предусмотренные нормативным правовым актом, имеющим равную или меньшую юридическую силу по сравнению с нормативным правовым актом, которым выражено согласие на обязательность данного международного договора;

5) при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца (при отсутствии указания федерального закона на иной порядок) (ч. 5 ст. 15 КАС РФ).

Совокупность этих общих положений составляет содержание требования законности судебного решения. Наряду с этими общими положениями можно выделить дополнительные (специальные) критерии законности судебного решения. К их числу можно отнести, например, соблюдение определенного в законе срока составления мотивированного решения суда (ч. 2 ст. 177 КАС РФ), требование ясности и четкости формулирования правовых предписаний актов правосудия и т. д.

Решение является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела факты, которые выяснены в судебном заседании и подтверждены исследованными судом доказательствами, отвечающими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также приведены соответствующие доказательства в подтверждение выводов суда об установленных им обстоятельствах административного дела, правах и обязанностях сторон.

Исходя из этого обоснованность судебного решения означает:

- правильное определение всех обстоятельств, имеющих значение для дела, т. е. предмета доказывания;

- доказанность этих обстоятельств;

- соответствие выводов суда об обстоятельствах дела действительным взаимоотношениям сторон;

- непротиворечивость и наличие как фактического, так и юридического обоснования;

- мотивированность решения исследованными доказательствами, т. е. четкое изложение причин, побудивших суд принять именно такое решение. Главная цель обоснования решения суда - конкретное разъяснение мотивов его принятия.

По общему правилу суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и приобщены к материалам дела. При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, полученных с нарушением норм федеральных законов (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, ст. ст. 164 и 166 КАС РФ). Решение суда считается необоснованным и подлежащим отмене, если:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...