Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 35 страница




- в правильном установлении фактических обстоятельств административного дела на основе оценки исследованных в судебном заседании доказательств;

- в верной юридической квалификации спорных публично-правовых правоотношений;

- в принятии решения по существу спора с приведением исчерпывающих мотивов его принятия.

Для принятия решения по административному делу после судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, о чем председательствующий в судебном заседании объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

Законодатель устанавливает определенный порядок принятия решения суда:

1) решение принимается именем Российской Федерации;

2) решение постановляется судом, рассматривающим данное административное дело, в специально оборудованном помещении - совещательной комнате (ч. 2 ст. 175 КАС РФ). Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судья или судьи, входящие в состав суда по конкретному делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Такой порядок создает условия, исключающие постороннее воздействие на судей во время вынесения решения. Все вопросы, возникающие при коллегиальном разбирательстве дела, решаются судьями по большинству голосов. Судья, не согласный с решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу;

3) при принятии решения судом должна быть соблюдена тайна совещания судей. Нарушение тайны совещания судей является безусловным основанием к отмене решения. Судьи не могут разглашать сведения, которые имели место при обсуждении и принятии решения, или иным способом раскрывать тайну совещания судей. Вместе с тем изложение судьей особого мнения в порядке, установленном ст. 30 КАС РФ, не может рассматриваться как нарушение тайны совещания судей;

4) суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС РФ). В совещательной комнате суд должен проанализировать и оценить добытые доказательства;

5) определяя порядок принятия решения суда, законодатель устанавливает определенные требования к его структуре: оно должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 180 КАС РФ);

6) решение суда в совещательной комнате принимается немедленно после разбирательства административного дела. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. По общему правилу составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана судом (судьей или судьями);

7) решение суда излагается в письменной форме председательствующим в судебном заседании или одним из судей. Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им административного дела или всеми судьями при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе, в том числе судьей, имеющим особое мнение. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей.

Законодатель определяет перечень вопросов, разрешаемых при принятии решения судом (ст. 178 КАС РФ), и устанавливает общее правило: суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Вместе с тем допускается исключение из этого общего правила: суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ. Такие исключения устанавливаются, например, в ч. ч. 3, 4 ст. 215, ч. 3 ст. 227 этого Кодекса.

Исключение из общего правила, известного еще римскому праву judex ne eat ultra petita partium (" нет суда за пределами требований сторон" ), законодатель допускает для достижения определенных задач не только административного, но и гражданского судопроизводства. В число этих задач процессуальная теория, в частности, включает такие, как защита интересов заведомо слабой стороны правоотношения, реализация принципа процессуальной экономии, обеспечение публичного интереса и др. Считается, например, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти в случае удовлетворения заявления решение судом вопроса об обязанности соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя является выходом суда за пределы заявленных требований. Суд разрешает этот вопрос независимо от просительной части административного искового заявления. Удовлетворяя заявленные требования, суд должен указать также конкретный способ и срок устранения в полном объеме нарушений прав и законных интересов заявителя < 1>.

--------------------------------

< 1> В этом случае возложение на орган публичной власти обязанности устранить нарушения на основании решения суда как способ выхода суда за пределы заявленных требований следует отличать от возложения такой же обязанности на основании частного определения суда, которое является самостоятельным процессуальным действием, совершаемым в определенных законом случаях.

 

Принимая решение по заявленным административным истцом требованиям, суд, в соответствии с предписаниями закона, разрешает следующие вопросы:

- определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле;

- устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

- решает, подлежит ли административный иск удовлетворению;

- при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения (ч. 2 ст. 178 КАС РФ).

Разрешая эти вопросы, суд познает состояние спорного правоотношения и на основе применения нормы материального права к установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам постановляет, подлежит административный иск удовлетворению или нет.

Кроме того, при принятии решения суд также решает круг вопросов, касающихся:

- сохранения (отмены) действия мер предварительной защиты по административному иску;

- дальнейшей судьбы вещественных доказательств;

- распределения судебных расходов и иных возникших в ходе судебного разбирательства и требующих разрешения вопросов.

Признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, или исследовать новые доказательства, суд выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения административного дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения. По окончании судебных прений суд вновь удаляется в совещательную комнату для принятия решения по административному делу.

После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда (ст. 174 КАС РФ). Затем председательствующий в судебном заседании устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования. Приобщенное к делу особое мнение судьи в зале судебного заседания не оглашается.

В случае объявления только резолютивной части решения суда председательствующий в судебном заседании разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей.

Решения судов по административным делам объявляются публично, за исключением случаев, если такие решения затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 10 ст. 11 КАС РФ). Если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. После объявления решения председательствующий обязан разъяснить его содержание, если оно недостаточно понятно заинтересованным лицам, а также порядок и срок его обжалования. После оглашения решения принявший его суд не может сам отменить или изменить это решение.

 

21. 6. Временная остановка судебного разбирательства

 

Судебное разбирательство конкретного административного дела в судебном заседании идет непрерывно. Однако оно может быть прервано в связи с необходимостью предоставления времени для отдыха участников процесса, а также вследствие причин, препятствующих вынесению решения по данному делу либо делающих невозможным дальнейшее рассмотрение дела в проводимом заседании. Без преодоления этих препятствий нормальное движение судебного процесса невозможно, и суд вынужден временно его остановить.

В современной процессуальной теории выделяются три формы временной остановки судебного разбирательства: перерыв в судебном заседании, отложение судебного разбирательства и приостановление производства по делу. Эти три формы отличаются друг от друга по своим основаниям, срокам и последствиям.

1. Перерыв в судебном заседании - это временная краткосрочная остановка судебного заседания, связанная с обеденным перерывом, ночным временем, праздниками, выходными днями либо с появлением обстоятельств, препятствующих движению процесса, но сравнительно легко устранимых.

В КАС РФ, как и в ГПК РФ, отсутствуют специальные нормы, посвященные перерыву в судебном заседании. Между тем АПК РФ (ст. 163) устанавливает правила, касающиеся перерыва в судебном заседании по делам, рассматриваемым в порядке гражданского и административного судопроизводства. Перерыв может быть объявлен судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе на срок, не превышающий пяти дней. Указание на перерыв в пределах дня судебного заседания и время, когда заседание будет продолжено, заносится в протокол судебного заседания. О перерыве на более длительный срок суд выносит определение, в котором указываются время и место продолжения судебного заседания.

Движение процесса по конкретному делу может быть прервано появлением препятствий, которые не связаны с необходимостью предоставления времени для отдыха участников судебного заседания. Временная остановка судебного разбирательства может быть произведена для того, чтобы стороны могли выполнить определенные процессуальные действия, указанные судом. Без совершения этих процессуальных действий лицами, участвующими в деле, дальнейшее движение дела становится невозможным. В судебной практике, например, распространенными основаниями для перерыва такого рода в судебном заседании является ходатайство одной из сторон о перерыве для ознакомления с доказательствами, с которыми она ранее не была ознакомлена, либо для представления суду новых доказательств для обоснования своей позиции, либо для уточнения заявителем в письменной форме исковых требований < 1>. Суд может также сделать перерыв для уточнения предмета иска, для ознакомления с материалами дела, для обсуждения вопроса о возможности заключения мирового соглашения и т. д.

--------------------------------

< 1> См.: Скутин А. Ф. Временная остановка арбитражного процесса: вопросы теории и практики: Монография // СПС " КонсультантПлюс".

 

Лица, присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания. Неявка этих лиц в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

Поскольку судебное разбирательство сложных административных дел может продолжаться не один день, перерывы в судебном заседании объективно необходимы. По общему правилу они могут быть объявлены в любой момент судебного заседания, за исключением его объявления непосредственно перед удалением суда в совещательную комнату. После окончания перерыва судебное заседание не возобновляется, а продолжается с того момента, когда оно было прервано, о чем объявляет председательствующий в судебном заседании.

2. Отложение судебного разбирательства - это форма окончания судебного заседания путем переноса судебного разбирательства на более поздний срок в новое судебное заседание в целях совершения лицами, участвующими в деле, определенных процессуальных действий в связи с выявлением обстоятельств, препятствующих разрешению административного дела по существу в данном заседании. Этот перенос может быть произведен как по основаниям, прямо предусмотренным в законе, так и по иным обстоятельствам, препятствующим движению административного дела. В любом случае вопрос об отложении дела слушанием всегда обусловлен необходимостью совершения каких-либо процессуальных действий.

Отложение судебного разбирательства может быть следствием:

- нарушения требований КАС РФ о подготовке дела к судебному разбирательству (например, неполно или неверно был определен предмет доказывания по делу, не определен весь состав необходимых доказательств или участвующих в деле лиц, не направлены заблаговременно судебные повестки); либо

- неявки в судебное заседание кого-либо из участников процесса, непредставления ими каких-либо документов, предметов и т. д.

Основания для переноса судебного разбирательства определяются в ст. 152 КАС РФ и в ряде статей этого Кодекса (ст. ст. 150, 151 и др. ). Перечень оснований для переноса (отложения) дела слушанием, приводимый в КАС РФ, не является исчерпывающим. В частности, согласно ст. 152 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если:

- признает невозможным рассмотрение административного дела в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;

- возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе системы видеоконференц-связи;

- удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств либо иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств;

- возникла необходимость совершения иных процессуальных действий.

Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение, в котором указываются причины отложения, процессуальные действия, которые необходимо совершить, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела в следующем судебном заседании, а также время и место его проведения.

При отложении судебного разбирательства суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Показания этих свидетелей оглашаются в новом судебном заседании, и их вызов в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса.

В случае отложения судебного разбирательства назначаются дата и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств. Явившимся в судебное заседание лицам объявляется об этом под расписку в протоколе судебного заседания, а неявившимся и вновь привлекаемым к участию в деле лицам направляются соответствующие извещения и вызовы.

Судебное разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников судебного разбирательства, знакомы с материалами административного дела, в том числе с объяснениями участников судебного разбирательства, данными ранее, и состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам судебного разбирательства подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.

Отложение разбирательства дела как форма временной остановки процесса, в отличие от перерыва в судебном заседании, - это перенос судебного разбирательства на другой срок, до наступления которого суд может заниматься рассмотрением других дел. Этим объясняется тот факт, что после отложения разбирательство дела начинается сначала.

3. Приостановление производства по административному делу - это временное полное прекращение по указанным в законе основаниям всех процессуальных действий на неопределенный срок в связи с неопределенностью в решении вопроса об устранении объективных, не зависящих от суда и сторон причин, которые препятствуют рассмотрению дела < 1>.

--------------------------------

< 1> Конституционный Суд РФ в ряде своих определений рассматривает приостановление производства по делу как временное прекращение судом процессуальных действий на стадии судебного разбирательства, вызванное обстоятельствами, препятствующими дальнейшему развитию процесса. См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. N 2.

 

В отличие от отложения судебного разбирательства или перерыва в судебном заседании время, на которое приостанавливается производство, суд заранее определить не может. Какие-либо процессуальные действия участники судебного разбирательства совершать не могут до тех пор, пока не отпадут обстоятельства, вызвавшие приостановку производства по административному делу.

Перечень этих обстоятельств, являющихся основанием для приостановления производства по административному делу, предусмотрен гл. 16 КАС РФ, носит закрытый характер и расширенному толкованию не подлежит. Можно выделить два вида оснований приостановления производства - обязательные и факультативные. В зависимости от характера оснований различаются два вида приостановления производства по делу: обязательное и факультативное.

Обязательное приостановление выражается в обязанности суда прекратить слушание по делу на неопределенный срок до устранения обстоятельств, препятствующих судебному разбирательству. Факультативное приостановление характеризуется тем, что закон наделяет суд правом (" суд может" ) по своему усмотрению, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, решать вопрос о целесообразности приостановки или продолжения судебного разбирательства.

Основания для обязательного приостановления предусмотрены ст. 190 КАС РФ, в силу предписаний которой суд обязан приостановить производство по административному делу в случае:

1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство - до определения правопреемника;

2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина - до определения законного представителя;

3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, - до прекращения участия в этих мероприятиях;

4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта РФ, - до вступления в законную силу соответствующего судебного акта;

5) обращения суда в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции РФ - до вступления в законную силу судебного акта;

6) установления судом срока для примирения сторон - до истечения этого срока.

Обстоятельства для факультативного приостановления судом производства по делу перечислены в ст. 191 КАС РФ. Согласно положениям этой статьи суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу в случае:

1) преобразования или упразднения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных публичными полномочиями - до определения:

а) органа, к компетенции которого относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения; либо

б) органа, к компетенции которого относится защита нарушенных прав и законных интересов административного истца;

2) реорганизации юридического лица, которое является стороной по административному делу, - до определения правопреемника;

3) нахождения гражданина, который является лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или в длительной служебной командировке - до возвращения такого гражданина;

4) исполнения гражданином государственных обязанностей, предусмотренных федеральным законом, при условии, что он привлечен к исполнению этих обязанностей, - до прекращения таким гражданином исполнения указанных обязанностей;

5) назначения судом экспертизы - до поступления в суд:

а) заключения экспертов; либо

б) информации о невозможности проведения экспертизы; либо

в) до истечения срока, установленного судом для проведения экспертизы;

6) направления судом судебного поручения в соответствии со ст. ст. 66, 67 КАС РФ - до поступления в суд:

а) материалов о выполненном судебном поручении; либо

б) информации о невозможности их осуществления; либо

в) до истечения срока, установленного судом для осуществления судебного поручения;

7) принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод гражданина законом, который был применен в другом деле, но постановление по которому имеет значение для рассмотрения данного административного дела, - до вступления в законную силу судебного акта.

Основания приостановления производства по делу, как обязательные, так и факультативные, носят объективный характер: их возникновение и прекращение не зависит в данный момент судебного разбирательства от усмотрения суда или воли лиц, участвующих в деле. В силу этого, в отличие от отложения разбирательства дела, время, на которое приостанавливается производство, суд не может заранее определить.

Приостановление или отказ в приостановлении оформляется определением суда, на которое может быть подана частная жалоба в вышестоящий суд.

Производство по приостановленному административному делу возбуждается также определением суда по его собственной инициативе либо по просьбе лиц, участвующих в деле. Оно возобновляется только после устранения обстоятельств, которые вызвали его приостановление (ст. 192 КАС РФ).

Таким образом, приостановление производства по административному делу вызывает ряд процессуальных последствий:

- по приостановленному делу нельзя совершать какие-либо процессуальные действия, за исключением действий, связанных с самим приостановлением производства или его возобновлением;

- для возобновления производства по приостановленному делу необходимы заявление лиц, участвующих в деле, или инициатива суда после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление;

- возобновленное производство по административному делу начинается сначала.

 

21. 7. Окончание производства по административному делу

без вынесения решения

 

Судебное разбирательство административных дел, как правило, заканчивается вынесением решения по существу спора. Вместе с тем при наличии определенных в законе оснований возможно окончание производства по административному делу без вынесения судебного решения. В зависимости от характера определенных в законе оснований и процессуальных последствий их применения возможны две формы окончания судебного административного процесса без вынесения решения по существу спора:

а) прекращение производства по административному делу;

б) оставление административного иска без рассмотрения.

Основанием прекращения производства по административному делу является отсутствие у заявителя права на обращение за судебной защитой, что полностью исключает в данном случае возможность возобновления дела. В отличие от прекращения производства по делу основания, по которым суд оставляет административный иск без рассмотрения, носят характер устранимых обстоятельств, связанных с нарушением условий реализации права на обращение в суд. Это не лишает административного истца права вновь обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения. Прекращение производства по делу лишает административного истца права обратиться в суд с тождественным иском и исключает возможность вторичного возбуждения в суде аналогичного дела.

Исходя из этого существенным моментом в определении прекращения производства по административному делу является его понимание как способа (формы) окончания административного судопроизводства из-за отсутствия у административного истца права на обращение в суд или устранения спора уже после возбуждения административного дела, которое препятствует вторичному обращению в суд с тождественным иском.

Прекращение производства по административному делу - это окончание рассмотрения дела без вынесения решения по существу спора, вследствие обнаружения предусмотренных законом обстоятельств, которые полностью исключают возможность осуществления административного судопроизводства. Согласно ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд обязан прекратить производство по делу при наличии неисправимых обстоятельств, в том числе если:

1) административное дело не подлежит разрешению в суде в порядке административного судопроизводства, а должно рассматриваться в порядке гражданского или уголовного судопроизводства;

2) имеется:

- вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска и утверждением соглашения о примирении сторон;

- определение суда об отказе в принятии административного искового заявления;

- вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц;

3) административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

4) стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

5) имеет место факт смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

6) ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства;

7) оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права и законные интересы административного истца. Кроме того, суд обязан прекратить производство по делу и в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

Все основания прекращения производства по административному делу, следуя классической процессуальной схеме, можно условно разделить на две группы:

1) обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у административного истца права на предъявление иска (на обращение в суд). Они нашли отражение в п. п. 2, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 194 КАС РФ);

2) обстоятельства, возникающие после возбуждения дела и свидетельствующие о ликвидации спора (п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 194 КАС РФ).

При обнаружении этих и иных указанных в КАС РФ обстоятельств, которые делают невозможным или нецелесообразным дальнейшее производство данного дела в суде, суд оканчивает его рассмотрение без вынесения решения по существу спора.

Производство по административному делу прекращается определением суда. В этом определении указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. В случае закрытия производства по делу повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба (ст. 195 КАС РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...