Интонационные типы синтагм
Существует несколько основных типов синтагм, ко-нфые отличаются друг от друга характерным интонаци-мниым оформлением. Разные исследователи по-разному ш. щеляют основные типы синтагм. Так, Л. В. Бондарко мет такое определение: «Основными, типичными интонационными характеристиками являются такие, которые передают значение завершенности, незавершенности вопроса и выделения» (Бондарко, 1977). В соответ-i мши с этой классификацией она выделяет четыре интонационных типа, каждый из которых характеризуйся определенной мелодикой, длительность и интен-i инностью произнесения. 1. Интонация завершенности (законченности) харак-н'ризуется сильным понижением частоты основного тона (мелодики) на последнем ударном слоге данной синтагмы. Последний ударный гласный синтагмы произносится очень низко по сравнению со средней частотой основного тона, и на протяжении произнесения этого гласного частота основного тона резко меняется (на графике изменения мелодики это выглядит как пик с резким радением мелодической кривой). Если за последним ударным слогом еще идут безударные слоги (они называются заударными), это мелодическое понижение продолжается и на них. Длительность произнесения синтагмы с интонацией (авершенности соответствует среднему темпу произне- сения, то есть интонация завершенности оказываете нейтральной по темпу. К концу синтагмы длительност ударного гласного увеличивается. Интенсивность прои: несения синтагмы всегда несколько ослабляется к конц;, синтагмы, но пр интонации завершенности это ослабла' ние интенсивности максимально по сравнению с другим интонационными типами. Итак, у интонации завершенной синтагмы есть еле дующие отличительные особенности: 1) основной тон начале синтагмы довольно высок, а на последнем удар1 ном слоге резко понижается; 2) к концу синтагмы одн~ временно с понижением тона длительность ударног гласного увеличивается, а темп остается средним; 3): концу синтагмы интенсивность произнесения ударног; гласного значительно уменьшается. Такой тип интонаЦ ции присущ утвердительным высказываниям повество', вательного (информативного) характера, поэтому таку: о-, интонацию называют повествовательной, или завершающей. Пример односинтагменного высказывания с по-, вествовательной интонацией: «Снег идет». Пример син-* тагмы с повествовательной интонацией в составе более сложного высказывания: «Когда вошел отец, / все замол-\ чали» (вторая синтагма).
2. Вопросительная интонация характеризуется повышением частоты основного тона на ударном слоге последнего слова синтагмы. При этом значительное изменение частоты основного тона происходит внутри ударного гласного, а сам ударный гласный звучит значительно выше среднего мелодического уровня синтагмы. Если за последним ударным слогом идут безударные (заударные), на них происходит понижение тона, но не такое значительное, как при повествовательной интонации. Длительность произнесения синтагмы уменьшается по сравнению с повествовательной интонацией, темп произнесения синтагмы ускоряется. Интенсивность произнесения к концу синтагмы ослабляется не так сильно, как при повествовательной интонации. Таким образом, для вопросительной интонации характерны следующие особенности: 1) основной тон на последнем ударном слоге синтагмы значительно повышается; 2) длительность произнесения последнего удар- ■ ■ т слога заметно уменьшается, темп ускоряется; ' шиспсивность произнесения снижается незначитель- 4) на заударных слогах тон понижается. Такой тип
-•«шшации присутствует в вопросительных высказыва- " ч(( Примеры высказываний с вопросительной инто- ■ чши'й: «Ты приедешь? » (высказывание состоит из од- > И синтагмы); «Сергей не говорил, / что он скоро при- '■ м''» (вторая синтагма произносится с вопросительной '■ нишацией). \. Интонация незавершенности по рисунку мелодики *п пса к вопросительной интонации. Однако незавершенна! синтагма начинается с более низкого тона, чем во-ч)'мситсльная, а мелодический пик у нее расположен ниже ом меньшей частоте). При этом мелодический пик > < ч. |'ию приходится на последний ударный слог синтаг-(II, как и в вопросе, но затем основной тон понижается не i ак резко и не на такую значительную величину. Если и конце незавершенной синтагмы есть заударные слоги, mm произносятся достаточно высоким тоном (в отличие >. < щударных слогов в вопросительной синтагме). Средняя длительность произнесения звуков в незавершенной синтагме, как и в вопросительной, меньше, чем и повествовательной синтагме. Темп произнесения незавершенной синтагмы ускорен по сравнению с интонацией завершенности. Длительность гласного, несущего » интагматическое ударение, наименьшая среди всех ин-шпационных типов. При этом интенсивность произнесете звуков ослабляется к концу синтагмы незначительно. Ударный гласный произносится с наибольшей интен- еипностью. Итак, для интонации незавершенности характерны t недующие особенности: 1) основной тон в начале син-ки'мы довольно низок, к концу повышается, но не очень сильно, и на заударных слогах снижается постепенно и не очень значительно; 2) темп произнесения к концу синтагмы ускоряется, длительность ударного и заударных слогов значительно уменьшается (наименьшая из нсех интонационных типов); 3) интенсивность произнесения ослабляется незначительно, с наибольшей интенсивностью произносится слог, несущий синтагматическое ударение; 4) на заударных слогах основной тон ос- } Эак. 338 тается достаточно высоким. Примеры высказываний интонацией незавершенности: «И вот я увидел... » (вы оказывание состоит из одной синтагмы); «Вчера / мы о этом говорили, / и он решил: / ехать туда не стоит» (вс синтагмы, кроме последней, произносятся с интонацие незавершенности).
4. Интонация выделенное™ по своим параметра! близка к интонации завершенности (повествовательной). Но, в отличие от повествовательной интонации, у интонации выделен ности мелодический рисунок начинается с более высокого основного тона, и мелодический пик рас-' положен на более высокой частоте, поэтому понижение основного тона на слоге, несущем синтагматическое ударение, становится весьма заметным. После мелодического пика происходит значительное падение тона. Me-i лодический пик с последующим резким падением всегда приходится на выделенное слово. У синтагм с интонацией выделенное™ отмечается наибольшая средняя длительность звука. У них значительно увеличена длительность выделенного ударного слога (самый длительный ударный слог из всех типов синтагм). Интенсивность произнесения выделенного слова также высокая. Ощущение выделенности слова создается за счет увеличения. длительности и интенсивности его произнесения, а также за счет резкого изменения частоты основного тона. Если выделенное слово — не последнее в синтагме, то падающее на него ударение является логическим. Таки образом, для интонации выделенности характерны следующие особенности: 1) значительное повышение основного тона на выделенном слове с последующим резким понижением (падением тона); 2) значительное увеличение длительности произнесения выделенного слова, особенно — ударного слога в нем; 3) высокая интенсивность произнесения выделенного слога. Примеры высказываний с интонацией выделенности: «Это видел только ты! » (высказывание состоит из одной синтагмы, выделенное слово — «ты» — последнее в синтагме, оно несет синтагматическое ударение); «Это вы так считаете» (высказывание состоит из одной синтагмы, выделенное слово — «вы» — не последнее в синтагме, на него падает »-ц пческое ударение); «Нет, / не Зина, / а Лена / поедет f ( дачу! » (с интонацией выделенности произносятся < (ираи и третья синтагмы, выделенные слова — «Зина»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|