Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интонационные типы синтагм




Существует несколько основных типов синтагм, ко-нфые отличаются друг от друга характерным интонаци-мниым оформлением. Разные исследователи по-разному ш. щеляют основные типы синтагм. Так, Л. В. Бондарко мет такое определение: «Основными, типичными инто­национными характеристиками являются такие, кото­рые передают значение завершенности, незавершеннос­ти вопроса и выделения» (Бондарко, 1977). В соответ-i мши с этой классификацией она выделяет четыре интонационных типа, каждый из которых характеризу­йся определенной мелодикой, длительность и интен-i инностью произнесения.

1. Интонация завершенности (законченности) харак-н'ризуется сильным понижением частоты основного тона (мелодики) на последнем ударном слоге данной синтаг­мы. Последний ударный гласный синтагмы произносит­ся очень низко по сравнению со средней частотой ос­новного тона, и на протяжении произнесения этого гласного частота основного тона резко меняется (на гра­фике изменения мелодики это выглядит как пик с рез­ким радением мелодической кривой). Если за послед­ним ударным слогом еще идут безударные слоги (они называются заударными), это мелодическое понижение продолжается и на них.

Длительность произнесения синтагмы с интонацией (авершенности соответствует среднему темпу произне-


сения, то есть интонация завершенности оказываете нейтральной по темпу. К концу синтагмы длительност ударного гласного увеличивается. Интенсивность прои: несения синтагмы всегда несколько ослабляется к конц;, синтагмы, но пр интонации завершенности это ослабла' ние интенсивности максимально по сравнению с другим интонационными типами.

Итак, у интонации завершенной синтагмы есть еле дующие отличительные особенности: 1) основной тон начале синтагмы довольно высок, а на последнем удар1 ном слоге резко понижается; 2) к концу синтагмы одн~ временно с понижением тона длительность ударног гласного увеличивается, а темп остается средним; 3): концу синтагмы интенсивность произнесения ударног; гласного значительно уменьшается. Такой тип интонаЦ ции присущ утвердительным высказываниям повество', вательного (информативного) характера, поэтому таку: о-, интонацию называют повествовательной, или завершаю­щей. Пример односинтагменного высказывания с по-, вествовательной интонацией: «Снег идет». Пример син-* тагмы с повествовательной интонацией в составе более сложного высказывания: «Когда вошел отец, / все замол-\ чали» (вторая синтагма).

2. Вопросительная интонация характеризуется повы­шением частоты основного тона на ударном слоге послед­него слова синтагмы. При этом значительное изменение частоты основного тона происходит внутри ударного гласного, а сам ударный гласный звучит значительно выше среднего мелодического уровня синтагмы. Если за последним ударным слогом идут безударные (заудар­ные), на них происходит понижение тона, но не такое значительное, как при повествовательной интонации.

Длительность произнесения синтагмы уменьшается по сравнению с повествовательной интонацией, темп про­изнесения синтагмы ускоряется. Интенсивность произне­сения к концу синтагмы ослабляется не так сильно, как при повествовательной интонации.

Таким образом, для вопросительной интонации ха­рактерны следующие особенности: 1) основной тон на последнем ударном слоге синтагмы значительно повы­шается; 2) длительность произнесения последнего удар-


■ ■ т слога заметно уменьшается, темп ускоряется;

' шиспсивность произнесения снижается незначитель-

4) на заударных слогах тон понижается. Такой тип

-•«шшации присутствует в вопросительных высказыва-

" ч(( Примеры высказываний с вопросительной инто-

■ чши'й: «Ты приедешь? » (высказывание состоит из од-

> И синтагмы); «Сергей не говорил, / что он скоро при-

'■ м''» (вторая синтагма произносится с вопросительной

'■ нишацией).

\. Интонация незавершенности по рисунку мелодики *п пса к вопросительной интонации. Однако незавершен­на! синтагма начинается с более низкого тона, чем во-ч)'мситсльная, а мелодический пик у нее расположен ниже ом меньшей частоте). При этом мелодический пик > < ч. |'ию приходится на последний ударный слог синтаг-(II, как и в вопросе, но затем основной тон понижается не i ак резко и не на такую значительную величину. Если и конце незавершенной синтагмы есть заударные слоги, mm произносятся достаточно высоким тоном (в отличие >. < щударных слогов в вопросительной синтагме).

Средняя длительность произнесения звуков в незавер­шенной синтагме, как и в вопросительной, меньше, чем и повествовательной синтагме. Темп произнесения неза­вершенной синтагмы ускорен по сравнению с интонаци­ей завершенности. Длительность гласного, несущего » интагматическое ударение, наименьшая среди всех ин-шпационных типов. При этом интенсивность произнесе­те звуков ослабляется к концу синтагмы незначительно. Ударный гласный произносится с наибольшей интен-

еипностью.

Итак, для интонации незавершенности характерны t недующие особенности: 1) основной тон в начале син-ки'мы довольно низок, к концу повышается, но не очень сильно, и на заударных слогах снижается постепенно и не очень значительно; 2) темп произнесения к концу синтагмы ускоряется, длительность ударного и заудар­ных слогов значительно уменьшается (наименьшая из нсех интонационных типов); 3) интенсивность произне­сения ослабляется незначительно, с наибольшей интен­сивностью произносится слог, несущий синтагматичес­кое ударение; 4) на заударных слогах основной тон ос-

} Эак. 338


тается достаточно высоким. Примеры высказываний интонацией незавершенности: «И вот я увидел... » (вы оказывание состоит из одной синтагмы); «Вчера / мы о этом говорили, / и он решил: / ехать туда не стоит» (вс синтагмы, кроме последней, произносятся с интонацие незавершенности).

4. Интонация выделенное™ по своим параметра! близка к интонации завершенности (повествовательной). Но, в отличие от повествовательной интонации, у инто­нации выделен ности мелодический рисунок начинается с более высокого основного тона, и мелодический пик рас-' положен на более высокой частоте, поэтому понижение основного тона на слоге, несущем синтагматическое ударение, становится весьма заметным. После мелодиче­ского пика происходит значительное падение тона. Me-i лодический пик с последующим резким падением всегда приходится на выделенное слово.

У синтагм с интонацией выделенное™ отмечается наибольшая средняя длительность звука. У них значитель­но увеличена длительность выделенного ударного слога (са­мый длительный ударный слог из всех типов синтагм). Интенсивность произнесения выделенного слова также вы­сокая. Ощущение выделенности слова создается за счет увеличения. длительности и интенсивности его произне­сения, а также за счет резкого изменения частоты основ­ного тона. Если выделенное слово — не последнее в синтагме, то падающее на него ударение является логи­ческим.

Таки образом, для интонации выделенности харак­терны следующие особенности: 1) значительное повыше­ние основного тона на выделенном слове с последующим резким понижением (падением тона); 2) значительное увеличение длительности произнесения выделенного слова, особенно — ударного слога в нем; 3) высокая ин­тенсивность произнесения выделенного слога. Примеры высказываний с интонацией выделенности: «Это видел только ты! » (высказывание состоит из одной синтагмы, выделенное слово — «ты» — последнее в синтагме, оно несет синтагматическое ударение); «Это вы так считаете» (высказывание состоит из одной синтагмы, выделенное слово — «вы» — не последнее в синтагме, на него падает


»-ц пческое ударение); «Нет, / не Зина, / а Лена / поедет f ( дачу! » (с интонацией выделенности произносятся

< (ираи и третья синтагмы, выделенные слова — «Зина»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...