Таблица 1 Эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка
Как считает Н. И. Жинкин (Жинкин, «Механизмы И'чи», 1958), просодические (интонационные) средства пыка появились раньше, чем вербальные (словесные). Подтверждением этому служат многочисленные наблю-ниия психофизиологов, неврологов, психологов, логопедов, лингвистов за звуковыми средствами коммуникации у младенцев и детей преддошкольного возраста. Началом доречевого развития является первый рефлекторный крик новорожденного. В нем присутствуют инк голосовая составляющая, так и шумы. Частота основного тона первого крика составляет 425—440 Гц, что примерно равняется тону «ля» первой октавы (Лохов, Фесенко, 2000). Этот крик — недифференцированный, и нем нельзя выделить какие-либо членораздельные звуки или речевые элементы. В то же время крик каждого младенца индивидуален. Более того, вскоре начинают определяться различные типы крика: крики, связанные е физическим дискомфортом (хочется есть — «крик го-
К двум-трем месяцам появляется гуканье (звуки наподобие «гы», «кхы»), а с третьего месяца — гуление (воспроизведение звукосочетаний «агу», «бу», «амм», «мам»). -Эти звуковые комплексы, а также крики становятся хорошо модулированными и интонированными и начинают служить не только сигналом о неблагополучии, но и выражением удовольствия. В три-четыре месяца младенец реагирует на интонацию взрослого, старается повто-; рить ее, активно усваивает типы интонации. Его общение со взрослым становится все более выразительным благодаря интонации и мимике. В шесть месяцев появляется лепет — повторяющиеся открытые слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя», «ня-ня-ня» и т. п. С лепетом младенец осваива-* ёт ритмическую структуру речи. Как отмечает Р. В. Тонкова-Ямпольская, фонетическая деятельность ребенка активизирует слухоречевые и речедвигательные зоны коры головного мозга. Ребенок слушает не только речь окружающих, но и свои звуки, и пытается подражать тому, что произносит взрослый. Так происходит усвоение речи. При этом Тонкова-Ямпольская подчеркивает, что интонационное поле речеслухового анализатора, которое отвечает за восприятие интонации, начинает формироваться уже на стадии гуления и полностью формируется уже к концу периода лепета (Тонкова-Ямпольская, 1968, 1970).
К шестому месяцу жизни у младенца появляется не только интонация удовольствия, но и интонация радос- •< фцдостное восклицание). На седьмом месяце появля- < i уже и интонация просьбы. Ни седьмом-восьмом месяцах жизни у младенца идет «i'Miiocc активного накопления звуков, артикуляция ста-чмнигся все более четкой, звуки — более дифференци-i оншпыми. В возрасте от семи-восьми месяцев до года ччткуляторный запас уже практически не расширяется " формируется понимание речи. Вот как описывает этот •фмцесс Е. Ф. Архипова: «Семантическую нагрузку в этот «■ » риод получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем нщий контур слова. Общение осуществляется с помощью < «щиональной интонации. Примерно к 11 месяцам по В этот период младенец, воспринимая речь, ориен-шрустся на интонацию, ритм и тембр голоса. Он уже ишичает по этим признакам голос матери или голоса «ругих близких людей от голосов «чужих». Например, |п1)онок в восемь месяцев может уже выработать реакцию на часто повторяющийся вопрос «Где мама? ». Ус-ш. нмав этот вопрос от матери, он поворачивает голову в *ч> сторону, улыбается, тянется к ней. Но если этот же ноирос задает другой человек или даже мать, но с другой интонацией, привычной реакции не будет (Винарская, Ьогомазов, 2005). А вот если мать с той же интонацией произнесет другую фразу той же ритмической структуры (например, «Вот ляля? ») или просто набор слогов с тем < кс ритмом (например, «Да-да-да? »), реакция ребенка Ьудет такой же, как при произнесении привычного вопроса «Где мама? ».
Эти примеры показывают, что из всех речевых средств ребенок в онтогенезе прежде всего воспринимает и усваивает интонацию, а затем уже — вербальные «оставляющие речи (фонетику, лексику, грамматику). Ребенок в возрасте до одного года ориентируется на ритмико-мелодические, а не смысловые компоненты ныеказывания. Подобным же образом воспринимают человеческую речь животные. Это доказывает, что и в филогенезе речь изначально возникла на основе интонации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|