Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 1 Эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка




 

Врожденные и приобретенные на их основе национально-специфические знаки эмоциональной выразительности Фонетические формы языковых знаков
Младенческие крики меняю­щейся громкости и производ­ные от них голосовые реак­ции умеренной разговорной интенсивности Динамические единицы ло­гического выделения единиц текста (тема-рематического членения)

 

нмкденные и приобретенные |. | их основе национально-специфические знаки шпопалыюй выразительности Фонетические формы языковых знаков
ции гуления и производ­ит них знаки эмоциональ-ныразительности — вока-щии Ударные и безударные глас­ные
*ции лепета и производ-от них знаки эмоциональ-ныразителъности — сег-1 ы восходящей звучности Слоги открытого типа СГ, различающиеся по сумме признаков слогового конт­раста
сгные псевдослова Слоговые ритмические струк­туры фонетических слов
пиши мелодический лепет Мелодические конструкции коммуникативных типов син­тагм: повествовательных, во­просительных, восклицатель­ных и незавершенных

Как считает Н. И. Жинкин (Жинкин, «Механизмы И'чи», 1958), просодические (интонационные) средства пыка появились раньше, чем вербальные (словесные). Подтверждением этому служат многочисленные наблю-ниия психофизиологов, неврологов, психологов, лого­педов, лингвистов за звуковыми средствами коммуника­ции у младенцев и детей преддошкольного возраста.

Началом доречевого развития является первый реф­лекторный крик новорожденного. В нем присутствуют инк голосовая составляющая, так и шумы. Частота ос­новного тона первого крика составляет 425—440 Гц, что примерно равняется тону «ля» первой октавы (Лохов, Фесенко, 2000). Этот крик — недифференцированный, и нем нельзя выделить какие-либо членораздельные зву­ки или речевые элементы. В то же время крик каждого младенца индивидуален. Более того, вскоре начинают определяться различные типы крика: крики, связанные е физическим дискомфортом (хочется есть — «крик го-


лода»; мокро, что-то болит — «крик боли») и крик связанные с психологическим дискомфортом (ребен не нравится, когда у него отнимают пустышку и т. п. «крик лишения»; хочется, чтобы его взяли на руки, при? ласкали, не хочется оставаться одному — «крик одино; чества»). «Крик боли», «крик голода» и «крик лишения; появляются сразу же, в первые три недели жизни мла; денца, а '«крик одиночества» — на третьей неделе жизн (Орлова, 2008). Мать ребенка быстро научается разли чать эти разные крики. Средством различения как раз служат компоненты интонации — изменения мелодики громкость, модуляции звука. Интонация младенческог крика сохраняется и затем воспроизводится в плаче у де­тей более старшего возраста и даже у взрослых.

К двум-трем месяцам появляется гуканье (звуки напо­добие «гы», «кхы»), а с третьего месяца — гуление (вос­произведение звукосочетаний «агу», «бу», «амм», «мам»). -Эти звуковые комплексы, а также крики становятся хо­рошо модулированными и интонированными и начина­ют служить не только сигналом о неблагополучии, но и выражением удовольствия. В три-четыре месяца младе­нец реагирует на интонацию взрослого, старается повто-; рить ее, активно усваивает типы интонации. Его обще­ние со взрослым становится все более выразительным благодаря интонации и мимике.

В шесть месяцев появляется лепет — повторяющиеся открытые слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя», «ня-ня-ня» и т. п. С лепетом младенец осваива-* ёт ритмическую структуру речи. Как отмечает Р. В. Тон­кова-Ямпольская, фонетическая деятельность ребенка активизирует слухоречевые и речедвигательные зоны ко­ры головного мозга. Ребенок слушает не только речь ок­ружающих, но и свои звуки, и пытается подражать тому, что произносит взрослый. Так происходит усвоение ре­чи. При этом Тонкова-Ямпольская подчеркивает, что интонационное поле речеслухового анализатора, кото­рое отвечает за восприятие интонации, начинает форми­роваться уже на стадии гуления и полностью формиру­ется уже к концу периода лепета (Тонкова-Ямпольская, 1968, 1970).

К шестому месяцу жизни у младенца появляется не только интонация удовольствия, но и интонация радос-


•< фцдостное восклицание). На седьмом месяце появля-

< i уже и интонация просьбы.

Ни седьмом-восьмом месяцах жизни у младенца идет «i'Miiocc активного накопления звуков, артикуляция ста-чмнигся все более четкой, звуки — более дифференци-i оншпыми. В возрасте от семи-восьми месяцев до года ччткуляторный запас уже практически не расширяется

" формируется понимание речи. Вот как описывает этот •фмцесс Е. Ф. Архипова: «Семантическую нагрузку в этот «■ » риод получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем

нщий контур слова. Общение осуществляется с помощью

<     «щиональной интонации. Примерно к 11 месяцам по­
йти ются активные лепетные цепи слогов. При этом ка-
* ий-либо слог выделяется длительностью, громкостью,
ищ'отой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия
фирмирования ударения» (Архипова, 2006).

В этот период младенец, воспринимая речь, ориен-шрустся на интонацию, ритм и тембр голоса. Он уже ишичает по этим признакам голос матери или голоса «ругих близких людей от голосов «чужих». Например, |п1)онок в восемь месяцев может уже выработать реак­цию на часто повторяющийся вопрос «Где мама? ». Ус-ш. нмав этот вопрос от матери, он поворачивает голову в *ч> сторону, улыбается, тянется к ней. Но если этот же ноирос задает другой человек или даже мать, но с другой интонацией, привычной реакции не будет (Винарская, Ьогомазов, 2005). А вот если мать с той же интонацией произнесет другую фразу той же ритмической структуры (например, «Вот ляля? ») или просто набор слогов с тем < кс ритмом (например, «Да-да-да? »), реакция ребенка Ьудет такой же, как при произнесении привычного воп­роса «Где мама? ».

Эти примеры показывают, что из всех речевых средств ребенок в онтогенезе прежде всего воспринима­ет и усваивает интонацию, а затем уже — вербальные «оставляющие речи (фонетику, лексику, грамматику). Ребенок в возрасте до одного года ориентируется на ритмико-мелодические, а не смысловые компоненты ныеказывания. Подобным же образом воспринимают че­ловеческую речь животные. Это доказывает, что и в фи­логенезе речь изначально возникла на основе интона­ции.


 




Дальнейшее развитие интонации в онтогенезе проис ходит следующим образом. На втором году жизни реб~' нок усваивает вопросительную интонацию. В это вре у него уже появляются первые слова. По данны А. Н. Гвоздева, первоначально вопрос в детской речи вь ражается только с помощью интонации, имитирующе интонацию окружающих. Примерно с одного года одив надцати месяцев, когда в речи ребенка появляются вад; сказывания из двух и более слов, он усваивает фразовс ударение. Примерно к двум годам появляется интонаци перечисления, тогда как союзы перечисления возникаю в детской речи только к двум годам трем месяцам (Гвоз дев, 1961). И здесь интонация опережает вербальны средства (лексику и синтаксис). Как отмечают Лохов Фесенко, усвоение слов, их точное воспроизводство осу' ществляются «на базе усвоенной в течение первого год жизни ритмики слов и интонаций, на базе слоговых тре нировок лепетной речи. Нарушения механизмов освое ния ритмики и слога на первом году жизни приводят существенным и иногда трудно устранимым дефектап дальнейшего речевого развития на всех последующих его этапах» (Лохов, Фесенко, 2000).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...