Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. История изучения интонации в различных дисциплинах




Неудивительно, что еще со времен античных мысли­телей интонация привлекала к себе внимание исследо­вателей. Так, Платон говорил о роли мелодии и паузы в устной речи. Аристоклен выделял также темп и динами­ку. Древнеримские ораторы описывали такие элементы звучащей речи, как мелодия, пауза, темп, ритм, члене­ние потока речи на смысловые единицы. В XVIII веке были выработаны теоретические положения изучения интонации, которые находили применение и в совре­менных теориях. Например, в 1725 г. Л. Фабрициус го­ворит о скорости и замедлении, силе и ослаблении, по­вышении и понижении тона. М. В. Ломоносов в своем «Кратком руководстве к риторике» (1743) указывает че­тыре свойства интонации: «выходку» — высоту, «напря­жение» — силу, «протяжение» — длительность, «образо-


ншие» — голосообразование. Он подробно описывает, i. itK с помощью этих свойств образуется словесная и фразовая интонация: «Слово произносить должно голо-иш чистым, непрерывным, не грубым, средним, то есть но очень кричным или весьма низким, равным, то есть ио надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться, и, напротив того, неприлично произ­носить однем тоном, без всякого повышения или пони­жения, но, как произносимый разум требует, умеренно повышать и понижать должно голос. В вопрошениях, в носклицаниях и в других сильных фигурах надлежит ииый возносить с некоторым стремлением и отрывом. И истолковании и в нежных фигурах должно говорить равняв и несколько пониже; радостную материю весе­лым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произно­сить гневным тоном».

X. Блэр (1785) подчеркивает, что интонация помога­ет выразить мысли, эмоции с помощью постоянно ме­няющихся тонов голоса, смысловых ударений, пауз. Ма­ас (1789) выделяет роль «голосовых тонов» (мелодиче­ских компонентов речи), которые могут быть высокими, низкими, сильными, слабыми, резкими, нежными, по­стоянными, колеблющимися, полными, острыми. Изме­нение голосового тона Маас называл «декламацией». Декламация в сочетании с темпом речи образует «декла­маторские знаки», которые могут быть объективными, изображающими какие-то явления, и субъективными — отражающими эмоции говорящего (удивление, чувство правды, презрение, замкнутость, радость, надежду, сме­лость, просьбу, угрозу, любопытство и т. д. ).

В XVII—XIX веках интонация стала привлекать осо­бое внимание специалистов по сценической речи (В. Л. Бродовский, 1887; Ф. Ж. Тальма, 1888; Н. Г. Горо-денский, 1899; А. Х. Востоков, 1817), так как интонация — одно из важнейших средств выражения творческого за­мысла актера и режиссера. Специалисты по сценической речи описывают интонацию, исходя из наблюдений над обиходной и сценической речью, широко используя анализ текстов художественной литературы на основе собственного опыта сценической деятельности. Эта ра­бота с текстом, основанная на «законах устной речи»,


 




проводится с учетом знаков препинания, логических и психологических пауз, границ «речевых тактов» — син­тагм, смыслового ударения. Суть такого подхода к инто­нации отражается в работе И. Вейтхазе (1930), где ос­новными свойствами интонации называются постановка ударения, мелодия, пауза, темп речи. В начале XX века вышла работа Р. Бенедикса «Катехизис искусства речи» (Z903), в которой выделяются следующие составляющие интонации: тон слова (то есть словесное ударение), тон связи (то есть логическое ударение), тон предложения (то есть мелодия), «рычаги тона» — высота, длитель­ность, сила и тембр голоса, а также паузы как средство распределения дыхания. Теорией Бенедикса широко пользовались специалисты по сценической и ораторской речи.

Особое внимание уделял интонации такой выдаю­щийся специалист по теории и практике сценической речи, как К. С. Станиславский. В своей книге «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» (1938) он подробно описывает компоненты интонации, ярко и образно разъясняет их значение в устной речи, приводит выразительные примеры. Станиславский фак­тически дает определения многим современным линг­вистическим понятиям, связанным с интонацией, толь­ко терминология у него несколько отличается от совре­менной. Для наглядности мы в некоторых разделах приводим его описание различных компонентов интона­ции.

В 20—30-х годах XX века отношение к интонации из­менилось. Ею стали заниматься уже не теоретики пуб­личной речи, а лингвисты, прежде всего — специалисты по фонетике. Поскольку в это время уже появились раз­личные приборы для исследования звуковой стороны речи физическими методами (осциллографы, спектро­графы, сонографы, интонографы, позднее — синтезато­ры речи), изучением физических характеристик интона­ции и психофизиологических механизмов ее восприятия занялись представители самых разных дисциплин — акустики, инженеры-связисты, психологи, физиологи, невропатологи, психиатры, дефектологи. Благодаря это­му в настоящее время интонация рассматривается с раз­личных точек зрения, дополняющих друг друга, и из по-


(«инчшй, выработанных различными специалистами, ! ■ I пядынается объемная, многоаспектная картина этого > чмжного явления. Наша цель — показать все важней­шие аспекты интонации, их взаимосвязь и взаимообус-ицщенность, выявить различия между интонацией в шфмс и в патологии и подробно рассмотреть сущест-мующие методы коррекции нарушений интонации. Итак, шк'мотрим, что же такое интонация с точки зрения раз­личных дисциплин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...