1.2. История изучения интонации в различных дисциплинах
Неудивительно, что еще со времен античных мыслителей интонация привлекала к себе внимание исследователей. Так, Платон говорил о роли мелодии и паузы в устной речи. Аристоклен выделял также темп и динамику. Древнеримские ораторы описывали такие элементы звучащей речи, как мелодия, пауза, темп, ритм, членение потока речи на смысловые единицы. В XVIII веке были выработаны теоретические положения изучения интонации, которые находили применение и в современных теориях. Например, в 1725 г. Л. Фабрициус говорит о скорости и замедлении, силе и ослаблении, повышении и понижении тона. М. В. Ломоносов в своем «Кратком руководстве к риторике» (1743) указывает четыре свойства интонации: «выходку» — высоту, «напряжение» — силу, «протяжение» — длительность, «образо- ншие» — голосообразование. Он подробно описывает, i. itK с помощью этих свойств образуется словесная и фразовая интонация: «Слово произносить должно голо-иш чистым, непрерывным, не грубым, средним, то есть но очень кричным или весьма низким, равным, то есть ио надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться, и, напротив того, неприлично произносить однем тоном, без всякого повышения или понижения, но, как произносимый разум требует, умеренно повышать и понижать должно голос. В вопрошениях, в носклицаниях и в других сильных фигурах надлежит ииый возносить с некоторым стремлением и отрывом. И истолковании и в нежных фигурах должно говорить равняв и несколько пониже; радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном». X. Блэр (1785) подчеркивает, что интонация помогает выразить мысли, эмоции с помощью постоянно меняющихся тонов голоса, смысловых ударений, пауз. Маас (1789) выделяет роль «голосовых тонов» (мелодических компонентов речи), которые могут быть высокими, низкими, сильными, слабыми, резкими, нежными, постоянными, колеблющимися, полными, острыми. Изменение голосового тона Маас называл «декламацией». Декламация в сочетании с темпом речи образует «декламаторские знаки», которые могут быть объективными, изображающими какие-то явления, и субъективными — отражающими эмоции говорящего (удивление, чувство правды, презрение, замкнутость, радость, надежду, смелость, просьбу, угрозу, любопытство и т. д. ).
В XVII—XIX веках интонация стала привлекать особое внимание специалистов по сценической речи (В. Л. Бродовский, 1887; Ф. Ж. Тальма, 1888; Н. Г. Горо-денский, 1899; А. Х. Востоков, 1817), так как интонация — одно из важнейших средств выражения творческого замысла актера и режиссера. Специалисты по сценической речи описывают интонацию, исходя из наблюдений над обиходной и сценической речью, широко используя анализ текстов художественной литературы на основе собственного опыта сценической деятельности. Эта работа с текстом, основанная на «законах устной речи»,
проводится с учетом знаков препинания, логических и психологических пауз, границ «речевых тактов» — синтагм, смыслового ударения. Суть такого подхода к интонации отражается в работе И. Вейтхазе (1930), где основными свойствами интонации называются постановка ударения, мелодия, пауза, темп речи. В начале XX века вышла работа Р. Бенедикса «Катехизис искусства речи» (Z903), в которой выделяются следующие составляющие интонации: тон слова (то есть словесное ударение), тон связи (то есть логическое ударение), тон предложения (то есть мелодия), «рычаги тона» — высота, длительность, сила и тембр голоса, а также паузы как средство распределения дыхания. Теорией Бенедикса широко пользовались специалисты по сценической и ораторской речи.
Особое внимание уделял интонации такой выдающийся специалист по теории и практике сценической речи, как К. С. Станиславский. В своей книге «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» (1938) он подробно описывает компоненты интонации, ярко и образно разъясняет их значение в устной речи, приводит выразительные примеры. Станиславский фактически дает определения многим современным лингвистическим понятиям, связанным с интонацией, только терминология у него несколько отличается от современной. Для наглядности мы в некоторых разделах приводим его описание различных компонентов интонации. В 20—30-х годах XX века отношение к интонации изменилось. Ею стали заниматься уже не теоретики публичной речи, а лингвисты, прежде всего — специалисты по фонетике. Поскольку в это время уже появились различные приборы для исследования звуковой стороны речи физическими методами (осциллографы, спектрографы, сонографы, интонографы, позднее — синтезаторы речи), изучением физических характеристик интонации и психофизиологических механизмов ее восприятия занялись представители самых разных дисциплин — акустики, инженеры-связисты, психологи, физиологи, невропатологи, психиатры, дефектологи. Благодаря этому в настоящее время интонация рассматривается с различных точек зрения, дополняющих друг друга, и из по- («инчшй, выработанных различными специалистами, ! ■ I пядынается объемная, многоаспектная картина этого > чмжного явления. Наша цель — показать все важнейшие аспекты интонации, их взаимосвязь и взаимообус-ицщенность, выявить различия между интонацией в шфмс и в патологии и подробно рассмотреть сущест-мующие методы коррекции нарушений интонации. Итак, шк'мотрим, что же такое интонация с точки зрения различных дисциплин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|