Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пауза. 2.1.2. Понятие о синтагме




Темп

Темп — это скорость произнесения речевых элемен-|
тов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется 1
количеством элементов, произносимых в единицу вре-1
мени. Он может быть быстрым или медленным, уско- |
ряться или замедляться. Кроме того, темпом называют %
длительность произнесения речевых отрезков. В этом I
случае темп можно измерять средней длительностью ре- 1
чевых элементов — чаще всего средней длительностью I
слога. Темп может зависеть от длины речевой единицы. . )
Чем длиннее слово или синтагма, тем меньше длитель- j
ность слога в этом слове (синтагме). Обычной разговор- 1
ной речи соответствует темп 5—6 слогов в секунду.                |

В высказывании темп выполняет следующие функ- t
ции. 1) Служит средством оформления интонационной 1
цельности высказывания. К концу высказывания темп |
речи замедляется. 2) Является средством противопостав- I
ления важного — неважного в высказывании. Речевые |
отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важ- Щ
ную в смысловом отношении информацию, произносят- Ц
ся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие |
второстепенную информацию (например, вводные слова 1
и предложения, некоторые уточняющие и пояснитель- 1
ные обороты), произносятся в ускоренном темпе (Све- 1
тозарова, 1990).                                                                   1

В целом темп речи характеризует: 1) индивидуальные j особенности говорящего, его манеры, привычки; 2) со- | циальный статус говорящего (например, ускоренный | темп речи иногда может служить признаком низкой об­разованности, недостаточной культуры, низкого соци­ального положения); 3) эмоциональное состояние гово­рящего, (темп убыстряется при сильном волнении, воз­буждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т. д. ). | 4) отношение говорящего к слушающему, намерение со­здать определенное впечатление (например, если гово­рящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп 18


in речи замедляется); 5) ситуацию общения (спешка, iu мНходимость тянуть время и т. п. ); 6) диалектные осо-нг-шюсти речи говорящего; 7) степень владения языком, Nil котором человек говорит; 8) сложность предмета, о < «иором идет речь, для понимания говорящего.

Станиславский считал, что темп речи влияет на ор­иентацию текста:

«Темп — скорость или медленность. Темп укорачи-Miu'T или удлиняет действия, ускоряет или замедляет

{ч'ЧЬ,

Иыполнение действий, произнесение слов требуют иремени.

Ускорил темп — отвел меньше времени для дейст-мия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить иыетрее.

Замедлил темп — освободил больше времени для действия и речи и дал больше возможности еще лучше поделать и досказать важное» (Станиславский, 1938).

О темпе как выразительном средстве, передающем кмоции говорящего и усиливающем воздействие на слу­шающего, он говорил следующее: «Размеренная, звуч­ная, слиянная речь обладает многими свойствами и эле­ментами, родственными с пением и музыкой. Буквы, нюги и слова — это музыкальные ноты в речи, из кото­рых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром. mq. хорошую речь называют музыкальной. От такой звуч­ной, размеренной речи сила воздействия слова увеличи-мается» (Станиславский, 1938).

Сравнивая роль темпа в речи с его ролью в музыке, ом отмечал: «В речи, как и в музыке, далеко не все рав­но говорить по целым нотам, по четвертным, по вось­мым, по шестнадцатым или по квадриолям, триолям и проч. Большая разница сказать размеренно, плавно и спокойно по целым и полунотам:

" Я пришел сюда" (пауза), долго ждйл (пауза), не дождался (пауза) и ушел",

или сказать то же самое с другой длительностью и раз­меренностью: по восьмым, шестнадцатым, квадриолям и со всевозможными паузами разных длительностей:

" Я..... пришел сюда..... долго ждал..... не дождал­
ся.... и ушел..... "


В первом случае — спокойствие, во втором — нерв­ность, возбужденность» (Станиславский, там же).

Выбор темпа влияет на ритм речи. Сочетание вре­менных характеристик речи (то есть темпа) с ритмиче­скими называется темпо-ритмом речи.

Вот как объяснял понятие темпо-ритма Станислав­ский: «... речевые звуки прослаиваются паузами и люфт-паузами самых разнообразных длительностей. Все это речевой материал, речевые возможности, с помощью ко­торых создается бесконечно разнообразный темпо-ритм речи. <... >

У многих актеров, небрежных к языку и невнима­тельных к слову, благодаря бессмысленной торопливос­ти речи просыпание концов доходит до полного недого-варивания и обрывания слов и фраз. В правильной и красивой речи не должно быть всех этих явлений... Пе­рерывы в словах должны соответствовать скорости или медленности речи с сохранением в них того же темпо-ритма. При быстром разговоре или чтении остановки короче, при медленном — длиннее... Правильная разме­ренность слогов, слов в речи, движений в действии, чет­кий ритм их имеют большое значение для правильного переживания»' (Станиславский, там же).

Он указывал, что темпо-ритм имеет большое значе­ние не только для временнбй и ритмической организа­ции речи, но и для эмоционального воздействия, а так­же для лучшей, более полной передачи информации: «... правильная размеренность слогов, слов в речи, дви­жений в действии, четкий ритм их имеют большое зна­чение для правильного переживания. <... > Если тем-" по-ритм взят верно, то правильное чувство и пережива­ние создаются естественно, сами собой. Но зато если темпо-ритм неверен, то совершенно так же, на том же месте роли родятся неправильные для нас чувства и пе­реживания, которых не исправишь без изменения не­правильного темпо-ритма. <... >

Темпо-ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, со­здающими настроение, в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе. Военный марш, походка во время прогулки, похоронное шествие могут производиться в одном и том же темпо-ритме, но какая


i* isiiy ними разница в смысле внутреннего содержания, *« о i роения и неуловимых характерных особенностей! « пином, темпо-ритм таит в себе не только внешние

мниства, которые непосредственно воздействуют на на­шу природу, но и внутреннее содержание, которое пи-i им чувство. В таком виде темпо-ритм хранится в нашей

«ММЯТИ...

... В музыке мелодия образуется из тактов, а такты — mt нот разной длительности и силы. Они-то и передают l*miM. Что касается темпа, то он невидимо, внутренне, мкучитывается самими музыкантами или отбивается ди­рижерской палочкой. Совершенно так же и у нас, артис-нhi сцены, действия создаются из составных больших и ми пых движений разных длительностей и размереннос-1Н, а речь складывается из коротких, долгих, ударных и неударных букв и слогов. Они-то и отмечают ритм. Дей-» шия выполняются, а текст роли произносится под мысленный просчет нашего собственного «метронома», |-, пк бы скрытого внутри нас. Пусть же выделяемые нами унарные слоги и движения сознательно или подсозна-н»! 1Ьно создают непрерывную линию моментов совпаде­нии с внутренним просчетом» (Станиславский, там же).

Ударение

Очень важным компонентом интонации является ударение. Ударение — это выделение одного элемента ре­чи (слога, слова) в последовательности подобных элемен-10» за счет изменения некоторых акустических характе­ристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или по­нижения тона при его произнесении).

Различают следующие виды ударения:

1) Словесное — служит организации фонетической целостности слова. Выделяет ударный слог в слове.

2) Синтагматическое — служит показателем границы синтагмы. Обычно падает на последний ударный глас-ный. синтагмы.

3) Логическое — подчеркивает наиболее важное слово и синтагме. При этом выделенное слово произносится с (юлее сильным ударением, чем последнее слово в син­тагме, а если необходимо подчеркнуть именно послед­нее слово, на нем происходит изменение мелодики.


 




4) Фразовое — служит показателем завершения вы­сказывания.

А вот как говорил об ударении Станиславский:

«Ударение — это любовное или злобное, почтитель­ное или презрительное, открытое или хитрое, двусмыс­ленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе.

Возьмите большой кусок проволоки, где-то изогните его, где-то чуть приподымите кверху, и у вас получится какая-то более или менее красивая, выразительная ли­ния, с какой-то вершиной, которая, словно громоотвод на куполе, принимает удар, а в остальной своей части создает какой-то рисунок. В такой линии есть форма, очертание, цельность, слиянность. Ведь это лучше, чем та же проволока, разорванная на мелкие огрызки, кото­рые разбросаны и валяются отдельно друг от друга. По­пробуйте изгибать звуковую линию слова... на разные лады. Любите, смакуйте, бережно подносите выделяемое слово и его ударный слог.

... Перспектива в речи создается в большей мере с по­мощью ударений разной силы, которые строго коорди­нируются между собой. В этой работе важна не только сама сила, но и качество ударения. Так, например, важ­но: падает ли оно сверху вниз, или, наоборот, направля­ется снизу вверх, ложится ли оно тяжело, грузно, или слетает легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится. (Станиславский, 1938).

Он также подчеркивал, что нельзя все слова во фразе произносить с одинаковым ударением, то есть фактиче­ски говорил о необходимости синтагматического, логи­ческого и фразового ударения: «Надо... научить снимать ударения там, где они не нужны. Я уже говорил, что это целое искусство и очень трудное! Оно, во-первых, осво­бождает речь от неправильных ударений, набитых в жиз­ни дурными привычками. На очищенной таким образом почве легче распределять одни правильные акцентуации. Во-вторых, искусство снимания ударения пригодится вам в будущем на практике и вот в каких случаях: при передаче сложных мыслей или запутанных фактов часто приходится напоминать для ясности отдельные эпизоды,


< . ||»пС)ИОСти того, о чем говоришь, но так, чтоб они не ниспали внимания слушающих от основной линии t-orkira. Эти комментарии надо излагать ясно, четко, им не слишком выпукло. При этом следует быть эко-нхмпым в пользовании как интонациями, так и ударе­ниями. В других случаях при длинных тяжелых фразах приходится выделять лишь некоторые отдельные слова, 1 метальные пропускать четко, но незаметно. <... > Сует-шжость тяжелит речь. Облегчает же ее спокойствие и мм-ц'ржка. Чтоб стушевать фразу, нужна нарочито нето-! »ш! 1ивая, бескрасочная интонация, почти полное отсут-• шие ударений, не простая, а особая, исключительная ммцсржка и уверенность. Вот что внушает спокойствие ч уверенность слушающим. Ясно выделяйте главное слово » пропускайте легко, четко, неторопливо то, что нужно in(Iи. для общего смысла, но что не должно выделяться. ... Фраза с ударениями на всех словах ничего не обо­значает. Она бессмысленна» (Станиславский, там же).

Пауза

Необходимым компонентом интонации является па-у №. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может ныть действительной — в тех случаях, когда звучание ре­чи действительно прекращается и на какое-то время на­купает тишина. Но она может быть и психологической — » тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва и тучании, а в действительности этого перерыва нет ( но несовпадение выявляется при аппаратных исследо­ваниях интонации). Кроме того, в зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асе­мантические.

Семантические паузы связаны со смысловой сторо­ной высказывания и выполняют следующие функции: I) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части {син­тагматические паузы; Л. В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмо­циональное воздействие на слушающего (такие паузы на­зываются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться


 




как перед этим словом, так и после него (усилительные >, паузы). Асемантические паузы не связаны со смысловой! стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним! относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные' и физиологические паузы. Они появляются в следующих! случаях: 1) ритмические — отделяют друг от друга рит­мические стихотворные единицы; 2) артикуляционные^ паузы — возникают при произнесении некоторых звуко-: сочетаний; 3) ситуативные — способствуют замедлению \ речи в таких ситуациях, когда это необходимо говоря­щему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слуша­телям время записать произнесенный текст); 4) физиоло­гические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушения­ми деятельности центральной нервной системы.

Станиславский считал паузы очень важным сред­ством воздействия на слушателя — особенно синтагма­тические (которые он называл «логическими») и эмотив-ные (которые он называл «психологическими»). Вот как он говорит об их значении:

«Логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психо­логическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической па­узы речь безграмотна, то без психологической она без­жизненна. Логическая пауза служит уму, а психологичес­кая — чувству. Митрополит Филарет сказал: " Пусть речь твоя будет скупа, а молчание — красноречиво". Вот это " красноречивое молчание" и есть психологическая па­уза. Она является чрезвычайно важным орудием обще­ния. <... > Она заменяет их [слова — Авт. ] взглядами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и под­сознательными средствами общения. Все они [психоло­гические паузы — Авт. ] умеют досказать то, что недо­ступно слову, и нередко действуют в молчании намного интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержа­телен и убедителен не менее, чем словесный.


И паузе нередко передают ту часть подтекста, кото-i и идет не только от сознания, но и от самого подсоз­нании, которая не поддается конкретному словесному мп|1,! жению. Знаете ли вы, как высоко ценится психоло-«»< и*кая пауза? Она не подчиняется никаким законам, * f ti подчиняются все без исключения законы речи. Там, *'»\ казалось бы, логически и грамматически невозмож­ен сделать остановку, там ее смело вводит психологи-чп'каи пауза» (Станиславский, J938).

Говоря о роли паузы в речи, Станиславский подчер-> имам: «Пауза — важный элемент нашей речи и один из цчшмх ее козырей» (Станиславский, там же).

Тембр

Гще один компонент интонации — тембр — в основ­ном способствует выражению эмоций. Тембр — это ин-шпидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для i идцого человека. Она образуется за счет обертонов, то iiiii добавочных тонов голоса, которые сопутствуют ос-нипному звуковому тону и зависят от особенностей t i роения гортани, носовой и ротовой полостей. Тембр i икоса может изменяться в зависимости от эмоциональ­ного состояния говорящего, в чем и проявляется его *iif ирессивная функция. Таким образом, говоря словами I ')растова (1903), тембр — «это оттенки, придаваемые нами голосовым звукам для точного воспроизведения! >! (утреннего содержания текста».

Разные исследователи выделяли различные виды ц'Мбра. Так, С. С. Суренский (1941) указывает на шесть нидов тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр (цинического образа, образный тембр чтеца, подчерки-иапие гласных, фонетический тембр. Н. И. Жинкин (1958) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности мож­но свести к двум основным: интонационный (семанти­ческий) тембр и неинтонационный (асемантический) гембр.

Неинтонационный тембр — это индивидуальный гембр голоса, присущий каждому человеку и зависящий от анатомического строения его речевого аппарата (см. выше). Он настолько уникален, что, например, в Италии до появления фотографии указывался в паспорте как од-


 




на из внешних примет человека. В то же время индиви­
дуальный тембр сам по себе не является средством пе­
редачи информации о чувствах и состоянии говорящего, j
то есть не несет смысловой (семантической) нагрузки.;
Поэтому он и считается асемантическим и не относится j
к компонентам интонации.                                             |

Интонационный тембр — это изменение индивиду- |
ального тембра, передающее определенные элементы со- ]
держания высказывания. Что передает интонационный
тембр? 1) Информацию об эмоциональном или физичес- |
ком состоянии, в котором находится говорящий в мо- <
мент высказывания. 2) Информацию о чувствах говоря- '
щего, которые он хочет донести до слушающего. 3) В не-
которых случаях говорящий с помощью изменения тембра
старается передать свою волю — страстное желание, ;
приказ, просьбу, угрозу и т. п. Например, когда человек
отдает приказ, то у него в голосе «звенит металл»; когда
он произносит угрожающие слова, голос становится
хриплым, напряженным; во время просьбы голос звучит
мягко, вкрадчиво и т. д. Эти изменения тембра относятся
к модально-коммуникативному аспекту высказывания,
они усиливают эмоциональное воздействие на слушаю­
щего.                                                                                 |

По мнению. Л. К. Цеплитиса (1974), интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. Индивидуальный тембр определяется анатоми­ческим строением речевого аппарата говорящего, а ин­тонационный тембр зависит от изменения формы неко­торых резонаторов речевого аппарата. Эти изменения формы резонаторов универсальны для всех носителей языка, благодаря чему по речи можно распознавать эмо­циональное состояние разных людей.

С помощью интонационного тембра можно выра­жать следующие чувства, виды эмоционального и физи­ческого состояния и модальные аспекты высказывания (волю и желание говорящего): волнение, радость, ве­селье, ликование, торжественность, восторг, восхище­ние, пафос; страсть, любовь, нежность, сердечность, дружелюбие, благодушие, спокойствие, безразличие;


f 1 (шпость, почтение, чувство собственного достоин-«И: 1, благородство, великодушие, возвышенность, вели-м ценность; высокомерие, пренебрежение, презрение, > * иннисть, отвращение, омерзение; грусть, печаль, тоску, «««печь, скорбь; раздражение, досаду, возмущение, злость, > м»н, ярость; осторожность, боязливость, робость, страх, " Ининие; вялость, слабость, усталость, изнеможение, мишень; жизненную силу, резвость; резкость, грубость, нйпльство, наглость; своеволие, упрямство; сосредото-f» iшесть, серьезность, скрытность, угрюмость, хмурость; < любы, просьбу, мольбу; гордость, уверенность, храб-цинч'ь; лесть, заискивание; смех, иронию, насмешку, из-ппатсльство; угрозу, поучение, приказ, прощение (Цеп-ш гис, 1974).

2. 1. 2. Понятие о синтагме

Каким же образом «работает» интонация, как выпол­няет она свою основную функцию — оформление фоне-шчеекой целостности высказывания?

Интонация не может существовать сама по себе — ииа появляется там, где есть какая-то единица речи, не-t VIпая данную интонацию. Такой минимальной едини-пей чаще всего выступает синтагма.

О том, какую исключительно важную роль в разви-ши речи и мышления играет синтагма, говорил А. Р. Лу-|Н1и: «Решающий сдвиг произошел в тот период, когда к и»1к перешел от единичных слов к элементарным грам­матическим предложениям, когда на место единичного слова встала пара соединенных друг с другом слов [курсив Л, Р. Лурии — Авт. ] и когда в числе языковых средств появилась первая " синтагма". Переворот, произведен­ный этой фазой в развитии языка, был поистине огро­мен. С возникновением синтагмы, сначала очень при-м итивной и не выходящей за рамки простого сближения слов, а затем дифференцированной и опирающейся на ряд вспомогательных средств языка, — звуковая речь стала способной не только обозначать предмет, но и вы­ражать мысль. В устной речи к средствам выражения мысли присоединились еще жест и интонация... » (Лу-рия, «О строении речевой деятельности», 1947). А что собой представляет синтагма — это важнейшее средство создания связной речи?


 




Синтагма

Синтагма (от греческого «оштау|хос» — «вместе по­строенное, соединенное») — это часть высказывания, идущие подряд несколько слов, которые объединены" синтаксически и связаны по смыслу. Л. В. Бондарко оп­ределяет синтагму как мелкий отрезок предложения или минимальный отрезок речевой цепи, обладающий «и са­мостоятельным фонетическим оформлением, и опреде­ленной законченностью значения» (Бондарко, 1977). Например, предложение «Мы с Наташей завтра пойдем по грибы» можно разделить на синтагмы следующим об­разом: «Мы с Наташей / завтра / пойдем по грибы» или: «Мы с Наташей / завтра пойдем по грибы». Как видно из этого примера, синтагма может состоять не только из группы слов, но и из одного слова. Иногда все предло­жение целиком является синтагмой, например: «Все за-, молчали», «Куда он пошел? » и т. п. Одно и то же пред­ложение можно по-разному разделить на синтагмы в за­висимости от разных оттенков смысла. Например, предложение «Олег играет на гитаре» можно разбить на синтагмы следующими способами. 1) Предложение мо­жет целиком составлять одну синтагму; в этом случае го­ворящий просто сообщает тот факт, что Олег умеет иг­рать на гитаре. Это высказывание можно было бы про­должить, например, таким высказыванием: «... а Игорь — на трубе». 2) Второй вариант синтагматического члене­ния: «Олег / играет на гитаре». Здесь сообщается, что игра на гитаре — занятие Олега, важное для него, и под­черкивается отношение говорящего к этому факту (воз­можно, неодобрительное). Это высказывание можно бы­ло бы продолжить, например, так: «Это его любимое за­нятие». 3) Третий вариант синтагматического членения: «Олег играет / на гитаре». При таком разбиении на син­тагмы говорящий подчеркивает ту разновидность игры, которой занимается Олег: игра именно на гитаре, а не на скрипке, не в шашки, не в футбол и т. п.

Таким образом, различное деление одного и того же предложения на разные синтагмы создает несколько различных высказываний, которые отличаются друг от друга некоторыми оттенками смысла и отношением го­ворящего к тому, что он сообщает (Светозарова, 1990).


i 1'нмс того, различное синтагматическое членение по-« '|, ич различать предложения, одинаковые внешне, но l иные по синтаксическому составу. Например, если milнножение «Андрей пришел к Тане с Леной» разбить ч ((чштагмы так: «Андрей пришел / к Тане с Леной», это ■ чнячаст: «Андрей пришел к Тане и Лене». А если это • > ■ предложение разбить на синтагмы так: «Андрей при­чин к Тане / с Леной», это означает: «Андрей пришел к Гаи* и привел с собой Лену». В первом случае словосо-м пшие «с Леной» входит в состав дополнения «к Тане Пеной», которое отвечает на вопрос «пришел к кому? ». Ни втором случае оно является отдельным дополнением ц отвечает на вопрос «пришел с кем? ». Нетрудно заме-»и гь, что первое и второе высказывания значительно от­нимаются друг от друга по смыслу, что вызвано разли­чием в их синтаксисе. Это различие в речи выражается MtiibKO синтагматическим членением. Итак, членение высказывания на синтагмы помогает правильно офор­мить высказывание в смысловом и синтаксическом от­ношениях, то есть служит выполнению одной из основ­ных функций интонации. Поэтому Л. В. Щерба назвал i интагму «фонетическим единством, выражающим еди­ное смысловое целое. в процессе речи — мысли» (Щер-tw, «Фонетика французского языка», 1953).

К. С. Станиславский определял синтагму как «рече­вой такт» и считал «деление на речевые такты» (то есть чпенение высказывания на синтагмы) необходимым ус­ловием для понимания связного текста: «Прежде чем го­ворить... следует водворить порядок слов в словах Мо­нолога и правильно соединить их в группы, в семьи или, как некоторые называют, в речевые такты. Только после по го можно разобрать, какое слово к какому относится, и понять, из каких частей складывается фраза или целая мысль. Для того чтобы делить речь на такты, нужны ос-шновки, или, иначе говоря, логические паузы [«логиче­скими паузами» Станиславский называет синтагматиче­ские паузы — Авт. ]. <... > У них одновременно два на­значения: соединять слова в группы (или в речевые такты), а группы отъединять друг от друга. Знаете ли вы, что от той или иной расстановки логических пауз может зависеть судьба и сама жизнь человека? Например: " Простить нельзя сослать в Сибирь". Как понять такой



приказ, пока фраза не разделена логическими паузами Между двумя логическими паузами нужно произноси., текст по возможности нераздельно, слитно, почти к одно слово. Нельзя ломать текст. <... >

Берите почаще книгу, карандаш, читайте и разм чайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе * этом ухо, глаз и' руку. Чтение по речевым тактам скры вает в себе еще одну более важную практическую пол зу: оно помогает самому процессу переживания. Размет ка речевых тактов и чтение по ним необходимы еще по, тому, что они заставляют анализировать фразы: вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажет правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделае вашу речь не только стройной по форме, понятной п передаче, но и глубокой по содержанию, так как застав вит вас постоянно думать о сущности того, что вы гово рите. Работу по речи и слову надо начинать всегда с де ления на речевые такты... » (Станиславский, 1938).

Какими же фонетическими средствами осуществляв
ется членение потока речи на синтагмы? Основное сред­
ство синтаксического членения — это межсинтагменна"
пауза,
которая обычно сочетается с изменениями мелоди­
ки, интенсивности и темпа речи. Как отмечает Н. Д. Све--
тозарова, «целостность синтагмы достигается прежде
всего невозможностью пауз внутри синтагмы» (Светоза-
рова, 1974). Причем эта пауза во многих случаях явля­
ется психологической, то есть действительного перерыва
в звучании нет (это выявляется при аппаратных иссле­
дованиях), но за счет изменения интонационных харак-;
теристик у слушающего создается впечатление, что та-,;
кой перерыв в звучании есть.                                         \,

Важным средством объединения слов внутри одной синтагмы в фонетическое целое является синтагматичес­кое ударение. Все слова в синтагме несут обычное сло­весное ударение, которое может значительно ослаблять­ся, а в некоторых случаях вообще исчезает (например, на служебных частях речи), и только на одном слове ударение усиливается. Обычно оно усиливается на пос­леднем слове синтагмы, и это усиленное ударение и на­зывается синтагматическим ударением. Если высказыва­ние состоит из нескольких синтагм, то в нем несколько, синтагматических ударений (Бондарко, 1977).


I Din говорящий хочет особенно выделить какое-то

• ни' слово (не последнее), чтобы подчеркнуть его осо^

«я шачимость, он делает усиленное ударение на этом

»»" 1и\ Такое ударение называется логическим. Например,

■ < мгн'казывании «Валя пришла, / вот хорошо! » в первой

шпагме логическое ударение падает на слово «Валя».

i л им способом говорящий показывает: для него осо-

" lino важен тот факт, что пришла именно Валя, а не

• «и ю другой.

|; , ще одно средство объединения слов в синтагме —. «и особое интонационное оформление (мелодический инуиок, интенсивность и длительность произнесения imiob), характеризующее различные интонационные ти­ки.! синтагм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...