Пауза. 2.1.2. Понятие о синтагме
Темп Темп — это скорость произнесения речевых элемен-| В высказывании темп выполняет следующие функ- t В целом темп речи характеризует: 1) индивидуальные j особенности говорящего, его манеры, привычки; 2) со- | циальный статус говорящего (например, ускоренный | темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры, низкого социального положения); 3) эмоциональное состояние говорящего, (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т. д. ). | 4) отношение говорящего к слушающему, намерение создать определенное впечатление (например, если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп 18
in речи замедляется); 5) ситуацию общения (спешка, iu мНходимость тянуть время и т. п. ); 6) диалектные осо-нг-шюсти речи говорящего; 7) степень владения языком, Nil котором человек говорит; 8) сложность предмета, о < «иором идет речь, для понимания говорящего. Станиславский считал, что темп речи влияет на ориентацию текста: «Темп — скорость или медленность. Темп укорачи-Miu'T или удлиняет действия, ускоряет или замедляет {ч'ЧЬ, Иыполнение действий, произнесение слов требуют иремени. Ускорил темп — отвел меньше времени для дейст-мия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить иыетрее. Замедлил темп — освободил больше времени для действия и речи и дал больше возможности еще лучше поделать и досказать важное» (Станиславский, 1938). О темпе как выразительном средстве, передающем кмоции говорящего и усиливающем воздействие на слушающего, он говорил следующее: «Размеренная, звучная, слиянная речь обладает многими свойствами и элементами, родственными с пением и музыкой. Буквы, нюги и слова — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром. mq. хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размеренной речи сила воздействия слова увеличи-мается» (Станиславский, 1938). Сравнивая роль темпа в речи с его ролью в музыке, ом отмечал: «В речи, как и в музыке, далеко не все равно говорить по целым нотам, по четвертным, по восьмым, по шестнадцатым или по квадриолям, триолям и проч. Большая разница сказать размеренно, плавно и спокойно по целым и полунотам:
" Я пришел сюда" (пауза), долго ждйл (пауза), не дождался (пауза) и ушел", или сказать то же самое с другой длительностью и размеренностью: по восьмым, шестнадцатым, квадриолям и со всевозможными паузами разных длительностей: " Я..... пришел сюда..... долго ждал..... не дождал В первом случае — спокойствие, во втором — нервность, возбужденность» (Станиславский, там же). Выбор темпа влияет на ритм речи. Сочетание временных характеристик речи (то есть темпа) с ритмическими называется темпо-ритмом речи. Вот как объяснял понятие темпо-ритма Станиславский: «... речевые звуки прослаиваются паузами и люфт-паузами самых разнообразных длительностей. Все это речевой материал, речевые возможности, с помощью которых создается бесконечно разнообразный темпо-ритм речи. <... > У многих актеров, небрежных к языку и невнимательных к слову, благодаря бессмысленной торопливости речи просыпание концов доходит до полного недого-варивания и обрывания слов и фраз. В правильной и красивой речи не должно быть всех этих явлений... Перерывы в словах должны соответствовать скорости или медленности речи с сохранением в них того же темпо-ритма. При быстром разговоре или чтении остановки короче, при медленном — длиннее... Правильная размеренность слогов, слов в речи, движений в действии, четкий ритм их имеют большое значение для правильного переживания»' (Станиславский, там же). Он указывал, что темпо-ритм имеет большое значение не только для временнбй и ритмической организации речи, но и для эмоционального воздействия, а также для лучшей, более полной передачи информации: «... правильная размеренность слогов, слов в речи, движений в действии, четкий ритм их имеют большое значение для правильного переживания. <... > Если тем-" по-ритм взят верно, то правильное чувство и переживание создаются естественно, сами собой. Но зато если темпо-ритм неверен, то совершенно так же, на том же месте роли родятся неправильные для нас чувства и переживания, которых не исправишь без изменения неправильного темпо-ритма. <... > Темпо-ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, создающими настроение, в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе. Военный марш, походка во время прогулки, похоронное шествие могут производиться в одном и том же темпо-ритме, но какая
i* isiiy ними разница в смысле внутреннего содержания, *« о i роения и неуловимых характерных особенностей! « пином, темпо-ритм таит в себе не только внешние мниства, которые непосредственно воздействуют на нашу природу, но и внутреннее содержание, которое пи-i им чувство. В таком виде темпо-ритм хранится в нашей «ММЯТИ... ... В музыке мелодия образуется из тактов, а такты — mt нот разной длительности и силы. Они-то и передают l*miM. Что касается темпа, то он невидимо, внутренне, мкучитывается самими музыкантами или отбивается дирижерской палочкой. Совершенно так же и у нас, артис-нhi сцены, действия создаются из составных больших и ми пых движений разных длительностей и размереннос-1Н, а речь складывается из коротких, долгих, ударных и неударных букв и слогов. Они-то и отмечают ритм. Дей-» шия выполняются, а текст роли произносится под мысленный просчет нашего собственного «метронома», |-, пк бы скрытого внутри нас. Пусть же выделяемые нами унарные слоги и движения сознательно или подсозна-н»! 1Ьно создают непрерывную линию моментов совпадении с внутренним просчетом» (Станиславский, там же). Ударение Очень важным компонентом интонации является ударение. Ударение — это выделение одного элемента речи (слога, слова) в последовательности подобных элемен-10» за счет изменения некоторых акустических характеристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или понижения тона при его произнесении). Различают следующие виды ударения: 1) Словесное — служит организации фонетической целостности слова. Выделяет ударный слог в слове. 2) Синтагматическое — служит показателем границы синтагмы. Обычно падает на последний ударный глас-ный. синтагмы. 3) Логическое — подчеркивает наиболее важное слово и синтагме. При этом выделенное слово произносится с (юлее сильным ударением, чем последнее слово в синтагме, а если необходимо подчеркнуть именно последнее слово, на нем происходит изменение мелодики.
4) Фразовое — служит показателем завершения высказывания. А вот как говорил об ударении Станиславский: «Ударение — это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе. Возьмите большой кусок проволоки, где-то изогните его, где-то чуть приподымите кверху, и у вас получится какая-то более или менее красивая, выразительная линия, с какой-то вершиной, которая, словно громоотвод на куполе, принимает удар, а в остальной своей части создает какой-то рисунок. В такой линии есть форма, очертание, цельность, слиянность. Ведь это лучше, чем та же проволока, разорванная на мелкие огрызки, которые разбросаны и валяются отдельно друг от друга. Попробуйте изгибать звуковую линию слова... на разные лады. Любите, смакуйте, бережно подносите выделяемое слово и его ударный слог. ... Перспектива в речи создается в большей мере с помощью ударений разной силы, которые строго координируются между собой. В этой работе важна не только сама сила, но и качество ударения. Так, например, важно: падает ли оно сверху вниз, или, наоборот, направляется снизу вверх, ложится ли оно тяжело, грузно, или слетает легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится. (Станиславский, 1938). Он также подчеркивал, что нельзя все слова во фразе произносить с одинаковым ударением, то есть фактически говорил о необходимости синтагматического, логического и фразового ударения: «Надо... научить снимать ударения там, где они не нужны. Я уже говорил, что это целое искусство и очень трудное! Оно, во-первых, освобождает речь от неправильных ударений, набитых в жизни дурными привычками. На очищенной таким образом почве легче распределять одни правильные акцентуации. Во-вторых, искусство снимания ударения пригодится вам в будущем на практике и вот в каких случаях: при передаче сложных мыслей или запутанных фактов часто приходится напоминать для ясности отдельные эпизоды, < . ||»пС)ИОСти того, о чем говоришь, но так, чтоб они не ниспали внимания слушающих от основной линии t-orkira. Эти комментарии надо излагать ясно, четко, им не слишком выпукло. При этом следует быть эко-нхмпым в пользовании как интонациями, так и ударениями. В других случаях при длинных тяжелых фразах приходится выделять лишь некоторые отдельные слова, 1 метальные пропускать четко, но незаметно. <... > Сует-шжость тяжелит речь. Облегчает же ее спокойствие и мм-ц'ржка. Чтоб стушевать фразу, нужна нарочито нето-! »ш! 1ивая, бескрасочная интонация, почти полное отсут-• шие ударений, не простая, а особая, исключительная ммцсржка и уверенность. Вот что внушает спокойствие ч уверенность слушающим. Ясно выделяйте главное слово » пропускайте легко, четко, неторопливо то, что нужно in(Iи. для общего смысла, но что не должно выделяться. ... Фраза с ударениями на всех словах ничего не обозначает. Она бессмысленна» (Станиславский, там же).
Пауза Необходимым компонентом интонации является па-у №. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может ныть действительной — в тех случаях, когда звучание речи действительно прекращается и на какое-то время накупает тишина. Но она может быть и психологической — » тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва и тучании, а в действительности этого перерыва нет ( но несовпадение выявляется при аппаратных исследованиях интонации). Кроме того, в зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асемантические. Семантические паузы связаны со смысловой стороной высказывания и выполняют следующие функции: I) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части {синтагматические паузы; Л. В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмоциональное воздействие на слушающего (такие паузы называются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться
как перед этим словом, так и после него (усилительные >, паузы). Асемантические паузы не связаны со смысловой! стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним! относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные' и физиологические паузы. Они появляются в следующих! случаях: 1) ритмические — отделяют друг от друга ритмические стихотворные единицы; 2) артикуляционные^ паузы — возникают при произнесении некоторых звуко-: сочетаний; 3) ситуативные — способствуют замедлению \ речи в таких ситуациях, когда это необходимо говорящему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слушателям время записать произнесенный текст); 4) физиологические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушениями деятельности центральной нервной системы. Станиславский считал паузы очень важным средством воздействия на слушателя — особенно синтагматические (которые он называл «логическими») и эмотив-ные (которые он называл «психологическими»). Вот как он говорит об их значении: «Логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логическая пауза служит уму, а психологическая — чувству. Митрополит Филарет сказал: " Пусть речь твоя будет скупа, а молчание — красноречиво". Вот это " красноречивое молчание" и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения. <... > Она заменяет их [слова — Авт. ] взглядами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и подсознательными средствами общения. Все они [психологические паузы — Авт. ] умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании намного интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный. И паузе нередко передают ту часть подтекста, кото-i и идет не только от сознания, но и от самого подсознании, которая не поддается конкретному словесному мп|1,! жению. Знаете ли вы, как высоко ценится психоло-«»< и*кая пауза? Она не подчиняется никаким законам, * f ti подчиняются все без исключения законы речи. Там, *'»\ казалось бы, логически и грамматически невозможен сделать остановку, там ее смело вводит психологи-чп'каи пауза» (Станиславский, J938). Говоря о роли паузы в речи, Станиславский подчер-> имам: «Пауза — важный элемент нашей речи и один из цчшмх ее козырей» (Станиславский, там же). Тембр Гще один компонент интонации — тембр — в основном способствует выражению эмоций. Тембр — это ин-шпидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для i идцого человека. Она образуется за счет обертонов, то iiiii добавочных тонов голоса, которые сопутствуют ос-нипному звуковому тону и зависят от особенностей t i роения гортани, носовой и ротовой полостей. Тембр i икоса может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, в чем и проявляется его *iif ирессивная функция. Таким образом, говоря словами I ')растова (1903), тембр — «это оттенки, придаваемые нами голосовым звукам для точного воспроизведения! >! (утреннего содержания текста». Разные исследователи выделяли различные виды ц'Мбра. Так, С. С. Суренский (1941) указывает на шесть нидов тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр (цинического образа, образный тембр чтеца, подчерки-иапие гласных, фонетический тембр. Н. И. Жинкин (1958) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности можно свести к двум основным: интонационный (семантический) тембр и неинтонационный (асемантический) гембр. Неинтонационный тембр — это индивидуальный гембр голоса, присущий каждому человеку и зависящий от анатомического строения его речевого аппарата (см. выше). Он настолько уникален, что, например, в Италии до появления фотографии указывался в паспорте как од-
на из внешних примет человека. В то же время индиви Интонационный тембр — это изменение индивиду- | По мнению. Л. К. Цеплитиса (1974), интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. Индивидуальный тембр определяется анатомическим строением речевого аппарата говорящего, а интонационный тембр зависит от изменения формы некоторых резонаторов речевого аппарата. Эти изменения формы резонаторов универсальны для всех носителей языка, благодаря чему по речи можно распознавать эмоциональное состояние разных людей. С помощью интонационного тембра можно выражать следующие чувства, виды эмоционального и физического состояния и модальные аспекты высказывания (волю и желание говорящего): волнение, радость, веселье, ликование, торжественность, восторг, восхищение, пафос; страсть, любовь, нежность, сердечность, дружелюбие, благодушие, спокойствие, безразличие; f 1 (шпость, почтение, чувство собственного достоин-«И: 1, благородство, великодушие, возвышенность, вели-• м ценность; высокомерие, пренебрежение, презрение, > * иннисть, отвращение, омерзение; грусть, печаль, тоску, «««печь, скорбь; раздражение, досаду, возмущение, злость, > м»н, ярость; осторожность, боязливость, робость, страх, " Ининие; вялость, слабость, усталость, изнеможение, мишень; жизненную силу, резвость; резкость, грубость, нйпльство, наглость; своеволие, упрямство; сосредото-f» iшесть, серьезность, скрытность, угрюмость, хмурость; < любы, просьбу, мольбу; гордость, уверенность, храб-цинч'ь; лесть, заискивание; смех, иронию, насмешку, из-ппатсльство; угрозу, поучение, приказ, прощение (Цеп-ш гис, 1974). 2. 1. 2. Понятие о синтагме Каким же образом «работает» интонация, как выполняет она свою основную функцию — оформление фоне-шчеекой целостности высказывания? Интонация не может существовать сама по себе — ииа появляется там, где есть какая-то единица речи, не-t VIпая данную интонацию. Такой минимальной едини-пей чаще всего выступает синтагма. О том, какую исключительно важную роль в разви-ши речи и мышления играет синтагма, говорил А. Р. Лу-|Н1и: «Решающий сдвиг произошел в тот период, когда к и»1к перешел от единичных слов к элементарным грамматическим предложениям, когда на место единичного слова встала пара соединенных друг с другом слов [курсив Л, Р. Лурии — Авт. ] и когда в числе языковых средств появилась первая " синтагма". Переворот, произведенный этой фазой в развитии языка, был поистине огромен. С возникновением синтагмы, сначала очень при-м итивной и не выходящей за рамки простого сближения слов, а затем дифференцированной и опирающейся на ряд вспомогательных средств языка, — звуковая речь стала способной не только обозначать предмет, но и выражать мысль. В устной речи к средствам выражения мысли присоединились еще жест и интонация... » (Лу-рия, «О строении речевой деятельности», 1947). А что собой представляет синтагма — это важнейшее средство создания связной речи?
Синтагма Синтагма (от греческого «оштау|хос» — «вместе построенное, соединенное») — это часть высказывания, идущие подряд несколько слов, которые объединены" синтаксически и связаны по смыслу. Л. В. Бондарко определяет синтагму как мелкий отрезок предложения или минимальный отрезок речевой цепи, обладающий «и самостоятельным фонетическим оформлением, и определенной законченностью значения» (Бондарко, 1977). Например, предложение «Мы с Наташей завтра пойдем по грибы» можно разделить на синтагмы следующим образом: «Мы с Наташей / завтра / пойдем по грибы» или: «Мы с Наташей / завтра пойдем по грибы». Как видно из этого примера, синтагма может состоять не только из группы слов, но и из одного слова. Иногда все предложение целиком является синтагмой, например: «Все за-, молчали», «Куда он пошел? » и т. п. Одно и то же предложение можно по-разному разделить на синтагмы в зависимости от разных оттенков смысла. Например, предложение «Олег играет на гитаре» можно разбить на синтагмы следующими способами. 1) Предложение может целиком составлять одну синтагму; в этом случае говорящий просто сообщает тот факт, что Олег умеет играть на гитаре. Это высказывание можно было бы продолжить, например, таким высказыванием: «... а Игорь — на трубе». 2) Второй вариант синтагматического членения: «Олег / играет на гитаре». Здесь сообщается, что игра на гитаре — занятие Олега, важное для него, и подчеркивается отношение говорящего к этому факту (возможно, неодобрительное). Это высказывание можно было бы продолжить, например, так: «Это его любимое занятие». 3) Третий вариант синтагматического членения: «Олег играет / на гитаре». При таком разбиении на синтагмы говорящий подчеркивает ту разновидность игры, которой занимается Олег: игра именно на гитаре, а не на скрипке, не в шашки, не в футбол и т. п. Таким образом, различное деление одного и того же предложения на разные синтагмы создает несколько различных высказываний, которые отличаются друг от друга некоторыми оттенками смысла и отношением говорящего к тому, что он сообщает (Светозарова, 1990). i 1'нмс того, различное синтагматическое членение по-« '|, ич различать предложения, одинаковые внешне, но l иные по синтаксическому составу. Например, если milнножение «Андрей пришел к Тане с Леной» разбить ч ((чштагмы так: «Андрей пришел / к Тане с Леной», это ■ чнячаст: «Андрей пришел к Тане и Лене». А если это • > ■ предложение разбить на синтагмы так: «Андрей причин к Тане / с Леной», это означает: «Андрей пришел к Гаи* и привел с собой Лену». В первом случае словосо-м пшие «с Леной» входит в состав дополнения «к Тане Пеной», которое отвечает на вопрос «пришел к кому? ». Ни втором случае оно является отдельным дополнением ц отвечает на вопрос «пришел с кем? ». Нетрудно заме-»и гь, что первое и второе высказывания значительно отнимаются друг от друга по смыслу, что вызвано различием в их синтаксисе. Это различие в речи выражается MtiibKO синтагматическим членением. Итак, членение высказывания на синтагмы помогает правильно оформить высказывание в смысловом и синтаксическом отношениях, то есть служит выполнению одной из основных функций интонации. Поэтому Л. В. Щерба назвал i интагму «фонетическим единством, выражающим единое смысловое целое. в процессе речи — мысли» (Щер-tw, «Фонетика французского языка», 1953). К. С. Станиславский определял синтагму как «речевой такт» и считал «деление на речевые такты» (то есть чпенение высказывания на синтагмы) необходимым условием для понимания связного текста: «Прежде чем говорить... следует водворить порядок слов в словах Монолога и правильно соединить их в группы, в семьи или, как некоторые называют, в речевые такты. Только после по го можно разобрать, какое слово к какому относится, и понять, из каких частей складывается фраза или целая мысль. Для того чтобы делить речь на такты, нужны ос-шновки, или, иначе говоря, логические паузы [«логическими паузами» Станиславский называет синтагматические паузы — Авт. ]. <... > У них одновременно два назначения: соединять слова в группы (или в речевые такты), а группы отъединять друг от друга. Знаете ли вы, что от той или иной расстановки логических пауз может зависеть судьба и сама жизнь человека? Например: " Простить нельзя сослать в Сибирь". Как понять такой приказ, пока фраза не разделена логическими паузами Между двумя логическими паузами нужно произноси., текст по возможности нераздельно, слитно, почти к одно слово. Нельзя ломать текст. <... > Берите почаще книгу, карандаш, читайте и разм чайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе * этом ухо, глаз и' руку. Чтение по речевым тактам скры вает в себе еще одну более важную практическую пол зу: оно помогает самому процессу переживания. Размет ка речевых тактов и чтение по ним необходимы еще по, тому, что они заставляют анализировать фразы: вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажет правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделае вашу речь не только стройной по форме, понятной п передаче, но и глубокой по содержанию, так как застав вит вас постоянно думать о сущности того, что вы гово рите. Работу по речи и слову надо начинать всегда с де ления на речевые такты... » (Станиславский, 1938). Какими же фонетическими средствами осуществляв Важным средством объединения слов внутри одной синтагмы в фонетическое целое является синтагматическое ударение. Все слова в синтагме несут обычное словесное ударение, которое может значительно ослабляться, а в некоторых случаях вообще исчезает (например, на служебных частях речи), и только на одном слове ударение усиливается. Обычно оно усиливается на последнем слове синтагмы, и это усиленное ударение и называется синтагматическим ударением. Если высказывание состоит из нескольких синтагм, то в нем несколько, синтагматических ударений (Бондарко, 1977). I Din говорящий хочет особенно выделить какое-то • ни' слово (не последнее), чтобы подчеркнуть его осо^ «я шачимость, он делает усиленное ударение на этом »»" 1и\ Такое ударение называется логическим. Например, ■ < мгн'казывании «Валя пришла, / вот хорошо! » в первой шпагме логическое ударение падает на слово «Валя». i л им способом говорящий показывает: для него осо- " lino важен тот факт, что пришла именно Валя, а не • «и ю другой. |; , ще одно средство объединения слов в синтагме —. «и особое интонационное оформление (мелодический инуиок, интенсивность и длительность произнесения imiob), характеризующее различные интонационные тики.! синтагм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|