'■ ileiia»).. 2.2. Понятие об интонации в психолингвистике
'■ ileiia»). 2. 2. Понятие об интонации в психолингвистике Как определяет И. Г. Торсуева, «с точки зрения акус-< ши интонация — взаимосвязанные изменения частоты в ионного тона и интенсивности, развертывающиеся во ■ семени» (Торсуева, 1990). Психологически эти акусти- < (vi«ie характеристики воспринимаются как: изменения «ипжения мелодии (вверх — вниз, плавное — резкое), «I шипения мелодического диапазона (широкий — уз-* nil), изменения громкости (тихо — громко) и изменения темпа речи (быстрый — медленный). Повторяющие-и наборы данных характеристик образуют ритм речи к 1орсуева, там же). В психолингвистике единицей интонации является ■ нионема. Интонема — это набор интонационных ауди-шниых характеристик, который позволяет различить шичения двух или более высказываний, одинаковых по f иосму словесному составу и разных по интонационному иформлению. Интонема передает коммуникативный тип имсказывания (сообщение, побуждение, вопрос и т. д. ), 1 кисже смысловую важность каждой части высказывания — синтагмы (см. раздел 2. 1. 2. «Понятие о синтаг-Mt'»). Интонема выделяет в высказывании ту информацию, которую говорящий считает новой для слушающе-ш, неизвестной ему. Например, если в высказывании Истин зонтик лежит на полке» интонационно подчерки пается слово «Петин», значит, говорящий полагает, > по именно сведения о принадлежности зонтика Пете, а не кому-то другому, неизвестны слушателю, и именно t ю ему важно узнать в первую очередь (а тот факт, что «штик лежит на полке, ему уже известен). Если в том до высказывании интонационно выделяется словосоче-шние «лежит на полке» — значит, полагает, что слушающий хочет узнать о местонахождении зонтика, а хозяин юнтика ему уже известен.
Наряду с термином «интонема» употребляются и другие термины для обозначения единицы интонации — «фонема тона» и «интонационная конструкция» (ИК; Термином «интонационная конструкция» (ИК), в част ности, пользуется Е. А. Брызгунова, которая наиболб полно и подробно описала основные типы ИК (Брызгу нова, 1981). В каждой ИК определяется центр, или ядр ИК — это тот слог в высказывании, который интонаци* онно выделен, — на нем значительно изменяются мело дические характеристики (уровень высоты тона, направ ление движения тона), интенсивность и длительност! произнесения слога. В зависимости от места расположения центра ИК и изменения аудитивных характеристик в этом центре Брызгунова различает семь типов ИК. Вся что они собой представляют. Основные типы ИК 1) ИК-1. Здесь происходит понижение тона на глас Таня идет домой. Двери закрылись*. -. ■ 2) ИК-2. Гласный центра произносится с усилением: Ктб идет домой? Где эта улица? 3) ИК-3. Тон резко повышается на гласном центра и ]
'Здесь и в дальнейших примерах: слоги, подчеркнутые одной \ чертой, произносятся более низким тоном, подчеркнутые двумя \ чертами — более высоким тоном. кI и спрашиваешь, ) где эта Л улица? «I ниоряший переспрашивает, повторяя вопрос свое-i ' " «(нч'сдника). *ш ЛТаня? Таня иЛдет домой? 11 И К-4. Тон понижается на гласном центра, а затем • ■ " ••пишется и остается на высоком уровне. Такой тип > < i наставительным союзом «а»). Центром ИК является, • «1< ш. | й слог того слова, к которому относится сопос- • и. нние. Д УТаня? Пойдет ли о\/на домой? (Говорящий противопоставляет Таню другому лицу, • «мором уже известно, что оно идет домой. ) i) ИК-5. Этот тип реализуется при выражении оцен- • н М такой конструкции два центра: первый — ударный • «Mi слова, экспрессивно подчеркивающего оценку • i iiiv», «какой» и т. п. ), второй — ударный слог слова, к • мнфому относится оценка. На гласном первого центра Какбй сегодня день! Кйк она пойдет домой? ()) ИК-6. Происходит повышение тона на гласном hi игра, и высокий уровень сохраняется до конца ИК. Iiiuoli тип ИК появляется: а) при выражении недоумении, когда центром становится ударный слог экспрес-пиного относительного местоимения («как», «какой» и i п. ); б) в оценочных высказываниях — тогда центром ПК становится ударный слог того слова, к которому от-ниеится оценка, при этом длительность его произнесении увеличивается. а) Какие дома на этой улице! б) Какой дом на этой улице! 7) ИК-7. Происходит резкое повышение тона на 1 пионом центра, при этом гласный заканчивается смычкой голосовых складок. Этот тип ИК реализуется при ныражении экспрессивного отрицания. Центром являет- ся экспрессивно окрашенное слово (обычно относител ное местоимение «какой» и т. п. ). Какбй это дом! Интонационные конструкции могут реализовывать как на целом высказывании, так и на его части — си: тагме (Брызгунова, 1981). Какова же «физическая основа» интонации, как органы речи отвечают за ее воспроизводство, и каки образом они это делают? Этими вопросами занимают еще две дисциплины — психофизиология и акустика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|