Общее представление об. Интонации
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ. ИНТОНАЦИИ 1. 1. Интонация как паралингвистическое средство общения Интонация относится к паралингвистическим средствам общения. Паралингвистическими называются неязыковые (невербальные) средства, входящие в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию. По своему составу они подразделяются на три вида: 1) фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз); 2) кинетические (жесты, мимика, телодвижения); 3) графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию. Паралингвистические средства содержат компоненты трех уровней: 1) универсальные (присущие всем говорящим); 2) этнолингвистические (присущие лицам, входящим в определенную этнокультурную группу); 3) идиолектные (индивидуальные особенности речи, зависящие от личных психологических и социальных характеристик говорящего — его пола, возраста, образования, социальной принадлежности, черт характера и т. п. ). Благодаря этому паралингвистические средства не только дополняют смысл высказывания, но и несут в себе информацию о говорящем, о его этнокультурной принадлежности и личных характеристиках. (Т. М. Николаева, 1990). Паралингвистические средства общения выполняют следующие функции в речевой коммуникации. 1. Несут дополнительную информацию. Например, если говорящий произносит высказывание «Дождь пошел» с интонацией досады, это означает «Как жаль, что пошел дождь». С интонацией удивления то же высказывание можно понять так: «Я не ожидал(а), что пойдет дождь». А если та же фраза произносится с радостной интонацией, это будет значить «Наконец-то пошел дождь! »
и г. д. Новая интонация каждый раз придает новый дополнительный смысл высказыванию. При этом интонация может сопровождаться соответствующей мимикой и местами. Дополнительная информация, переданная не-щ'рбальными средствами, может даже полностью изменить смысл высказывания. Например, говорящий произносит фразу «Коля же всё умеет! » с иронической интонацией. Высказывание приобретает смысл: «Коля думает, что всё умеет, но на самом деле ничего не умеет». 2. Замещают пропущенный вербальный компонент кысказывания. Например, если высказывание «Мы его нссь вечер ждали, а он... » произносится с интонацией незавершенности и жестами разочарования или недоумения (говорящий пожимает плечами, разводит руками И т. п. ), невербальные средства замещают окончание высказывания — слова «не появился». 3. Сочетаясь с вербальными средствами, подчеркивают, усиливают смысл высказывания. Например, в высказывании «Он такой маленький» слово «маленький» произносится растянуто, в замедленном темпе {«ма-а-а-ленький»), высоким голосом, что подчеркивает незначительный размер объекта. Как видно из приведенных примеров, интонация часто сочетается с другими паралингвистическими средствами, прежде всего — кинетическими. Это вполне закономерно, так как и интонация, и жесты по своему происхождению древнее речи. Как отмечает выдающийся нейропсихолог и нейролингвист А. Р. Лурия, «на первых угапах истории языка слово вообще не выражалось звуком; есть все основания думать, что первая речь родилась из активной трудовой деятельности и выражалась в сокращенных рабочих движениях и жестах указания, которыми человек общался с другими людьми. Этот указательный жест действительно обозначал лишь единичные предметы или действия. Однако смысл этого указания становился доступным лишь при знании той конкретной ситуации, в которой он применялся» (Лурия, «О строении речевой деятельности», 1947). Далее он отмечает, что только со временем на смену ранней кинетической речи (указательные- жесты, имитационные телодвижения, пантомима, мимика) пришла первая звуковая речь: «Есть все основания думать, что на ранних этапах она
/ состояла из одиночных звуковых комплексов, которые имели функцию указания или обозначения, но значение которых на первых порах было очень диффузно» (Лурия, там же). Невербальные средства коммуникации существовали еще у первобытных людей (и существуют до сих пор у приматов) на той стадии развития, когда производство членораздельных звуков было еще невозможно в силу анатомических особенностей произносительного аппарата. Слишком тонкий, низко расположенный и малоподвижный язык не способен выполнять точные дифференцированные артикуляторные движения, а высоко расположенный надгортанник сокращает объем надглоточной резонаторной полости, что не позволяет значительно изменять форму голосового тракта и произносить гласные с различными формантными частотами. В отсутствие членораздельной речи коммуникация возможна только с помощью невербальных средств, и здесь роль интонации очень велика. Она передает не только эмоции, но и, модальность — просьбу, приказ, побуждение; поясняет жест; связывает жест и мимику в единое целое и вместе с ними образует подобие фразы. Отсюда уже всего один шаг до звуковой речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|