Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Понятие об интонации в психофизиологии и акустике




Все компоненты интонации, о которых уже говори лось в разделе 2. 1. 1. («Компоненты интонации»), в пси, хофизиологии рассматриваются с точки зрения физио логического механизма, обеспечивающего воспроизведе ние того или иного элемента.

Основной компонент интонации — мелодика — оп­
ределяется повышением и понижением тона голоса. П_;
определению О. С. Орловой, «голос — это совокупности
звуков, производимых голосовым аппаратом человека, *
которые могут быть разнообразными. <... > Голос явля­
ется структурным компонентом устной экспрессивной
речи, обеспечивает ее разборчивость, выразительность ц
эмоциональную окраску» (Орлова, 2008).                  .

Любой звук представляет собой распространение ко-: лебаний, или волн, в упругой среде — в воздухе, воде,; твердых телах и т. п. Колебание (волна) — это последо­вательное чередование сгущений и разряжений частицу той среды, которая проводит звук. Звук голоса — это ко-, лебание частиц воздуха, вызванное вибрацией органов, голосообразования. Вот как описывает О. С. Орлова про­цесс голосообразования: «Во время речи звуковые коле­бания проходят не только по воздушным путям в наруж- • ное пространство, но и по внутренним тканям организма, вызывая вибрации в головном и грудном резонаторах. Источником голоса служат голосовые складки человека, которые при сближении напряжены и начинают колебать­ся. Это и является причиной возникновения периоди-


« пч сгущений и разряжений воздушной струи, про­мни них вследствие повышенного подскладочного

■ очншя. Звуковые волны, возникнув в гортани, рас-" г-и i роняются по тканям, окружающим гортань, вниз и »> - пч по воздухоносным путям. Таким образом, они

■ мин. частично выходят в наружное пространство через г-понос отверстие, и только часть звуковой энергии, " мцикшей в гортани, достигает в конце концов уха слу-»> шчш. Следовательно, говоря о человеческом голосе, »• мичодимо учитывать распространение звука не только ■ ■ ««мри организма, но и в наружном пространстве» {Ор--нц, 2008).

{'ила голоса — это уровень давления звука на бара-

" tiinyio перепонку. Субъективное восприятие человеком

«им звука — это громкость данного звука, в том числе

> < ntnoca. Сила голоса — это физическая характеристика

|«»ип измеряется в децибелах — дБ), а громкость голоса —

■   Hi пудитивная характеристика. Сила голоса определяет-
1 амплитудой (то есть размахом) колебания голосовых
i »ШДОк. Они сближаются во время выдоха и создают

ирг граду на пути выдыхаемого воздуха. Воздух, проходя i < мо »ь голосовые складки, заставляет их колебаться с миределенной амплитудой. Она возрастает по мере уве-(ичения подскладочного давления в гортани. Чем боль­ше это давление, тем больше напор воздуха, который прорывается через голосовую щель (то есть простран-1 ню между голосовыми складками). Соответственно унеличивается энергия, с которой движутся частицы мн (духа, сгущаясь и разряжаясь, создавая тем самым ко-■ м'онние. Увеличивается амплитуда колебания частиц ми (духа, увеличивается и их давление на барабанную пе­репонку. Возрастает сила звука и ее психофизиологичес-i, 1Я характеристика — громкость.

Голос является тоновым звуком. Тоновые звуки (то­нн) —- это звуки, вызванные периодическими колебаниями » определенной частотой. Шумы, в отличие от тонов, — это (пуки, вызванные непериодическими колебаниями. Восприя-inc высоты звука связано с периодичностью колебания туковых волн, то есть ощущение высоты возникает тог­да, когда человек слышит периодичный звук — тон. Не­периодичные звуки — шумы — не вызывают ощущения определенной высоты. Высота — это аудитивная харак-



теристика звука; она зависит от частоты звуковых кол баний. Чем быстрее колеблется источник звука, тем ч ще совершаются колебания воздуха (то есть тем боль частота основного тона) и тем выше становится звук.

Высоту человеческого голоса определяет источни голосообразования — голосовые складки, их длина, та щина и напряженность. «Высота тона, — отмеча О. С. Орлова, — зависит от того, сколько смыканий размыканий осуществляют складки в процессе своих ко лебаний и сколько, соответственно, порций сгущенног подскладочного воздуха они пропустят. <... > Тонкая струна у гитары или скрипки издает высокий звук, а струна крупных размеров — низкий звук. Этим объясня­ется различие высоты детского и взрослого голоса. У ре­бенка голосовые складки короткие и тонкие, чем и объ­ясняется высокий голос. Во время пубертатного периода длина голосовых складок увеличивается, в результате че­го снижается тональность звучания. Понижение голоса в период болезни связано с отечностью голосовых скла­док и увеличением их объема» (Орлова, 2008).

Многие тоновые звуки, в том числе, и голос, пред-, ставляют собой сложные тоны, которые состоят из не-; скольких колебаний разной частоты. Среди этих тонов выделяется основной тон — «самая низкая составляю­щая, соответствующая частоте смыкания — размыкания голосовых складок» (Галунов, 1990). Основной тон со­здает ощущение высоты голоса. Он формируется в про-, ' цессе прохождения воздуха через голосовые складки, ^ глотку, гортань, ротовую и носовую полости. В этом процессе воздух встречает некоторые препятствия, ме­няет направление, попадает в полости различной формы с разными акустическими свойствами. В результате об- -разуются добавочные частичные тоны — обертоны, ко­торые придают голосу дополнительную окраску — тембр. Таким образом, тембр с точки зрения акустики склады- ■; вается из суммы звучания обертонов. Вот что говорит об этом О. С. Орлова: «Тональность [курсив О. С. Орловой — Авт. ] голоса определяется основным тоном, тембр — со­вокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, воз­никающих в процессе фонации. Окончательное оформ­ление тембра голоса происходит в резонаторах» (Орлова, 2008).


/'. ' юцаторами служат полости, которые обладают

«lit шами резонанса: они могут либо усиливать некото-

м! > частотные составляющие голоса (например, при

i" «и «несении гласных), либо подавлять эти частоты

i ■ < «пример, при произнесении носовых и назализован-

'" «■.. шуков). С точки зрения акустики артикуляторный

" ширит человека представляет собой систему резонато-

t -is (Галунов, 1990). Роль резонаторов в речеобразова-

■ ■ и. ном аппарате играют: трахеи, бронхи, полости гор-

■ < ни и верхние надгортанные органы — глотка, полость

tit и полость носа с придаточными пазухами носа (Ор-

< мм, |, 2008; Лохов, Фесенко, 2000). Все резонаторы ус-

■ Miiiio объединяются в две группы: грудной, или нижний

/ > тнатор (от него зависит сила голоса) и головной, или

■ чршш резонатор (он обеспечивает чистоту и полёт-

Ч'*ппь голоса — его возможность быть слышимым на

(< и)|(лиих расстояниях при минимальных затратах усилий

»«торящего, — а также разборчивость речи).

Основной тон голоса может быть общим у многих милей, а вот тембр голоса у каждого человека свой. Не ' пучайно в Италии в прошлые века было принято наря-■ «V с внешними приметами указывать в паспорте и тембр пшюса. Эта индивидуальность тембра зависит от стро­ении и работы речевых резонаторов.

В целом мелодика в психофизиологии и акустике рассматривается как просодическая структура, «которая проявляется в виде изменения частоты основного тона ни премени, изменения длительности и интенсивности niментов» (Галунов, 1990).

Временные компоненты интонации — темп и ритм — физиологически обусловлены организацией речевого ды-%шшя. Сам по себе процесс дыхания достаточно ритми­чен, он состоит из чередования периодических вдохов и иыдохов. Это чередование и способствует ритмичности произнесения речевых отрезков, задает определенную i корость их произнесения, вызывает необходимость де-иать остановки между речевыми отрезками — паузы. Но речевое дыхание отличается от физиологического — оно м пишется управляемым процессом. В норме речевой вдох — короткий и легкий, а речевой выдох — длительный и плавный; соотношение вдоха и выдоха — от 1: 10 до 1: 15 (Поварова, 1999). Речевой вдох совершается через рот


ГЛАВА 3


Продолжение табл.


 


РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

На каком этапе речевого развития появляется инто­нация? Как изменяются по мере взросления ее функ- '> ции, ее оформление, механизмы ее воспроизводства? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмот­реть этапы становления речи начиная с первых дней жизни ребенка. Возраст ребенка определяется в соответ­ствии с принятой системой периодизации детского раз­вития:

1) период новорожденное™ (0—10 дней) и младенче­ства (10 дней — 1 год);

2) период преддошкольного детства (1 год — 3 года);

3) период дошкольного детства (3 года — 6—7 лет);

4) период младшего школьного возраста (6—7 лет — 10-11 лет);

5) период пубертата (11 — 12 лет — 14—16 лет) (Винар-ская, Богомазов, 2005; Орлова, 2008).

Психофизиолог Е. Н. Винарская, ведущий специа­лист в области возрастной фонетики, составила таблицу «Эмоционально выразительные предпосылки фонети­ческих средств русского языка», которая приводится в ее книге «Дизартрия» (Винарская, 2005). Приведем ее здесь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...