2.3. Понятие об интонации в психофизиологии и акустике
Все компоненты интонации, о которых уже говори лось в разделе 2. 1. 1. («Компоненты интонации»), в пси, хофизиологии рассматриваются с точки зрения физио логического механизма, обеспечивающего воспроизведе ние того или иного элемента. Основной компонент интонации — мелодика — оп Любой звук представляет собой распространение ко-: лебаний, или волн, в упругой среде — в воздухе, воде,; твердых телах и т. п. Колебание (волна) — это последовательное чередование сгущений и разряжений частицу той среды, которая проводит звук. Звук голоса — это ко-, лебание частиц воздуха, вызванное вибрацией органов, голосообразования. Вот как описывает О. С. Орлова процесс голосообразования: «Во время речи звуковые колебания проходят не только по воздушным путям в наруж- • ное пространство, но и по внутренним тканям организма, вызывая вибрации в головном и грудном резонаторах. Источником голоса служат голосовые складки человека, которые при сближении напряжены и начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периоди- « пч сгущений и разряжений воздушной струи, промни них вследствие повышенного подскладочного ■ очншя. Звуковые волны, возникнув в гортани, рас-" г-и i роняются по тканям, окружающим гортань, вниз и »> - пч по воздухоносным путям. Таким образом, они
■ мин. частично выходят в наружное пространство через г-понос отверстие, и только часть звуковой энергии, " мцикшей в гортани, достигает в конце концов уха слу-»> шчш. Следовательно, говоря о человеческом голосе, »• мичодимо учитывать распространение звука не только ■ ■ ««мри организма, но и в наружном пространстве» {Ор--нц, 2008). {'ила голоса — это уровень давления звука на бара- " tiinyio перепонку. Субъективное восприятие человеком «им звука — это громкость данного звука, в том числе > < ntnoca. Сила голоса — это физическая характеристика |«»ип измеряется в децибелах — дБ), а громкость голоса — ■ Hi пудитивная характеристика. Сила голоса определяет- ирг граду на пути выдыхаемого воздуха. Воздух, проходя i < мо »ь голосовые складки, заставляет их колебаться с миределенной амплитудой. Она возрастает по мере уве-(ичения подскладочного давления в гортани. Чем больше это давление, тем больше напор воздуха, который прорывается через голосовую щель (то есть простран-1 ню между голосовыми складками). Соответственно унеличивается энергия, с которой движутся частицы мн (духа, сгущаясь и разряжаясь, создавая тем самым ко-■ м'онние. Увеличивается амплитуда колебания частиц ми (духа, увеличивается и их давление на барабанную перепонку. Возрастает сила звука и ее психофизиологичес-i, 1Я характеристика — громкость. Голос является тоновым звуком. Тоновые звуки (тонн) —- это звуки, вызванные периодическими колебаниями » определенной частотой. Шумы, в отличие от тонов, — это (пуки, вызванные непериодическими колебаниями. Восприя-inc высоты звука связано с периодичностью колебания туковых волн, то есть ощущение высоты возникает тогда, когда человек слышит периодичный звук — тон. Непериодичные звуки — шумы — не вызывают ощущения определенной высоты. Высота — это аудитивная харак-
теристика звука; она зависит от частоты звуковых кол баний. Чем быстрее колеблется источник звука, тем ч ще совершаются колебания воздуха (то есть тем боль частота основного тона) и тем выше становится звук. Высоту человеческого голоса определяет источни голосообразования — голосовые складки, их длина, та щина и напряженность. «Высота тона, — отмеча О. С. Орлова, — зависит от того, сколько смыканий размыканий осуществляют складки в процессе своих ко лебаний и сколько, соответственно, порций сгущенног подскладочного воздуха они пропустят. <... > Тонкая струна у гитары или скрипки издает высокий звук, а струна крупных размеров — низкий звук. Этим объясняется различие высоты детского и взрослого голоса. У ребенка голосовые складки короткие и тонкие, чем и объясняется высокий голос. Во время пубертатного периода длина голосовых складок увеличивается, в результате чего снижается тональность звучания. Понижение голоса в период болезни связано с отечностью голосовых складок и увеличением их объема» (Орлова, 2008). Многие тоновые звуки, в том числе, и голос, пред-, ставляют собой сложные тоны, которые состоят из не-; скольких колебаний разной частоты. Среди этих тонов выделяется основной тон — «самая низкая составляющая, соответствующая частоте смыкания — размыкания голосовых складок» (Галунов, 1990). Основной тон создает ощущение высоты голоса. Он формируется в про-, ' цессе прохождения воздуха через голосовые складки, ^ глотку, гортань, ротовую и носовую полости. В этом процессе воздух встречает некоторые препятствия, меняет направление, попадает в полости различной формы с разными акустическими свойствами. В результате об- -разуются добавочные частичные тоны — обертоны, которые придают голосу дополнительную окраску — тембр. Таким образом, тембр с точки зрения акустики склады- ■; вается из суммы звучания обертонов. Вот что говорит об этом О. С. Орлова: «Тональность [курсив О. С. Орловой — Авт. ] голоса определяется основным тоном, тембр — совокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, возникающих в процессе фонации. Окончательное оформление тембра голоса происходит в резонаторах» (Орлова, 2008).
/'. ' юцаторами служат полости, которые обладают «lit шами резонанса: они могут либо усиливать некото- м! > частотные составляющие голоса (например, при i" «и «несении гласных), либо подавлять эти частоты i ■ < «пример, при произнесении носовых и назализован- '" «■.. шуков). С точки зрения акустики артикуляторный " ширит человека представляет собой систему резонато- t -is (Галунов, 1990). Роль резонаторов в речеобразова- ■ ■ и. ном аппарате играют: трахеи, бронхи, полости гор- ■ < ни и верхние надгортанные органы — глотка, полость tit и полость носа с придаточными пазухами носа (Ор- < мм, |, 2008; Лохов, Фесенко, 2000). Все резонаторы ус- ■ Miiiio объединяются в две группы: грудной, или нижний / > тнатор (от него зависит сила голоса) и головной, или ■ чршш резонатор (он обеспечивает чистоту и полёт- Ч'*ппь голоса — его возможность быть слышимым на (< и)|(лиих расстояниях при минимальных затратах усилий »«торящего, — а также разборчивость речи). Основной тон голоса может быть общим у многих милей, а вот тембр голоса у каждого человека свой. Не ' пучайно в Италии в прошлые века было принято наря-■ «V с внешними приметами указывать в паспорте и тембр пшюса. Эта индивидуальность тембра зависит от строении и работы речевых резонаторов. В целом мелодика в психофизиологии и акустике рассматривается как просодическая структура, «которая проявляется в виде изменения частоты основного тона ни премени, изменения длительности и интенсивности niментов» (Галунов, 1990). Временные компоненты интонации — темп и ритм — физиологически обусловлены организацией речевого ды-%шшя. Сам по себе процесс дыхания достаточно ритмичен, он состоит из чередования периодических вдохов и иыдохов. Это чередование и способствует ритмичности произнесения речевых отрезков, задает определенную i корость их произнесения, вызывает необходимость де-иать остановки между речевыми отрезками — паузы. Но речевое дыхание отличается от физиологического — оно м пишется управляемым процессом. В норме речевой вдох — короткий и легкий, а речевой выдох — длительный и плавный; соотношение вдоха и выдоха — от 1: 10 до 1: 15 (Поварова, 1999). Речевой вдох совершается через рот
ГЛАВА 3 Продолжение табл.
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ На каком этапе речевого развития появляется интонация? Как изменяются по мере взросления ее функ- '> ции, ее оформление, механизмы ее воспроизводства? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть этапы становления речи начиная с первых дней жизни ребенка. Возраст ребенка определяется в соответствии с принятой системой периодизации детского развития: 1) период новорожденное™ (0—10 дней) и младенчества (10 дней — 1 год); 2) период преддошкольного детства (1 год — 3 года); 3) период дошкольного детства (3 года — 6—7 лет); 4) период младшего школьного возраста (6—7 лет — 10-11 лет); 5) период пубертата (11 — 12 лет — 14—16 лет) (Винар-ская, Богомазов, 2005; Орлова, 2008). Психофизиолог Е. Н. Винарская, ведущий специалист в области возрастной фонетики, составила таблицу «Эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка», которая приводится в ее книге «Дизартрия» (Винарская, 2005). Приведем ее здесь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|