Интонация с разных точек зрения
Вопросы и задания 1) Что такое паралингвистические средства общения? Классификация паралингвистических средств общения, их функции в речевой коммуникации. Какие средства общения появились раньше — вербальные или невербальные? Почему? 2) Кто занимался изучением интонации в античности, в XVIII веке, в XIX веке, в начале XX века? 10. ГЛАВА 2 ИНТОНАЦИЯ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ 2. 1. Понятие об интонации в лингвистике Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л. В. Бондарко, 1977; И. Г. Торсуева, 1990). Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono, intonare» — «громко произносить»). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов речи, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения. Интонация относится к сверхсегментным (их еще называют супрасегментными или надсегментными) средствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, синтагмы, высказывания) в единое целое. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) уже упоминавшееся объединение частей в единое целое, оформление высказывания; 2) расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы; 3) выражение различных эмоций; 4) характеристика говорящего и ситуации общения в целом; 5) выявление подтекста высказывания, не выраженного явным образом (в словах). Эти пять функций относятся к речи. К системе языка относятся такие функции: 6) различение коммуникативных типов высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное, побудительное, подразумевающее); 7) выделение наиболее важной в смысловом отношении части высказывания (новой информации, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему).
В тексте интонация также играет большую роль, выполняя следующие функции: 1) разделяет текст на смысловые части; 2) осуществляет межфразовую связь, объединяет высказывания внутри каждой смысловой части 12 irHi. i; 3) различает стили и жанры повествования; 4) осу-'№1 пишет эмоционально-эстетическое воздействие; 5) слу-ми изобразительным средством, позволяя говорящему > < пн»'нить положительные и отрицательные персонажи Him действия), передавать эмоциональное состояние игр! онажей, характер их движения (действий), физиче-■ ( w свойства предметов и явлений — размер объектов и расстояние до них, отдаленность описываемых собы-ний но времени, скорость изменения событий и т. п. (Например, для изображения большого предмета говорящий понижает голос и произносит слово в замедленном темпе, ; \ для изображения маленького предмета — повышает юное. ) Интонация тесно взаимосвязана с лексико-семанти-•нткими и синтаксическими средствами организации ш. н'казывания. Она может действовать одновременно с ними, усиливая их эффект. Например, в высказывании Приехал папа! » тот факт, что приехал именно папа, а иг кто-то другой, передается следующими средствами: » ново «папа» выделяется и синтаксически — с помощью ипнерсии (подлежащее идет после сказуемого), и интонационно — логическим ударением, протяженностью, мелодикой (повышением тона на ударном слоге слова «папа»), замедлением темпа. Указательные слова (местоимения «тот», «этот», наречия «вот», «здесь», «там» и i. ii. ) и усилительные частицы («же», «уж», «ведь» и т. п. ) как правило, имеют особое интонационное оформление (мелодические изменения, ударение, изменение темпа), которое выделяет эти слова во фразе, подчеркивает их семантическую роль.
Кроме того, интонация может замещать отсутствующие члены предложения при эллипсисе — пропуске легковосстановимых элементов высказывания. Например, в высказывании «Он свою комнату — зелеными обоями» пропущено слово «оклеил». Это пропущенное слово замещается интонационными средствами: паузой (на письме ее передает тире), мелодикой (понижением тона перед паузой), изменением темпа речи после паузы. Благодаря этим интонационным средствам слушающий получает сигнал: «Внимание, в этом месте эллипсис», понимает, какой лексико-семантический элемент высказывания опущен, и может без труда восстановить его. Не будь здесь интонационного выделения, все высказывание воспринималось бы как неправильное, незакон-; ченное. Таким образом, интонация увеличивает объем сообщения, так как говорящий сообщает не только то, что содержится в тексте, но и то, что содержится в подтексте высказывания (Н. И. Жинкин, 1958).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|