Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интонация с разных точек зрения




Вопросы и задания

1) Что такое паралингвистические средства общения? Классификация паралингвистических средств обще­ния, их функции в речевой коммуникации. Какие средства общения появились раньше — вербальные или невербальные? Почему?

2) Кто занимался изучением интонации в античности, в XVIII веке, в XIX веке, в начале XX века?


10.


ГЛАВА 2

ИНТОНАЦИЯ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

2. 1. Понятие об интонации в лингвистике

Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фоне­тической целостности высказывания и выявления его смысла (Л. В. Бондарко, 1977; И. Г. Торсуева, 1990). Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono, intonare» — «громко произносить»). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических ком­понентов речи, включающих: мелодику, темп, ритм, уда­рение, паузы, тембр произнесения.

Интонация относится к сверхсегментным (их еще на­зывают супрасегментными или надсегментными) сред­ствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, синтагмы, высказывания) в единое це­лое. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) уже упоминавшееся объединение частей в единое це­лое, оформление высказывания; 2) расчленение выска­зывания на ритмические группы и синтагмы; 3) выраже­ние различных эмоций; 4) характеристика говорящего и ситуации общения в целом; 5) выявление подтекста вы­сказывания, не выраженного явным образом (в словах). Эти пять функций относятся к речи. К системе языка относятся такие функции: 6) различение коммуникатив­ных типов высказывания (повествовательное, восклица­тельное, вопросительное, побудительное, подразумеваю­щее); 7) выделение наиболее важной в смысловом от­ношении части высказывания (новой информации, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему).

В тексте интонация также играет большую роль, вы­полняя следующие функции: 1) разделяет текст на смыс­ловые части; 2) осуществляет межфразовую связь, объ­единяет высказывания внутри каждой смысловой части 12


irHi. i; 3) различает стили и жанры повествования; 4) осу-'№1 пишет эмоционально-эстетическое воздействие; 5) слу-ми изобразительным средством, позволяя говорящему > < пн»'нить положительные и отрицательные персонажи Him действия), передавать эмоциональное состояние игр! онажей, характер их движения (действий), физиче-■ ( w свойства предметов и явлений — размер объектов и расстояние до них, отдаленность описываемых собы-ний но времени, скорость изменения событий и т. п. (На­пример, для изображения большого предмета говорящий понижает голос и произносит слово в замедленном тем­пе, ; \ для изображения маленького предмета — повышает

юное. )

Интонация тесно взаимосвязана с лексико-семанти-•нткими и синтаксическими средствами организации ш. н'казывания. Она может действовать одновременно с ними, усиливая их эффект. Например, в высказывании Приехал папа! » тот факт, что приехал именно папа, а иг кто-то другой, передается следующими средствами: » ново «папа» выделяется и синтаксически — с помощью ипнерсии (подлежащее идет после сказуемого), и инто­национно — логическим ударением, протяженностью, мелодикой (повышением тона на ударном слоге слова «папа»), замедлением темпа. Указательные слова (место­имения «тот», «этот», наречия «вот», «здесь», «там» и i. ii. ) и усилительные частицы («же», «уж», «ведь» и т. п. ) как правило, имеют особое интонационное оформление (мелодические изменения, ударение, изменение темпа), которое выделяет эти слова во фразе, подчеркивает их семантическую роль.

Кроме того, интонация может замещать отсутствую­щие члены предложения при эллипсисе — пропуске лег­ковосстановимых элементов высказывания. Например, в высказывании «Он свою комнату — зелеными обоями» пропущено слово «оклеил». Это пропущенное слово за­мещается интонационными средствами: паузой (на письме ее передает тире), мелодикой (понижением тона перед паузой), изменением темпа речи после паузы. Благодаря этим интонационным средствам слушающий получает сигнал: «Внимание, в этом месте эллипсис», понимает, какой лексико-семантический элемент вы­сказывания опущен, и может без труда восстановить его.


Не будь здесь интонационного выделения, все высказы­вание воспринималось бы как неправильное, незакон-; ченное. Таким образом, интонация увеличивает объем сообщения, так как говорящий сообщает не только то, что содержится в тексте, но и то, что содержится в под­тексте высказывания (Н. И. Жинкин, 1958).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...