2.1.1. Компоненты интонации. Мелодика
2. 1. 1. Компоненты интонации Интонация состоит из нескольких компонентов. К ним относятся; мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр. Рассмотрим их по порядку. Мелодика Основным компонентом интонации является мелодика. Мелодика речи — это «изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990). Мелодика играет главную роль в осуществлении таких' функций интонации, как: 1) разделение высказывания на ритмические группы и синтагмы; 2) связывание частей высказывания в единое целое; 3) различение коммуникативных типов высказывания; 4) выделение наиболее важной части высказывания; 5) выражение различных эмоций, подтекста, модальных оттенков; 6) выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит (ироническое, подчеркнуто серьезное и т. п. ). Важнейшие акустико-лингвистические характеристики мелодики речи: 1. мелодические диапазоны — разница между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона; 2. музыкальные интервалы — соотношение между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона (например, октава, кварта, квинта); 3. мелодические пики; 4. степень крутизны повышения и понижения тона; 5. направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное движение); 6. уровень частоты основного тона (Торсуева, 1990). мелодики, предложенные М. В, Давыдовым, включают: 1) направление движения тона — ровное, восходящее, нисходящее; 2) характер движения тона — постепенный, плавный, резкий; 3) диапазон движения тона — обыч- ими, расширенный, суженный. Сюда относится также и mi. iii аудитивная характеристика, как уровень высоты «««па (она соответствует акустической характеристике -уровень частоты основного тона»). Различают четыре |ншия высоты: сверхвысокий, высокий, средний, низ-М1 й, Изменение уровня высоты тона образует контур мелодии.
Мелодика высказывания основана на сочетании нескольких мелодических мотивов. Мелодический мотив — мо минимальная единица мелодики, связанная с ритмическим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов, либо повторы одного и «ого же мотива. К. С. Станиславский называл мелодику «голосовой фигурой» или «фонетической фигурой». Он считал ее неновой интонации. В уже упомянутой книге «Работа itiifcpa над собой... » (1938) он образно описывает различные типы мелодики, которые отображаются на письмо с помощью разных знаков препинания. «Знаки препинания требуют для себя обязательных тлосовых. интонаций. Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего на-шачения. В самом деле, отнимите от точки ее финальное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него особое звуковое «квакание», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура — к ответу, восклицательная — к сочувствию и одобрению или к протесту, две точки — к внимательному восприятию дальнейшей речи и т. д. Во всех )тих интонациях — большая выразительность. У слова и у речи есть своя природа, которая требует для каждого знака препинания соответствующей интонации. Вспомните, что вам инстинктивно хочется сделать при всякой запятой? Прежде всего, конечно, остановку. Но перед ней на последнем слоге последнего слова вам захочется загнуть звук кверху. После этого
оставьте на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую. Эти подымающиеся кверху фонетические линии получают самые разнообразные изгибы и высоты: на терцию, на квинту, на октаву, с коротким резким повышением, с широким плавным и невысоким размахом и пр. <... > Интонация по настроению может быть минорной или мажорной. Мы по своей национальной особенности склонны всегда говорить в миноре, в противоположность романским народам, которые любят мажор» (Станиславский, 1938). Мелодика речи значительно отличается от музыкальной. Так, речевая мелодика редко и недолго сохраняет ровный тон — она постоянно меняет свое направление, скользит, то повышаясь, то понижаясь. Интервалы ее также часто меняются, тоны не имеют определенной длительности (в отличие от длительности музыкальных нот — целая нота, одна вторая, одна восьмая и т. д. ). Она не укладывается в схему какой-либо музыкальной гаммы. И, наконец, мелодика разговорной речи не имеет четкого повторяющегося ритма (такой ритм присутствует в поэтической и иногда в ораторской речи). Ритм Ритм — важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Как отмечает И. Г. Торсуева (1990), ритм также «служит основой эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического». Ярче всего ритм выражен в стихах, менее — в публичной и сценической речи, еще менее — в художественной прозе, а меньше всего — в разговорных диалогах. Об этом различии говорит К. С. Станиславский: «... проза не стихи, совершенно так же, как обычные действия не танец. В них ритмические совпадения не могут быть строго регулярны, тогда как в стихах и в танце они старательно и заблаговременно подготовляются и подстраиваются. У ритмичных людей больше случайных ударных совпаде- *
мш(„ v менее ритмичных их меньше» (Станиславский, Основная единица ритма — это ритмическая группа. ч^нн-тая ритмическая группа состоит из одного ударного ' it на и примыкающих к нему одного или нескольких *< > '«ударных слогов. Сложная ритмическая группа вклю-■ i. itM несколько (два или более) ударных слогов, при чн»м разные ударные слоги несут ударение разной степени (например, главное и второстепенное). Слоги в нпмичсской группе объединяются средствами мелоди-И1, и все ударные слова внутри одной сложной ритми-•((ской группы образуют тесное смысловое единство. В иро ншческой речи единицей ритма обычно является » пн сигма (она может совпадать с ритмической группой ими включать несколько ритмических групп). В стихо-i мирной речи единицами ритма могут быть: звук, слог, анемическая группа, строка, строфа (Торсуева, 1990). О значимости ритма в устной речи Станиславский и «корил следующее: «Аритмия в речи, при которой сломи или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает... пьяного, а скороговорка — пляску святого Витта». И далее разъяснял: < < Торопливость, нервность, болтание слов, выплевывание целых фраз не затушевывает, а совершенно уничтожает их. Нервность говорящего только раздражает слушающих, неясное произношение злит, так как заставляет их напрягаться и догадываться о том, чего они не поняли. Все это привлекает внимание слушающих, подчеркивает в тексте как раз то, что вы хотите стушевать. <... > Четкий ритм речи помогает четкому и ритмичному переживанию и, наоборот, ритм переживания — четкой речи» (Станиславский, 1938). Сопоставляя ритм действий и ритм устной речи, он подчеркивал, что у них одна и та же основа — чередование движения и остановок: «Наши действия и речь протекают во времени. В процессе действия надо заполнять текущее время моментами самых разнообразных движений, чередующихся с остановками. В процессе же речи текущее время заполняется моментами произнесения звуков самых разнообразных продолжителъностей, с перерывами между ними» (Станиславский, там же). Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|