Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1.1. Компоненты интонации. Мелодика




2. 1. 1. Компоненты интонации

Интонация состоит из нескольких компонентов. К ним относятся; мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр. Рассмотрим их по порядку.

Мелодика

Основным компонентом интонации является мело­дика. Мелодика речи — это «изменение частоты основно­го тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990). Мелодика играет главную роль в осуществлении таких' функций интонации, как: 1) разделение высказывания на ритмические группы и синтагмы; 2) связывание час­тей высказывания в единое целое; 3) различение комму­никативных типов высказывания; 4) выделение наиболее важной части высказывания; 5) выражение различных эмоций, подтекста, модальных оттенков; 6) выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит (иро­ническое, подчеркнуто серьезное и т. п. ).

Важнейшие акустико-лингвистические характерис­тики мелодики речи:

1. мелодические диапазоны — разница между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона;

2. музыкальные интервалы — соотношение между высшей и низшей точками изменения частоты основно­го тона (например, октава, кварта, квинта);

3. мелодические пики;

4. степень крутизны повышения и понижения тона;

5. направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное движение);

6. уровень частоты основного тона (Торсуева, 1990).
Психолингвистические (аудитивные) характеристики

мелодики, предложенные М. В, Давыдовым, включают: 1) направление движения тона — ровное, восходящее, нисходящее; 2) характер движения тона — постепенный, плавный, резкий; 3) диапазон движения тона — обыч-


ими, расширенный, суженный. Сюда относится также и mi. iii аудитивная характеристика, как уровень высоты «««па (она соответствует акустической характеристике -уровень частоты основного тона»). Различают четыре |ншия высоты: сверхвысокий, высокий, средний, низ-М1 й, Изменение уровня высоты тона образует контур мелодии.

Мелодика высказывания основана на сочетании не­скольких мелодических мотивов. Мелодический мотив — мо минимальная единица мелодики, связанная с ритми­ческим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов, либо повторы одного и «ого же мотива.

К. С. Станиславский называл мелодику «голосовой фигурой» или «фонетической фигурой». Он считал ее неновой интонации. В уже упомянутой книге «Работа itiifcpa над собой... » (1938) он образно описывает раз­личные типы мелодики, которые отображаются на пись­мо с помощью разных знаков препинания.

«Знаки препинания требуют для себя обязательных тлосовых. интонаций. Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им при­сущие голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего на-шачения. В самом деле, отнимите от точки ее финаль­ное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для не­го особое звуковое «квакание», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетиче­ская фигура — к ответу, восклицательная — к сочувст­вию и одобрению или к протесту, две точки — к внима­тельному восприятию дальнейшей речи и т. д. Во всех )тих интонациях — большая выразительность.

У слова и у речи есть своя природа, которая требует для каждого знака препинания соответствующей инто­нации. Вспомните, что вам инстинктивно хочется сде­лать при всякой запятой? Прежде всего, конечно, оста­новку. Но перед ней на последнем слоге последнего сло­ва вам захочется загнуть звук кверху. После этого


оставьте на некоторое время верхнюю ноту висеть в воз­духе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую. Эти подымающиеся кверху фонетические линии получают самые разнообразные изгибы и высоты: на терцию, на квинту, на октаву, с коротким резким повышением, с широким плавным и невысоким размахом и пр. <... > Интонация по настроению может быть минорной или ма­жорной. Мы по своей национальной особенности склон­ны всегда говорить в миноре, в противоположность ро­манским народам, которые любят мажор» (Станислав­ский, 1938).

Мелодика речи значительно отличается от музыкаль­ной. Так, речевая мелодика редко и недолго сохраняет ровный тон — она постоянно меняет свое направление, скользит, то повышаясь, то понижаясь. Интервалы ее также часто меняются, тоны не имеют определенной длительности (в отличие от длительности музыкальных нот — целая нота, одна вторая, одна восьмая и т. д. ). Она не укладывается в схему какой-либо музыкальной гам­мы. И, наконец, мелодика разговорной речи не имеет четкого повторяющегося ритма (такой ритм присутству­ет в поэтической и иногда в ораторской речи).

Ритм

Ритм — важный компонент интонации, необходи­мый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последователь­ное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Как отмечает И. Г. Торсуева (1990), ритм также «служит основой эстетической организации художест­венного текста — стихотворного и прозаического». Ярче всего ритм выражен в стихах, менее — в публичной и сценической речи, еще менее — в художественной про­зе, а меньше всего — в разговорных диалогах. Об этом различии говорит К. С. Станиславский: «... проза не сти­хи, совершенно так же, как обычные действия не танец. В них ритмические совпадения не могут быть строго ре­гулярны, тогда как в стихах и в танце они старательно и заблаговременно подготовляются и подстраиваются. У ритмичных людей больше случайных ударных совпаде-

*


мш(„ v менее ритмичных их меньше» (Станиславский,

Основная единица ритма — это ритмическая группа. ч^нн-тая ритмическая группа состоит из одного ударного ' it на и примыкающих к нему одного или нескольких *< > '«ударных слогов. Сложная ритмическая группа вклю-■ i. itM несколько (два или более) ударных слогов, при чн»м разные ударные слоги несут ударение разной сте­пени (например, главное и второстепенное). Слоги в нпмичсской группе объединяются средствами мелоди-И1, и все ударные слова внутри одной сложной ритми-•((ской группы образуют тесное смысловое единство. В иро ншческой речи единицей ритма обычно является » пн сигма (она может совпадать с ритмической группой ими включать несколько ритмических групп). В стихо-i мирной речи единицами ритма могут быть: звук, слог, анемическая группа, строка, строфа (Торсуева, 1990).

О значимости ритма в устной речи Станиславский и «корил следующее: «Аритмия в речи, при которой сло­ми или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает... пьяного, а ско­роговорка — пляску святого Витта». И далее разъяснял: < < Торопливость, нервность, болтание слов, выплевыва­ние целых фраз не затушевывает, а совершенно уничто­жает их. Нервность говорящего только раздражает слу­шающих, неясное произношение злит, так как заставля­ет их напрягаться и догадываться о том, чего они не поняли. Все это привлекает внимание слушающих, под­черкивает в тексте как раз то, что вы хотите стушевать. <... > Четкий ритм речи помогает четкому и ритмичному переживанию и, наоборот, ритм переживания — четкой речи» (Станиславский, 1938).

Сопоставляя ритм действий и ритм устной речи, он подчеркивал, что у них одна и та же основа — чередо­вание движения и остановок: «Наши действия и речь протекают во времени. В процессе действия надо запол­нять текущее время моментами самых разнообразных движений, чередующихся с остановками. В процессе же речи текущее время заполняется моментами произнесе­ния звуков самых разнообразных продолжителъностей, с перерывами между ними» (Станиславский, там же).


Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтак­сический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...