Нарушения интонации
Расстройства просодической (интонационной) стороны речи могут проявляться в нарушениях; темпа, рит^ ма, мелодики, акцентуации (восприятия и постановки ударений), паузации. В главе 2. 3 («Понятие об интонации в психофизиологии и акустике») уже говорилось о речевых расстройствах, связанных с нарушением темпа — тахилалии и брадилалии. Е. Н. Винарская и Г. М. Богомазов (Винар-ская, Богомазов, 2005) приводят данные о том, что эти " нарушения возникают на этапе развития паралингвисти-' ческих средств речи. В их основе лежит недостаточность подкорковых экстрапирамидных отделов мозга, и они обычно сочетаются с двигательными расстройствами. При тахилалии не только темп речи ускорен, но и вообще двигательная, психическая и речевая активность больных повышены. Больные много и суетливо двигаются, ведут себя беспокойно; внимание у них неустойчиво, мысли сбивчивы; речь торопливая, нечеткая, с многочисленными повторами, пропусками и перестановкой слогов. При брадилалии больные не очень под- ; вижны; все движения у них замедлены, отмечаются нарушения координации в движениях рук и в артикуляции; речь в целом замедлена, много ненужных пауз; мышление также замедлено. По мнению Винарской, эти нарушения связаны с состоянием вегетативной нервной системы и с особенностями эмоционально-волевой сферы больных. При коррекции этих нарушений полезно привлекать внимание больных к их речи, учить их контролировать себя. Необходимо осознание речевого дефекта и повышение эмоционального напряжения с целью преодоления дефекта. При заикании страдают практически все компоненты интонации: и темп, и ритм, и мелодика, и паузация, и шьиматическое членение, и постановка логического и l г и шного ударения. Страдают также тембр, высота и. i > 'ч кость голоса. Такое обилие нарушений вызвано тем,
• > ■ ■ < шикание — сложное речевое расстройство, при ко- «•(юны речи: и речевое дыхание, и голосообразование, • • фшкуляция, что внешне проявляется в судорогах то- Интонационные расстройства отмечаются и при не-| мюрых типах дизартрии. Так, при мозжечковой дизартрии главным симптомом служит нарушение ритма речи, f оторое проявляется в скандированности (то есть в нарушении плавности речи, когда больной говорит как бы ми слогам). У таких больных также страдает мелодика речи, происходит повышение тона на ударном гласном, присутствуют лишние паузы. Это приводит к трудностям нос приятия смысловой стороны речи (вопросительные фразы у больных звучат как восклицательные, а повестки нательные — как вопросительные). Речь звучит напряженно, недостаточно внятно. При экстрапирамидной ди-шптрии темп речи замедлен, мелодика вырождается, речь становится монотонной; нарушается структура син-ыгм; страдают паузация и акцентуация. В основе данно-ю расстройства лежит распад подкоркового фона рече-ных движений. При постцентральной апраксической ди-шртрии речь замедляется, становится неплавной и напряженной; просодические нарушения напоминают нарушения при заикании. В основе этого типа дизартрии лежит расстройство праксиса. Все эти виды подробно описаны Е. Н. Винарской в ее работе «Дизартрия» (Винарская, 2005).
Нарушения просодики нередко возникают при стер: / той дизартрии у детей. Нарушаются: темп речи, ритм мелодика, акцентуация. Исследования Е. М. Мастюко вой, Л. И. Беляковой, И.. З. Романчук и других показали что в этом случае страдает в первую очередь восприяти интонационных структур, а также способность владет ! своим голосом (больным не удаются модуляции голос по силе и высоте, голос звучит слишком тихо или слишком громко). Темп речи обычно ускорен, нарушаете, тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается инто национная структура высказывания. Большую трудность представляют воспроизведение ритма и логического ударения. В основе данного дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов (Архипова, 2006). При коррекции различных типов дизартрии следует учитывать первичную причину дефекта. С этой целью необходимо проводить обследо-; вание интонационной стороны речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|