3. Обследование восприятия интонации
Обследование восприятия интонации проводится для toro, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонации. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства. Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок раз-пичать разнообразные интонационные структуры в им-нрессивной речи. Материал для исследования: предложения, произно симые с повествовательной, вопросительной и воскли цательной интонацией, и графическое изображени предложений. Процедура: ребенку предлагается послушать предло жения, которые произносится с различной интонацие (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Предварительно перед выполнение задания проводится беседа, в которой на материале одной серии предложений выясняется, одинаково они произносятся или по-разному. 1. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. | i Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокой-ным, ровным голосом — подними карточку с точкой: l „. |» Речевой материал: 1. Кошка сидит на стуле. 2. Светит солнце. 3. У тебя есть собака? 4. В вазе стоят цветы. 5. Пойдем гулять! 2. Определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. 11, ? " Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, Речевой материал: 1. Возле дома растет тополь. 2. Сегодня так тепло! 3. Завтра будет дождь? 4. Петя вернулся домой.
5. Кто стучится в дверь? 3. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. 1 l. ! 1 Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, Речевой материал: I, У Тани красный шарик. , *. Ох, какой большой дом! \. Шапка лежит на полке. 4. Вот как высоко прыгнул Вася! 5. Ты любишь рисовать? 4. Дифференциация типов интонации в предложении. Предлагаются задания, где речевой материал предношен повествовательными, вопросительными и вос-1 i и нательными предложениями. Перечисленные интонационные типы даются в произвольном порядке. Процедура: ребенку предлагают сравнить значение тух одинаковых предложений, произнесенных с разнимой интонацией. Предложения нужно отличить друг «•I друга, вьщеляя заданную интонацию, и поднять соот-игчствующие карточки. Инструкция: ' «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят». Речевой материал:
—Сегодня тепло? ||__ | ||___? | —У Тани новое платье! —Скоро пойдет снег. —Кошка спряталась? —Мы будем петь! 5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте. Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты поено каждой прочитанной строки подними карточку. Если услышишь вопрос, то [i? ] Если спокойный и ровный тлос, то |i . | ». Кто умеет утром сам просыпаться по часам? Я умею по часам просыпаться утром сам. Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?
Я умею на кроватке простыню расправить гладко. Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться? Я обычно утром рано умываюсь из-под крана. Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею. 6. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно». а) Снег идет, (грустно)
б) В комнате жарко! (весело) В комнате жарко? (удивленно) в) Собака убежала? (удивленно) 7. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку». — Заяц белый, Куда бегал? — В лес дубовый. — Что там делал? — Лыко драл. — Куда клал? — Под колоду. — Кто брал? — Родион. 8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши». а) Кошка спряталась. Кошка спряталась в коробке. б) Таня идет. Таня идет из школы. Таня идет... (из
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|