Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Обследование восприятия интонации




Обследование восприятия интонации проводится для toro, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человече­ская речь обладает разнообразием интонации. Это раз­нообразие достигается изменением высоты, силы, темб­ра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоци­ональную окраску, помогает выразить чувства.

Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок раз-пичать разнообразные интонационные структуры в им-нрессивной речи.


Материал для исследования: предложения, произно симые с повествовательной, вопросительной и воскли цательной интонацией, и графическое изображени предложений.

Процедура: ребенку предлагается послушать предло жения, которые произносится с различной интонацие (повествовательной, вопросительной или восклицатель­ной). Предварительно перед выполнение задания прово­дится беседа, в которой на материале одной серии пред­ложений выясняется, одинаково они произносятся или по-разному.

1. Определение наличия повествовательного предло­жения. Знакомство с сигнальной карточкой. | i

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокой-ным, ровным голосом — подними карточку с точкой: l „. |»

Речевой материал:

1. Кошка сидит на стуле.

2. Светит солнце.

3. У тебя есть собака?

4. В вазе стоят цветы.

5. Пойдем гулять!

2. Определение наличия вопросительного предложе­ния. Знакомство с сигнальной карточкой. 11, ? "

Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь,
что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос — подними
карточку с вопросительным знаком: | I    ? 1 »

Речевой материал:

1. Возле дома растет тополь.

2. Сегодня так тепло!

3. Завтра будет дождь?

4. Петя вернулся домой.

5. Кто стучится в дверь?

3. Определение наличия восклицательного предло­жения. Знакомство с сигнальной карточкой. 1 l. ! 1


Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь,
мн si радостно и громко говорю, подними карточку с
> « ишцательным знаком: [ l    ! 1 »

Речевой материал:

I, У Тани красный шарик.

, *. Ох, какой большой дом!

\. Шапка лежит на полке.

4. Вот как высоко прыгнул Вася!

5. Ты любишь рисовать?

4. Дифференциация типов интонации в предложении.

Предлагаются задания, где речевой материал пред­ношен повествовательными, вопросительными и вос-1 i и нательными предложениями. Перечисленные инто­национные типы даются в произвольном порядке.

Процедура: ребенку предлагают сравнить значение тух одинаковых предложений, произнесенных с раз­нимой интонацией. Предложения нужно отличить друг «•I друга, вьщеляя заданную интонацию, и поднять соот-игчствующие карточки.

Инструкция: ' «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».

Речевой материал:

Сегодня тепло. У Тани новое платье? Скоро пойдет снег!

Кошка спрята­лась. Мы будем петь?

—Сегодня тепло? ||__ | ||___? |

—У Тани новое

платье!

—Скоро пойдет снег.

—Кошка спрята­лась?

—Мы будем петь!

5. Дифференциация типов интонации в стихотвор­ном тексте.

Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты пое­но каждой прочитанной строки подними карточку. Если услышишь вопрос, то [i? ] Если спокойный и ровный тлос, то   |i . | ».

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?


 




Я умею на кроватке простыню расправить гладко. Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться? Я обычно утром рано умываюсь из-под крана. Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

6. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».

а) Снег идет, (грустно)
Снег идет? (удивленно)
Снег идет! (весело)

б) В комнате жарко! (весело)
В комнате жарко, (грустно)

В комнате жарко? (удивленно)

в) Собака убежала? (удивленно)
Собака убежала! (весело)
Собака убежала, (грустно)

7. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».

— Заяц белый, Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыко драл.

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто брал?

— Родион.

8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши».

а) Кошка спряталась. Кошка спряталась в коробке.
Кошка спряталась... (в коробке). Кошка спряталась в
коробке... (под столом).

б) Таня идет. Таня идет из школы. Таня идет... (из
школы). Таня идет из школы... (домой).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...