Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Обследование воспроизведения логического ударени




6. Обследование воспроизведения логического ударени

Цель обследования: определить, может ли ребенок вь делять голосом главные по смыслу слова во фразе, т. продуцировать логическое ударение.

1. Воспроизведение фразы с логическим ударение по образцу.

Процедура: ребенку предлагается прослушать предло жение и затем аналогично воспроизвести его с тем ж логическим акцентом.

Материал для исследования: предложения, произне сенные логопедом; предложения для отраженного вое произведения; сюжетные картинки.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выде­лю в нем " главное" слово. Слушай внимательно, повто ри предложение и тоже выдели в нем " главное" слово»,

Кошка сидит под стулом.

Витя пьет молоко.

Зина бежит по улице.

Лампа горит ярко.

Дети играют в снежки.

2. Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением.

Процедура: ребенку предлагается прослушать и срав­нить два предложения, различающихся логическим уда­рением.

Инструкция: «Я произнесу два предложения. Внима­тельно послушай, как они звучат, одинаково или по-раз­ному? Повтори точно так же».


I апя смеется.                Таня смеется.

('обака несет палку.       Собака несет палку.

V Пети красный шарик. У Пети красный шарик.

Диван стоит у окна.       Диван стоит у окна.

I, Воспроизведение логического ударения при отве-

■      < i на вопросы по сюжетным картинкам.

Процедура: предлагаются сюжетные картинки, по ко-

• < (1ым логопед вместе с ребенком составляет предложе-
мщс. Затем логопед задает ребенку несколько вопросов
" •(мчередно, на которые он должен ответить совместно

■      ч цшленным предложением, интонационно выделяя
iMHiioe по смыслу слово.

Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением,

• мюрое мы только что составили. Будь внимателен, вы-
«■ (Нй голосом " важное" слово».

Мальчик рисует солнце.

а) Кто рисует солнце?

б) Что делает мальчик?

в) Что рисует мальчик?

Девочка шьет юбку.

а) Кто шьет юбку?

б) Что делает девочка?

в) Что шьет девочка?

4. Воспроизведение фраз с повествовательной и во­просительной интонацией с перемещением логического ■ ■ ■ /'трения в зависимости от количества слов в предложении.

Инструкция № Г. «Послушай фразу. Сколько в ней г нов? Выдели голосом сначала первое, потом второе, по-itiM третье слово. Меняется ли смысл фразы? »

Повествовательные предложения:

~1        2        3             '     1      2          3

Зина читает книгу.        Коля открыл дверь.

Инструкция № 2. «Послушай фразу. Произнеси ее f только раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай уда-пение только на одном — новом — слове».

Вопросительные предложения:

~1          2       3 „               Л           2            3  „

Таня возьмет мяч?         Они принесли краски?

* 1»к 338                                                                                                    65



И Ml

k и

5. Самостоятельный выбор слова, произносимого
логическим ударением, в зависимости от вкладываемо

смысла.

Инструкция: «Повтори за логопедом фразу: " Па пришел с работы". Теперь нужно сказать эту фра по-разному. Первый раз — так, чтобы было понят! что пришел папа, а не дядя. Второй раз — чтобы бы понятно, что папа пришел, а не приехал на маши Третий раз — нужно голосом подчеркнуть, что па пришел с работы, а не из магазина».

1-й. Папа пришел с работы.

2-й. Папа пришел с работы.

3-й. Папа пришел с работы.

6. Выделение слога из цепочки слогов по образ
который показывает логопед.

Инструкция: «Повтори за мной, выделяя голосом т же слог, что и я».

па-па-па         та-та-та           ма-ма-ма

па-па-па         та-та-та           ма-ма-ма

па-па-па         та-та-та           ма-ма-ма

7. Обследование модуляций голоса по высоте

Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок опре делять и интонировать постепенное движение мелоди~ снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций го' лоса по высоте необходимо для того, чтобы узнать, на сколько ребенок может владеть своим голосом, изменят его по высоте, насколько широк диапазон голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания предметные картинки с изображением животных и и детенышей.

1. Исследование восприятия изолированных звуков i звукоподражаний, произнесенных с различной высотой

голоса.

Процедура: ребенку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и со­отнести с картинкой, изображающей животных и их де­тенышей или предметы разной величины. Предвари­тельно объясняют, что у взрослого животного, напри­мер, у собаки, голос «толстый», т. е. низкий, а у щенка — «тонкий», т. е. высокий.


а- «Послушай и покажи (скажи), кто так Инструкция: «Послушан

,, «1 ГОЛОС? »

\=- собака \~- корова \- кошка, пароход большой медведь

дБ /_ щенок

у[У /— теленок

МЯУ /_ котенок

у / - кораблик маленький

О /- мишутка

,, • медведь

' Воспроизведение изолированных звуков и звуко-Фижаний с понижением и повышением высоты го-

Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, •шлет и т. д. и маленький, как подают голос животные т детеныши».

А /■

А \— большой (низкий)

голос У \- пароход О \— медведь МУ \— корова Л В \ - собака МЯУ \— кошка

маленький (высо­кий)

у /— кораблик

О / - мишутка

МУ / - теленок

дВ / - щенок

МЯУ /_ котенок

МЯУ

3. Воспроизведение поступательного повышения и ««ииижения голоса на гласных звуках с опорой на гра­фическое изображение или движения руки: вверх — повышение высоты вниз — понижение высоты

Инструкция № 7: «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься «низ. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет штышаться и становиться тоньше. Когда голос будет i пускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ни- iiC. Сначала со звуком А, потом О, У».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...