4. Обследование воспроизведения интонации
4. Обследование воспроизведения интонации Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Материал для обследования: образцы предложений i и. шчных интонационных типов, стихотворные тексты, «итные картинки с эмоциональным содержанием. 1. Воспроизведение отраженно фраз с разной инто- Инструкция: «Послушай и повтори с той же интона- > " Ш> П, как я». - Будет дождь. Будет дождь? Будет дождь! Это наша улица. Зина купила арбуз! Зина купила арбуз. Зина купила арбуз? - Скоро лето. Скоро лето! Скоро лето? 2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за iviной отдельно каждое предложение». =- Курочка-ряба, куда идёшь? — На речку. =- Курочка-ряба, зачем идёшь? — За водой. — Курочка-ряба, зачем тебе вода? — Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат. 3. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с Инструкция № Г. «Я буду задавать вопрос, а ты отпить той же фразой, но с другой интонацией». Логопед Ребенок Двери закрылись? Двери закрылись. Дети любят играть? Дети любят играть. Зонтик стоит в углу? Зонтик стоит в углу. Инструкция № 2: «Теперь я буду произносить фразу, I ты спрашивай, задавай вопросы». Логопед Ребенок Птицы улетели. Птицы улетели? Саша спит. Саша спит? Ты придешь завтра. Ты придешь завтра?
Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фр с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно». Фразы Удивленно Радостно Груст Листья пожелтели. — — — Сегодня очень жарко. — — — Мы скоро уедем. — — — 5. Самостоятельное воспроизведение мелодики п Процедура: ребенку предлагается сюжетная картинк со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопе в устной форме описывает содержание. Ребенок долже произнести предложение, окрашенное интонационно соответствии с этой ситуацией. Инструкция: «Рассмотри картинки. Как сказать, что светит солнце? Как спросить, пойдут ли дети гулять? Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулятьС Как спросить имя у нового ребенка в группе детско-» го сада? » 5. Обследование восприятия логического ударения Обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют лИ; сами выделить любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. В предварительной беседе ребенку в доступной фор-* ме объясняют значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом объясняют: чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выделяют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного логического ударения, то есть выделить голосом определенное слово во фразе.
'Митериал для исследования: предложения, сюжетные • «пики, предметные, картинки, стихотворные тексты. I Умение определить слово, выделенное голосом в ■ и » 1 новательном предложении, и назвать выделенное.. 'ми. Процедура: ребенку предлагается внимательно прошить одинаковые предложения, сравнить различные ' «и нки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли • f< предложения произнесены. Затем ребенку предлага- > i прослушать каждое предложение, рассмотреть coot Инструкция: «Внимательно слушай предложение, и (иши, какое слово я выделил(а) в предложении». Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды. Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды. Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды. L Умение определять слово, выделенное логопедом и шшросительиом предложении, и вместо ответа пока-miii соответствующую картинку. Процедура: ребенку предлагается рассмотреть пред-■ ■ #щые картинки и прослушать вопросительное предло-I »ине. Логопед произносит предложение, голосом выде-тн слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагается вместо ответа показать соответствующую подметную картинку. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. *1 Нуду задавать тебе вопросы, голосом выделяя «важное» > sioDO, а ты вместо ответа покажи нужную картинку». — Девочка моет чашку? — Мальчик сорвал яблоко? — Девочка моет чашку? — Мальчик сорвал яблоко? 3. Умение определить слово, выделенное голосом в • (ихотворном тексте. Процедура: ребенку предлагается прослушать стихо-i норные строчки и повторить слово, несущее на себе »мысловую нагрузку.
Стучат колёса — тук-тук-тук, И под весёлый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везём подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог, И вкусный испечёт пирог, Расскажет сказку про зверей, Мы едем к бабушке своей!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|