12. Обследование речевого дыхания
12. Обследование речевого дыхания Начинают обследование речевого дыхания с оценки t рншации вдоха и выдоха. Определяют характер ды-»-ч||« ребенка в покое и в момент речи. Визуально опре-* пин характер дыхания в покое: дышит ли ребенок но- |« КИИ рТОМ. Ныделяют 3 типа дыхания: поверхностное ключичное; грудное; нижнереберно-диафрагмальное. При поверхностном ключичном дыхании живот на к м\& втягивается, а плечи поднимаются. При грудном — г н ширяется грудь на вдохе. При нижнереберно-диаф-t'4мольном — при вдохе выпячивается живот, а при вы-««•а' живот опадает. Нижнереберно-диафрагмальное ды-«1ИС считается наиболее физиологичным (см. раздел 2. 3). I. Определение типа дыхания Материал для исследования: состояние покоя, при ко-нфом ребенок может сидеть, лежать, стоять. Процедура: ребенку предлагается спокойно посидеть, и*(стоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При * покойном дыхании ребенка определяется, какая часть ■ уловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это гыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное пихание. Если расширяется грудь, то это относится к i рудному типу дыхания. Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Мои руки будут проверять, как ты дышишь». 2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и " выдыхать. Слушай внимательно и выполняй». Вдохни носом (понюхай цветок) — выдохнуть носом (2—3 раза). Рот при этом закрыт. Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2—3 раза). Вдохни ртом (как рыба) — выдохни ртом (погрей руки).
Вдохни ртом, а выдохни носом. 3. Исследование. целенаправленности воздушн струи Материал для исследования: пузырек, ватный шарй" маленькая свечка для дня рождения. Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть». — Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забе мяч в ворота. — Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек за свистел. — Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. 'За дуй свечу с первого раза. 4. Исследование силы воздушной струи. Материал для исследования: граненый карандаш, губ* ная гармошка. Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть». — Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на не* го так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой. — Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы; появился звук. Критерии оценки: 4 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифферен-. цирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная. 3 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха. 2 балла — диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 1 балл — поверхностный ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и вы-. дох. 0 баллов — задание не выполняет. i Исследование особенностей фонационного ДЫХа-hM'I 1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос it »i i иыдохе произносить предложение. Инструкция: «Послушай внимательно предложение и ннншри его. Старайся сказать предложение плавно, на • ■ «ним выдохе». I, Девочка рисует цветок. Л Девочка рисует цветок карандашами.
i Девочка рисует красивый цветок карандашами. 4. Девочка рисует красивый цветок цветными каран- ■ ■ шшми. 2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки. и на выдохе произносить чистоговорку. Эксперимента-oil» показывает образец выполнения задания. Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. * целай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я». Жу-жу-жу — я все лужи обхожу. Ша-ша-ша — наша Маша хороша. Ко-ко-ко — мне до речки далеко. 3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизиро- Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе». 4) Воспроизведение короткого стихотворения. фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и ды-шиия. Определяется также дискоординация фонации и дыхания. Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике». Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты. Критерии оценки: 4 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхан хороший. 3 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхан' 2 балла — речь на выдохе, но ослаблен речевой в дох. 1 балл — речь возможна на вдохе, дискоординац дыхания и фонации. О баллов — не справляется с заданиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|