10. Обследование восприятия тембра голоса
i—i А О У
А А А А АУ \А' ^А-* NA^ ^A - «Покажи, как стучат часы». ТИК ТИК ТИК ТИК 4 тик \ик чтик «Покажи, как звенит колокол». ДИНЬ ЛИНЬ ДИНЬ - БОМ БОМ Примечание: активно используется помощь в в движений руки логопеда, которые указывают, вверх по нимается или вниз опускается голос. Критерии оценки: 4 балла — задание выполняется с достаточными м дуляциями по высоте; 3 балла — задание выполняется с недостаточным модуляциями голоса по высоте; 2 балла — задание выполняется без модуляций гол са по высоте, но при сопряженном выполнении задан высота голоса изменяется; 1 балл — задание выполняется без модуляций голо по высоте, но при сопряженном выполнении задан высота голоса остается без изменений; О баллов — задание не выполняется. 8. Обследование модуляций голоса по силе Цель обследования: определить, умеет ли ребенок и менять громкость голоса. Обследование модуляций го лоса по силе необходимо, чтобы выяснить, как ребено может менять голос по силе (громкости). Материал для исследования: звуки; звукоподражания предметные и сюжетные картинки, на которых изобра жены транспортные средства, расположенные близко далеко. 1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний произнесенных с разной силой голоса. Процедура: ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изобра- » чт'М удаленного предмета — на тихий голос или кар-1ЙЧ- v {' изображением приближенного предмета — на If и и И голос логопеда. Инструкция № 1: «Слушай внимательно. Плывет ко-|и< и,, он гудит — " УУУУУ". Если пароход близко — он Ь 'in цюмко, если далеко — тихо. Услышишь громкий i* > -«I■ „ подними картинку, где корабль близко, тихо — i ■ < ■ i орабль далеко».
Громко Тихо V =— самолет близко У — самолет далеко Л =- пожарная машина А —. пожарная маши- близко на далеко О — поезд близко О — поезд далеко И — скорая помощь И — скорая помощь близко далеко Инструкция № 2: «Послушай, как подают голос разине животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, |< к ко они от нас или близко. Напомню, что если дале-i > «., ю голос слышим тихий, если близко, то голос слы-»шм громкий». Громко Тихо Жук - ЖЖЖЖЖ жжжжж Комар — 3333333 ззззззз Кузнечик — ЦЦЦЦЦ цццццц Кукушка — КУ-КУ ку-ку Лягушка — КВА-КВА ква-ква Сова — УХ-УХ ух-ух Осёл — ИА-ИА иа-иа Примечание: звукоподражания дают вразнобой. 2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподра-i ииий, произнесенных с разной силой голоса. Инструкция № 1: «Покажи, как гудит пароход, само-(»г, машина и др., если они далеко, и как они гудят, ес-III они близко? » Близко Далеко Самолет (У) -...? ...? Пароход (Ы) -...? ...? Поезд (О) -...? ...? Машина (И) -...? ...?
3. Воспроизведение постепенного нарастания и пад ния силы голоса при произнесении отдельных звуков. звукоподражаний.
Инструкция № 1: «Покажи, как гудит приближающи ся самолет, поезд, машина и т. д. ». ООО
О (нарастание *" силы голоса)
А А (нарастание *" силы голоса)
У У (нарастание силы голоса) шепот тихо обычная громко очень Инструкция № 2. «Покажи, как. гудит удаляющийс' самолет, поезд, машина и т. д. ».
очень громко обычная тихо шепот Инструкция № 3: «Покажи, как подают голос при ближающиеся животные, насекомые, птицы». жук - ж ж Ж Ж Ж жжЖЖЖ тихо шепот обычным громче, громко слитно, на од- i импр - з 3 3 3 3 зЗЗЗЗ тихо шепот обычным громче, громко слитно, на од- голосом чем обычно ном выдохе » укушка -куку куку куку КУКУ КУКУ КУКУ тихо шепот обычным громче, громко очень Кирова - му му МУ МУ МУ МУ^ тихо шепот обычным громче, громко очень голосом чем обычно громко t 'ona - ух ух ух УХ УХ УХ ^ тихо шепот обычным громче, громко очень голосом чем обычно громко t Обака - ав ав АВ АВ______ АВ АВ тихо шепот обычным громче, громко очень голосом чем обычно громко Инструкция № 4: «Покажи, как воет сирена — сна-«* it тихо, а потом все громче и громче, т. е. на одном нпчохс, а потом затихает». У У У У У У У у их (ихо обычным громче, громко громче, обычным тихо шепот голосом чем обычно чем обычно голосом '), Выявление назального (носового) тембра голоса Субъективная оценка тембра голоса первоначально нцинодится при проведении первичного общения с ре-•> и ком, во время установления контакта. Для исследо-•< ниш и оценки тембра голоса используется шкала оцен-| и гсмбра, разработанная Е. С. Алмазовой. 4 балла — нормальный голос, отклонений от нор-мньиого тембра не отмечается. 3 балла — легкая степень нарушения тембра, тембр i и носа может быть крикливым или «писклявым», наза- «июванным. 2 балла — умеренные нарушения тембра, тембр го-»Нл1 может быть грубым или «квакающим».
I балл — выраженные нарушения тембра голоса, и мбр может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим». О баллов — афония, отсутствие звучного голоса при «ыиичии шепотной речи.
При гипоназализации звуки [mJ, [н] в речи детей з чат как [б], [д]. Материал для исследования: слова, предметные ка тинки, в названиях которых встречаются звуки [м], [Н Инструкция: «Повтори за мной слова. Назови ка тинки, при этом зажми нос пальцами». МАШИНА МОЛОКО МАК МАЛИНА НИНА НИТКИ НОС НОГИ Процедура: во время произнесения слов ребенок з жимает нос пальцами. При этом фиксируют, изменяете ли тембр или остается прежним. В норме, при нормал ' ном тембре зажимание носа приводит к гиперназализ ции (т. е. появляется носовой оттенок голоса). При гипо назализации — как при открытых носовых ходах, так при зажимании носа — тембр остается прежним. 2. Определение гиперназализации При гиперназализации носовой оттенок приобрета, ют согласные звуки, кроме [м] и [н], а также нарушаете тембр гласных. Материал для обследования: слова, предложения, во просы по сюжетным картинкам. Инструкция № 1: «Повтори за мной предложения». Инструкция № 2. «Ответь на вопросы по картинка Зажми нос пальцами». — У Коли сломался велосипед. — Машинист остановил поезд. — На ветке красные ягоды рябины. — Из трубы идет дым. Процедура: при выявлении гиперназализации прово дят тестирование дважды: 1-я инструкция дается для опре деления наличии отклонения тембра. 2-я инструкци ' позволяет подтвердить гиперносовой резонанс, т. е. гаи перназализацию. Гиперназализация при закрытии ноздрей будет нарастать. При выявлении гиперназализации у ребенка со стертой дизартрией необходима консультация отоларинголо- « iti исключения органических нарушений, затруд-|' < > " '«них носовое дыхание: аденоиды, полипы, искривле-|". носовой перегородки и др. При выявлении гипоназализации у детей со стертой •нчффией необходима консультация отоларинголога •» ■ ■ ■ » исключения субмикозной расщелины, пареза мягко-
i" iit'tni. 10. Обследование восприятия тембра голоса При исследовании восприятия тембра голоса оцени-м■ *> к »| умение определять характер звучания тона голоса и. ГliyX. Материал для исследования: картинки — символы-ма-> i in,, изображающие чувства, эмоции людей; слова-меж-( «1**! ия; предложения; картинки с изображением людей (■ ■ иного возраста. I. Различение тембра голоса на материале междоме- Процедура: логопед произносит одиночные междоме- < «ii[ с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед '■ идлагает ребенку рассмотреть картинки с изображени-i различных человечков — символов-масок, изобра-* шнцих чувства, и выбрать подходящую (лицо человеч-i 1 должно выражать соответствующее чувство). Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Чица этих человечков выражают различные чувства: круеть (1), удивление (2), радость (3), гнев (4), страх (5). -•I произнесу маленькие слова (восклицания), а ты подумай, каким тоном голоса я произнес(ла) слово, и пока-I и подходящего человечка». 1. Ах! — радость восхищение. 2. Ой! — испуг, страх. 3. Ух! — недовольство. 4. О! — удивление. 5. Эх, — грусть, сожаление.
Процедура: ребенку предлагается прослушать одно то же предложение, определить на слух, каким тоном г лоса оно было произнесено, и показать картинку с и: бражением человечка, лицо которого выражает соотв ствующее чувство. Инструкция: «Я сейчас произнесу предложение, а подумай, каким тоном оно было произнесено, и пок подходящего человечка». 1. Скоро гроза! (недовольно) 2. Скоро гроза! (радостно) 3. Скоро гроза?! (удивленно) 4. Скоро гроза, (грустно) 5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно) 3. Различение тембра голоса людей разного возраста Процедура: Перед ребенком раскладываются картин^ ки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную запись с голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение человека. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чем " голос звучит. Покажи подходящую картинку». Речевой материал: одна фраза, произнесенная разными голосами. «Угадай, чей голос? » 1. Женский голос. 2. Мужской голос. 3. Детский голос. 4. Голос пожилой женщины. 5. Голос пожилого мужчины. критерии оценки:
I Налла — задание выполняется правильно. i (шла — задание выполняется правильно, но в за-> ■ * к ином темпе. ' (киша — задание выполняется. с ошибками, но очинки исправляются самостоятельно по ходу работы. 1 йалл — для выполнения задания требуется актив-> > щ помощь взрослого^. И баллов — задание не выполняется, повторные ин-■ фукции неэффективны. 11. Обследование воспроизведения тембра голоса Оцениваются эмоциональные характеристики голо- i Сак как изменение окраски голоса характерно для определенных разновидностей эмоциональной речи, • мучение ее особенностей у детей проводится на мате Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими • '•носовыми возможностями, может ли изменять окраску Перед выполнением задания с детьми проводится бе-ь * да о возможных изменениях" голоса. Детям говорится и том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или грубым, пискля-, ним или хриплым, веселым или печальным, жалобным шм и испуганным и т. д. 1. Передача эмоционального состояния междометиями с помощью разных оттенков голоса Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих миц. Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть t срию' сюжетных картинок и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. По каждой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке.
Упала чашка — Ой! (испуганно). Забили гол в ворота — Ура! (радостно). Просят убрать игрушки — У-У (недовольно, плаксиво). - Устали и хотят спать — Ох (устало, тихо). Рубят дрова — Ух (тяжело). Грозят пальцем: нельзя — Ай-я-яй (строго), 2. Изменение тембра голоса в зависимости от того какому персонажу сказки подражает ребенок Материал для исследования: сюжетная картинка персонажем сказки «Колобок». Процедура: в предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят — одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то\ что характерно для каждого из них. Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел? его съесть? Каким голосом говорили... » Заяц —//—(звонким, задорным, чистым голосом). Волк —//—(грубым, низким голосом, с угрозой). Медведь— //—(громким, низким, спокойным). Лиса —//—(мягким, ласковым, хитрым голосом). Критерии оценок: 4 балла — правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно. 3 балла — правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца. 2 балла — некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные. 1 балл — выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое). О баллов — невыполнение задания или отказ от задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|