Раннегреч-я натурфилософия. Диалектика Гераклита. Атом мат-зм Демокрита. Сократ о чел как собъект позн. Философия Платона
Раннегреч-я натурфилософия Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – материалистические взгляды → «смотри и наблюдай», что такое мир, мироздание, космос, что есть основа. Из чего возник мир и во что все превращается. Милетская школа Фалес – все из воды, Анаксимандр. 6-7 век до н. э.. Вещество первооснова → опейрон (бесконечное, неопределенное).. Земля, воздух, огонь могут превращаться друг в друга → между ними есть нечто общее – это и есть опейрон. Анаксимен – главные произведения – о природе. Первооснова - воздух, т. к. его роль для жизни очень велика. Предугадал один из законов диалектики – переход количества в качество. Для Милетской школы характерно: 1. Искание первоосновы 2. Основа – лишь одна стихия 3. Субстанция – Первовещество 4. Первовещество – живое (=гелазоизм) 5. Совмещение философии и физических основ, подходов.
Диалектика Гераклита Гераклит (6-5 вв. до н. э. ). Жил в Эфесе (Малая Азия), был отшельником. Считал основной задачей философии – познание истинного смысла всего сущного и человеческой жизни. Гераклит облекал мысли в особые формы – афоризмы Основное положение философии → всеобщий универсальный закон движения: все в мире в движении → все течет, все обновляется, изменяется и ничто не может прибывать вне движения. Единство всего сущего среди яркого многообразия поддерживается постоянным переходом одних составных частей вселенной в другие, и потому мир представляет картину непрерывной смены явлений, непрерывного движения: «все течет и ничто не пребывает», «нельзя два раза войти в одну и ту же реку». Первооснова – огонь, который также есть душа и разум (logos). Огонь никто не разжигал, он был, есть и будет.
Гераклит заложил основы объективной, стихийной диалектики мышлений, т. е. диалектика природы, мира. Стихийная диалектика: 1. причиной всего сущного является постоянная борьба противоположностей. 2. Всякая вещь или свойство изменяется не каким угодно образом, а переходит в противоположность данной природы: теплое → холодное, влажное → сухое. 3. Благодаря борьбе противоположностей определяется их внутреннее тождество: «бессмертные – смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают». 4. Всеобщность изменения и переход свойств в противоположные делает все качества вещей относительными. В основе лежит logos = ритмика. Т. о. , у Гераклита все сущее – подвижное единство и борьба противоположностей.
Атом мат-зм Демокрита Демокрит – атомистическая философия (Эпикур, Лукреций). Сын крупного торговца. В основе концепции: в основе всего атомы («атом» - неделимый). Первооснова – атомы, вечные, непроницаемые и внутренне неподвижные. Они отличаются по форме, порядку и расположению, постоянно действуют в пустоте. Демокрит заложил основы субстанциальной теории пространства и времени – атомы отдельно, пустота отдельно; т. е. время и пространство не зависят от вещества. Теория атавизма основывалась на наблюдении и аналогии – тела могут сжиматься и разжиматься → есть атом и пустота + переносил некоторые явления на атомы. Душа возникает у огненных атомов и в них превращается, т. к. душа смертна → отрицание загробного мира. Атомы – в движении и вне движения их определение в пустоте невозможно, т. е. все в мире причинно обусловлено. Отождествлял причинность и необходимость. Демокрит исходил из чувствительности, но атомы нельзя свести к чувствам. Конечное не может бесконечно делиться.
Сократ о чел как собъект позн Идеалист. Антропоцентризм. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным является то действие, которое дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности является самопознание (" познай самого себя" ). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество - со злом. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.
Методы: 1. Ирония 2. Диалектика 3. Индукция. Познай самого себя, Я знаю, что ничего не знаю.
Философия Платона Основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины " закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. По его мнению, идея (" форма" ) неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - " первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен. Чел смертен, душа – нет. Ничего сверх меры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|