Диалектика сущности и явления.
Диалектика сущности и явления. Сущность – внутренняя, глубинная скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт…. Явление – внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные изменчивые характеристики того или иного предмета. Это связанные противоположности. Одно их них предполагает другое. Явления – симптомы.
Содержание и форма Для понимания структурности материи, которую конкретизируют эти категории. Содержание живых организмов – обмен веществ, физиологические функции. Связана с категорией сущности. Сущность – общее, необходимое, закономерное. Содержание включает в себя и второстепенное, случайное неглавное: напр., содержание теории шире, чем сущности теории. Форма – внутреннее присущее содержанию структура, ее внешнее выражение. Форма бывает внешней и внутренней. Содержание и форма находятся в диалектическом единстве. Диалектика: 1. Их неразрывность. 2. Неоднозначность связи (сложная, многозначная) 3. Противоречивость единства. 4. Оптимальность развития (когда форма и содержание соответствуют друг другу). Содержание оформлено, форма содержательна. Иногда новое содержание использует временно старую форму, т. к. содержание предшествует во времени форме. Методологическое значение: 1. Необходимо учитывать диалектику содержания и формы, отводя главное место содержанию, выводя форму из содержания (а не наоборот), т. к. форма вторична в любой деятельности. 2. Использование до конца формы, пока она служит развитию содержания. 3. Обнаружений противоречия. Заменять устаревшую форму, обеспечивать соответствию развития содержанию.
В медицине: структура и функция. Морфологически и функциональные изменения в организме. Форма органов связана с их функцией. Изменение функции → изменение морфологии, структуры. Деформация органа → изменение функции.
Часть и целое Целое – объект, части которого находятся в определенном взаимодействии, придавая предметам такие новые свойства, которых нет ни у каждой из частей в отдельности, ни у их суммы, но которые появляются в результате взаимодействия. 1. упорядоченность 2. потеря некоторых св-в при входе в целое 3. появление у целой сисмы новых св-в. А)неправомерность сведения целого к сумме частей Б)необходимость рассмотрения целого во всей сложности и относительной самостоятельности сторон. В)рассмотрение отдельной части – знание природы целого. Г)изучение целого опирается на знание св-в чатсей.
Система. Принцип системности С – совокупность закономерно связанных между собой в определенную структуру относительно однородных предметов. Элемент – явления или процессы, которые в совокупности могут образовывать новую систему. Структура – характер связи между элементами в системе. Отражение как атрибут материи Способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности др явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Формы отражения: 1. В неживой природе (механическая, химическая, физическая). 2. В живой - таксисы, раздражимость, тропизмы. - чувствительность (условные рефлексы, безусловные рефлексы). - психика высших животных: ощущения, восприятия, представления. - сознание – высшая форма отражения у человека: суждение, умозаключение, воображение. Особенности неживых систем – отвечать одним и тем же образом не разные воздействия. Для живых систем – многообразные ответы, способы поведения → запас информации в долговременной памяти.
Особенности отражения в живых системах: 1. Активный характер. Вытекает из способности живых систем. Наличие обратной связи → гомеостазис (у неживой природы – пассивный характер [напр., ржавение железа]). 2. Опережающий характер отражения. Анохин. 3. Живые системы обладают огромным количеством информации → разнообразие поведений. Информация позволяет строго сформулировать количественные и качественные принципы отражения. 4. Отражение связано с реактивностью. Н/с – ответ на действие внешней среды, продукт как биологический, так и социальный. Характеристики: 1. модальность 2. количественная 3. структурная 4. предметность….
Происхождение сознания и языка Сознание – высшая, свойственная лишь чел форма отражения объективной действительности. Платон: тело вместилище бессм души (сознания). Хр-во: сознание – бож искра. Декарт: внепространственная субстанция. Гегель: воплощения всемирного разума. Марксизм: возникло в процессе общ-произв деятельности чел. Прод деят-ти созн материализ в языке. Язык фиксирует стр-ру мысли. Античность: непроизв выраж эмоций. Хр-во: даровано Богом. Маркс – действительность мысли.
Сознание. Его сущность и стр Не всё, что отображается в психике человека, осознается. Сознание — сознательно-психическая деятельность. Психика явл. более широким понятием. П. — это совокупность явлений его внутр. субъектив. мира, отличного от внеш. мира, включая и тело человека. Основные составляющие психики: 1. Внеш. чувства (формы: ощущения и др. ) 2. Разум — абстрактное мышление (его формы: понятие, мышление, умозаключение) 3. Внутр. мир (формы: горе, страх) 4. Воля Сознание не тождественно психике человека (т. к. психика включ. и бессознательное)! К сознательным относятся только те психические явления, которые проходят через разум и осознаются человеком. С. — осозн. явление действительности, это знание о внеш. и внутр. мире, т. е. о самом себе. Знание — способ существования сознания. Сущность сознания – его идеальность, которая выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых предметов, ни св-ми нервных процессов.
Структура сознания: Знание ¯ Сознание ¯ Самосознание ® Самоконтроль ¯ Самопознание Самосовершенствование ¯ Самонаблюдение
во вне во внутрь Самооценка (внеш. мир) (внутр. мир) сознание есть совокупность психических функций человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|