Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просвещение. Рационалистическая философия Декарта. Француский материализм 18в. Т познания И. Канта. Система и метод Гегеля




Просвещение

Дж. Локк, Толанд, Ньюман, Вольтер, Руссо,

Германия: Лессинг, Гердер. Философия предназначена для широких кругов населения и классу буржуазии. → Связь науки с практикой более ярко выражена → общественная полезность. Уверенность в мощи человеческого разума, который опирался на научный опыт. Просветители ограничивают веру в религию в пользу науки.

Французское просвещение.

Вольтер Работы: трактат о метафизике, поэма о естественном законе. Идеи: борьба с католической церковью, против абсолютизма, религию сохранить только для утешения, против авторитетов, которые доходят до догматизма. Объект философского анализа → общие процессы.

Жан Жак Руссо. Первая ступень неравенства: частная собственность. Вторая – государство Третья – превращение государственной власти в деспотизм.

Рационалистическая философия Декарта

Рационалист. Я мыслю, следов я существую.

Субстанция – вещь, не требующая для своего существование ничего, кроме себя. Субстанции – духовные (неделимость) и материальные (делимость до бесконечности). Дуализм: равнозначность духовной и материальной субстанций.

Принцип сомнений – сомневайся во всем, кроме своих мыслей.

Научный метод:

1. Истина должна быть очевидна

2. Анализ (индукций)

3. Принцип последовательности

4. Систематизация

Француский материализм 18в

Очистка матер-за от схоластики, против умозрительного решения проблем.

Ламетри. Форма неотделима от материи, а материя связана с движением. Материалистических хар-р одушевленности. Изучал чел как механизм. Механицизм.

Гольбах. Все явления – различные формы движен матер-х частиц. Основа всего – движение.

Гельвеций. Сначала все одинаково, потом меняется в зависимости от среды. Потребности чел:

Первичн: еда, одежда

Вторичн: гордость, честолюбие.

Чтобы изменить чел, надо изменить окруж среду.

Дидро. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Чувства есть главные побудители к действию. Чел движим стремлением к удовольств и отвращ к страданию. Общ:

1. вместо религии на 1е – рассужд, разум

2. атеистичность

3. полезность для общ

4. наука и прогресс – главное

 

Т познания И. Канта

Немец классич идеализм

Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба» (докритический период), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Докритический период → вопросы философии природы. Принцип измерения сил, происхождения и развитие солнечной системы, перспективы развития Земли, происхождение живой природы, принцип целесообразности строения организма. Использовал: физика Ньютона, теорию движения планет Кеплера, работы Коперника. Кант говорил, что ученые должны ставить вопрос о том, как возникла Вселенная, ее будущее.

Критический период. Мир вещей и мир явлений. Вещи непознаваемы. Познается только их способ влияния на нас.

Типы суждений:

1. Любое суждение состоит из субъекта и предиката (роза есть цветок) → аналитическое суждение базируется на анализе понятий, априорное → не надо прибегать к опыту. Нет прироста знания.

2. Понятия, которые представляют предикат, не входит в субъект → синтетическое (в процессе эксперимента получают знание) апостериорное (в процессе опыта). Естествознание построено на этом типе суждения.

3. Синтетические априорные суждения (синтез понятий). Н., прямая – есть кратчайшее расстояние между двумя точками) → соотношение искусственного с рациональным.

Система и метод Гегеля

объективный идеалист, представитель нем классич ф.

Содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, ду-ховное и разумное начало - " абсолютная идея", " мировой разум" или " мировой дух". Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в " стихии чистого мышления" - Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи в форме " инобытия", т. е. в форме природы, - Философия природы; природа не развива-ется, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в " духе" ) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеч. сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание.

Большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма " вещей в себе" и явлений.

 

Антропологический матер-м Фейербаха

Характерная особенность материализма Фейербаха – антропологизм. Критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Антропологизм Ф проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, кот. рассматривался им как " единственный, универсальный и высший" предмет философии. Для освобожд от религии необход понять, что чел не творение Бога, а часть природы. Не рассматр как мех-м, а рассм как организм. Сенсуалист, - ощущения – единств источник познания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...