Просвещение. Рационалистическая философия Декарта. Француский материализм 18в. Т познания И. Канта. Система и метод Гегеля
Просвещение Дж. Локк, Толанд, Ньюман, Вольтер, Руссо, Германия: Лессинг, Гердер. Философия предназначена для широких кругов населения и классу буржуазии. → Связь науки с практикой более ярко выражена → общественная полезность. Уверенность в мощи человеческого разума, который опирался на научный опыт. Просветители ограничивают веру в религию в пользу науки. Французское просвещение. Вольтер Работы: трактат о метафизике, поэма о естественном законе. Идеи: борьба с католической церковью, против абсолютизма, религию сохранить только для утешения, против авторитетов, которые доходят до догматизма. Объект философского анализа → общие процессы. Жан Жак Руссо. Первая ступень неравенства: частная собственность. Вторая – государство Третья – превращение государственной власти в деспотизм. Рационалистическая философия Декарта Рационалист. Я мыслю, следов я существую. Субстанция – вещь, не требующая для своего существование ничего, кроме себя. Субстанции – духовные (неделимость) и материальные (делимость до бесконечности). Дуализм: равнозначность духовной и материальной субстанций. Принцип сомнений – сомневайся во всем, кроме своих мыслей. Научный метод: 1. Истина должна быть очевидна 2. Анализ (индукций) 3. Принцип последовательности 4. Систематизация Француский материализм 18в Очистка матер-за от схоластики, против умозрительного решения проблем. Ламетри. Форма неотделима от материи, а материя связана с движением. Материалистических хар-р одушевленности. Изучал чел как механизм. Механицизм. Гольбах. Все явления – различные формы движен матер-х частиц. Основа всего – движение.
Гельвеций. Сначала все одинаково, потом меняется в зависимости от среды. Потребности чел: Первичн: еда, одежда Вторичн: гордость, честолюбие. Чтобы изменить чел, надо изменить окруж среду. Дидро. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Чувства есть главные побудители к действию. Чел движим стремлением к удовольств и отвращ к страданию. Общ: 1. вместо религии на 1е – рассужд, разум 2. атеистичность 3. полезность для общ 4. наука и прогресс – главное
Т познания И. Канта Немец классич идеализм Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба» (докритический период), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Докритический период → вопросы философии природы. Принцип измерения сил, происхождения и развитие солнечной системы, перспективы развития Земли, происхождение живой природы, принцип целесообразности строения организма. Использовал: физика Ньютона, теорию движения планет Кеплера, работы Коперника. Кант говорил, что ученые должны ставить вопрос о том, как возникла Вселенная, ее будущее. Критический период. Мир вещей и мир явлений. Вещи непознаваемы. Познается только их способ влияния на нас. Типы суждений: 1. Любое суждение состоит из субъекта и предиката (роза есть цветок) → аналитическое суждение базируется на анализе понятий, априорное → не надо прибегать к опыту. Нет прироста знания. 2. Понятия, которые представляют предикат, не входит в субъект → синтетическое (в процессе эксперимента получают знание) апостериорное (в процессе опыта). Естествознание построено на этом типе суждения. 3. Синтетические априорные суждения (синтез понятий). Н., прямая – есть кратчайшее расстояние между двумя точками) → соотношение искусственного с рациональным. Система и метод Гегеля объективный идеалист, представитель нем классич ф.
Содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, ду-ховное и разумное начало - " абсолютная идея", " мировой разум" или " мировой дух". Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в " стихии чистого мышления" - Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи в форме " инобытия", т. е. в форме природы, - Философия природы; природа не развива-ется, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в " духе" ) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеч. сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание. Большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма " вещей в себе" и явлений.
Антропологический матер-м Фейербаха Характерная особенность материализма Фейербаха – антропологизм. Критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Антропологизм Ф проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, кот. рассматривался им как " единственный, универсальный и высший" предмет философии. Для освобожд от религии необход понять, что чел не творение Бога, а часть природы. Не рассматр как мех-м, а рассм как организм. Сенсуалист, - ощущения – единств источник познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|