Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия марксизма и её место




Философия марксизма и её место

Диалектика от Гегеля и матер-м у Фейербаха – диалектический материализм.

Уничтожение отчужденного труда – неподневольное развитие – саморазвитие чел – превращение из недочел в чел!.

Формации:

1. Первобытное общество

2. Рабовладене

3. Азиатская

4. Феодальн

5. Капитализм

6. Социализм

 

Философия всеединства В. Соловьева

Выступал:

1. За неутомимую борьбу, за идеи высокого назначения в этом мире человека. Единство должного и сущного.

2. Не допустить разрыв между идеалом и средствами достигаемых целей.

Отрешение от сущности христианства. Миссия России не в споре Запада и Востока, а должна примирять (судья третейский). Примирение католитической и христианской церкви.

Философия Всеединства.

Теория вселенской теократии, т. е. создание всемирного государства на основе христианства. Отрицал право философии, науки и религии на самостоятельное существование от цельного опыта (вне синтеза). На взгляды Соловьева оказала влияние религиозная литература, идеи неоплатонизма, средневекового мистицизма, славянофилы.

Три периода:

1. Теологизированного прогрессизма. 70 гг. Интересы в области теософии (христианского учения).

2. Утопии всемирного государства. 80 гг. Интересы в области теократии.

3. Эсхатологический. Интересы в области теургии (мистического искусства).

Центральная идея: учение о всеединстве (синтез истины, добра, красоты). Божество – воплощение этого единого сущего. Посредник – софия (мудрость). Природа идет к совершенству (несовершенна). Человек – посредник от несовершенного к совершенству.

Цель мировой истории – единство бога и внебожественного мира, возглавляемое человеком.

 

Славянофилы и западники

Слав: Киреевский, Самарин, Аксаковы, Беляев. Критика западной цивилизации, православие, монархия, крестьянская община, соборность (коллективн дух). Нужно идти не к западу, а возвращать утраченное.

Западн: Герцен, Белинский, Грановский, Чернышевский. За идею единого общемирового прогрессивного развития. За европеизацию, религия и церковь – тормоз прогресса, ценили разум и науку., констит монарх, социализм или анархия.

 

Чел и свобода в фил Бердяева

Экзестеаналист. Основная проблема философии – не проблема бытия, а проблема свободы. Содержание «свободы» менялось, не оставалось неизменным. Но не менялось противопоставление свободы как основы жизни единичной личности началу родовому коллектив, общество, государство (враг и поработитель личности).

Другая проблема – противопоставление творчества и рождения. Таким образом, главная центральная проблема → свободы.

Бердяев верит, что человек сотворен для свободы – долг, признание. Но изначально свобода вступает в противоречие с фактом природной детерминации, обществом, божеством.

1. Иррациональная свобода → в основе произвол.

2. Рациональная (ответственность).

3. Сверхиррациональная (субтерминированная).

Свобода, перешедшая в своеволие ведет к злу.

 

Ф РевДемов: Бел, Герц, Черныш.

Изучив Гегеля и Фейербаха Стремились соединить материализм и диалектику в новую сисму.  Обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношении к сознанию. Обосновывали материализм пользуясь данными естествознания. Размышления о роли народных масс, крестьянской общины. Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Черныш – экономические труды.

 

Сеченов, Павлов

Развился позитивизм – развитие наук и материалистов в России. Т. о. образов-ся физиологический материализм.

Сеченов: материализм и детерминизм. Все на рефлексах. Все психические акты – рефлексы,

Павлов: В основе условного рефлекса – детерминизм, единство анализа и синтеза. Механистическое мировоззрение.

 

Философия оптимизма Мечникова

Он был атеистом. Смысл его философии: победить страх может и сама жизнь через ортобиоз – состояние человека до деятельной старости, которая в финале приведет к чувству насыщения жизнью, и возникнет естественное желание умереть, как заснуть.

 

Пробл св и см жизни в экзистенциализме

(философия существования)

-иррационалистическое направление, возникшее как выражение кризиса буржуазного общества.

Экзистенциализм:

1. Религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер).

2. Атеистический (Хайдеггер, Сатр, Камю).

Центральное понятие: экзистенция – человеческое существование (как нерасчлененная целостность объекта и субъекта).

Важнейший фактор чел сущ-я – смерть. Движение к смерти, свобода перед смертью, но ответств-ть перед общество. Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Чел перестает понимать смысл и цель повседневности – абсурд бытия.

Характерные черты экзистенциализма:

1. пессимизм 

2. субъективное толкование свободы

3. отрицание рационального познания

4. утверждение интуитивного (непосредств)

5. постижения реальности.

 

Позитивизм, его формы.

- ф позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.

Формы:

1. Позитивизм – Конт, Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм – Мах, Авенариус

3. Неопозитивизм – Шлик, Карнап, Витгенштейн, Рассел.

Поз – применение физики в социологии – соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Спенсер – нов ф, но вез метафизики.

Эмпир – т критики опыта. Очистка опыта от метафизики и др. «Ничего лишнего».

Неопозит – все знания о мире дают конкр науки, ф не может высказать о мире ни одного нового преднолож. Её задача – логический анализ. Верификация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...