Философия марксизма и её место
Философия марксизма и её место Диалектика от Гегеля и матер-м у Фейербаха – диалектический материализм. Уничтожение отчужденного труда – неподневольное развитие – саморазвитие чел – превращение из недочел в чел!. Формации: 1. Первобытное общество 2. Рабовладене 3. Азиатская 4. Феодальн 5. Капитализм 6. Социализм
Философия всеединства В. Соловьева Выступал: 1. За неутомимую борьбу, за идеи высокого назначения в этом мире человека. Единство должного и сущного. 2. Не допустить разрыв между идеалом и средствами достигаемых целей. Отрешение от сущности христианства. Миссия России не в споре Запада и Востока, а должна примирять (судья третейский). Примирение католитической и христианской церкви. Философия Всеединства. Теория вселенской теократии, т. е. создание всемирного государства на основе христианства. Отрицал право философии, науки и религии на самостоятельное существование от цельного опыта (вне синтеза). На взгляды Соловьева оказала влияние религиозная литература, идеи неоплатонизма, средневекового мистицизма, славянофилы. Три периода: 1. Теологизированного прогрессизма. 70 гг. Интересы в области теософии (христианского учения). 2. Утопии всемирного государства. 80 гг. Интересы в области теократии. 3. Эсхатологический. Интересы в области теургии (мистического искусства). Центральная идея: учение о всеединстве (синтез истины, добра, красоты). Божество – воплощение этого единого сущего. Посредник – софия (мудрость). Природа идет к совершенству (несовершенна). Человек – посредник от несовершенного к совершенству. Цель мировой истории – единство бога и внебожественного мира, возглавляемое человеком.
Славянофилы и западники Слав: Киреевский, Самарин, Аксаковы, Беляев. Критика западной цивилизации, православие, монархия, крестьянская община, соборность (коллективн дух). Нужно идти не к западу, а возвращать утраченное. Западн: Герцен, Белинский, Грановский, Чернышевский. За идею единого общемирового прогрессивного развития. За европеизацию, религия и церковь – тормоз прогресса, ценили разум и науку., констит монарх, социализм или анархия.
Чел и свобода в фил Бердяева Экзестеаналист. Основная проблема философии – не проблема бытия, а проблема свободы. Содержание «свободы» менялось, не оставалось неизменным. Но не менялось противопоставление свободы как основы жизни единичной личности началу родовому коллектив, общество, государство (враг и поработитель личности). Другая проблема – противопоставление творчества и рождения. Таким образом, главная центральная проблема → свободы. Бердяев верит, что человек сотворен для свободы – долг, признание. Но изначально свобода вступает в противоречие с фактом природной детерминации, обществом, божеством. 1. Иррациональная свобода → в основе произвол. 2. Рациональная (ответственность). 3. Сверхиррациональная (субтерминированная). Свобода, перешедшая в своеволие ведет к злу.
Ф РевДемов: Бел, Герц, Черныш. Изучив Гегеля и Фейербаха Стремились соединить материализм и диалектику в новую сисму. Обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношении к сознанию. Обосновывали материализм пользуясь данными естествознания. Размышления о роли народных масс, крестьянской общины. Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Черныш – экономические труды.
Сеченов, Павлов Развился позитивизм – развитие наук и материалистов в России. Т. о. образов-ся физиологический материализм.
Сеченов: материализм и детерминизм. Все на рефлексах. Все психические акты – рефлексы, Павлов: В основе условного рефлекса – детерминизм, единство анализа и синтеза. Механистическое мировоззрение.
Философия оптимизма Мечникова Он был атеистом. Смысл его философии: победить страх может и сама жизнь через ортобиоз – состояние человека до деятельной старости, которая в финале приведет к чувству насыщения жизнью, и возникнет естественное желание умереть, как заснуть.
Пробл св и см жизни в экзистенциализме (философия существования) -иррационалистическое направление, возникшее как выражение кризиса буржуазного общества. Экзистенциализм: 1. Религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер). 2. Атеистический (Хайдеггер, Сатр, Камю). Центральное понятие: экзистенция – человеческое существование (как нерасчлененная целостность объекта и субъекта). Важнейший фактор чел сущ-я – смерть. Движение к смерти, свобода перед смертью, но ответств-ть перед общество. Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Чел перестает понимать смысл и цель повседневности – абсурд бытия. Характерные черты экзистенциализма: 1. пессимизм 2. субъективное толкование свободы 3. отрицание рационального познания 4. утверждение интуитивного (непосредств) 5. постижения реальности.
Позитивизм, его формы. - ф позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания. Формы: 1. Позитивизм – Конт, Миль, Спенсер 2. Эмпириокритицизм – Мах, Авенариус 3. Неопозитивизм – Шлик, Карнап, Витгенштейн, Рассел. Поз – применение физики в социологии – соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Спенсер – нов ф, но вез метафизики. Эмпир – т критики опыта. Очистка опыта от метафизики и др. «Ничего лишнего». Неопозит – все знания о мире дают конкр науки, ф не может высказать о мире ни одного нового преднолож. Её задача – логический анализ. Верификация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|