Психоаналитич конц З. Фрейда. Неофрейдизм. Бытие, субстанция, материя. Движение как способ сущ-я материи. Пространство и время.
Психоаналитич конц З. Фрейда Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он со-вершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с " принципом реальности", к кот приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознавае-мое " Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п.
Неофрейдизм Совр. сторонники Ф. - неофрейдисты, представители школ " культурного психоанализа", сохраняют нетронутой осн идеалистическую линию З. Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.
Продолжатели – Юнг (экстраверты, интраверты)и Адлер (индивидуальная психология).
Бытие, субстанция, материя Б – ф категория, обознач-я реальность, сущ-ую объективно, независимо от сознания чел. Формы бытия: 1. б вещей и процессов 2. б человека 3. б духовного. 4. б социальное предельно общее понятие о существовании. Субст – нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явление. Бывает материальной и идеальной. Матер – бесконечное множество сущ-х в мире объектов и систем, всеобщая субстанция. Античн – вода, возд…, затем атомы. 17век – сущность вещей, но сама не вещь. Обладает: структурность, системность, взаимод, изменчивость, самоорганизация, протяженноять, длительность.
Движение как способ сущ-я материи Атрибут материи. В онтологическом плане материя раскрывается через атрибуты. Материя через движение реализует себя как субстанцию. В античности – много противоречивых мнений. 17-18 вв. Движение отождествлялось с перемещением тел в пространстве → классическая механика земных и небесных тел. Движение возникает из-за воздействия внешней силы на объект → мысль о божественном первотолчке по отношению к материальному миру → позиция деизма. Ньютон → другая точка зрения: идеи об активности материи, т. е. материя обладает движением по своей природе. Дж. Толонд, Гольбах. Но они не могли научно обосновать, в чем причина движения. Вторая половина 19-ого века. Естественно-научные открытия (закон сохранения энергии). Движение не сводится к перемещению, а понимается как любые изменения. Движение – изменение материи и изменение вообще. Причины движения связываются (рассматриваются) не с внешней силой, а с самой материей → взаимосвязь, взаимообусловленность (универсальная) явлений (рассматриваются) благодаря чему тела и испытывают изменения. Т. е. есть внутренняя активность материи → самодвижение (т. е. отвергается наличие внешней силы; источник движения внутри материи). Движение имеет всеобщий универсальный характер – это закон мира. Изменения могут приобретать определенную направленность, которая перерастает в тенденции., т. е. в развитие.
Св-ва движ: объективность, всеобщность, несотворимость, абсолютность. Формы движ: механич, физич, химич, биологич, соц. Биолог – самообновление, самовоспроизведение, разноуровневость.
Пространство и время. Существуют различные подходы: 1) Субстанционный – атомы двигаются в пустоте. Нет связи. Пространство = пустота, которая не связана с субстанцией. Ньютон. Абсолютное пространство – пустое вместилище материальных тел, везде одинаково и неизменно. Время – поток (равномерный) длительности. Пространство и время не зависят друг от друга. 2) Реляционный (Аристотель). Отказ от пустого пространства и длительности времени. Пространство = сумма мест, занимаемых материальными телами. Время связывал с движением тел. 3) Субъективистская точка зрения (Мах). Критика абсолютного пространства и времени Ньютона. Пространство и время зависят от субъективного взгляда. Пространство – рядоположенность наших ощущений. Время – последовательность ощущений. Основные положения о пространстве и времени: Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предметов. Время – длительность протекающих в материальных объектах процессов и их последовательность. Пространство и время имеют определенные метрические и топологические свойства. Пространство: трехмерно, изотропно (равноценность направлений), однородно (все точки равны), симметрично. Время: одномерно, однонаправлено, необратимо. Имеют как абсолютный, так и относительный характер. Относительность = специфика пространства и времени в микро-, макро- и мегамире. Характеристики пространства и времени: 1) Объективность 2) Абсолютность 3) Относительность 4) Противоречивость Специфика пространства и времени в живых системах. Реально существуют качественно различные формы (относительность) → изучение биологического пространства и времени → физическая теория.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|