39. Теория игр и политология. Применение теории игр к анализу выборов и голосования в коллективных органах
39. Теория игр и политология. Применение теории игр к анализу выборов и голосования в коллективных органах Проблемы сопоставления стратегий, избавления от их взаимоисключающего характера и поиск решения, приемлемого для всех участников, занимают центральное место в теории игр. Игры в рамках «теории игр» — это ситуации, в которых два участника или более делают выбор в отношении своих действий и выигрыш каждого участника зависит от совместного выбора обоих (всех). В каждой из игр определяются оптимальные для каждого актора стратегии. Именно это позволяет применять теорию рационального выбора для объяснения социальных и политических явлений, в том числе и для их прогнозирования. Игры подразделяются на: игры с двумя игроками (в процессе взаимодействия участвуют два индивида, группы или организации) и игры с числом игроков, обозначенных N— более двух акторов. Выделяют также игры с нулевой суммой, когда выигрыш одного актора соответствует проигрышу других, и без нулевой суммы, в ходе которой могут выиграть или проиграть все участники взаимодействия (т. е. тот факт, что один игрок выиграл, не означает, что другой столько же проиграл). Кроме того, игры могут быть кооперативными и некооперативными. Кооперативная игра — ситуация, в которой игроки в принципе готовы обменяться информацией и создать коалиции (т. е. сотрудничать). В некооперативных играх кооперация между игроками исключена, поскольку они принципиально не доверяют друг другу. 40. Элементы структуры, функции политической системы как параметры сравнения. Структуру политической системы составляют:
Политическая система и структурные компоненты политической системы
Определяющим элементом политической системы, ее ядром является государство со всеми его составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, вооруженными силами. Являясь главным институтом политической системы, государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и духовную сферу. Неотъемлемым компонентом политической системы являются политические и правовые нормы - общеобязательные правила поведения, установленные государством для регулирования общественных отношений. Политическая система включает в себя и политическое сознание - идеи, теории, взгляды, представления, чувства, традиции, отражающие политику и политические отношения. Выделяются следующие функции политической системы: ■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные); ■ управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); ■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений; ■ удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); ■ интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты); ■ политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он " включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); ■ легитимация политической власти (т. е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
В 1962 г. в США создается мировой архив баз данных Межуниверситетского консорциума политических и социальных исследований при Мичиганском университете. В то же время начинается работа над тремя глобальными проектами сравнительного анализа политических систем мира: 1) «Сравнительный анализ государств» (Массачусетский технологический институт США); 2) «Измеримость наций» (Северо*Западный университет США); 3) «Йельская программа сбора политических данных» (Йельский университет США). И наконец, именно в 1970–1980*е годы на первый план выходят две взаимосвязанные теории, являющиеся сегодня лидерами в сфере методологии компаративных политических исследований, — теория рационального выбора и неоинституционализм. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА теория разумноговыбора из множества возможных, альтернативных способов действия или поведения, выбора решения, отвечающего оптимальным или наиболее предпочтительным условиям в данной ситуации. Эта теориясоставляет один из элементов исследования целесообразной деятельности человека и поэтому имеетотношение ко всем социально-экономическим и гуманитарным наукам.
НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ современная разновидность институционализма, отличительной особенностью которой являетсятехнологический детерминизм как основа методологии. На базе технологического подхода ведущимипредставителями (Дж. Гэлбрейтом, Р. Хейлбронером, К. Эйрсом и др. ) были созданы прогнозы и сценариибудущего, в которых предпринимались попытки преодолеть противоречия капиталистического хозяйства засчет научно-технического прогресса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|