ТЕХНИКА РЕЧИ. Советы. Занятие 2. Дыхание. Звуки и скороговорки
Стр 1 из 12Следующая ⇒ ТЕХНИКА РЕЧИ Гласные звуки. Скороговорки. Артикуляция. Речевой такт Упражнение 1. Произнесите ясно и четко основные русские гласные звуки (4-5 раз): Ы – Э – А – О – У И – Е – Я – Ё – Ю Хорошо открывайте рот (особенно на широкие звуки – как будто у вас во рту «арбуз» или «горячая картошка»). Упражнение 2. Добавим к этому ряду гласных главный тренировочный звук “М”. Звук «М» - волшебный звук, прочищающий носовые и грудные ходы; к нему обращались и индийские йоги, и К. С. Станиславский: МЫ – МЭ – МА – МО – МУ МИ – МЕ – МЯ – МЁ – МЮ Упражнение 3. Произнесите каждый слог 3-5 раз, словно вы утверждаете свою мысль решительно и твердо: МЫМЫМЫ – МЭМЭМЭ – МАМАМА – МОМОМО – МУМУМУ Упражнение 4. Произнесите ясно и выразительно следующие скороговорки, имеющие звуки [М] и [А]. Следите за выделением логически главных слов, на которые приходится основная выразительная интонация во фразе. Постарайтесь вложить свой смысл и отношение в эти фразы. Произнося, хорошо открывайте рот, четко артикулируйте каждый звук: - Не красна изба углами, / а красна пирогами. - Сам алый сахарный, / а кафтан – зеленый, бархатный. - На горе Арарат растет крупный виноград. - Маланья-болтунья молоко болтала, / выбалтывала, да не выболтала. Советы
3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам и нужную и н т о н а ц и ю (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø иö, хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.
4. Старайтесь четко произносить все звуки вашей речи, хорошо открывая рот. Есть ораторы, «жующие» слова или говорящие со стиснутыми зубами и «закрытым» ртом. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания. Чёткость произношения не должна превращаться в нарочитую напряжённость каждого артикулируемого звука. Занятия техникой речи чем-то похожи на хорошую спортивную гимнастику. Для того чтобы стать хорошим спортсменом, требуется тренировка тела, постоянные упражнения (бег, подтягивания на перекладине, махи руками и ногами и проч. ), в работе над речью и речевым аппаратом происходит то же самое: если их не тренировать, мышцы рта становятся неподвижными, а вместе с ними неподвижными становятся и мысли, и чувства, и воля. Совет мастера “Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите… Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или иначе говоря, с расстановки пауз. ”
/К. С. Станиславский. Работа актера над собой/ Занятие 2. Дыхание Развитие хорошей речи требует постоянных упражнений, регулярной тренировки. Как занятия спортом (гимнастикой, спортивными играми) или искусством требуют регулярной тренировки и репетиций, так и подготовка речи нуждается в постоянной заботе и работе. Что же требуется для того, чтобы двигаться вперед?
Поскольку повторенье - мать ученья, повторите то, что было пройдено на 1-м уроке по технике речи. Звуки и скороговорки Мы учились произносить выразительно гласные звуки и согласный М. Сегодня будем тренироваться в согласных Т - Д. Упражнение 1. Произнесите несколько раз: ТЫ - ТЭ - ТА - ТО - ТУ - ТЫ ДЫ - ДЭ - ДА - ДО - ДУ - ДЫ ТИ - ТЕ - ТЯ - ТЁ - ТЮ - ТИ ДИ - ДЕ - ДЯ - ДЁ – ДЮ - ДИ Напоминаем, что произношение звуков должно быть четким, напряженным, ясно звучащим, энергичным. Упражнение 2. Произнесите несколько раз, следя за ясной и четкой артикуляцией согласных звуков: КПТЫ – КПТЭ – КПТА - КПТО – КПТУ Поменяйте порядок согласных звуков, а затем – также несколько раз: ПТКЫ – ПТКЭ – ПТКА- ПТКО – ПТКУ Сначала произносите медленно, но чётко, а затем увеличивайте темп. Упражнение 3. Произнесите следующие скороговорки, стремясь к тому, чтобы ясно звучали окончания слов и каждый согласный звук четко отделялся от предыдущего: От топота копыт пыль по полю летит. У кого что болит, тот про то и говорит. Гордость до добра не доведет. Все бобры добры для своих бобрят. Тетерев на дереве - тень от дерева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|