31.05.01 «Лечебное дело»; 31.05.02 «Педиатрия»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С. И. ГЕОРГИЕВСКОГО
КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО МЕДИЦИНСКОЙ ХИМИИ
(часть 2; дистанционное обучение)
СТУДЕНТА(ки)
_______________________________________________________
_______________________________________________________
группы _____________
Симферополь, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
«МЕДИЦИНСКАЯ ХИМИЯ» для специальности:
31. 05. 01 «Лечебное дело»; 31. 05. 02 «Педиатрия»
31. 05. 03 «Стоматология»
|
1.
| Занятие № 10. Классификация, номенклатура, изомерия биоорганических соединений. Реакционная способность углеводородов.
|
2.
| Занятие № 11. Кислотность и основность органических соединений. Строение и химические свойства гидрокси- и оксосоединений.
|
3.
| Занятие № 12. Строение, реакционная способность и биологическое значение карбоновых кислот и гетерофункциональных соединений.
|
4.
| Занятие № 13. Углеводы. Строение и химические свойства моно-, ди- и полисахаридов.
|
5.
| Занятие № 14. Строение, свойства и биологическая роль простых и сложных липидов. Неомыляемые липиды.
|
6.
| Занятие № 15. Классификация, строение и значение биологически важных гетероциклических соединений. Общая характеристика витаминов. Строение и биологическая роль нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот.
|
7.
| Занятие № 16. Строение, свойства и биологическая роль α -аминокислот. Структурная организация и физико-химические свойства белков. Высокомолекулярные соединения.
|
8.
| Занятие № 17. Итоговый контроль.
|
Рекомендуемая литература:
1. https: //vk. com/doc238419409_397917438? hash=cf48043b8cac0df28e& dl=2cc5e0d29bde1d17c3 – Слесарев В. И. Химия: Основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб: Химиздат, 2000. – 768 с.: ил.;
2. http: //vk. com/doc13786049_156462692? hash=ffab64e219c9ac6be0& dl=9f687fcbb6b9c59d4b– Биоорганическая химия: Учебник для вузов/ Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. – М.: Дрофа, 2004. - 544с.
Полезная информация:
1. https: //vk. com/library_vernadskycfu – научная библиотека КФУ им. В. И. Вернадского;
2. https: //vk. com/@library_vernadskycfu-otkrytye-elektronnye-resursy – открытые электронные ресурсы научной библиотеки КФУ им. В. И. Вернадского;
Занятие № 10 Тема: «Классификация, номенклатура, изомерия органических соединений. Реакционная способность углеводородов».
1. Актуальность темы:
Огромное количество органических соединений, которых в настоящее время насчитывается около 7 млн., классифицируют с учетом строения углеродной цепи (углеродного скелета) и присутствующих в молекуле функциональных групп. Изучение данной темы является важным этапом в формировании у студентов-медиков целостного представления о многообразии и взаимосвязи важнейших классов органических соединений. Не менее важным этапом обучения является знакомство будущих врачей с номенклатурой органических соединений, т. е. с системой правил, позволяющих дать однозначное название каждому индивидуальному соединению. Правила номенклатуры должны служить постоянным руководством при последующем изучении конкретных классов органических соединений и их отдельных представителей. Знание общих правил номенклатуры имеет большое значение, так как в соответствии с ними строятся названия многочисленных лекарственных средств, с которыми врачи будут встречаться в профессиональной деятельности.
2. Цель обучения:
Знать классификацию и правила номенклатуры органических соединений, являющихся объектами изучения биоорганической химии. Уметь использовать полученные знания в названиях органических соединений.
3. Вопросы для обсуждения:
1.
| Классификация органических соединений по типам и классам. Типы изомерии органических соединений.
|
2.
| Номенклатура органических веществ (ИЮПАК). Таблица старшинства функциональных групп.
|
3.
| Типы гибридизации атома углерода (sp, sp2, sp3-гибридизация). Типы химических связей.
|
4.
| Типы разрыва ковалентной связи: гомолитический, гетеролитический. Понятие о радикалах, нуклеофильных и электрофильных частицах.
|
5.
| Классификация реакций в органической химии: замещения (S), присоединения (А), отщепления-элиминирования (Е).
|
6.
| Алканы. Циклоалканы. Номенклатура. Строение. Изомерия. Химические свойства. Механизм радикального замещения (SR).
|
7.
| Алкены. Алкадиены. Алкины. Номенклатура. Строение. Изомерия. Химические свойства. Механизм электрофильного присоединения (АЕ).
|
8.
| Арены. Номенклатура. Строение. Изомерия. Химические свойства. Механизм электрофильного замещения (SE).
|
4. Выполнить тестовые задания (письменно):
1.
|
| Согласно номенклатуре IUPAK, соединение СН3-СН(С2Н5)-СН2-СНО называется:
|
| A
| 3-этилбутаналь
|
| B
| 3-метилпентаналь
|
| C
| 3-метилпентанол-1
|
| D
| 2, 3-диметилгексан
|
|
|
|
2.
|
| В каких соединениях содержатся атомы углерода в sp2-гибридизации:
|
| A
| бензол
|
| B
| н-октан
|
| C
| стирол
|
| D
| метанол
|
|
|
|
3.
|
| В каких соединениях содержатся атомы углерода в sp-гибридизации:
|
| A
| пропандиовая кислота
|
| B
| пропин
|
| C
| 2-хлорбутадиен-1, 3
|
| D
| анилин
|
|
|
|
4.
|
| В каких соединениях нет атомов углерода в sp3-гибридизации:
|
| A
| винилбензол
|
| B
| метановая кислота
|
| C
| этандиол-1, 2
|
| D
| циклогексен
|
|
|
|
5.
|
| Какие молекулы не имеют структурных изомеров:
|
| A
| этанол
|
| B
| этен
|
| C
| пропан
|
| D
| циклопропан
|
|
|
|
6.
|
| Соединение С10Н14 может относиться к:
|
| A
| аренам
|
| B
| алканам
|
| C
| алкенам
|
| D
| алкинам
|
|
|
|
7.
|
| К классу простых эфиров относится вещество, формула которого:
|
| A
| СnН2n+2О
|
| B
| СnН2nО2
|
| C
| СnН2nО
|
| D
| СnН2n+2О2
|
|
|
|
8.
|
| Бромную воду не обесцвечивает:
|
| A
| винилхлорид
|
| B
| циклогексен
|
| C
| бутадиен-1, 3
|
| D
| пропан
|
|
|
|
9.
|
| Укажите название продукта реакции пропена с водой в кислой среде:
|
| A
| пропанол-2
|
| B
| 1, 2, 3-пропантриол
|
| C
| 1, 2-пропандиол
|
| D
| пропанол-1
|
|
|
|
10.
|
| К какому типу реакций относится реакция взаимодействия циклопропана с хлором:
|
| A
| замещения
|
| B
| присоединения
|
| C
| отщепления
|
| D
| обмена
|
|
|
|
11.
|
| По реакции Кучерова альдегид образуется из:
|
| A
| этена
|
| B
| этина
|
| C
| пропина
|
| D
| этанола
|
|
|
|
12.
|
| Какой продукт получится при взаимодействии фенола с азотной кислотой:
|
| A
| нитробензол
|
| B
| 2, 4, 6-тринитрофенол
|
| C
| 3, 5-динитрофенол
|
| D
| 2, 3-динитрофенол
|
|
|
|
13.
|
| Данное соединение – С6Н5СН2ОН – относят к следующему классу:
|
| A
| углеводы
|
| B
| углеводороды
|
| C
| спирты
|
| D
| альдегиды
|
|
|
|
14.
|
| К классу алкадиенов могут относиться оба вещества, формулы которых:
|
| A
| С3Н6 и С4Н8
|
| B
| С2Н2 и С3Н4
|
| C
| С4Н6 и С5Н8
|
| D
| С6Н6 и С7Н8
|
|
|
|
15.
|
| Этиленгликоль относят к следующему классу:
|
| A
| арены
|
| B
| спирты
|
| C
| альдегиды
|
| D
| алкены
|
|
|
|
16.
|
| С помощью какого реактива можно отличить пентин-1 и пентин-2?
|
| A
| Бромная вода
|
| B
| Сu(OH)2
|
| C
| Аммиачный раствор Ag2O
|
| D
| Такого реактива нет
|
|
|
|
17.
|
| Реакцию «серебряного зеркала» дает следующая кислота:
|
| A
| метановая
|
| B
| этановая
|
| C
| стеариновая
|
| D
| олеиновая
|
|
|
|
18.
|
| Изомерами являются:
|
| A
| этилацетат и этиловый эфир муравьиной кислоты
|
| B
| диэтиловый эфир и этилформиат
|
| C
| бутин и бутадиен
|
| D
| бутен и бутадиен
|
|
|
|
19.
|
| В молекуле (СН3)3С – СН(СН3) – СН2 – СН3 выделенный атом углерода является:
|
| A
| первичным
|
| B
| вторичным
|
| C
| третичным
|
| D
| четвертичным
|
|
|
|
20.
|
| Согласно номенклатуре IUPAK, соединение СН3 – СН2 – СН2 – СООН называется:
|
| A
| масляная кислота
|
| B
| бутандиовая кислота
|
| C
| бутановая кислота
|
| D
| бутаналь
|
|
|
|
5. Вспомогательный материал:
Воспользуйтесь поиском по сайту: