Политика постоянного возрастания размера дивидендов
(осуществляемая под девизом «никогда не снижай годовой диви-денд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивиденд-ных выплат в расчёте на одну акцию. Возрастание дивидендов про-исходит, как правило, в твёрдо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой по-литики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного её имиджа у потенци-альных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком этой политики является отсутствие гибкости в её проведении и постоян-ное возрастание финансовой напряжённости: если темп роста диви-дендных выплат постоянно возрастает, то фонд дивидендных выплат растёт быстрее, чем сумма прибыли, инвестиционная активность ор-ганизации при этом сокращается, а коэффициенты финансовой ус-тойчивости при прочих равных условиях снижаются. Поэтому осу-ществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь стабильно процветающие акционерные компании. Если эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она пред-ставляет собой верный путь к её банкротству.
Завершающим этапом формирования дивидендной политики организации является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из них являются:
1) выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками) – наибо-лее простая и самая распространенная форма осуществления диви-дендных выплат;
2) выплата дивидендов акциями – предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориенти-рован на рост капитала в предстоящем периоде (акционеры, предпо-читающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнитель-ные акции на рынке);
3) автоматическое реинвестирование – предоставление акционе-рам права индивидуального выбора: получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае ак-ционер заключает с компанией или обслуживающей её брокерской конторой соответствующее соглашение);
4) выкуп акций компанией – на сумму дивидендного фонда ком-пания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных вы-плат в предстоящем периоде. Однако такая форма использования ди-видендов требует получения предварительного согласия акционеров.
Единого формализованного подхода к выбору типа дивиденд-ной политики и формы выплаты дивидендов не существует, решение принимается финансовым менеджментом компании с учётом влия-ния следующих факторов: • финансовое состояние организации (при низкой рентабельно-сти собственного капитала и низких коэффициентах кредитоспособ-ности компания, вероятнее всего, примет решение о минимизации дивидендных выплат); • интересы акционеров (на практике постоянно имеют место конфликты крупных акционеров, заинтересованных в реинвестиро-вании прибыли с целью развития компании, повышении её рейтинга
и стоимости, и миноритарных акционеров, предпочитающих теку-щий доход в виде дивидендов и минимизацию рисков);
• уровень выплат дивидендов конкурирующими компаниями (важность этого фактора определяется необходимостью поддержания рейтинга компании и предотвращения оттока капитала);
• ограничения на выплату дивидендов (могут быть обусловлены недостатком ликвидности, могут носить правовой характер – в неко-торых странах запрещена выплата дивидендов в денежной форме компаниями, близкими к банкротству, или могут регулироваться специальными контрактами при взятии крупного кредита с целью защиты интересов кредиторов).
Дивидендная политика оформляется документально, периодиче-ски пересматривается. Примеры дивидендных политик российских компаний представлены в приложении 3.
Для оценки эффективности дивидендной политики акционерной компании рассчитываются следующие показатели: 1) коэффициент дивидендных выплат (как отношение фонда ди-видендных выплат к сумме чистой прибыли или как отношение ве-личины дивиденда, выплачиваемого на одну акцию, к сумме чистой прибыли, приходящейся на одну акцию);
2) коэффициент соотношения цены и дохода по акции (как от-ношение рыночной цены одной акции к сумме дивидендов, выпла-ченных на одну акцию). Ключевым принципом при выработке дивидендной политики организации является максимизация совокупного дохода акционе-ров, который складывается из суммы полученных дивидендов и при-роста курсовой стоимости акций. Оптимальная дивидендная полити-ка должна обеспечивать равновесие между текущими дивидендами
и возможным ростом компании, способствовать повышению её имиджа и рейтинга. Практика показывает, что в настоящее время многие компании успешно осуществляют инвестиционные проекты за счёт прибыли и одновременно выплачивают дивиденды. Это дела-ет компании одновременно финансово устойчивыми и инвестицион-но привлекательными.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под терминами «капитал», «стоимость (це-на) капитала», «структура капитала»?
2. Как определяется средневзвешенная стоимость капитала? Рассчитайте этот показатель для известной вам организации. 3. Как проводится оценка стоимости банковских кредитов? Определите стоимость этого источника финансирования для извест-ной вам организации. 4. Как оценить стоимость облигаций?
5. Как оценивается стоимость финансового лизинга?
6. Каковы особенности оценки стоимости кредиторской за-долженности? Определите стоимость этого источника финансирова-ния для известной вам организации. 7. Как оценить стоимость привилегированных акций? Опреде-лите стоимость этого источника финансирования для известной вам компании.
8. Какие модели используются для оценки стоимости обыкно-венных акций? Определите стоимость этого источника финансиро-вания для известной вам компании.
9. Каковы особенности оценки стоимости собственного капи-тала в виде нераспределённой прибыли и накопленной амортизации? Определите стоимость этого источника финансирования для извест-ной вам организации. 10. Что понимается под целевой (оптимальной) структурой ка-
питала?
11. Какие факторы оказывают влияние на формирование струк-туры капитала? 12. Каковы особенности оптимизации структуры капитала по критерию средневзвешенной стоимости капитала?
13. Каковы особенности оптимизации структуры капитала по критерию максимизации рыночной стоимости акций?
14. Каковы особенности оптимизации структуры капитала по критерию максимизации рентабельности собственных средств орга-низации?
15. Что представляют собой дивиденды? В какой форме могут выплачиваться дивиденды? 16. В чём суть теории иррелевантности (независимости) диви-
дендов?
17. В чём суть теории предпочтительности дивидендов?
18. Каковы основные положения теории налоговой дифферен-
циации?
19. На чём основана сигнальная теория дивидендов?
20. В чём суть теории соответствия дивидендной политики со-ставу акционеров? 21. Раскройте содержание трёх основных подходов к формиро-ванию дивидендной политики организации – консервативного, уме-ренного (компромиссного) и агрессивного. Какой из них применяет-ся в известной вам организации? 22. Каково основное содержание остаточной (пассивной) поли-тики дивидендных выплат? 23. В чём суть политики стабильного размера дивидендных вы-
плат?
24. Каковы отличительные черты политики «экстра-дивиденда»?
25. В чём суть политики стабильного уровня дивидендов и по-литики постоянного возрастания размера дивидендов? 26. Какие факторы влияют на выбор типа дивидендной по-
литики?
27. Какой тип дивидендной политики реализуется в известной вам организации?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|