Тема 4. Три механизма настройки
Хозяйственные системы обладают тремя механизмами настройки [25]: 1) структурным; 2) административным; 3) информационным. Каждый из этих механизмов оказывается связанным с заинтересованностью, формированием условий выбора, с которыми сталкиваются распорядители различных звеньев хозяйства. По существу все три механизма настройки, так или иначе, обслуживают основное преобразование хозяйства: преобразование ресурсов и знаний в удовлетворенные общественные потребности. В этом преобразовании каждый из механизмов настройки по-своему связан с хозяйственной заинтересованностью распорядителя. Структурный механизм создает условия, которые можно назвать границами проявления хозяйственных интересов. Структура есть способ соединения ресурсов и распорядителей. Структура хозяйственной системы является условием формирования заинтересованности, она может снять излишние конфликты интересов и облегчить их согласование, а может искусственно затруднить такое согласование, создав излишние барьеры между звеньями системы, искусственную конфликтность интересов, не порожденную материально-техническим основанием ведения хозяйства. Чем меньше конфликтных ситуаций возникает из-за структурных ограничений, тем лучше спроектирована структура. Административный механизм представляет собой компенсирующее устройство в хозяйственных системах. Его задача – ликвидировать противоречия между консерватизмом структуры и динамизмом обстановки, когда поток задач постоянно обновляется, а структура не может быть переделана по объективным причинам: не только люди не могут переквалифицироваться мгновенно, но и материально-техническое основание системы изменяется чрезвычайно медленно. Чем больше создается оборудования, зданий, сооружений, чем больше доля основных фондов в общественном хозяйстве, тем сложнее переделки структуры.
Структура накладывает ограничения на проявление хозяйственных интересов, но она сама по себе не определяет, какие из возможных интересов будут проявлены. Это определяется функцией выгоды, системой критериев, на которых работает система, факторами заинтересованности – стимулированием и квалификацией. Но есть еще третий фактор – социальное самосознание, которое воздействует на людей в процессе хозяйственной деятельности. Одно из его проявлений – административное давление, признание необходимости дисциплины и права одних людей отдавать приказы другим людям. Административное давление приводит к возникновению интереса в решении определенной задачи там, где ни материальная заинтересованность, ни квалификация не создают такого интереса. Не нарушая границ, наложенных на проявление интересов структурой, административное давление создает стимул к возникновению новых интересов, к стремлению решения новых задач, но как только административное давление нарушает границы, наложенные структурой, оно становится бессильным, отсюда невыполнение приказов, срыв сроков работ, текучесть кадров и т.д. Информационный механизм обеспечивает информационную модель проблемной ситуации, возникающей в том или ином структурном звене. Информационный механизм в условиях ограничений, наложенных структурой, в определенной обстановке административного давления выполняет по отношению к хозяйственному интересу специфическую роль: он формирует по отношению к этому интересу функцию выгоды. В качестве такого информационного механизма, формирующего функцию выгоды, выступают принципы стимулирования, правила распределения стимулирующих фондов, условия перераспределения этих фондов, порядок взаимодействия между отдельными звеньями хозяйства – все то, что называется экономическими рычагами, стимулами, хозяйственным регулированием.
Четыре характеристики – границы интересов, их потенциальный баланс, наличие реальных источников решения задач, гибкость звеньев и функция выгоды – выступают аргументами движения функции системы через хозяйственный механизм. Закон, связывающий эти аргументы с функцией системы, и есть хозяйственный механизм. Движение этих аргументов вызывает изменение функции, которое сказывается в перестроении разнообразия исходных, промежуточных и замыкающих полезных результатов системы. Чтобы хозяйственный механизм активно воздействовал на процесс принятия решений в звеньях системы, он должен стать одним из факторов изменения хозяйственной ситуации и хозяйственной заинтересованности распорядителя. Это может быть достигнуто следующим образом: в зависимости от изменения хозяйственной ситуации изменяется оценка распорядителем ее выгодности, что отражается в функции выгоды; изменившаяся выгодность ситуации приводит к нарушению хозяйственного интереса, что является стимулом принятия решения об изменении ситуации, в которой находится распорядитель. Итак, в ТХС различают структурный, административный и информационный механизмы настройки (самонастройки) хозяйственной системы. Наиболее глубокие процессы самонастройки системы реализует структурный механизм. Перераспределяя ресурсы и распорядителей между РЦ, он существенно меняет их сходство и различие. Тем самым он может прямо изменять сложность системы. Формой реализации структурной настройки хозяйства являются, например, планы капитальных вложений. Промежуточное место занимает административный механизм. Его суть состоит в перераспределении условий выбора фактических связей без перераспределения ресурсов. Наконец, наиболее подвижным и наименее глубоким является информационный механизм. Обеспечивая изменение информированности разных РЦ, он определяет уровень управляемости системы. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Перечислите механизмы настройки хозяйственных систем. 2. Раскройте суть структурного механизма настройки. 3. Через какой фактор заинтересованности действует административный механизм настройки? 4. Как действует информационный механизм настройки?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|