Индивидуальная работа преподавателя со студентами
Рекомендовано
На заседании кафедры д.ю.н., проф. Рукавишникова И.В.
ТиИПГ
Протокол № __________ _______________________
«____»______________200 __г. _______________________
Зав. кафедрой д.ю.н., проф. Напалкова И.Г «___» ____________200__г.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины «Юридическая антропология»
По специальности 030501 «Юриспруденция»
Составитель: к.и.н., доцент каф. Теории и истории права и государства Т.В. Шатковская
Ростов-на-Дону
Содержание учебно-методического комплекса
Рабочая программа дисциплины…………………………………………..…..3
Сокращенный курс лекций …………………………………………………...18
Методические рекомендации …………………………………………….…..18
Текущий, промежуточный контроль знаний студентов……………….……21
Сведения о ППС………………………………………………………….….…22
Использование инновационных методов………………………………...…..23
Словари, глоссарии…………………………....................................................24
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:
ДИСЦИПЛИНЫ
Проректор Н.П.Маслова
___________________________
ОПД. Юридическая антропология
(индекс) (наименование)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (И)
030501 - Юриспруденция
(код) (наименование)
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)
03050101 - Гражданско-правовая специализация, 03050102 - Уголовно-правовая специализация, 03050103 - Государственно-правовая специализация, - Информационное право, 03050104 - Финансово-правовая специализация.
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
|
| Юридический
|
КАФЕДРА
|
| Теории и истории права и государства
|
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
Работы студента в час.
| ГОС
| уч. план
| Очная форма
| Заочная форма
|
|
| 5 лет
| 5 лет 6 мес.
| 3 года 6 мес.
|
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
|
|
|
|
- лекций,
по семестрам
| 1 семестр - 18ч.
|
|
|
Итого: 18 ч.
|
|
|
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
|
|
|
|
|
|
|
- практические занятия,
по семестрам
| 1 семестр – 18 ч.
| 4 ч.
|
|
Итого: 18 ч.
|
|
|
Индивидуальная работа, час
|
|
|
|
Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
|
|
|
|
- контрольные работы по семестрам
|
|
|
|
- курсовые работы по семестрам
|
|
|
|
- курсовые проекты по семестрам
|
|
|
|
- др. виды работы по семестрам
1. подготовка к семинарским занятиям
2. написание реферата
3. подготовка к зачету
4. подготовка к экзамену
|
|
|
|
Зачеты, по семестрам, час
| 1 семестр – зачет – 0,25
|
|
|
Экзамены, по семестрам, час
|
|
|
|
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
Учебный план специальности 030501 «Юриспруденция» от30.06.2009 г. протокол №9
Нормативные документы и реквизиты (Учебный план, примерная программа и др.,)
АВТОР к.и.н., доцент, доцент каф. ТиИПГ
|
| Шатковская Т.В.
| 30.08.2008
|
(ученая степень, звание, должность)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Теории и истории права и государства
|
| Напалкова И.Г.
|
|
(наименование)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
Учебно-методическим советом специальности
|
|
|
|
Учебно-методическим управлением
|
|
|
|
1. Цель и задачи «Юридической антропологии»
1.1. Спецкурс «Юридическая антропология» предназначен для студентов старших курсов юридических факультетов. Юридическая антропология представляет собой особую отрасль в рамках общей юриспруденции, обращенную непосредственно к человеку, его правовому бытию. Юридическая антропология – наука, основанная на принципе познания взаимодействия традиционных и современных правовых систем. Центральным моментом антропологического изучения правовых систем является их культурнообусловленный плюралистический характер, в том числе их частое сосуществование внутри единой национальной «централизованной» правовой системы.
Освоение основных положений юридической антропологии как учебной дисциплины позволит углубить представление студентов о состоянии современного права, его генетических корнях и эволюции, но не абстрактно, а применительно к отдельному человеку или сообществу людей. Юридическая антропология нацелена на изменение логики традиционного юридического мышления, для которого право есть исключительно монополия государства, а человек является объектом правового воздействия государства. Методологию спецкурса составляют: метод институционального анализа – изучение процессов, непосредственно связанных с объектом изучения; метод включенного (полевого) наблюдения людей, служащих объектом исследования; сравнительный метод исследования правового бытия людей разных эпох и разных географических зон с целью более адекватного представления о современном homo juridicus (макро – и микросравнения); функциональный метод, то есть изучение места и функций объекта исследования в конкретной культуре; синтетический метод, предусматривающие рассмотрение правовых норм и правовых отношений в прочном единстве как неразрывные части правовой материи, в которых роль права в обществе получает практическое воплощение; метод структурализма, означающий, что человек не абсолютно свободен в своих действиях, а детерминирован структурами собственного бытия, которые им не всегда осознаются, метод социальной реконструкции.
Структура юридической антропологии как науки содержит в себе следующие направления: 1)теория юридической антропологии, которая развивается на стыке философии, социологии и теории государства и права; 2) юридико-антропологическое изучение современных правовых систем; 3) исследование правовых форм традиционных обществ. Исходя из данной структуры сформировано содержание спецкурса, включающее следующие проблемы:
- определение и проблематика антропологии права, ее связь с другими науками: теорией государства и права, социологией, философией, этнологией, сравнительным правоведением; методология, фундаментальные и прикладные аспекты и принципы юридической антропологии;
- возникновение, эволюция и особенности развития антропологического знания; этические уроки истории антропологии права; роль антропологии права в развитии правовой системы государства и защите прав человека;
- теория и практика правового плюрализма и их современные научные оценки;
- человек в социальной организации государственного общества, особенности регулирования поведения людей в традиционном обществе, соотношение права социального и государственного;
- общая характеристика обычного права: определение, структура, принципы, субъекты, регуляторы и санкции; гендерные особенности в обычном праве;
- специфика правосубъектности, наказаний и санкций в традиционном обществе; бытие человека в африканской, индусской, китайской, японской и мусульманской правовых системах;
- современные проблемы антропологии права: взаимоотношения в семье и право, суррогатное материнство, право на половую идентичность, эвтаназия;
- эволюция преступности в традиционном, индустриальном и информационном обществах; задачи юридической антропологии в сфере профилактики преступности в XXI веке.
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:
- основные теоретико - методологические институты, практический потенциал и основные направления юридической антропологии;
- возможности юридической антропологии в процессе совершенствовании современного законодательства и системы правосудия;
- сферы и способы применения данного подхода в современной юридической действительности;
- приемы и методику антропологической экспертизы законодательства.
Студент должен уметь:
- осознанно воспроизводить полученную в ходе спецкурса информацию, приводить примеры, например, в предложениях по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
- осмысливать учебный материал, сопоставлять различные точки зрения и высказывать свою обоснованную позицию;
- свободно пользоваться понятийным аппаратом науки;
- критически оценивать позиции различных научных направлений в сфере правопонимания;
- выделять особенности разных правовых систем и сравнивать их;
- учитывать правовой опыт различных правовых культур в практической деятельности;
- использовать юридико-антропологические знания при анализе действующего российского законодательства;
- проводить юридико-антропологическую экспертизу действующего российского законодательства;
Студент должен иметь представление о
- различных современных и традиционных правовых системах;
- мировоззренческих и методологических основах юридической антропологии;
- о причинах российского правового нигилизма с позиций юридической антропологии;
- процессах формирования правового общества, демократии, современной защиты прав человека и способах применения полученных знаний на практике.
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанный действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ 3совения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический – изложение теоретического материала в форме монолога
| М
|
Показательный –объяснение материала с приемами показа
| П
|
Диалогический– изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами
| Д
|
Эвристический (частично поисковый) – под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают делают выводы и решают поставленную задачу
| Э
|
Проблемное изложение– поставка проблемы и раскрытие путей ее решения
| ПБ
|
Исследовательский– самостоятельное добывание студентами знаний в процессе разрешения проблемы путем сравнения различных вариантов ее решения
| И
|
Программированный– организация аудиторной и самостоятельной работы студентов, осуществленная в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств
| ПГ
|
Метод, включенного полевого наблюдениялюдей, служащих объектом исследования
| МПН
|
Интерактивный метод «мозгового штурма»
Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания Истории государства и права зарубежных стран, связаны с «погружением» студента в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие.
Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков.
Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала.
| МШ
|
2.1. Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия)
неделя
| кол-во часов
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
| |
1.
|
| Тема лекции:Теоретические основания юридической антропологии: предмет, структура, методы, функции и история науки:
- мотивация изучения курса;
- объект, предмет, функции и принципы юридической антропологии;
- методы юридической антропологии;
- история юридической антропологии как науки;
- современное состояние юридической науки и значение антропологического знания. Взаимоотношение юридической антропологии с другими науками.
| М
П
Д
ПБ
|
|
| Тема семинара:Предмет, структура, методы, функции и история юридической антропологии:
- сущность, значимость и роль антропологического знания в юриспруденции;
- теоретические и прикладные функции юридической антропологии;
- американская, британская, французская и индийская школы антропологии права;
- особенности распространения юридической антропологии в России.
| Э
И
П
МШ
|
2.
|
| Тема лекции:Нормативная система догосударственных и традиционных обществ:
- зарождение социальных норм и особенности регулирования поведения людей в архаическом обществе;
- общинная модель организации власти и место человека в ней;
- смысл подготовки юристов и ценностные установки традиционных обществ.
| М П Д ПБ
|
|
| Тема семинара:Правогенез: становление человека «юридического».Человек в системе архаического и традиционного права:
- «идеальный» и «пережитый» правовой порядок: тотем, миф, обычай;
- место человека в общинной и вождистско-корпоративной организациях, зарождение личного статуса;
- правовой мир индусской общины;
- китайская традиция права;
- шариат и мусульманско-правовая культура.
| Э И П МШ
|
3.
|
| Тема лекции: Теоретико-прикладное значение концепции «правового плюрализма»:
- определение понятия «правовой плюрализм», современные подходы и критика теории полиюридизма;
- предмет изучения и методология теории правового плюрализма;
- феномен правового плюрализма в России;
- место различных источников права в истории российской правовой системы.
| М П Д ПБ
|
|
| Тема семинара:Обычное право в российской правовой системе: история и современность:
- основные проблемы теории обычного права;
- обычное гражданское право в истории России;
- российские уголовно-правовые обычаи;
- организация правосудия в рамках обычно-правовой системы.
| Э И П МШ
|
4.
|
| Тема лекции:Антропология правового конфликта:
- критика позитивистской теории преступления;
- понятие преступления в традиционных обществах;
- проблема источников «живого» уголовного права;
- взгляд на преступление с позиций восстановительного правосудия;
- границы криминального поведения и современное информационное общество.
| М П Д ПБ
|
|
| Тема семинара:Антропология преступления и преступности в традиционном, индустриальном и информационном обществах:
- основные подходы к определению и классификации преступлений в теории уголовного права;
- история законодательных конструкций преступления в российском уголовном праве;
- проблема нижней возрастной границы уголовной ответственности в истории российского уголовного права;
- историко-правовые аспекты проблемы вменяемости в отечественном законодательстве;
- уголовно-правовая концепция аффекта в истории российского права.
| Э И П МШ
|
5.
|
| Тема лекции:Альтернативные формы правосудия: теория, история и практика:
- формы альтернативного разрешения правовых конфликтов;
- основные методы альтернативного разрешения споров;
- процедура разрешения спора «посредничество – арбитраж»;
- альтернатива третейских судов.
| М П Д ПБ
|
|
| Тема семинара:Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов:
- альтернативные способы разрешения споров;
- альтернативные методы разрешения споров;
- мировое соглашение в истории российского судопроизводства;
- история третейских судов в России.
| Э И П МШ
|
6.
|
| Тема лекции:Медиация как метод внесудебного разрешения споров:
- история медиации как метода внесудебного разрешения споров;
- процессуальная компетенция и границы применимости медиации;
- право в медиации и право медиации.
| М П Д ПБ
|
|
| Тема семинара:Медиация: история, этапы, техника и принципы:
- история и сферы применения медиации;
- цели, формы, методы и участники процесса медиации;
- роль адвоката в медиации.
| Э И П МШ
|
7.
|
| Тема лекции:Человек в системе современного российского и европейского права:
- мифы традиционного и позитивного права;
- современная семья и право, мутации семьи и ее устойчивость;
- судьба модели неравного положения полов в традиционном и современном праве;
- место человека в системе российского права: история и современность.
| М
П
Д
ПБ
|
|
| Тема семинара:Юридико-антропологическая оценка современного российского и западного права:
- мифический образ мышления в современном обществе;
- кризис супружества и эволюция института семьи;
- категория неравенства в традиционном и современном обществах;
- роль договора и принуждения в способах урегулирования конфликтов в информационном обществе.
| Э И П МШ
|
8.
|
| Тема лекции:Проблемы правового регулирования в РФ и задачи юридической антропологии:
- методологические аспекты идеального правового проектирования;
- юридическая база концепции «Правовая реформа в России»;
- антропологическая проекция правовой реформы;
- человек центральное звено правового регулирования.
| М П Д ПБ
|
|
| Тема семинара:Осуществление правовой реформы в России и задачи юридической антропологии:
- основные задачи антропологического анализа правового текста;
- методы антропологического анализа текста права;
- основные вопросы, подлежащие проверке при антропологической экспертизе законодательства и законопроектов.
| Э И П МШ
|
9.
|
| Тема лекции:Юридико-антропологические проблемы современной цивилизации:
- личностные (соматические) права человека;
- возможность человека распоряжаться своим телом с позиции антропологии права;
- европейский опыт решения проблемы эвтаназии;
- антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия.
| М П Д ПБ
|
|
| Тема семинара:Современные проблемы права и перспективы юридической антропологии:
- природа современных правопритязаний личности;
- проблема правового регулирования смены пола;
- права человека после смерти;
- трансплантация как одна из проблем современного права.
| Э И П МШ
|
Индивидуальная работа преподавателя со студентами
Не-
де-
ля
| Кол.
час.
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Ме-
то-
ды
|
| | Практическая работа: «Разработка формы и содержания опросного листа для проведения юридико-антропологического опроса студентами 25-30 респондентов»:
- определение основной проблематики курса и выявление наиболее актуальных вопросов современной юридической практики;
- характеристика роли антропологического знания в оценке современных правовых проблем;
- человек – центральное звено правового регулирования;
- место права в системе ценностей современных россиян.
| М
П
Д
Э
ПБ
МПН
МШ
|
| | Тема:«Становление «человека юридического». Подготовка докладов на НОК по следующим проблемам:
- табу как прототип правового запрета;
- человек как объект правовой аккультурации;
- правовой статус человека в традиционном обществе;
- «право государства» и человек.
| М
П
Д
ПБ
|
| | Тема: «Анализ исторических форм правосудия». Подготовка докладов на НОК по следующим проблемам:
- общинное правосудие: примирительная и карательная модели;
- восстановление как цель правосудия;
- типологии процедур урегулирования конфликтов;
- интерпретативные теории множественности нормативных категорий урегулирования конфликтов;
- область вмешательства государства в урегулирование конфликтов.
| М
П
Д
ПБ
Э
И
|
| | Контрольная работа по теме: «Сравнение традиционных и современных систем права». Контрольные вопросы:
- комплексные системы родства в современных обществах: брачные союзы и запрет инцеста;
- природа и отношения родства: антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия;
- различие полов – вопрос права;
- категория договора и категория принуждения в способах урегулирования конфликтов в современном обществе;
- антропологический взгляд на современную семью;
- государство и судебный плюрализм.
| Э
И
ПБ
Д
|
| | Практическая работа по теме: «Методы юридико-антропологического анализа законодательства и законопроектов как научная и практическая проблема»:
- теоретическое и практическое значение юридической антропологии в деле понимания и оценки законопроектов, действующего законодательства и работы юристов;
- методика юридико-антропологической экспертизы;
- основные задачи антропологического анализа правового текста;
- стадии антропологического анализа законодательного акта;
- основные вопросы, подлежащие проверке при антропологической экспертизе.
| М
П
Д
Э
ПБ
И
МШ
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: