Последовательно выполняем задания
Последовательно выполняем задания 1. Для удобства анализа результатов изучения состояния фактического питания строим столбиковую и лепестковую диаграммы (на выбор) по примерам приложения 10, отражающие состояние фактического питания студента (приводятся оба варианта диаграмм): 1 – ЭЦ; 2 – белки; 3 – белки животные; 4 – жиры; 5 – жиры растительные; 6 – углеводы; 7 – витамин С; 8 – витамин В1; 9 – витамин В2; 10 – витамин В6; 11 – витамин РР; 12 – кальций; 13 – фосфор; 14 – магний; 15 – железо; 16 – йод Рис. Х. Характеристика пищевой ценности рациона питания студента с высоким уровнем материальной обеспеченности, % к норме (норма принята за 100 %)
1 – ЭЦ; 2 – белки; 3 – белки животные; 4 – жиры; 5 – жиры растительные; 6 – углеводы; 7 – витамин С; 8 – витамин В1; 9 – витамин В2; 10 – витамин В6; 11 – витамин РР; 12 – кальций; 13 – фосфор; 14 – магний; 15 – железо; 16 – йод Рис. Х. Характеристика пищевой ценности рациона питания студента с высоким уровнем материальной обеспеченности, % к норме (норма принята за 100 %) Далее графически отображаем показатели баланса нутриентов в рационе, используя примеры построения диаграмм приложения 10: Рис. Х. Показатели баланса питательных веществ в рационе студента (за 1 принято содержание белка)
![]()
![]()
Рис. Х. Соотношение животных и растительных белков в рационе питания студента, в процентах
![]()
![]()
Рис. Х. Соотношение животных и растительных жиров в рационе питания студента, в процентах
![]()
2. Представляем в виде круговых диаграмм фактическое и рекомендуемое распределение энергии рациона по основным приёмам пищи при 3-разовом питании:
![]()
![]() Рис. Х. Распределение энергии среднесуточного рациона студента по основным приёмам пищи, в процентах 3. Заключение по результатам изучения состояния питания студента с высоким уровнем материальной обеспеченности При изучении качественных и количественных характеристик среднесуточного рациона студента установлено, что его энергетическая ценность превышает фактические средние суточные энерготраты на 500 ккал (18%), что при длительном использовании подобного рациона может обусловить избыточную массу тела, способствовать развитию нарушений обмена веществ, заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и ряда других грозных заболеваний. Данный неблагоприятный прогноз усугубляет низкая двигательная активность студента: суточные энерготраты составляют 2700 ккал, тогда как для данной группы населения они нормируются на уровне 2800 ккал. Анализируемый рацион характеризуется повышенным содержанием белка (на 17, 5%), особенно животного (на 55, 0%). Также повышено в рационе общее содержание жиров (на 20, 4%). Однако по растительным жирам имеет место выраженный дефицит (на 51, 6%). Представленные «ножницы» свидетельствуют о значительном превалировании в жировом компоненте рациона животных жиров. С учётом данных о биологической роли жиров, в том числе растительных, анализируемая характеристика рациона может способствовать развитию у студента целого ряда нарушений и заболеваний, этиопатогенетическим фактором которых являются неблагоприятные по уровню значения липидного спектра крови. По углеводам анализируемый рацион весьма близок к норме: имеет место превышение на 4, 1%. Однако обращает внимание значительное превышение нормируемого уровня потребления простых сахаров (на 51, 2%), что обусловливает риск развития алиментарно-зависимых заболеваний, например, кариеса зубов, сахарного диабета и других.
По всем витаминам имеет место их дефицит в рационе от 10 до 25%. Особенно неблагоприятным фактором является почти 17-процентный дефицит витамина С, так как этот витамин на 50 и более процентов разрушается при тепловой кулинарной обработке продуктов питания. В сравнении с нормами в рационе снижено содержание кальция (на 30%), магния (на 12, 5%), железа (на 30%), йода (на 40%). На этом фоне обращает внимание значительный избыток фосфора (87, 5%). С учётом того факта, что при всасывании и усвоении кальций и фосфор являются антагонистами, обсуждаемая характеристика может обусловить значительное снижение обеспеченности организма студента и без того дефицитным кальцием со всеми грозными последствиями недостаточности этого минерала. Постоянный дефицит кальция в рационе, особенно в сочетании с избытком фосфора может привести к заболеваниям костно-мышечной системы, нарушениям энергетического обмена, свертывающей системы крови, снижению работоспособности и другим заболеваниям и нарушениям, имеющим весьма неблагоприятные прогнозы. Дефицит магния, как правило, обусловливает нарушение функционирования миокарда и сердечно-сосудистой системы в целом, а также ряд других нарушений и заболеваний. Представленные выше неблагоприятные последствия характеристик рациона питания студента усугубляются выраженным дисбалансом нутриентов. В частности, имеет место диссбалансированность по питательным веществам, которая характеризуется повышенным отношением количества углеводов к белку. Не соответствует норме соотношение животных и растительных белков со значительным превалированием белков животного происхождения. Как следствие значительного дефицита в рационе растительных жиров, не отвечает требованиям соотношение их с животными жирами, что подчёркивает справедливость представленного выше неблагоприятного прогноза, который был сформулирован при анализе содержания жиров в абсолютном выражении. При рассмотрении баланса основных минеральных веществ обращает внимание выраженный дисбаланс кальция и фосфора со значительным преобладанием в соотношении этих минералов последнего (1: 2, 14 вместо рекомендуемого 1: 0, 8). Данная характеристика питания студента подчёркивает справедливость прогноза неблагоприятных последствий повышенного содержания фосфора в анализируемом рационе, сформулированного при анализе содержания в нём минералов в абсолютном выражении.
Отмеченные выше недостатки среднесуточного рациона студента детерминированы нерациональным продуктовым обеспечением питания. Анализ связи характеристик ЭЦ и химического состава питания с особенностями его продуктового обеспечения и основные неблагоприятные последствия представлены в рабочей таблице:
Окончание рабочей таблицы
Характеризуя режим питания студента можно отметить, прежде всего, что имеющее место 3-разовое питание не является оптимальным. В большей степени требованиям оптимальности отвечает 4-разовое питание, при котором процессы обмена наиболее надежно обеспечивают гомеостаз. Грубейшим нарушением принципов здорового питания является факт значительного превышения допустимого времени между обедом и ужином – 8 часов (допустимое время – 5 часов). Данная характеристика режима питания может обусловить наличие в желудке длительное время гиперацидной среды, деструктивное воздействие кислоты и ферментов, рефлекторно выделяющихся при объективном чувстве голода железами внутренней секреции на эндотелий желудка и кишечника. В результате – реальный риск развития гастритов и колиэнтеритов.
Имеющее место питание во время домашних занятий может привести к расстройству функционирования пищевого центра и, соответственно, к нарушению регуляции пищеварения с развитием алиментарно-зависимых заболеваний и нарушений ЖКТ. Значительная перегрузка энергией обеда и ужина обусловливает обусловливает в свою очередь повышенную нагрузку на пищеварительный аппарат и также способствует развитию алиментарно-зависимых заболеваний и нарушений ЖКТ. Таким образом, длительное питание студента с указанными выше характеристиками среднесуточного рациона может обусловить раннее развитие целого ряда заболеваний и нарушений в организме. При рассмотрении результатов определения некоторых показателей пищевого статуса студента обращает внимание реализация основных положений неблагоприятных прогнозов, сформулированнх по результатам анализа состояния фактического питания. Так, например, у студента имеет место избыточная в сравнении с идеальной МТ, а ИМТ по критериям его интерпретации подтверждает наличие избыточной МТ. С избыточной массой тела связано значимое отклонение ВОО от ДВОО (+27%). Содержание жира в организме студента превышает норму для его антропометрических данных на 30, 5%. С этим показателем связано значение ТМТ, представляющей метаболически активную часть тела, которая, исходя из зависимости этих двух показателей пищевого статуса, значительно меньше оптимальной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|