Обобщённые данные о факторах снижения усвоения минералов
Окончание таблиц 57
В связи с возможными значимыми уровнями снижения усвоения самых различных нутриентов при их взаимодействии в организме друг с другом, анализ результатов изучения состояния фактического питания должен носить комплексный, многофакторный характер. Одна из часто встречающихся ошибок при анализе результатов изучения питания – игнорирование воды, как важного алиментарного фактора. Между тем, в этом качестве вода играет значимую для питания физиологическую роль, заключающуюся в следующем: 1) Пластическая, структурная роль: вода участвует в построении всех без исключения тканей, даже наиболее плотных; достаточно отметить, что организм взрослого человека состоит на 63-65 % из воды.
2) Каталитическая роль: несмотря на простую химическую формулу, вода является замечательным и высокоэффективным катализатором жизненно необходимых реакций в организме, обеспечивающих процессы метаболизма (пример – цикл Кребса). 3) Вода – универсальный растворитель: растворение газообразных, жидких и твердых веществ в организме; практически все указанные вещества, в том числе пищевые, не могут реализовать свою роль в жизнедеятельности человека в нерастворённом состоянии. 4) Вода – один из основных факторов поддержания нормального осмотического давления в крови: осмотическое давление в крови является одним из основных факторов гомеостаза, так называемой «жёсткой» константой, даже незначительные изменения которой способны привести к самым тяжелым последствиям. 5) Вода – один из факторов обеспечения кислотно-основного равновесия в организме: это также один из важнейших показателей гомеостаза, изменение которого чревато губительными последствиями. 6) Вода - необходимое условие всасывания пищевых компонентов: всасывание пищевых компонентов представляется возможным только в жидкой фазе. 7) Вода – непременный участник всех метаболических и энергетических процессов: все, в том числе самые тонкие биохимические и энергетические процессы в организме происходят в жидкой фазе, а это условие обеспечивает именно вода; интересно отметить для демонстрации данного положения, что при «сгорании» 100 г жира в организме образуется 107 г так называемой эндогенной воды, крахмала – 55 г, белка – 41 г. 8) Водный фактор – обязательный элемент процессов анаболизма и катаболизма: об анаболической роли воды уже говорилось, но без участия воды невозможны и процессы катаболизма; вода выводится - через почки - 1, 5 л в сутки, через легкие – 0, 4 л, кишечник – 0, 2 л, кожу – 0, 5 л (указанные величины могут изменяться в значительной степени в зависимости от конкретных условий – климатопогодных, производственных и т. д. ).
И, наконец, о выдающейся физиологической роли воды свидетельствует тот факт, что без неё человек может прожить от 2-х до 5 дней, тогда как без пищи – 20-30 дней. Можно отметить также, что вода – это источник содержащихся в ней целого ряда жизненно важных минеральных компонентов, от состава которых в значительной степени зависит физиологический статус человека, возможности функционирования важнейших систем организма. Также распространённой ошибкой при анализе результатов изучения питания, в частности пищевого статуса, является отсутствие учёта состава слюны, интенсивности слюноотделения, а также состояния функций данного секрета: пищеварительной, защитной, трофической, выделительной. Достаточно отметить тот факт, что в многочисленных вариантах исследований признаков недостаточности питания (приложение 12) характеристика слюны и слюноотделения отсутствует. При анализе результатов изучения питания различных групп населения имеет место ещё одна ошибка, имеющая системный характер. Эта ошибка залючается в том, что не учитываются возможности таких механизмов пищеварения, как симбиотное пищеварение (на это указано в разделе II учебного пособия) и индуцированный аутолиз (определение последнего понятия – в приложении 1). Между тем, если учитывать сущность индуцированного аутолиза, то при анализе результатов изучения питания исследователь должен особое внимание обратить на то, в каком виде потребляется пища: в натуральном (сыром) или в кулинарно обработанном. Учёт этого механизма пищеварения может оказать значительное влияние на характер интерпретации полученных данных, характеризующих питание. Ниже приводится пример заключения по результатам изучения состояния питания студента, представителя наблюдаемой когорты с близкими условиями и возможностями питания. Пример 39. При исследовании состояния питания студентов одного из вузов были получены данные, усреднённо характеризующие особенности питания в группе студентов с высоким уровнем материальной обеспеченности. У одного из студентов-юношей этой группы в возрасте 20 лет были получены следующие характеристики питания:
Показатели фактического питания
Основные показатели баланса нутриентов
Общая характеристика усредненного потребления продуктов питания Продуктовый набор среднесуточного рациона студента характеризуется следующими особенностями: 1) Выраженный избыток мясных продуктов с большим содержанием жира, в том числе мяса птицы (кур). 2) Низкий уровень содержания растительного масла. 3) Недостаточное содержание молока и молочных продуктов. 4) Значительный дефицит свежих овощей, фруктов и ягод. 5) Повышенное содержание сахара и кондитерских изделий. 6) Отсутствие в рационе хлеба из муки грубого помола. 7) Отсутствие в рационе дополнительных компонентов питания, в том числе БАД. Особенности режима питания студента (выявлены в процессе анкетного опроса и анализа состояния фактического питания)
1) Основных приёмов пищи – 3: завтрак дома (7. 30), обед в столовой вуза (12. 30), ужин дома (20. 30, за 2, 5 часа до отхода ко сну). 2) Кроме указанных приёмов пищи имеет место её потребление, как правило, в виде чипсов, попкорна или конфет, в процессе просмотра телевизионных передач или работы с компьютерами или другими электронными устройствами после ужина. 3) Распределение калорийности основных приёмов пищи в процентах составило: завтрак – 12%, обед – 48%, ужин – 40% Некоторые показатели пищевого статуса
По приведённым выше данным необходимо: 1. Представить в виде диаграмм показатели фактического питания в сравнении с нормативными уровнями. 2. В виде круговой диаграммы представить распределение энергии рациона по основным приёмам пищи в сравнении с рекомендуемым при 3-разовом питании. 3. Сформировать заключение по результатам изучения состояния питания студента с прогнозами возможных неблагоприятных последствий при установлении тех или иных недостатков питания. 4. Дать студенту рекомендации по рационализации индивидуального питания и по отдельным аспектам здорового образа жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|