Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV Некоторые аспекты представления и анализа результатов




Раздел IV Некоторые аспекты представления и анализа результатов

изучения питания

Представление результатов изучения состояния питания каких-либо групп населения является важным условием корректности их анализа, может быть реализовано как виде таблиц, так и в виде диаграмм. Примеры представления результатов изучения состояния фактического питания приводятся в таблицах 55 и 56.

Таблица 55

Характеристика среднесуточного рациона питания по химическому

составу и энергетической ценности

(форма представления)

Нутриенты и ЭЦ

Норма

Фактически

Избыток (+)

Дефицит (-)

Абс. % Абс. %
Белок, г            
в т. ч. животный, г            
Жир, г            
в т. ч. растительный, г            
Углеводы, г            
Кальций, мг            
Фосфор, мг            
Магний, мг            
Железо, мг            
Витамин В1, мг            
Витамин В2, мг            
Витамин РР, мг            
Витамин С, мг            
ЭЦ, ккал            

Во вторую колонку таблицы 55 заносятся адекватные нормы потребления нутриентов и нормативный уровень ЭЦ. В третью колонку – рассчитанные фактические характеристики суточного рациона. В следующих четырех колонках нормируемые и фактические данные сопоставляются в абсолютных и относительных величинах.

Пример 37.

При изучении состояния фактического питания детей 3-7 лет в дошкольной организации с учётом домашнего питания были получены характеристики пищевой ценности усредненного рациона питания за один из месяцев года. Строим рабочую таблицу по аналогии с таблицей 55.

Заполняем вторую колонку, используя нормы питания для данной возрастной группы по приложению 4. Соответственно в третью колонку заносим фактические характеристики рациона. В последующих колонках помещаем удобные для анализа сведения об избытке или дефиците отдельных нутриентов и ЭЦ.


 

Нутриенты и ЭЦ

Норма

Фактически

Избыток (+)

Дефицит (-)

абс. % абс. %
Белок, г 9, 25 - -
в т. ч. животный, г 35, 1 38, 6 3, 5 9, 97 - -
Жир, г 6, 67 - -
в т. ч. растительный, г 10, 5 - - 7, 5 41, 67
Углеводы, г - - 4, 92
Кальций, мг - - 5, 56
Фосфор, мг 56, 25 - -
Магний, мг - - 17, 50
Железо, мг - - 20, 00
Витамин В1, мг 0, 9 1, 1 0, 2 22, 22 - -
Витамин В2, мг 1, 0 1, 3 0, 3 30, 00 - -
Витамин РР, мг 11, 0 14, 7 3, 7 33, 63 - -
Витамин С, мг - -
ЭЦ, ккал 1991, 2 191, 2 10, 62 - -

Таким образом, сформирована удобная для анализа таблица.

Важное значение имеет характеристика продуктового набора суточного рациона. Для получения этой характеристики пользуются таблицей 56. В качестве нормативных показателей, во вторую колонку этой таблицы заносятся нормативные уровни потребления тех или иных продуктов. В третью колонку – фактические данные. Затем нормируемые и фактические данные сопоставляются в следующих колонках идентично таблице 55.

Таблица 56

Характеристика продуктового набора среднесуточного рациона

(форма представления)

Наименование

пищевых продуктов

Норма, г

Фактически, г

Избыток (+)

Дефицит (-)

абс. % абс. %
Хлеб ржаной            
Хлеб пшеничный            
Сухари            
Мука пшеничная            
Макаронные изделия            
Крупы, бобовые            
Сахар и кондитерские изделия            
Картофель            
Овощи            
Фрукты, соки            
Сухофрукты            
Жиры животные            
Масло растительное            
Мясо и субпродукты            
Рыба            

 

Окончание таблицы 56

Наименование пищевых продуктов Норма, г Фактически, г

Избыток (+)

Дефицит (-)

Яйцо            
Молоко            
Творог            
Сметана            
Сыр            
Чай            
Поливитамины (драже)            

Пример 38.

При оценке организации диетотерапии в одной из лечебно-профилактических организаций возникла необходимость анализа среднесуточного набора продуктов на одного больного при применении основной стандартной диеты.

По аналогии с таблицей 56 строим рабочую таблицу. Нормы среднесуточного набора продуктов на одного больного, которые вносим во 2-ю колонку в качестве примера по отдельным продуктам, нетто, заимствуем из приказа Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями на 21 июня 2013 года).

Наименование

продуктов

Норма, г

Фактически, г

Избыток (+)

Дефицит (-)

абс. % абс. %
Хлеб ржаной - - 20, 00
Хлеб пшеничный 20, 00 - -
Мука пшеничная 20, 00 - -
Макаронные изделия 25, 00 - -
Морковь - - 14, 55
Капуста белокочанная 3, 33 - -
Лук репчатый - - 10, 00
Огурцы, помидоры (парниковые) - - 13, 33
Птица 22, 2 25, 6 3, 2 14, 22 - -
Творог 17, 4 - - 2, 6 13, 00
Сыр 13, 8 - - 1, 2 8, 00
Яйцо ½ шт. ½ шт.
Масло сливочное 10, 00 - -
Масло растительное - - 30, 00
Сметана 6, 67 - -
Сахар, варенье, печенье, кондитерские изделия 16, 00 - -

Таким образом, сформирована удобная для анализа таблица.

Для удобства анализа полученных данных, представления результатов в публикациях, отчётах, докладах оптимальным вариантом является представление материалов в виде диаграмм. Примеры представления результатов изучения питания различных групп населения в виде диаграмм приводятся в приложении 10.

В каких бы наглядных форматах не представлялись результат изучения питания, необходимо соблюдать следующие основные требования:

- как можно большая полнота представляемых материалов;

- обеспечение максимального удобства восприятия сущности представляемых материалов;

- представление фактических материалов в сравнении с нормативами.

Анализ результатов изучения состояния фактического питания целесообразно проводить в комплексе с данными, полученными при исследовании пищевого статуса, а также при установлении связи его показателей с отдельными характеристиками фактического питания с помощью статистических методов. Примеры использования некоторых статистических методов в указанных целях – в приложении 11. В этих примерах отсутствует методика расчёта статистических показателей, так как студенты осваивают её при изучении соответствующих учебных дисциплин.

Следует указать, что только при статистической обработке результатов изучения каких-либо аспектов питания анализ их будет отвечать принципам доказательной медицины. Вместе с тем, исследователь, имея достаточный информационный базис по физиологической роли отдельных изученных компонентов фактического питания, может провести анализ и по результатам изучения фактического питания. Указанная возможность представляется вполне оправданной, если учесть, что физиологическая роль отдельных характеристик питания чрезвычайно широко представлена в монографических, учебных, методических и справочных материалах. Однако, несмотря данное положение, заключение о неблагоприятных последствиях фактического питания носит лишь прогностический характер.

Как правило, анализ результатов изучения состояния фактического питания проводится по следующим его характеристикам:

- адекватность фактической энергетической ценности среднесуточного рациона средним энергетическим затратам энергии;

- степень соответствия содержания в среднесуточном рационе отдельных нутриентов с нормами для популяции, когорты, индивидуума;

- степень соответствия показателей сбалансированности отдельных нутриентов в среднесуточном рационе отдельных нутриентов с нормами для популяции, когорты, индивидуума (белки: жиры: углеводы; белки животные: белки растительные; жиры животные: жиры растительные; кальций: магний: фосфор и т. д. );

- степень соответствия продуктового набора среднесуточного рациона с нормами для популяции, когорты, индивидуума;

- степень соответствия фактического режима питания гигиеническим требованиям:

• кратность (количество) приёмов пищи за сутки.

• время приёма пищи.

• время между приёмами пищи.

• распределение энергии и отдельных пищевых продуктов по приёмам пищи.

• условия приёма пищи;

- степень соответствия технологии приготовления блюд технологическим регламентам для какой-либо группы населения, для которой имеются специальные технологические регламенты, например, для пациентов ЛПО при изучении состояния лечебного питания или для дошкольников в дошкольных организациях.

Важным элементом заключения по результатам изучения состояния фактического питания является оценка возможности (прогноз) неблагоприятных его последствий на основании соответствующего информационного базиса о физиологическом значении отдельных характеристик питания.

Кроме того, логическим завершением изучения состояния фактического питания должны являться рекомендации по его оптимизации, которые могут быть включены в качестве составной части в заключение (более предпочтительный вариант) или представляться в виде отдельного документа.

При анализе пищевой ценности рационов питания зачастую допускаются ошибки, обусловливающие несостоятельность, в том числе правовую, результатов изучения состояния фактического питания.

Одна из ошибок заключается в том, что не учитываются возможные факторы снижения усвоения нутриентов, которые могут внести значимые коррективы в суждение о полноценности питания. Демонстрируется указанное положение содержанием таблицы 57, в которой на примере минералов представлены факторы, снижающие усвоение этих нутриентов.

Таблица 57

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...