Примерная сетка специально-организованного обучения детей с ОНР
(первый год обучения, I период)
День недели
Время проведения
Название занятия
Кто проводит
Понедельник
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
9. 35-10. 05
Математика - II подгруппа
Воспитатель
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
10. 15-10. 45
Математика -1 подгруппа
Воспитатель
Физкультурное
Инструктор по физической культуре
Вторник
9. 00-9. 25
Развитие речи -1 подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Развитие речи - II подгруппа
Воспитатель
10. 15-10. 45
Музыкальное
Музыкальный руководитель
II половина дня 15. 15-15. 40
Лепка-конструирование
Воспитатель
Среда
9. 00-9. 25
Математика -1 подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Математика - II подгруппа
Воспитатель
11. 15-11. 45
Физкультурное (улица)
Инструктор по физической культуре
Четверг
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи -1 подгруппа
Воспитатель
10. 15-10. 40
Музыкальное
Музыкальный руководитель
II половина дня 15. 15-15. 40
Рисование -1 подгруппа
Воспитатель
15. 50-16. 15
Рисование - II подгруппа
Воспитатель
Пятница
9. 00-9. 25
Аппликация -1 подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Аппликация - II подгруппа
Воспитатель
Примерная сетка специально-организованного обучения детей с ОНР
(первый год обучения, II период)
Понедельник
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Математика - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Математика -1 подгруппа
Воспитатель
10. 15-10. 45
Физкультурное
Инструктор по физической культуре
Вторник
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи -1 подгруппа
Воспитатель
10. 15-10. 45
Музыкальное
Музыкальный руководитель
II половина дня 15. 15-15. 40
Лепка-конструирование
Воспитатель
Среда
9. 00-9. 25
Математика -1 подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Математика - II подгруппа
Воспитатель
11. 15-11. 45
Физкультурное (улица)
Инструктор по физической культуре
Четверг
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи -1 подгруппа
Воспитатель
10. 15-10. 40
Музыкальное
Музыкальный руководитель
II половина дня 15. 15-15. 40
Рисование -1 подгруппа
Воспитатель
15. 50-16. 15
Рисование - II подгруппа
Воспитатель
Пятница
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Аппликация - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Аппликация -1 подгруппа
Воспитатель
Примерная сетка специально-организованного обучения детей с ОНР
(первый год обучения, III период)
Понедельник
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Математика - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Математика -1 подгруппа
Воспитатель
10. 15-10. 45
Физкультурное
Инструктор по физической культуре
Вторник
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи -1 подгруппа
Воспитатель
10. 15-10. 45
Музыкальное
Музыкальный руководитель
II половина дня 15. 15-15. 40
Лепка-конструирование
Воспитатель
Среда
9. 00-9. 25
Математика -1 подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Математика - II подгруппа
Воспитатель
11. 15-11. 45
Физкультурное (улица)
Инструктор по физической культуре
II половина дня 11. 15-11. 45
Лепка-конструирование
Воспитатель
Четверг
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Развитие речи -1 подгруппа
Воспитатель
10. 15-10. 40
Музыкальное
Музыкальный руководитель
II половина дня 15. 15-15. 40
Рисование -1 подгруппа
Воспитатель
15. 50-16. 15
Рисование - II подгруппа
Воспитатель
Пятница
9. 00-9. 25
Логопедическое -1 подгруппа
Учитель-логопед
Аппликация - II подгруппа
Воспитатель
9. 35-10. 05
Логопедическое - II подгруппа
Учитель-логопед
Аппликация -1 подгруппа
Воспитатель
Глава 3
Специально организованное обучение в форме занятий
Второй год обучения
Музыкальная деятельность
Тема
Цели занятий
Репертуар
Рекомендации родителям
Школа
1. Учить детей петь плавно, без крика, соблюдая паузы в музыке. Развивать мелкую моторику рук со словами.
2. Учить названия школьных принадлежностей в игровой форме.
3. Тренировать умение изменять слова по падежам.
1. Музыкальное упражнение «В школу» (муз. Е. Тиличеевой)
2. Песня «Школа, двери открывай! » (муз. Ю. Михайленко)
3. Пальчиковая гимнастика «Домик», «Колокольчик»
4. Музыкальная подвижная игра «Собери портфель».
5. Скороговорка:
«Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки»
6. Д/и «В школе очень много дел»
Организовать экскурсию в школу.
Организовать просмотр м/ф «Вовка в тридесятом царстве».
Прослушать песни о школе в грамзаписи.
Осень
1. Учить детей пропе- вать гласные, сложный ритмический рисунок держать в темпе, исполнять песни разнохарактерно. Учить двигаться точно со словами.
2. Тренировать умение детей употреблять существительные с уменьшт'ельно-ласкательными суффиксами. Развивать словообразовательную функцию речи.
1. Песня «Осень» (муз. А. Александрова), «Осень» (муз. Ю. Аргутюнова)
2. Песня «Листья золотые» (муз. Т. Попатенко)
3. Песня «Падают листья» (муз. М. Красева)
4. Песня «Здравствуй, осень» (муз. Ю. Соколова)
5. Пальчиковая гимнастика «Грабли» Речь с движением «Дворник» Потешка:
«Катилось яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет»
И/у «Назови ласково»
Музыкальная игра «Сенокос» (муз. Ломовой) Речь с движением «Мы сено косим»
Повторить слова песен, потешек, скороговорок.
Овощи и фрукты
1. Продолжать учить детей самостоятельно определять направления мелодии.
Учить петь выразительно, передавая игровой, шутливый характер песен. Развивать дикцию, обращая внимание на звуки (н), (р).
2. Активизировать словарный запас детей по теме.
1. Попевка «Горошина» (муз. Е. Тиличеевой)
2. Песня «Вейся, капустка моя» (муз. обр. Попатенко)
3. Пальчиковая гимнастика «В лавку ходил? »
4. Скороговорка:
«Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипит укроп»
«На дворе трава, на траве дрова»
5. Музыкальная подвижная игра «Перевертушки» (русская народная мелодия)
6. Д/и «Запасы на зиму»
Организовать вечер «Загадок и отгадок» (овощи, фрукты).
Сади огород
1. Развивать ладо-мелодический слух, чувство ритма.
2. Учить использовать слова сложного слогового состава.
Тренировать умение образовывать слова с уменьшительно; ласкательными суффиксами.
1. Песня «На горе-то калина», хоровод (муз. обр. М. Чичкова)
2. Пальчиковая гимнастика «Снимаем ягоды»
3. Этюд на страдание «Старый гриб»
4. И/у «Повтори правильно», «Назови ласково»
Выучить с ребенком названия фруктов и овощей (и/у «Угадай на вкус»).
Продукты питания
1. Развивать мелкую моторику рук.
Развивать координацию движений.
Учить детей петь спокойно, без напряжения.
Учить правильно артикулировать гласные звуки в пении.
2. Тренировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными.
1. Речь с движением «Как варить суп»
2. Скороговорки:
«Цыпленок с курицей
Пьет чай на улице»
«Саше дали кашу,
А Ксюше - простоквашу»
«Наварила щука щей,
Угощала двух лещей»
3. Попевка «Бай качи» (муз. обр. Ф. Кикты)
4. «Песенка о хлебе» (муз. Витлина)
5. Музыкальная подвижная игра «Найди свой калач»
6. Пальчиковая гимнастика «Курочка», «Петушок»
7. Музыкальная подвижная игра «Капуста» (русская народная мелодия)
8. Д/и «Обед»
9.
Организовать экскурсию в продуктовый магазин.
Провести беседу о любимом блюде ребенка.
Птицы
1. Учить детей передавать лирический и шуточный характер песен, правильно произносить гласные в словах, мягко заканчивать музыкальные фразы.
Развивать чувство ритма.
2. Тренировать умение употреблять предлоги на, под, из.
1. Речь с движением «Утка», «Петух»
2. Пальчиковая гимнастика «Птичка»
3. Скороговорка «40 сорок»
4. Попевки
Русская народная песня «Соловей, соловушка»
5. Песня «Ути-ути» (муз. Ю. Литовко)
Песни В. Кикты, В. Татаринова «Петушок», «Чиж», «Ласковая ласточка», «Серый ворон», «Одолжи мне крылья»
Упражнение на дыхание «Филин», «Ворон»
7. Музыкальная подвижная игра «Ворона» (муз. обр. Ломовой)
8. Д/и «Куда спряталась птица? »
Наблюдать с ребенком за поведением птиц на улице.
Прослушать голоса птиц в грамзаписи, выучить с ребенком названия птиц.
Нарисовать с детьми рисунок на тему «Любимая птичка».
Звери и детеныши
1. Учить детей правильно произносить гласные, петь легко, без крика.
Продолжать развивать речевые и неречевые процессы путем активного проговарива- ния текстов.
2. Активизировать словарный запас детей по теме.
3. Тренировать умение употреблять притяжательные прилагательные.
1. Попевки «Лиса по лесу ходила» (муз. обр. Понойенко), «Скок-поскок» (муз. обр. Левпод- нилова)
Русская народная припевка «Украл котик клубочек»
2. Песни «Ой, вставала я ранешенько» (русская народная песня в. обр. М. Метлова), «У барбоса будет дом» (муз. Т. Чудовой)
3. Скороговорка «Ногти-ногти»
4. Пальчиковая гимнастика «Две свинки», «Паучок», «5 маленьких мышек», «Скачет зайчик», «5 телят»
5. Музыкальные подвижные игры «Кот и мышь»,
«Олень - золотые рога», «Козлик»
6. И/у «Чей, чья? »
Организовать экскурсию в зоопарк или цирк.
Познакомить ребенка с серией книг о животных.
Зима
1. Автоматизировать звук [с] в песнях.
Учить детей петь без крика, в быстром темпе.
Развивать у детей положительные эмоции.
2. Активизировать словарный запас детей по теме.
3. Тренировать умение образовывать слова-антонимы.
1. Скороговорка
«У маленькой Сани, Санки едут сами», «У елки иголки колки»
2. Попевка «Снежок» (муз. Т. Бырченко)
3. Песня «Зимняя песенка» (муз. М. Красева)
4. Хоровод «Как на тоненький ледок» (муз. обр. Иорданского)
5. Музыкально-дидактическая игра «Времена года»
6. Этюд для выработки положительных черт характера «Монетка и мороженое»
7. И/у «Скажи наоборот»
Организовать просмотр м/ф: «12 месяцев», «Морозко», «Снегурочка»
Зимние забавы
1. Учить детей воспринимать и передавать радостный, нежный, лирический характер песен.
2. Тренировать умение употреблять в самостоятельной речи глаголы настоящего и прошедшего времени. Тренировать детей
в составлении и использовании в речи развернутых предложений.
1. Песня «Кой бы не было зимы» (муз. Крылатова)
2. Попевка «На лыжах» (муз. обр. Е. Тиличеевой), песня «Мы в снежки играем» (муз. Астровой)
3. Музыкальная подвижная игра «Снежки» (муз. А. Вестовской)
4. Потешка:
«Ты мороз, ты мороз, ты мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой...
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки-саночки,
Да с горы-то - ух!
В снег пушистый - бух! »
5. И/у «Что делаем? Что сделали? »
Подготовить с детьми атрибуты к зимним забавам.
Выучить с детьми названия зимних видов спорта.
Организовать просмотр м/ф «Зима в Просто- квашино».
Семья
1. Развивать музыкальные способности детей, побуждать их к творчеству.
2. Тренировать умение детей правильно образовывать глаголы мужского, женского рода прошедшего времени.
1. Песня «Папа может»
Песня «Дом, в котором мы живем» А. А. Вернина
2. Речь с движением «Мамин подарок», «Колыбельная»
3. Музыкальная подвижная игра «10 внучек» (муз. М. Матвеева)
4. Этюды на выражение эмоций: удовольствия - «Любящие родители», «Встреча с другом», «Хорошее настроение», гнева - «Сердитый дедушка», «Стыдно»
5. Д/и «Семья»
Повторить с детьми слова песен.
Посмотреть м/ф «Каникулы в Про- стоквашино», «Зима в Просто- квашино»
Профессии людей
1. Учить детей исполнять песни веселого, задорного характера легким звуком в подвижном темпе.
Развивать мелкую моторику рук.
2. Тренировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные с использованием схем-опор.
1. Песня «Три загадки» Д. Львова-Компанейца Русская народная песня «Во кузнице» (муз. обр. А. Жарова)
2. Речь с движением «Плотник»
3. Пальчиковая гимнастика «Зарядка»
4. Музыкальная подвижная игра «Чье орудие труда? »
5. Подвижная игра «Веретено» Игра на развитие памяти «Художник» Упражнение на страх «Пожар» «Песня про повара» (муз. В. Ваняна)
6. И/у «Чей, чья, чье? »
Посмотреть м/ф «Дядя Степа - милиционер», «Мастер-лома- стер».
Составить с детьми кроссворды по данной теме.
Наша улица
1. Развивать музыкальные способности и чувство ритма в движении.
Учить петь без крика, чисто интонируя, правильно брать дыхание между музыкальными паузами.
2. Тренировать умение использовать притяжательные местоимений.
1. Скороговорки:
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,
«До города дорога в гору, От города - с горы»
2. Песня «Край, в котором ты живешь» (муз. Г. Гладкова)
3. Песня «Наш город» Е. Тиличеевой
4. И/у «Мой, моя, мое»
Пойти с ребенком в музей города.
Выучить с ребенком названия улиц, площадей.
1. Попевка «Пароход гудит» (муз. Т. Пановой)
2. Песня «Тепловоз» Львова-Компанейца Песня «На трамвайчике» (муз. И. Тинякова)
3. Музыкально-дидактическая игра «3 пьесы - велосипед, пешком, летчик, на машине» Н. Вет- лугиной, И. Арсеева
Музыкальная подвижная игра «Поездка за город» (муз. В. Герчик)
4. Скороговорки:
«Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели»
«Возле леса на пригорке
Стоят 33 Егорки,
Из-за леса, из-за гор
Едет к ним еще Егор»
5. Д/и «Путешествие»
Помочь ребенку изготовить макеты машин из конструктора, коробок.
Посмотреть м/ф «Паровозик из Ро- машкино».
Весна
1. Учить детей передавать веселый, жизнерадостный характер песен.
Учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами.
Развивать координацию движений.
2. Тренировать умение составлять простые и распространенные предложения.
Учить детей задавать вопросы.
1. Попевка «Весной» (муз. Г. Зингера)
2. Песня «Пришла весна» (муз. Е. Тиличеевой)
Украинская народная песня «Веснянка» (муз. обр. Г. Лобачева)
3. Речь с движением «Во саду ли, в огороде»
4. Пальчиковая гимнастика «Бутончик»
5. Упражнения на дыхание «Цветок», «Ветерок»
6. Музыкальная подвижная игра «Плетень» (русская народная мелодия в обр. С. Бондарен- кова)
7. И/у «Придумай предложение по картинке»
Рассмотреть с ребенком иллюстрации, картины о весне.
Организовать просмотр сказки «Снегурочка».
День Победы
1. Продолжать развивать у детей музыкальные способности.
2. Тренировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
1. Песня «Армия советская» (муз. Е. Тиличеевой) Песня «Победа» (муз. З. Левиной)
2. Упражнение с предметами (муз. И. Дунаевского)
3. Игры «Бери флажок» (муз. обр. Н. Метлова) «Кто лучше шагает? » (муз. С. Василенко) «Наша игра» (муз. И. Арсеева)
4. И/у «Чей, чья, чье? »
Организовать экскурсию к Вечному огню.
Физическое воспитание
Тема
Цель
Содержание
Рекомендации родителям
Школа
1. Продолжать знакомить детей со школой (школьный стадион).
2. Совершенствовать технику бега.
3. Развивать ловкость, быстроту.
Занятие на школьном стадионе, игры, эстафеты, соревнования
Отрабатывать с ребенком динамическое равновесие(ходьба по узкой дороже с мячом в руках, поднятых вверх).
П/и «Донеси мешочек», «Не урони шарик», «Петрушки на скамейке»
Отрабатывать с ребенком статическое равновесие (сохранение равновесия на скамейке, кубе на носках) П/и «Кто дольше простоит на одной ноге», «Совушка», «Стоп! », «Паук и мухи».
Зима
1. Совершенствовать технику прыжков (спрыгивание с высоты).
2. Тренировать умение образовывать прилагательные от существительных.
П/и «Северный и южный ветер» (холод - холодный, жара - жаркий)
Сюжетное занятие «Времена года»
Отрабатывать с ребенком технику прыжков (прыжки на двух ногах с продвижением вперед и на месте).
П/и «Лягушки и цапля», «Кто сделает меньше прыжков».
Отрабатывать с ребенком технику ползанья (на четвереньках). П/и «Забавный тоннель» (х- тафета).
Кто быстрее соберет картинку.
Семья
1. Совершенствовать развитие двигательных умений и навыков.
2. Тренировать умение согласовывать числительные с существительными.
Спортивный праздник
«Мама, папа, я - спортивная семья»
Игра м/п «Один, одна, одно» (один карандаш, одна книга, одно яблоко)
Отрабатывать с ребенком технику лазанья (лазанье по гимнастической стенке).
П/и «Ловля обезьян», «Смелые верхолазы».
Профессии людей
1. Совершенствовать технику прыжков на двух ногах (продвигаясь вперед на 5-6 м, с зажатым между ног мешочком с песком).
2. Тренировать умение правильно употреблять существительные в форме Д. п.
Сюжетное занятие «Полет на луну»
П/и «Космонавты»
Игра м/п «Что кому нужно» (самолет - летчику, машина - шоферу)
Отрабатывать с ребенком технику ловли мяча.
П/ и «Мяч водящему» (по профессиям).
П/и «Поймай мяч», «Защита крепости», «Играй, играй, мяч не теряй».
Российская Армия
1. Развивать у детей ловкость, выносливость, силу.
2. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
3. Тренировать проговаривание слов сложнослоговой структуры.
Развлечение «23 февраля»
П/и «Парашютисты и пограничники», «Ловишки с мячом»
Отрабатывать с ребенком технику прыжков (прыжки с высоты 40 см).
«Спрыгни, повернись» (прыжок с высоты за линию, начерченную перед скамейкой, в круге, с поворотом, с разбега).
Транспорт
1. Совершенствовать динамическое равновесие(ходьба и бег по узкой рейке гимнастической скамейки, по веревке прямо и боком).
2. Тренировать умение употреблять в речи предлоги (по мосту, через реку, на).
Отрабатывать с ребенком технику прыжков на одной ноге с продвижением вперед.
П/и «Попрыгунчики-воробышки».
П/и «Зайцы, сторож и Жучка».
Весна
1. Совершенствовать технику ловли и броска мяча, развивать координацию движений.
2. Тренировать умение подбирать глаголы настоящего и прошедшего времени
П/и «Ручейки и озера», «Филин и пташки», «Мяч среднему», «Заря»
М/п «Птички
Отрабатывать с ребенком технику бросков мяча двумя руками от груди.
П/и «Мой веселый звонкий мяч», «Передал - садись», «Брось - поймай».
Сад и огород
1. Совершенствовать технику ходьбы в разных направлениях, технику бега из разных исходных положений, в разных направлениях.
2. Тренировать умение правильно употреблять существительные единственного числа в форме Р. п.
П/и «Посадка картофеля» (картофель - картофеля)
Отрабатывать с ребенком технику прыжков (спрыгива- ние с высоты 40 см).
П/и «Кто ловкий» (прыжок с высоты с поворотом стоя спиной вперед).
Бытовая техника
1. Совершенствовать технику метания (кольцеброс).
2. Тренировать умение правильно употреблять существительные в форме Р. п. множественного числа.
П/и «Выставка бытовой техники» (один - телевизор, много - телевизоров)
Отрабатывать с ребенком технику лазанья (пролезание в обруч разными способами: сверху, снизу, прямо, боком).