СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯС ДЕТЬМИ
Второй год обучения
|
Развитие экологической культуры
|
Лексическая тема
| Тема по экологии
| Цель
| Основные формы работы
| Рекомендации родителям
|
Осень
| «Осень»
Экскурсия в парк
| 1. Расширять, конкретизировать представления об осенних изменениях в природе.
2. Учить видеть красоту родного края.
3. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными, числительными.
| 1. Наблюдения
2. Д/и «С какого дерева листок»
3. Д/и «Подбери» (подбор предметов (существительных) к признакам (прилагательным): осенний-день, лес, дождь)
4. Сбор гербария из опавших листьев
5. *. Рисование. «Что я видел в осеннем лесу? »
| Выучить с ребенком признаки осени.
Организовать экскурсии в парк, на озеро.
|
Овощи и фрукты
| «Яблоки для ежат»
| 1. Дать детям знания о значении овощей и фруктов для жизни животных и птиц.
2. Воспитывать гуманные чувства к животным и птицам.
3. Тренировать умение подбирать антонимы.
| 1. Беседа
2. Д/и «Скажи наоборот»
3. *. Рисование ежа с яблоками
| Рассказать ребенку, какое животное любит яблоко.
|
Сад и огород
| «Любите землю- матушку»
| 1. Продолжать знакомить детей с приемами обработки почвы: перекопка, рыхление, удобрения.
2. Воспитывать желание трудиться на общую пользу и осознавать необходимость труда.
3. Тренировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| 1. Беседа
2. Отгадывание загадок об овощах и фруктах
3. Д/и «Назови ласково»
| Нарисовать или наклеить с ребенком картинки любимых овощей и фруктов.
|
Сезонные одежда и обувь
| «Как звери готовятся к зиме»
| 1. Расширять представления детей о подготовке лесных обитателей к зиме.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи в происходящих явлениях.
3. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными.
| 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Д/и «У кого какая шубка? »
| Организовать наблюдение за домашними животными.
Оказать помощь ребенку в организации фотовыставки «Эти забавные животные».
|
Продукты питания
| «Грибы»
| 1. Расширять и уточнять представления детей о грибах.
2. Учить детей различать грибы.
3. Тренировать умение использовать существительные вформеД. п.
| 1. Беседа с использованием стихотворения П. Синявского «Грибная электричка», загадок, муляжей грибов
2. Д/и «Кому что нужно»
| Помочь ребенку нарисовать съедобные грибы и выучить их названия.
|
Птицы
| «Душой исполненный полет»
| 1. Продолжать знакомить детей с жизнью птиц, их значением для человека и природы.
2. Знакомить детей со свойствами птичьего пера.
3. Воспитывать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать.
4. Воспитывать бережное отношение к птицам.
5. Тренировать умение подбирать глаголы к существительным.
| 1. Беседа с проведением опытов
2. И/у «Назови действие» (птица - летает, садится)
3*. П/и «Орел и птичка»
| Изготовить с ребенком кормушку для птиц и повесить во дворе.
|
Звери и детеныши
| «Сравнение домашних и диких животных»
| 1. Уточнять и расширять знания детей о диких и домашних животных.
2. Учить детей сравнивать, анализировать, объяснять, делать выводы.
3. Тренировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
| 1. Беседа с использованием наглядности
2. Игра-соревнование «Кто больше даст правильных ответов»
3. И/у «Чей? Чья? »
4*. Игра-инсценировка «Спор животных»
| Помочь ребенку оформить книж- ку-самоделку «Домашние и дикие животные».
|
Слова- предметы, слова-действия, слова- признаки
| «Как хлеб на стол пришел»
| 1. Закреплять представления о ценности хлеба. Воспитывать уважение к труду хлеборобов.
2. Закреплять представления о последовательности этапов выращивания хлеба.
3. Тренировать умение подбирать прилагательные.
| 1. Беседа с показом иллюстраций
2. Д/и «А что потом? »
3. И/у «Какой, какая, какое? » (пшеница - спелая, золотистая; хлеб -... )
4*. Просмотр диафильма «Откуда хлеб на стол пришел? »
| Выучить с ребенком стихотворение «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
|
Зима
| Экскурсия в парк
| 1. Углублять представления детей о состоянии природы зимой.
2. Учить видеть красоту зимнего убора земли.
3. Тренировать умение подбирать синонимы.
| 1. Наблюдения, беседа
2. Д/и «Загадайте - я отгадаю»
3. И/у «Скажи иначе» (зима - лютая, холодная)
| Помочь ребенку составить рассказ «Белоснежная красавица».
|
Зима
| «Птичья столовая»
| 1. Знакомить детей с особенностями жизни птиц в зимний период.
2. Тренировать умение использовать существительные в единственном и множественном числе.
| 1. Беседа
2. Д/и «Прилетели птицы»
3. Д/и «Один - много»
4*. Рисование на тему «О чем поют птицы? »
| Понаблюдать с ребенком за птицами. Помочь ребенку выучить стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
|
Новогодний праздник
| «Для праздничной елки»
| 1. Учить детей бережно относиться к лесу и растущим деревьям.
2. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| 1. Беседа
2. Изготовление украшений для новогодней елки (гирлянды)
3. И/у «Назови ласково»
| Прочитать ребенку стихотворение М. Рыльского «О елке».
|
Семья
| «Где живут обитатели природы? »
| 1. Знакомить детей с разнообразием среды обитания живых организмов, с зависимостью от условий существования.
2. Учить использовать в речи простые предложения.
| 1. Беседа
2. Д/и «Где мой дом»
3. Просмотр видеофильма «Семья животных» (№ 1)
| Выучить с ребенком названия детенышей диких животных.
|
Профессии
| «Кто главный в лесу? »
| 1. Дать представление о труде лесника.
2. Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга.
3. Тренировать умение подбирать синонимы.
| 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Д/и «Цепочки в лесу»
3. И/у «Скажи иначе»
| Помочь ребенку нарисовать лесника.
Прочитать ребенку произведение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
|
Наш город
| «Экология моего города»
| 1. Закреплять знания детей об экологии и экологических опасностях: выбросы заводов, выхлопы автотранспорта, землетрясения.
2. Учить детей принимать участие в благоустройстве города (озеленение).
3. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| 1. Беседа
2. Чтение рассказов «Ядовитые дожди» и «Тающие льды»
3. И/у «Назови ласково»
| Нарисовать с детьми плакат «Экология нашего города».
|
Наша улица
| «Посев цветочных семян»
| 1. Учить различать по форме, величине семена настурции, ноготков, бархатцев.
Учить правильно сеять их и ухаживать за ними.
2. Тренировать умение подбирать глаголы.
| 1. Рассматривание семян цветов
2. Посадка их в приготовленные ящики
с землей
3. И/у «Скажи, что я делаю»
| Посадить с ребенком семена цветов, наблюдать за их ростом.
|
Глаголы движения
| «Природа и человек»
| 1. Воспитывать бережное отношение к первозданной чистоте природы.
2. Закреплять знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на качество воды, почвы, воздуха.
3. Тренировать умение подбирать слова-действия.
| 1. Чтение стихотворений
2. Рассказ воспитателя о бережном отношении к природе
3. Д/и «Кто что делает? »
4* И/у «Назови правильно»
| Побеседовать с детьми на тему «Как вести себя в природе? ».
|
Транспорт
| «Злейший
враг природы»
| 1. Дать представления о злейшем враге природы.
2. Тренировать умение подбирать антонимы.
| 1. Беседа
2. И/у «Скажи наоборот»
| Организовать д /и «Хорошо - плохо».
|
Весна
| Экскурсия в парк
| 1. Уточнять знания детей об изменениях в природе весной.
2. Учить устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы весной.
3. Тренировать умение подбирать синонимы.
| 1. Наблюдение, беседа
2. И/у «Скажи иначе» (прилагательные, глаголы)
3*. Рисование под музыку «Загадки весеннего парка»
| Помочь ребенку составить рассказ о весне.
|
Весна
| «Цепочки в лесу»
| 1. Формировать представления детей о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
2. Тренировать умение использовать существительные в форме Р. п.
| 1. Беседа
2. Д/и «Цепочки в лесу»
3. Д/и «Чего не стало»
| Понаблюдать с ребенком за растительным и животным миром весной.
|
Весна
| «Почему цветы красивые и душистые? »
| 1. Формировать представление о взаимосвязи насекомых и растений.
2. Учить видеть красоту цветущей природы.
3. Выучить с детьми названия садовых цветов.
| 1. Беседа
2. Рассматривание иллюстраций
3. Разгадывание кроссворда «Лепестки»
| Помочь ребенку нарисовать любимый цветок.
|
Сади огород
| «Посади дерево»
| 1. Расширять и обобщать знания детей о садовых деревьях.
2. Тренировать умение подбирать глаголы действия к предметам.
| 1. Беседа о садовых деревьях
2. Труд на участке ДОУ «Посади свой сад»
3. И/у «Подбери действие» (яблоню - сажают, поливают)
| Рассказать ребенку, для чего сажают деревья.
Выучить с ребенком правила посадки дерева.
|
Наш дом
| «Земля - наш общий дом»
| 1. Формировать представление о взаимосвязи всех живущих существ.
2. Учить беречь свой общий дом.
3. Тренировать умение согласовывать числительные с существительными.
| 1. Беседа с инсценированием загадок
2. Д/и «Посчитай»
3*. Рисование «Земля - наш общий дом»
| Прочитать ребенку стихотворение «Все-все на свете нужны».
|
Предлоги
| «Три жизни у божьей коровки»
| 1. Расширять представления детей о насекомых.
2. Учить бережно относиться к ним.
3. Тренировать умение употреблять предлоги.
| 1. Беседа
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Д/и «Кто где»
4*. Рисование «Самый маленький в лесу»
| Организовать с ребенком наблюдение за насекомыми.
|
Предлоги
| «Зеленая аптека»
| 1. Дать знания о целительных свойствах зеленых растений, познакомить с некоторыми из них.
2. Учить правилам сбора, сушки и хранения лекарственных трав.
3. Тренировать умение употреблять сложные предлоги.
| 1. Беседа с использованием иллюстраций, стихотворений
2. С/р игра «У доктора Айболита»
3. Д/и «Игра в прятки»
| Собрать с ребенком лекарственные травы для зеленой аптеки группы.
|
Весна
| «Почему цветы красивые и душистые? »
| 1. Формировать представление о взаимосвязи насекомых и растений.
2. Учить видеть красоту цветущей природы.
3. Выучить с детьми названия садовых цветов.
| 1. Беседа
2. Рассматривание иллюстраций
3. Разгадывание кроссворда «Лепестки»
| Помочь ребенку нарисовать любимый цветок.
|
Лето
| Викторина «Что я знаю и чего я не знаю»
| 1. Углублять и расширять знания об окружающей природе и ее охране.
2. Тренировать умение подбирать глаголы к существительным.
| 1. Беседа об охране природы
2. Отгадывание загадок
3. Викторина
4. Д/и «Ответь быстро» (стрекоза - летает, гусеница - ползает)
| Помочь ребенку составить рассказ «Как я охранял природу».
|
Развитие естественно – научных представлений
|
Лексическая тема
| Тема по развитию естественно – научных представлений
| Цели
| Основные формы работы
| Рекомендации родителям
|
Школа
| «Земля - наш общий дом»
| 1. Продолжать знакомить детей с моделью планеты Земля - глобусом.
2. Тренировать умение подбирать антонимы.
| 1. Беседа об истории и назначении глобуса
2. Рассматривание глобуса или карты
3. И/у «Скажи наоборот»
| Прочитать ребенку стихотворение О. Григорьева «Глобус».
|
Осень
| «Времена года»
| 1. Закреплять знания детей о временах года, дать естественно-научные представления об их смене.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
| 1. Беседа «Почему сменяются времена года»
2. Опыт с фонариком и глобусом
3. И/у «Скажи какой? »
| Прочитать ребенку произведение К. Ушин- ского «Четыре желания».
|
Овощи и фрукты
| Значение воды в жизни растений
«Вода - всему голова»
| 1. Закреплять знания детей о необходимости влаги для роста овощей, фруктов.
2. Тренировать умение подбирать род ственные слова.
| 1. Беседа о круговороте воды в природе
2. И/у «Подбери слово»
3*. Беседа «Почему идет дождик? »
| Понаблюдать с ребенком за растениями до и после дождя.
|
Сад и огород
| Почва
«Где растут фрукты и овощи»»
| Продолжать знакомить детей с понятием «почва».
1. Закреплять знания о составе почвы.
2. Тренировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласка- тельными суффиксами.
| 1. Рассматривание почвы и беседа об образовании и разрушении почвы
2. Проведение ряда опытов для изучения состава почвы
3. И/у «Назови ласково»
| Организовать вместе с детьми осенние работы в саду: перекопка почвы (обратить внимание на ее состав).
|
Сезонная одежда
| Влияние погоды на одежду людей
«Погода и климат»
| 1. Формировать представления о причинах, определяющих погоду.
2. Тренировать умение изменять существительные единственного и множественного числа в форме Р. п.
| 1. Беседа на тему «Почему бывает тепло или холодно? »
2. Опыты с воздухом
3. Д/и «Один - много - нет» (рубашка - рубашки, рубашка - рубашек).
| Выучить с ребенком стихотворение О. Высоцкой «Три брата».
|
Обувь
| Продолжение темы «Погода и климат»
| 1. Закреплять знания детей о погоде.
2. Тренировать умение подбирать однокоренные слова.
| 1. Чтение сказки «Почему идет дождик? »
2. Опыт с чайником - «Сами вызываем дождь»
3. Д/и «Слова-братья» (пар, вода)
| Понаблюдать с ребенком за погодой.
Загадать ребенку загадки о дожде, радуге, солнце.
Прочитать ребенку стихотворение А. Барто «Дождь».
|
Посуда
| «Полезные ископаемые», или «Из чего сделана посуда»
| 1. Знакомить детей с материалами, из которых изготавливается посуда (глина).
2. Расширять знания детей о полезных ископаемых.
3. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
| 1. Беседа о полезных ископаемых с использованием загадок
2. Выставка посуды, изготовленной из разного материала (фарфор, глина, стекло, хрусталь)
3. Д /и «Что из чего сделано? »
4. *Чтение произведения В. Захарченко «Распахни окно в завтра»
| Прочитать ребенку сказки Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце».
Помочь ребенку изготовить (лепка) из глины посуду и расписать ее.
|
Продукты питания
| Продолжение темы «Полезные ископаемые» («Легенда о соли»)
| 1. Продолжать знакомить детей с полезными ископаемыми (соль).
2. Тренировать умение согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, мое.
| 1. Беседа о значении соли в жизни человека
2. Опыты с солью (растворимость)
3. И/у «Мой, моя, мое»
4*. Опыт «Сложная ситуация» (как отделить соль от песка)
| Провести с ребенком опыты с солью (растворимость).
|
Птицы
| «Как поют птицы», «Звуки, которые мы слышим» или «Роль звука в жизни живой природы»
| 1. Знакомить детей с понятием «звук».
2. Учить детей слышать и различать звуки.
3. Тренировать умение изменять существительные по числам.
| 1. Беседа о звуке
2. Слушание пения птиц
3. Моделирование звука
4. Д/и «Один - много», «Много - один»
5. *Изготовление спичечного телефона
| Помочь ребенку сделать жуж- жалку при помощи ниток и пуговицы.
|
Звери и детеныши
| Продолжение темы
«Звук»
«Зачем зайцу длинные уши? »
| 1. Продолжать знакомить детей со свойствами звука.
2. Расширять знания детей о роли звука
3. в жизни диких животных.
4. Тренировать умение подбирать глаголы действия к предмету.
| 1. Беседа
2. Опыты с рупором
· Игры с рупором на прогулке
3. *Чтение сказки «Про нимфу по имени Эхо»
4. И/у «Кто что делает? »
| Пмомчь ребенку изготовить рупор из бумаги.
Выучить с ребенком стихотворение Е. Благининой
«Эхо».
|
Зима
| «Погода»
| 1. Закреплять знания детей о погоде.
2. Тренировать умение подбирать синонимы
3. к заданным словам.
| 1. Беседа о погоде зимой с использованием стихотворений
2. Беседа на тему «Почему зимой идет снег? »
3. Чтение сказки «Зачем зимой снег? »
4. И/у «Словарина»
5. Д/и на прогулке «Узнай дерево»
| Выучить
с ребенком загадки о зиме.
Прочитать ребенку рассказ М. Гуми- левского «Рисует Мороз Иванович».
|
Мебель
| «Откуда стол пришел»
| 1. Расширять знания детей о строении дерева.
2. Формировать представления о назначении мебели.
3. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
| 1. Беседа о древесине
2. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел? »
3. И/у «Скажи какой? »
| Загадать ребенку загадки о мебели.
Придумать с ребенком свои.
|
Новый год
| Агрегатное состояние веществ
Сюрприз Деда Мороза
| 1. Уточнять свойства льда, воды.
2. Знакомить детей с законом сохранения.
3. Тренировать умение правильно употреблять предлоги: в, над, за.
| 1. Беседа Деда Мороза о новогодних сюрпризах (льдинках)
2. Опыты с льдинками, с подкрашенной водой
3. *П/и «Льдинки и солнышко», «Мороз и вода»
4. И/у «Где подарки Деда Мороза»
| Понаблюдать с ребенком за бельем, которое вывешивается на мороз.
Выучить
с ребенком стихотворение А. Туктарова «Твердое - жидкое? ».
Прочитать ребенку стихотворение Г. Ладон- щикова «Лед».
|
Семья
| Электричество и электроприборы
«Домашний помощник»
| 1. Формировать представления детей об электричестве и его свойствах.
2. Тренировать умение проговаривать слова сложной слоговой структуры.
| 1. Беседа об электроприборах, имеющихся в семье (дома)
2. Опыты с расческой
и шерстяной рукавичкой
3. Чтение сказки о розетке
4. И/у «Повтори за мной»
5. Рассматривание электрической лампочки, беседа «Что горит в лампочке? »
| Выучить с ребенком загадки об электроприборах (утюг, телефон, люстра, лампочка).
Прочитать ребенку стихотворение
С. Маршака «Лампа».
|
Профессии людей
| Космонавт
«Движение и инерция»
| 1. Закреплять знания детей о профессии космонавта и о первом космонавте Ю. Гагарине.
2. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
| 1. Беседа о профессии космонавта и о Ю. А. Гагарине «Почему космонавтов называют героями? »
2. Опыты с шариками, моделирование ситуации с машинами
3. Д/и «Я мечтаю быть космонавтом»
| Выучить с ребенком стихотворение А. Шлыги «Космонавт».
|
Наш город
| Особенности региона
Нефть, газ
(полезные ископаемые)
| 1. Знакомить детей с историей возникновения вашего города.
2. Формировать представления о значении нефти и газа в жизни людей.
3. Закреплять знания детей о профессиях, связанных с нефтяной и газовой промышленностью.
4. Тренировать умение детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
| 1. Беседа о предприятиях города, его достопримечательностях.
2. Загадывание загадок о нефти, газе, бензине, мазуте, керосине т. д.
3. * Беседа «Откуда берется бензин? »
4. * Сказка о природном газе «Почему у газовой плиты огоньки? »
5. * И/у «Скажи наоборот»
| Выучить с ребенком загадки о полезных ископаемых.
Организовать экскурсию в музей города.
|
День защитников Отечества
| Что используют в армии? (магнитные явления)
| 1. Знакомить детей с компасом.
2. Расширять знания детей о том, как используется компас в армии.
3. Тренировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
| 1. Беседа о магните
2. Опыт с магнитом
3. Рассматривание компаса, беседа об использовании компаса в армии
4. И/у «Скажи чей»
| Выучить с детьми стихотворение В. Мусатова «Компас».
2. Помочь ребенку изготовить макет телеграфного аппарата
|
Транспорт
| «Чем отличается троллейбус
от трамвая (электричество)
| 1. Закреплять знания детей о свойствах электричества.
2. Формировать представления детей об использовании электричества.
3. Тренировать умение подбирать синонимы.
| 1. Беседа «Почему трамвай и троллейбус держатся «руками» за «провода? »
2. Чтение стихотворения Ю. Кушака «Троллейбус»
3. И/у «Скажи иначе»
| Выучить с ребенком загадки о транспорте.
Прочитать ребенку стихотворение А. Барто «Трамвай» (отрывок).
|
Весна
| «Теплые весенние деньки» (тепловые явления: солнечная энергия или фоза)
| 1. Знакомить детей со свойствами тепловых явлений.
2. Тренировать умение подбирать антонимы.
| 1. Беседа о погоде весной, чтение стихотворения «Люблю грозу в начале мая»
2. Чтение сказки «Что страшнее - гром или молния? »
3. Д/и «Словарина»
II. 1. Беседа «Почему Солнце такое горячее? » с чтением стихотворений
2. Опыты с солнечным лучом - выжигание рисунков
| Выучить с ребенком загадки о грозе, молнии, громе.
Прочитать ребенку стихотворение Ф. Тютчева «Гроза».
|
Сад и огород
| «Из чего состоят растения? »
| 1. Продолжать знакомить детей со строением растений.
2. Закреплять знания детей об условиях для роста и развития растений.
3. Тренировать умение подбирать однокоренные слова.
| 1. Беседа об овощах и фруктах
2. И/у «Подбери такой же»
| Загадать ребенку загадки об овощах и фруктах.
Прочитать ребенку стихотворение В. Викторова «Картофель».
|
Наш дом
| «А у нас в квартире газ, а у вас?.. » (тепловые явления)
| 1. Формировать представления детей об использовании газа в быту.
2. Тренировать умение составлять предложения из заданных слов.
| 1. Беседа о газе и его значении в жизни человека
2. Знакомство с правилами обращения с газом
3. И/у «Подружи слова»
| Организовать игру «Хорошо - плохо».
|
Формирование представлений о развитии человека в истории и культуре
|
Лексическая тема
| Тема по развитию представлений
| Цели
| Основные формы работы
| Рекомендации родителям
|
Школа
| «В какой школе учились дедушки наших дедушек»
| 1. Формировать представления об эволюции школьных принадлежностей.
2. Тренировать умение образовывать существительные с уменыиитель- но-ласкательными суффиксами.
| 1. Загадки о школьных принадлежностях
2. Беседа с рассматриванием иллюстраций
3. И/у «Скажи ласково»
| 1. Организовать экскурсию в школу.
2. Прочитать детям стихотворения и рассказы о школе.
|
Осень
| «Осенние цветы» (легенды)
| 1. Знакомить детей с легендами об осенних цветах.
2. Тренировать умение подбирать прилагательные к существительным.
| 1. Рассказывание детям легенд о цветах
2. Рисование осенних цветов
3. И/у «Скажи какой»
| 1. Помочь ребенку сделать гербарий из осенних цветов.
2. Выучить с детьми стихотворение о цветах.
|
Овощи и фрукты
| «Почему земля такая добрая? »
| 1. Обобщать знания детей о том, что выращивали люди в древности.
2. Тренировать умение образовывать прилагательные-антонимы.
| 1. Загадки об овощах и фруктах
2. Беседа с рассматриванием иллюстраций
3. И/у «Скажи наоборот» (сладкий - горький)
4. 4*. Д/и «Четвертый лишний»
| 1. Понаблюдать с ребенком за уборкой урожая на полях, огородах.
2. Собрать с детьми семена овощей и фруктов.
|
Сад и огород
| «Возникновение земледелия»
| 1. Знакомить детей с орудиями труда людей в древности.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
| 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Поговорки и пословицы об урожае
3. Д/и «Выпьем сок» (яблоко - яблочный)
| 1. Выучить с детьми поговорки об урожае.
2. Провести совместный вечер-развлечение «Праздник урожая».
|
Сезонная одежда
| «Народы
и их вековые моды»
| 1. Знакомить детей с национальной одеждой людей России. Через историю вещей показать повседневную жизнь человека.
2. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
| 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Д/и «Ателье» (зеленое платье, голубой пиджак)
3. Д/и «Модельеры»
| Помочь ребенку сшить национальные костюмы для кукол.
|
Посуда
| «В огне горшок родился - в горшке
обед варился»
| 1. Знакомить детей с историей возникновения глиняной посуды..
2. Тренировать умение подбирать существительные к прилагательным.
| 1. Беседа
2. Д/и «Из чего делается посуда? »
3. И/у «Подбери слово» (деревянная - ложка, миска, ваза)
| 1. Организовать с детьми экскурсию в музей истории города.
2. Прочитать ребенку сказку Братьев Гримм «Горшок каши».
3. Помочь ребенку изготовить посуду из бросового материала.
|
Продукты питания
| «Из чего
кашу варят? »
| 1. Знакомить детей со способами выращивания зерновых культур.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
| 1. Беседа
2. Потешки
3. И/у «Сварим кашу» (манка - манная)
| Показать детям, как варить кашу (закрепить названия круп).
|
Слова- предметы, слова- признаки, слова-действия
| «Печатные пряники»
| 1. Знакомить детей с историей возникновения пряников.
2. Тренировать умение задавать вопросы «Кто это? Что это? » к существительным.
| 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Сюжетно-ролевая игра «Пряничные мастера»
3. И/у «Спроси правильно»
| 1. Помочь ребенеку изготовить пряничные доски.
2. Организовать
3. с детьми посиделки.
|
Предложения
| «Путешествие в страну часов»
| 1. Формировать представления детей об истории создания часов.
2. Тренировать умение согласовывать слова в предложении.
| 1. Игра-путешествие с использованием наглядного материала
2. Загадки
3. И/у «Подружи слова»
| Помочь ребенку нарисовать часы: солнечные, песочные.
|
Зима
| «С тех пор и горит костер»
| 1. Расширять знания детей о добыче и использовании огня.
2. Тренировать умение подбирать родственные слова.
| 1. Игра «Сказки у костра»
2. Рассматривание иллюстраций
3. И/у «Подбери слова» (снег - снежок, снежная)
| 1. Посмотреть с ребенком м/ф «12 месяцев».
2. Помочь ребенку нарисовать иллюстрации к сказке.
|
Зима
| «Как появились коньки и лыжи»
| 1. Знакомить детей с историей возникновения отдельных вещей: коньков, лыж.
2. Тренировать умение подбирать синонимы.
| 1. Беседа с показом иллюстраций
2. Д/и «Что не дорисовал художник? »
3. И/у «Скажи иначе»
| 1. Организовать с детьми прогулку на лыжах.
2. Прочитать детям стихотворения о зиме.
|
Мебель
| «История вещей»
| 1. Знакомить с историей создания стола и стула, их эволюцией от древности до наших дней.
2. Тренировать умение подбирать глаголы к существительным.
| 1. Чтение стихотворения С. Маршака «Стол»
2. Беседа с показом иллюстраций
3. Загадки, поговорки
4. И/у «Подбери действия»
| 1. Помочь ребенку сделать игрушечную мебель из коробков.
2. Посмотреть с ребенком х/ф «Приключения Буратино».
|
Новогодний праздник
| «Что такое Новый год? »
| 1. Знакомить детей с летосчислением.
2. Тренировать умение употреблять глаголы в форме будущего времени с суффиксом -ся.
| 1. Д/и «Ночное путешествие в канун Нового года»
2. Письма - поздравления друзьям
3. И/у «Скажи что будешь делать? »
| Сделать вместе с детьми игрушки для украшения группы.
|
Семья
| «С чего начинается Родина? »
| 1. Формировать понятие «малая родина».
2. Формировать чувство патриотизма путем осмысления понятий «род», «родители», «родина».
3. Тренировать умение образовывать существитель- ны в форме Т. п.
| 1. Беседа
2. Рисунки детей «Моя семья»
3. Чтение стихотворений
4. Д/и «Кто кем работает? »
| 1. Рассказать детям о родных людях, показать фотографии.
2. Помочь ребенку составить рассказ «Моя семья».
|
Семья
| «Моя родословная»
| 1. Формировать понятие «моя родословная».
2. Воспитывать чувство долга и любви к ближним.
3. Тренировать умение образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| 1. Беседа
2. Рассказы детей о семье
3. И/у «Назови ласково»
4. Составление «семейной пирамиды»
| 1. Составить генеалогическое древо своей семьи.
2. Прочитать детям произведение
3. В. Осеевой «Просто старушка».
|
Профессии людей
| «Кузнечное дело»
| 1. Расширять знания детей о профессиях людей (кузнец).
2. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными.
| 1. Чтение стихотворений
2. Беседа с рассматриванием иллюстраций
3. И/у «Подружи слова»
| 1. Прочитать детям произведение Дж. Родари «Какого цвета ремесла», «Чем пахнут ремесла».
2. Выучить с ребенком поговорки о труде.
|
Профессии людей
| «Ткачество»
| 1. Расширять знания детей о профессиях людей (ткач).
2. Тренировать умение употреблять существительные в косвенных падежах.
| 1. Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
2. Беседа с рассматриванием иллюстраций, чтением стихотворений, загадыванием загадок
3. И/у «Кого нет? », «Кем мечтаешь быть? »
| 1. Сделать с детьми альбом с образцами ткани.
|
Наш город
| «Название моего города»
| 1. Продолжать знакомить детей с историей родного города.
2. Тренировать умение согласовывать существительные с числительными.
| 1. Экскурсия
2. Беседа с использованием фотографий
3. Чтение стихотворений
4. И/у «Скажи сколько»
| 1. Организовать экскурсию на центральную площадь города.
2. Помочь ребенку составить рассказ «Мой город».
|
Наша улица
| «Древние славянские города и улицы»
| 1. Продолжать знакомить детей с историей названий улиц.
2. Закрепить предлож- но-падежные формы существительных (на, в, из, около, под, над).
| 1. Д/и «Необыкновенное путешествие» (беседа с показом иллюстраций, загадыванием загадок)
2. Д/и «Игра с Петрушкой»
| 1. Пройти с детьми по улице, где расположен д/с.
2. Нарисовать с детьми улицу, на которой живете.
|
Глаголы-движения, глаголы-антонимы
| «Рукотворная красота»
| 1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами.
2. Прививать осознанное отношение к красоте изделий народных мастеров.
3. Тренировать умение подбирать слова-антонимы.
| 1. Беседа с рассматриванием предметов хох- ломской, семеновской росписей (матрешки, ложки, чашки)
2. Чтение сказки «Четыре сестрицы»
3. И/у «Подбери похожие слова»
| 1. Организовать экскурсию в музей народно-прикладного искусства.
2. Помочь ребенку сделать аппликацию на платке, фартуке.
|
Российская Армия
| «Вооружение древних славян»
| 1. Расширять представления об оружии древних славян.
2. Воспитывать уважение к воинам Российской Армии.
3. Тренировать умение образовывать существительные во множественном числе.
| 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Пословицы и поговорки о воинах
3. Д/и «Один - много»
| Организовать прогулку к Вечному огню.
|
Транспорт
| «Как появилось колесо? »
| 1. Знакомить детей с историей развития колеса.
2. Учить конкретно отвечать на поставленный вопрос.
| 1. Беседа с рассматриванием картинок, чтением стихотворений
2. Д/и «Что было бы, если бы... »
3. Д/и «Ответь на вопрос»
| 1. Прочитать детям произведение М. Коршунова «Едет, спешит мальчик».
2. Помочь ребенку сдашь машинку, велосипед из коробочек.
|
Транспорт
| «На воде и под водой»
| 1. Формировать представления об освоении подводного мира.
2. Тренировать умение подбирать синонимы.
| 1. Беседа с загадыванием загадок, рассматриванием иллюстраций
2. И/у «Скажи иначе»
| 1. Посмотреть с ребенком телепередачу «Подводная одиссея команды Кусто».
2. Посмотреть с ребенком м/ф«Русалочка».
|
Весна
| «Солнце»
Мифы разных народов
| 1. Знакомить детей с мифологией разных народов.
2. Активизировать словарный запас детей по теме.
| 1. Рассказывание детям мифов о Солнце
2. Д/и «Птички в клетках»
3. Рисование «Что я узнал о Солнце»
| 1. Прочитать детям произведения Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце», М. Пришвина «Золотой луг».
|
Весна
| Народные приметы, поговорки о весне
| 1. Расширять и углублять знания детей по теме «Весна».
2. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
| 1. Беседа с использованием стихотворений, за- кличек о весне
2. Д/и «Узнай цветы»
| 1. Помочь детям изготовить маски, костюмы, декорации (подготовка к вечеру развлечений).
|
Наш дом
| «Красна
изба углами»
| 1. Знакомить детей с разнообразием жилья в разных странах; показать связь архитектуры с климатом.
2. Тренировать умение образовывать притяжательные местоимения мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.
| 1. Д/и «Путешествие по глобусу»
2. Рассматривание иллюстраций
3. И/у «Мой, моя, мое»
| 1. Рассказать детям, из чего построен дом, в котором живете.
2. Сделать с детьми домик из спичечных коробков.
|
Бытовая техника
| «Из истории вещей»
| 1. Рассказать об эволюции бытовых приборов.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
| 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Загадывание загадок
3. И/у «Скажи какой? »
| 1. Сделать с детьми телефон из спичечных коробков.
2. Прочитать детям произведение
3. К. Чуковского «Телефон».
|
Предлоги в, на, под
| «Способы общения»
| 1. Знакомить детей со способами общения людей (от почтовых голубей до телефона, телетайпа).
2. Тренировать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
| 1. Беседа с показом иллюстраций
2. И/у «Скажи ласково»
3. Изготовление телефона из спичечных коробков
| Написать или нарисовать вместе с детьми письмо Деду Морозу.
|
Школа
| «Откуда взялись буквы - из букваря»
| 1. Знакомить детей с историей возникновения письменности.
2. Тренировать умение подбирать антонимы.
| 1. Беседа с рассматриванием картинок
2. Отгадывание ребусов
3. И/у «Скажи наоборот»
| 1. Рассмотреть с детьми «Азбуку» или «Букварь».
2. Выучить с детьми стихотворения о школе.
|
| «Что и как изучает история»
(итоговое)
| 1. Обобщать знания детей по данной теме.
2. Тренировать умение строить предложения разного типа.
| 1. Игра «Колесо истории»
2. Кроссворды, ребусы, загадки
| Посмотреть с ребенком телепередачу «Колесо истории».
|