Игровая деятельность
|
Лексическая тема
| Дидактичнеские и сюжетно – ролевые игры
| Цель
| Основное содержание
| Рекомендации родителям
|
Школа
| С/р игра «Школа»
| 1. Рассказывать о том, что нужно первокласснику для учебы в школе.
2. Продолжать создавать условия для возникновения интереса детей к обучению в школе.
3. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| Распределение ролей. Практические действия «учеников» и «учителей»
| Рассказать детям о том, как учились в школе, о своей любимой учительнице.
|
Осень
| Д/и «Происшествие в музее осени»
| 1. Помогать детям составлять описательный рассказ по картине.
2. Тренировать умение подбирать слова-признаки, глаголы действия, родственные слова.
| В музее пропала картина, но она среди картин. «Хранитель» музея описывает ее, а «сыщик» находит
| Понаблюдать с ребенком за осенними изменениями, прочитать произведения о природе.
Выучить с ребенком стихотворения, загадки, приметы об осени.
|
Овощи и фрукты
| С/р игра «В гостях у Чипполино»
| 1. Закреплять знания детей по теме «Овощи и фрукты».
2. Тренировать умение использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их
с существительными в роде, числе, падеже.
3. Учить детей готовить салаты из овощей и фруктов.
| Игровая ситуация. К Чипполино приходят «овощи» и «фрукты» (дети). Загадывают загадки, поют песенки. «Овощи» готовят салаты
| Помочь детям сшить костюмы овощей и фруктов и придумать загадки о них.
|
Сад и огород
| Д/и «Овощехранилище»
| 1. Учить группировать предметы по способам использования их в быту.
2. Учить распределять овощи и фрукты так, чтобы они не испортились и сохранились зимой и весной.
3. Тренировать умение образовывать прилагательные от существительных.
| Часть ребят - «приемщики», остальные - «фермеры». «Фермеры» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения
| Помочь детям сшить фартучки-халатики.
Рассказать и показать детям, как заготавливают овощи на зиму и правильно их хранят.
|
Сезонная одежда, обувь
| Д/и «Рекламное агентство»
| 1. Учить детей выделять основные характерные черты рекламируемого объекта.
2. Тренировать умение употреблять существительные в форме Р. п. множественного числа.
3. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова-действия.
| Каждый выбирает понравившийся предмет и представляет его, выполняя роль рекламного агента
| Помочь детям приготовить атрибуты к с/р игре «Рекламное агентство» (ценники, деньги, рекламные листы, рекламную газету).
Просмотреть с детьми рекламные ролики.
Придумать вместе с детьми рекламу обуви.
|
Посуда
| С/р игра «Мы в гончарной мастерской»
| 1. Рассказать детям о том, что одинаковые по назначению вещи могут быть сделаны из разного материала.
2. Выучить названия посуды.
3. Тренировать умение согласовывать числительные с существительными.
| Дети делятся на 3 бригады. Каждая лепит определенный вид посуды
Бригадиры рассказывают о посуде
| Сходить с детьми в магазин, рассмотреть различные виды посуды.
|
Продукты питания
| Д/и «Один дома»
| 1. Воспитывать в детях самостоятельность.
2. Учить рассказывать о своих действиях.
3. Учить детей красиво сервировать стол.
4. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
| Игровая ситуация: «Ты сщин дома, все на работе. Ты должен закупить продукты и приготовить ужин на всю семью»
Ребенок действует, а потом рассказывает, какие продукты купил и какие блюда из них приготовил
| Сходить с детьми в магазин, дать возможность ребенку что-то купить.
|
Птицы
| Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц»
| 1. Учить детей находить и правильно называть перелетных и зимующих птиц.
2. Тренировать умение согласовывать числительные и прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
3. Воспитывать заботу о птицах.
| 1. Дети описывают зимующих птиц, рассказывают все, что знают о них, и сажают птицу-картинку на кормушку
| Понаблюдать с детьми за птицами.
Поговорить с ребенком о том, почему одни птицы улетают, а другие остаются.
|
Звери и детеныши
| С/р игра «Зоопарк»
| 1. Закреплять и расширять знания о животных средней полосы и жарких стран.
2. Тренировать умение употреблять существительные в форме Т. п., образовывать притяжательные местоимения.
3. Закреплять знания о животных, о приспособлении к среде обитания.
| Дети самостоятельно распределяют роли
Практические действия детей
| Посмотреть с ребенком телепередачу «В мире животных».
Прочитать ребенку произведения о животных.
Сходить с ребенком в зоопарк.
|
Слова- предметы, слова- действия, слова- призна- ки
| «Вкусная игра»
| 1. Знакомить детей с процессом приготовления теста и выпечкой крендельков.
2. Тренировать умение употреблять слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
| Дети готовят тесто, выпекают крендельки, угощают детей другой фуппы
| Вместе с детьми дома печь печенье, пироги.
|
Зима
| Д/и «Письмо мальчику Почемучке»
| 1. Закреплять знания детей о зимнем периоде года.
2. Развивать умение выражать мысль краткой, пояснительной речью.
3. Тренировать умение подбирать синонимы.
| Игровые действия выражаются в ответах детей на вопросы Почемучки
Помогают друг другу (продолжают, уточняют мысль, но не перебивают, не мешают)
| Понаблюдать с ребенком за зимними явлениями.
Прочитать ребенку произведения, выучить с ним стихотворения, загадки о зиме.
|
Зимние развлечения
| Д/и «Путешествие в парк в поисках диковинных снежных фигурок и зверьков»
| 1. Углублять знания детей о зиме.
2. Учить детей наблкадать, развивать фантазию, воображение.
3. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными.
| Игровые действия определяются содержанием путешествия
| Рассказать детям о своем детстве, о зимних развлечениях.
Выучить с ребенком стихотворение Сурикова «Деревня».
|
Мебель
| Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем»
| 1. Рассказать детям о том, что дерево - материал, из которого можно делать разные вещи.
Расширять знания о мебели, называть ее части.
2. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными и подбирать родственные слова.
| Дети действуют в соответствии с содержанием текста
| 1. Сходить с ребенком в мебельный магазин.
2. Рассмотреть с детьми мебель, а дома выучить ее название.
|
Новогодний праздник
| Занятие-иг- ра «Новогоднее путешествие»
| 1. Расширять знания о традициях и обычаях народов разных стран.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные и подбирать слова-действия.
3. Развивать память, внимание, логику.
| Дети путешествуют
Воспитатель рассказывает об интересных моментах встречи Нового года в разных странах
Дети находят отличия Нового года в других странах (3 отличия)
| Помочь детям сшить костюмы для игры, смастерить шапочки.
|
Семья
| Д/и «Так у нас, а у вас? »
| 1. Формировать представления о семейном досуге.
2. Тренировать умение образовывать сравнительную, превосходную степень имен прилагательных.
| Игру проводят аналогично телеигре «Моя семья»
Воспитатель - в роли ведущего
| Рассказать детям о традициях своей семьи.
Составить с ребенком родословную семьи (древо).
|
Профессии
| С/р игра «Сбербанк» (как часть игры «Наш город»)
| 1. Закреплять знания о профессиях (работники банка).
2. Продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры.
3. Тренировать умение употреблять существительные в косвенных падежах.
| Создать игровую обстановку
Игру «Сбербанк» проводят как часть с/р игры
Связать с «Семьей», «Школой» и другими сюжетно-роле- выми играми
| Помочь ребенку изготовить игрушку-компьютер.
Организоватьэкскурсию вСбербанк.
|
Профессии
| Д/и «Чья одежда? »
| 1. Уточнять знания о специальной одежде людей разных профессий: строителя, врача, летчика, водолаза, электросварщика и т. д.
2. Тренировать умение употреблять существительные в косвенных падежах.
3. Тренировать умение проговаривать слова сложной слоговой структуры.
| Одевают кукол в рабочую одежду
Имитация игровых действий
| Рассказать ребенку о своей работе и показать свою рабочую одежду.
|
Профессии
| С/р игра «Библиотека»
| 1. Закреплять знания детей о профессиях (библиотекарь).
2. Учить выполнять роль библиотекаря.
3. Тренировать умение употреблять существительные в косвенных падежах.
4. Развивать способности совместно развертывать игру.
| Создают игровую обстановку
Развитие сюжета связать с сюжет- но-ролевой игрой «Семья» или «Наш город»
| Сходить с ребенком в библиотеку.
Помочь ребенку изготовить книжку-малышку.
|
Наш город
| Д/и «Гости нашего города»
| 1. Закреплять знания о родном городе.
2. Учить выполнять роль «экскурсовода».
3. Тренировать умение употреблять предлоги на, в, из-под.
4. Воспитывать любовь к родному городу.
| Игровая ситуация:
В наш город приехали друзья из разных стран мира - путешественники. Ребенок - «экскурсовод» рассказывает гостям о городе.
Затем роль экскурсовода исполняет другой ребенок
| Рассказать ребенку об истории названий города, улиц.
Посетить с ребенком места отдыха, музей города.
|
Наша улица
| Д/и «Улица города»
| 1. Уточнять и закреплять знания детей о поведении на улице, о правилах дорожного движения; о различных видах транспортных средств.
2. Тренировать умение согласовывать существительные с глаголами, местоимениями.
| Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы и задает рад вопросов
Свои ответы дети сопровождают показом на макете
| Изготовить с детьми атрибуты к играм по правилам дорожного движения.
|
Глаголы- движе ния
| Д/и «Путешествие по зимней стране»
| 1. Выучить с детьми признаки зимы, учить устанавливать взаимосвязь явлений в природе.
2. Тренировать умение подбирать родственные слова-предметы к признакам.
| Дети должны освободить красавицу Весну, выполнив задание королевы Снежной страны - Зимы
1. В гостях у Непогодушки
2. Снег и лед
3. Вечный лес
4. Птичья столовая
5. Труд зимой
6. Замок Королевы
| Понаблюдать с детьми за явлениями природы.
Выучить с ребенком стихотворения, загадки, приметы о зиме.
|
Армия
| С-р игра «Мы служим в армии»
| 1. Воспитывать чувство патриотизма.
2. Тренировать умение подбирать слова-синонимы.
| 1. Вся игра строится по схеме
Распорядок дня:
1. Подъем
2. Зарядка (упражнение в центре движения)
3. Одевание (кто быстрее, аккуратнее)
4. Учение (стреляют, бегают, прыгают)
5. Вечером - отдых, свободное время (пишут письма, читают, поют песни, отгадывают кроссворды)
| Рассказать ребенку, как служили в армии, в каких войсках и кем, об особенностях службы.
|
Транспорт
| Д/и «Наша улица»
| 1. Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
2. Рассказать детям о назначении светофора. Учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителя и пешехода.
3. Тренировать умение подбирать слова-действия, образовывать признаки от предметов.
| Практические действия детей-пеше- ходов и детей-води- телей по сигналу светофора
| Изготовить с ребенком необходимые атрибуты к игре.
По дороге в д/с и обратно наблюдать с ребенком за транспортом на улице.
Соблюдать с ребенком правила дорожного движения.
|
Ранняя весна
| Д/и «Что? Где? Когда? » («Знатоки»)
| 1. Закреплять признаки ранней весны.
2. Тренировать умение подбирать признаки.
| 2 команды «Знатоков» (девочек и мальчиков) Игра проводится по типу телеигры «Что? Где? Когда? »
| Помочь ребенку приготовить рисунки весенних цветов, открытки.
Выучить с ребенком загадки, пословицы, приметы о весне.
|
Прилет птиц
| Д/и «Встречаем пернатых гостей»
| 1. Активизировать словарный запас детей по теме.
2. Тренировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных в единственном
и множественном числе.
3. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
| Каждый ребенок - птица, прилетает с юга и загадывает загадку, рассказывает о себе (внешний вид, чем питается, где живет и т. д. )
Дети называют птицу
| Выучить с детьми загадки о птицах, стихотворения.
Понаблюдать с детьми за поведением птиц.
Помочь ребенку сделать скворечник.
|
Весна
| С/р игра «Поле чудес»
| 1. Уточнять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
2. Тренировать умение подбирать слова-признаки, слова- действия.
| Игра проходит по типу телеигры «Поле чудес»
Эмблемы: деревья, птицы, животные, цветы, солнце, снег - сосульки и т. д.
| Наблюдать с детьми за изменениями в природе весной и помочь ему это зарисовывать.
Выучить с ребенком приметы, пословицы, стихотворения, загадки, потешки о весне.
|
Сад и огород
| С/р игра «Я купил земельный участок»
| 1. Закреплять и расширять знания детей о сезонных работах на огороде и в саду.
2. Воспитывать умение ориентироваться в реальной жизни.
3. Тренировать умение подбирать слова-действия.
| Игровая ситуация: «Ты купил земельный участок под дачу. Какой инвентарь вам нужно приобрести, как распланировать участок под овощи, фруктовые деревья»
| Сделать с детьми пакетики для семян. Вырастить рассаду.
|
Наш дом
| С/р игра «Строительная фирма»
| 1. Расширять знания детей об окружающей жизни, что такое фирма, кто работает в ней.
2. Продолжать знакомить с различными видами домов (блочные, деревянные).
3. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
| Распределяют роли
Принимают заказы; выполняют работу бригадой; сдают объекты
| 5. Сходить с детьми на стройку.
6. Рассказать детям о различных строительных профессиях.
7. Помочь ребенку сделать каску для строителей.
|
Бытовая техника
| С/р игра Салон- магазин «Бытовая техника»
| 1. Закреплять знания детей о бытовой технике.
2. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.
| Выбирают «менеджера». Менеджер рекламирует продукцию магазина-салона
Покупатели выбирают, советуются
| Сходить с ребенком в магазин «Бытовая техника». Показать, как работает бытовая техника в домашних условиях.
|
Предлоги
| Д/и «С днем рождения, Земля! »
| 1. Знакомить детей с праздником «День рождения Земли».
2. Учить высказывать свои мысли связно и грамотно.
Использовать в речи предлоги на, в, под, от.
| Дети готовят рисунки, аппликацию, вышивку - подарки
Высказывают пожелания Земле, читают стихотворения, поют песни
| Приготовить вместе с детьми открытку и написать пожелания Земле.
Принять с ребенком участие в субботнике.
|
1 Мая
| Д/и «Если бы тебя избрали мэром города»
| 1. Расширять знания об окружающей жизни.
2. Развивать целеустремленность, активность, самостоятельность, ответственность.
3. Тренировать умение подбирать слова-синонимы.
4. Воспитывать интерес к явлениям общественной жизни.
| Игровая ситуация «Тебя избрали мэром города». С чего бы ты начал свою работу?
| Рассказать ребенку, что мэра города избирают на 4 года; о том, в чем состоит работа мэра. Показать его место работы.
|
Победа
| С/р игра «Разведчики
| 1. Воспитывать волевые качества, ловкость, взаимовыручку.
2. Учить детей правильному употреблению в речи существительных в форме Т. п. множественного числа.
Тренировать умение подбирать слова-синонимы.
| Дети разбиваются на отряды. Получают боевое задание. Тот, кто первым выполнит его, рапортует о том, где был найден предмет
| Организовать с детьми экскурсию к обелиску Победы.
Рассказать детям о Великой Отечественной войне.
Посмотреть с ребенком х/ф о войне.
|
Школа
| Д/и «Мы
друзья-товарищи»
| 1. Развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут и общаются дети.
2. Воспитывать отзывчивость.
3. Тренировать умение подбирать слова-антонимы.
| Рассматривают портреты. Отвечают на вопросы. Выбирают товарища, обосновывают свой ответ
| Рассказать детям, с кем дружили в школе, чем занимались.
|
Лето
| Игра-загадка «Лес»
| 4. Закреплять знания о природных богатствах родного края.
5. Тренировать умение подбирать слова-признаки, слова- действия.
6. Воспитывать любовь к окружающей среде.
| В коробочке веточка сосны, лист рябины, ягоды ежевики, плоды ели, дуба и т. д.
Дети по очереди подходят и достают из нее что-то одно и рассказывают все, что знают об этом дереве
| Сходить с детьми в лес, на речку, на озеро.
|